ХАНЫКОВ Н. В.
ОПИСАНИЕ БУХАРСКОГО ХАНСТВАТОПОГРАФИЯ ХАНСТВА.
Бухарское Ханство разделяется на округи по главным городам составляющим Центр их; некоторые даже как например Бухара и Самарканд, подразделены на меньшие округи или тумяны, коих в Бухаре восемь а в Самарканде семь, каждый из этих округов управляется чиновником назначенным от Эмира и ему вверяются в управление [78] несколько деревень приписанных к месту его жительства; здесь различие городов от деревень не есть как у нас промышленное, потому что можно найти города где занимаются садоводством в даже хлебопашеством; но тем не менее различия существует и оно более административное и духовное. Во первых всякий город какой бы незначительный он ни был должен иметь цитадель, (арик), кроме того он должен иметь хотя глиняную стену сверх того в законе городом называется такое селение, которое имеет три мечети, из коих одна должна быть так велика, что могла бы просторно вмещать все народонаселение и её назначают обыкновенно для чтения Намаза Джумы. Главных городов в Ханстве 19, они суть:
1) Бухара.
2) Кермине.
3) Зияуеддин.
4) Кятта-Курган.
5) Самарканд.
6) Пянжякенд.
7) Хатырча.
8) Нур-ата.
9) Нянджшамби.
10) Челек.
11) Янгы-Курган.
12) Джизах. [79]
13) Уратюпя.
14) Чаршамби-раумитан.
15) Пянкенд.
16) Каракуль.
17) Чарджуй.
18) Карши.
19) Хузар.
Мы здесь изложим только описание трех главных городов в Ханстве, потому что о других пришлось бы сказать то же самое.
Бухара. Бухара находится под 39° 46' С. Ш. (Надобно полагать, что наблюдения Г. Борнса давшие широту Бухары = 38°43' были ошибочны, потому что я производил наблюдения в начале с Г. Стоддартом и в последствии один всю зиму и получал постоянно 38° 46'.) и под В. Д. от Ферро, город сей обведен глиняной стеной имеющей сажени 3 1/2 вышины и сажени 1 1/2 толщины в основании; она уставлена зубцами и имеет выступы издали похожие на башенки, впрочем равной вышины со стеною, их называют Бурджами, кроме того в ней пробито 11 нижеследующих ворот: 1) Деруазяи Мазар, 2) Деруазяи-Кауаля или Карши, 3) Деруазяи-Салляхане, 4) Деруазяи Намазига, 5) Деруазяи Шейхи-Джалаль, 6) Деруазяи [80] Каракуль, 7) Деруазяи Углан, 8) Деруазяи Ширьги-ран, 9) Деруазяи Талипач, 10) Деруазяи Имам, 11) Деруазяи Самарканд. Нижеследующая таблица дает приблизительное понятие о окружности города и о форме стены.
НАЗВАНИЕ ВОРОТ |
Раcстояние |
Число Бурджей |
|
вер. |
саж. |
||
От ворот Мазар до в. Кауаля |
— |
175 |
3 |
От ворот Кауаля до в. Салляхане |
1 |
30 |
14 |
От ворот Салляхане до в. Намазига |
— |
400 |
7 |
От Намазига до в. Шейхиджалаль |
— |
400 |
12 |
От ворот Шейхиджалаль до в. Каракуль |
— |
200 |
13 |
От ворот Каракуль до в. Углан |
1 |
300 |
13 |
От ворот Углан до в. Ширьгиран |
1 |
— |
12 |
От ворот Ширьгиран до в. Талипач |
— |
273 |
12 |
От ворот Талинач до в. Имам |
1 |
400 |
9 |
От ворот Имам до . Самарканд |
1 |
26 |
11 |
От ворот Самарканд до в. Мазар |
2 |
128 |
23 |
Итого окружность стены |
11 |
400 |
131 |
Городская стена на всем протяжении своем в довольно хорошем состоянии снаружи, со внутренней же стороны она часто осыпается, впрочем ни в каком случае она не может служить защитою городу, потому что не только ядрами, но даже и камнями брошенными от руки можно сделать в ней брешь: наибольший поперечник заключаемого ею пространства идет от С. В. к Ю. 3. и имеет 4 версты длины, площадь занимаемая городом равняется [81] 1.564.875 квадратным саженям, или 1739 танапам, впрочем не смотря на то что город довольно застроен в нем есть небольшие пустыри. Кроме того в нем находятся 13 кладбищ, они суть 1) Имам Казы хан, 2) Ходжа таб бянд, 3) Ходжа Нур-Абад, 4) Ходжа-Бульгар, 5) Ходжа Тюрки Джанды, 6) Мир-акан, 7) Ишани Ходжа Ходай дад, 8) Гуристани Джубар, 9) Хазряти Ишани Имля это есть Царское кладбище, 10) Хазряти Ишани Хабиб Улла, 11) Ходжа Рушнаи, 12) Ходжааси гярдан, получившее свое название, потому что вокруг него водят больных лошадей для излечения их, и 13) Кимсян-гиран. (Весьма удивительно, каким образом Г. Борнс не заметил в Бухаре ни одного кладбища, тем более что в соседстве с домом, который он там занимал их очень немало.) Некоторые из них весьма велики так наприм. Ходжа Тюрки Джанды по моему мнению имеет 35 или 40 танапов. Город снабжается водою канавой Шяхри руд, которая в нем течет на 3 версты 100 сажень, на ней находятся в городе 12 каменных и несколько деревянных мостов, из нее небольшими канавами вода проводится в хоузы, коих всего 83; замечательнейшие же по своей величине суть: 1) Хоузи Диван беги, 2) Хоузи Лисяк, 3) Боля хоуз, 4) Хоузи Мир дустум, 5) Хоузи Падша Ходжа, 6) Хоузи Ноу, 7) Хоузи Джуйбар, 8) [82] Хоузи Балянд, 9) Хоузи Ходжа Исмаил Замони, 10) Хоузи Истимур Бий, 11) Хоузи мулла Ашур, 12) Хоузи Каллябад, 13) Ляби Хоузи Арбаб, 14) Хоузи Хамами-Кунджак, 15) Хоузи Газиан, 16) Хоузи Ляби хоузи Кашуки, 17) Хоузи Ходжа Бульгар, 18) Хоузи Джухудан, 19) Хоузи Ходжа Заиняддин, 20) Хоузи Аталык, 21) Хоузи Кутлук, 22) Хоузи Гау Кушан, 23) Хоузи Мирза Гафур, 24) Хоузи Ким Сянгиран, 25) Хоузи Ходжа Калян, 26) Ляби Хоузи Кар Хане, 27) Хоузи Муллаян, 28) Ляби хоузи Айбинак, 29) Ляби Хоузи Ходжа тап бянд, 30) Хоузи Мир Акан, 31) Хоузи Ляби Хаузи биби Халифя, 32) Хоузи Ляби Хаузи Казы Калян. Улиц и переулков в городе 360, ширина их меняется от 1 1/2 аршина до 3 саж. мощеных весьма мало и те существуют не к выгоде города, потому что большие камни, служащие основою мостовой, от небрежного присмотра за исправлением ее и в сухое время и в дождь затрудняют, вместо того, чтобы помогать сообращению жителей. Публичные здания города суть: Дворец Эмира (арк) это есть цитадель построенная на естественном возвышении или искусственной насыпи мне неизвестно; но она не имеет более 5 или 6 сажен вышины, окружность ее равняется примерно 1 1/2 верст, она имеет четвероугольную форму и заключает около 20.000 квадр. саженей или около 22 танапов, на этом пространстве [83] расположены дома Эмира, Визиря, Шигаула, Топчи-Баши, Мирзаи дяфтардар, жилища многочисленной прислуги Эмира и вышеназванных лиц, мечетей там 3, также тут же находятся Аб-Хане, несколько темных комнат служащих для хранения воды Эмира в летние жары; но главное назначение их состоит в том, что обыкновенно сюда заточают значительных сановников, каковы наприм. были Куш Беги Аяз-Бий, когда они прогневляют Эмира, через коридор от нее направо от входа есть другая темница ужаснее первой, называемая Кана Хане она получила название свое от бесчисленного множества клещей разведенных в ней искусственно, которые терзают бедных заключенных, даже меня уверяли, что за неимением таковых ежедневно бросают туда несколько фунтов сырого мяса чтобы клещи не перевелись? Это то заведение утонченной злости, вероятно подало повод к созданию сказки относительно ямы скорпионов, о которой мне несколько раз удавалось слышать в Оренбурге. 2) Тюрьма. (Зиндан) она находится к востоку от Арка и имеет два отдела, Зиндани баля и Зиндани паин. Первый Отдел состоит из нескольких дворов с комнатами для заточенных, второй состоит из глубокой ямы, имеющей сажени 3 отвесной глубины, преступники спускаются на дно ее на веревках, равно как этим же способом передается им и пища, [84] могильная, сырость ее летом и зимою должны быть невыносимы по словам очевидцев. Заключенных раза два в месяц выводят из темницы скованных цепями на Регистан и там Эмир решает кого убить, кого выпустить, тем же о коих он не упомянет бреют головы и снова отправляют в прежнее жилище, впрочем это делают только с теми, кои содержатся в первом отделении, обыкновенно они ходят босоногие и надобно было видеть страдания этих несчастных чтобы вполне оценить их когда нынешней зимой они босые ожидали иногда на снегу при 15° мороза часа два выхода правителя Правоверных. 3) Мечети. Всех мечетей в городе 360, по числу улиц, главных же или мечетей Джума восемь, они суть: 1) Месджиди Балянд при ней же находятся описанная и срисованная у Барона Мейндорфа башня; 2) Месджиди Уста Рахи, 3) м. Мир Акан, 4) м. Джуйбар, 5) м. Гау кушан, 6) м. Шах шана, 7) М. Халифя Хуссейн, 8) М. Пайондя Аталык. Сии последние все каменные и кроме первой не одна не может выполнить того, что закон требует от такой мечети, первая же может сколько мне кажется поместить тысяч до 10 человек, если не всех внутри, то по крайней мере так что им всем будут слышны слова Намаза. Впрочем надобно заметить, что мечети где читают Намаз джума который отличается от прочих Намазов только [85] тем, что читают 2 ракиаты Фярзь вместо 4 за то 10 ракиатов Суният вместо 6; ограничены числом 8 только со времени управления делали Рахман Бирды Махзума, прежде же Намазы эти читались во многих других мечетях, как наприм. в мечети Имами Халифя ниаз Кули, находящейся между воротами Мазар и Кауаля отличающейся четырьмя куполами покрытыми синим изразцом и в других. 4) Медресе. Медресе суть высшие Бухарские Училища они не отличаются изяществом архитектуры, хотя некоторые как наприм. Зяргеран имеет фасовую стену, выложенную изразцами, обыкновенно состоят они из четвероугольного и даже квадратного строения, обносящего таковой же двор, в середине коего в некоторых есть несколько дерев, верхний этаж их посвящен квартирам Студентов, нижний преподаванию лекций. Всего в Бухаре медресе находящихся в дяфтаре т. е. в Эмировском списке где означен их уакф находится 103, главных же 60 нижеследующих; 1) Медресяи Кукальташ имеет 150 комнат, мударрис ее получает 360 тиллей, студенты ее разделены на три разряда: пясть кадам т. е. проходящие науки заключающиеся в курсе от Сарфа до Тягзиба, они получают 3 тиллы в год, мианя проходящие науки от Тягзиба до мулла джалаля, они получают 3 1/2 тиллы, пиш кадам проходящие науки от муллы джаляля до конца курса они [86] получают каждый 5 тилл в год; 2) Мед. Мири-Гаряб имеет 110 комнат, студенты ее каждый получает 5 тилл; 3) М. Мирза-Улуг-Беги имеет 80 комнат, студенты получают 3 1/2 тиллы; 4) М. Зарьгяран имеет 93 комнаты. Студенты получают по 5 1/2 тилл; 6) М. Турсун Джан имеет 94 комнаты иногда студенты получают 5 тил. но иногда и более так наприм. в прошлом году, каждый получил 8 тилл. 7) М. Мухаммяд Шериф Саудагяр имеет 92 комнаты, студенты получают по 3 1/2 тиллы в год, Муддаррис получает 199 тилл в год; 8) Куш Медресяи Абдулла Хан не менее предыдущей, но в точности число комнат неизвестно, каждый студент получает 3 1/2 тиллы. 9) М. Хиабан имеет 93 комнаты, Мударис получает 180 тилл, студенты же получают 4 1/2 тиллы в год каждый; 10) М. Гусфянд, 11) Ханакаи Мир Акан студенты получают 3 1/2 тиллы; 12) М. Ширьдар, 13) М. Фятх-Улла Кушбеги, 14) Ирьнязар построена императрицей Екатериной, не имеет более 60 комнат, студенты же получают 2 1/2 тиллы, 15) М. Мискин, 16) М. Калябад, 17) М. Ходжа Нихал, 18) М. Даруль Шифа имеет 2 Мударрисов, каждый из них имеет не менее 700 тилл, комнат более 40. 19) Ходжа джуй бари Калян жалованье мударриса 500 тилл, студенты же получают по 20 тилл в год; 20) Джуйбари Хурд мударрис получает 100 тилл, [87] 21) М. Накиб, 22) Ханакои Ишани Ходайдад, 23) Ханакаи Халифя Ниаз Кули, 24) Ханакаи Халифя Хуссейн, 25) Ханакаи Баля Хоуз, 26) М. Гарибия, 27) М. Рахман Кули, 28) М. Гау-Кушан Мударрис получает 700 тилл, студенты же получают от 8 до 9 тилл в год; 29) М. Куш Беги, 30) и 31) М. Сучук ай, 32) М. Топчи-Баши, 33) М. Яш-узякк Беги, 34) М. Шейхи Джалаль, 35) М. Газиан, 36) М. Аглям, 37) М. Гали студенты получают по 12 тилл, она имеет от 28 до 30 комнат. 38) М. Бядяль-Бик, 39) М. Биби-Халифя, 40) М. Дях Мулла Шир, 41) М. Ходжа Доулят Мударрис получает 700 тилл, студенты получают по 16 тилл каждый, 42)М. Хофизи Кунград; 43) М. Суфиан; 44) М. Мухаммяд порса ученика Богоуеддина, 45) М. Джагфар Ходжа, Студенты получают по 8 тилл. 46) М. Амири-Джайняти Мякани т. е. Амира Ишан Мурад Уаллами студенты ее получают по 5 тилл, комнат же имеет только 15; 47) М. Казы-Лятыф; 48) М. Хазряти Имля; 49) М. Газиани Хурд, 50) Ханакои Турсунджан, 51) М. Исмаили дуния, 52) М. Галим Джан имеет 70 комнат, жалованье Мударриса 80 тилл каждый студент получает 8 тилл; 53) М. Сарайташ; 54) Думбя джушак, 55) М. Грибончак, 56) М. Сучукаихурд, 57) М. Каплан; 58) М. Гях Бянд, 59) М. Маулянаи Шериф, 60) М. Чуккур. Число [88] учащихся во всех медресах меняется: в 1840 году его привели в известность, потому что Эмир подарил часть закята медресам и при раздаче денег оказалось студентов от 9 000 до 10.000.
V) Караван Сараи. Устройство Караван Сараев подобно устройству медресе с тою только разницею что снизу вместо зала для чтения устроены лавка для склада и продажи товаров. Всего в Бухаре Караван-сараев 38, из них 24 каменных в 14 деревянных; некоторые из них принадлежат частным людям, некоторые же казне и отдаются ею на откуп, при последних мы будем приписывать сколько за них откупщики взносят. Каменные сараи суть: 1 и 2) Сараи Ургянджа, 3) С. Абдулладжан, 4) С. Куш Беги, 5) С. Хазряти-Амир откупщик взносит за него ежегодно 280 тил., 6) С. Галим Джан , 7) С. Аяз за него платится откупу 200 тилл и в нем 36 номеров; 8) С. Тамбаку, 9, 10 и 11) Сараи Ходжа джубар или Абдулла Кети Ходжа из них за один взносят 260 а за другой 230 тилл, 12) С. Ногай откупщик его взносит в пользу медресе Кукальташ 240 тилл; 13) С. Пир хане, 14) С. Куллута, 15) С. Раджаб-Бек-диван беги за него взносится откупу 150 тиллей; 16) С. Паястан 17) С. Кази Калян, 18) С. Бадряддин, 19) С. Амари Сеид за него взносят 100 тилл; 20) С. Бярря за него платят 200 тил, 21) 22) 23) С. Чай, [89] 24) С. Измаил Ходжа за него взносят ежегодно 160 тилл. Деревянные же Сараи суть: 1) С. Ургянджи кроме этого прочие служат только большею частью местом продажи товаров, а не пристанищем купцов, они суть: 2) С. Бериндж, 3) С. Бузгундж тут же продают и марену, 4) Сяргязи чит для продажи ситцев; 5) С. Джамяи зярьлятта для продажа парчи как в кусках так и халатами; 6) 7) и 8) С. Тамбаку для продажи табака, 9) 10) 11) С. Мяиз для продажи сушеных фруктов, 12) С. Аладжа для продажи бумажных Бухарских изделий, по преимуществу же алачи; 13) С. Кауш мясы для продажи сапогов и калошей, как делаемых в Бухаре из Русского козла, так и провозимых сюда из Казани; 14) Сараи Джухуд в нем продают крашеные шелка.
VI). Бани. Бухарские бани состоят из 4 отделений: первое есть предбанник и в нем постланы ковры и вмазано в стену 2 или 3 небольшие Русские зеркала, в этом предбаннике оставляют верхнее платье и входят во 2-ой несколько теплейший; тут сняв остальное платье и повязав фартуки (лунги) отправляются в третье и самое жаркое отделение а там сидя на полу ожидают пока тело покроется сильной испариной, после чего переходят в последнее отделение где легши лицом к земле на ковер поручают себя ломальщикам, искусство их здесь стоит на гораздо низшей степени нежели собратий [90] их в Турции, если основываться на рассказах, потому что несмотря на то что я подвергался иногда довольно неистовым из них, я никогда не чувствовал, чтобы все суставы мои трещали, как это говорят случается в Турции, потом растирают шалью и окачивают холодной водой, тут же обыкновенно Правоверные бреются и окончив это выходят во второй, а оттуда в первый предбанник, где, любители, отдыхают и пьют чай. Бани как и в Турции нагреваются снизу, вообще они не хороши, лучшие же из всех, которые я видел суть Мис-Гиран и Базари Ходжа, обыкновенные издержки при посещении бани суть: за хранение платья 1 пуль, за баню 5 пуль, за растирание же платят от 7 до 30 пуль, так что наибольшая издержка не превышает 1 тянги. Главных бань в городе 16, они суть: 1) Хаммами базари Ходжа, 2) х. Нау, 3) х. Мис Гиран, 4) Х. Абдулла Ходжа, 5) Х. Шиша Хане, в) Х. Джубар, 7) Х. Тукум дузи, 8) Х. Гау-Кушан 9) Х. Доб-Биан 10) Х. Базари Ноу, 11) Х. Саррафан, 12) Х. Чишмя Айюб, 13) Х. Аби-Отяш, 14) Х. Пайостан, 15) Х. Зярьгеран, 16) Х. Куньджак.
VII) Тимы, это суть продолговатые сараи назначенные для продажи каких-нибудь произведений, которые в них разложены на прилавках, их всего в Бухаре 9. Из них 5 каменных и 4 деревянных, первые суть:
1) Тими Абдулла хани в нем торгуют адрясом, [91] бикасабом, бархатами и сукнами, 2). Т. Абдулла Хани в нем торгуют кисеей, коленкором, парчой и атласом, 3) 4) и 5) Танинга в него торгуют шелками. Вторые суть: 1) Хасса Бияр, 2) Дараи, в нем продаются индийские фабричный изделия и женские сапожки, 3) Дараи в нем продаются женские кауши, 4) Тими Калапуш в нем продаются шапочки носимые под чалмами. Частные дома в Бухаре все строятся одинаковым образом, они состоят из одного или нескольких четвероугольных дворов, обнесенных строением из глины, большею частью одноэтажным, внутренние стены иногда штукатурятся алебастром, окна обыкновенно без стекол, но с дверцами или с решеткой из дерева или гипса, большею частью делаются вовнутрь, в некоторых же двухэтажных домах, а в особенности в караван сараях и медресах они выводятся и на улицу, крыши все плоские; богатые устраивают внутри дворов на восточной стороне оного навес подпертый деревянными столбами называемый айван и тут спасаются они летом от жаров, отделка комнат и в самых богатых домах незамысловатая, конечно лепная работа из алебастра украшающая стены их не лишена некоторого вкуса; но тем не менее далеко не удовлетворит самого невзыскательного Европейца. Потолки состоят всегда из поперечных брусьев разделенных пространством шириною в 1, 1 1/2 и 2 [92] бруса и соединенных небольшими продольными палочками плотно лежащими одна около другой, их они обыкновенно весьма пестро разукрашивают а брусья во многих местах обклеивают золоченой бумагой, и облепляют весьма мягкой и нежной глиной, по которой хорошо кроется кубовая краска, всего страннее, что это довольно долго держится не опадая, полы всегда или каменные или земляные. Внутренность же домов людей незажиточных и грязна и опасна для здоровья, последнее происходит от сырости стен поддерживаемой еще более несовершенством крыш через кои весной почти всегда просачивается дождевая вода. О числе домов мы не скажем ничего положительного, потому что для определения сего мы не имеем решительно никаких данных, думаем же что они не превышают 2500, потому что здесь живут весьма тесно. Мы окончим эту статью сказав несколько слов о Бухарских базарах и потом о народонаселении города. Обыкновенное мнение что в Бухаре два базара утренний и вечерний на Чар-су и на Регистане не совсем справедливо, есть некоторые виды внутренней торговли, произведения коих переносятся после полудня с Чар-су на Регистан, как наприм. платья, белье, алачу, малую часть сапог, хлеба, хлопчатую бумагу, ковры и т. д. но вообще сказать этого нельзя, потому что в Бухаре есть постоянные базары, они суть: 1-ое Больших базаров [93] козловых сапог (3), II. Хлебных (3), III. Рыбный (1), IV. свечных (3), V. дровяной (1), VI. базаров муки, овса и джугары (1). VII. соляных (1), VIII. Угольных (3), IX. базар бязи (1), Х. Медных и вообще металлических изделий (1) XI. Юфтянных (1) XII. Сапожных (2), XIII. базар отрубей (1), XIV. Главных фруктовых с сухими фруктами (2) XV. Б. Лекарственных снадобий (1), XVI. Б. арбузных и дынных (2), XVII. Б. гранатных и грушевых (2), XVIII. Б. яиц (2), XIX. Б. молока (6), XX. Б. лошадиных попон (1), XXI. Б. ножей (2), XXII. Б. масла (2). XXIII. Б. веревок (1). XXIV. Базар невольников (1). Сверх того за городом версты 1 1/2 к Северу от Самаркандских ворот находится базар лошадей. Базары в окрестностях Бухары суть: 1) Мазари Богоуеддин базар бывает по Средам; 2) Хазряти Мири Кулял базар бывает по Воскресеньям; 3) Каган базар бывает по Вторникам, 4) Куюк мазар, 5) Азизабад, 6) Уанганзы, 7) Бустан, 8) Шамби Тинтяк, 9) Кумушкенд, 10) Харгуш в нем базар бывает по Четвергам; 11) Хиждуан; 12) Сеид-Ата; 13) Ходжа Ариф ата; 14) Уарданзи; 15) Сярапуль базар бывает по понедельникам; 16) Галласия базар бывает до Понедельникам, 17) Лак лакка базар бывает по Средам, 18) Хайрабат, 19) Чар Шамби Раумитан, 20) Джандар базар бывает по Воскресеньям; 21) Уафкенд и 22) Пирмяст. [94]
Из достопримечательных строений находящихся в окрестностях города мы упомянем о следующих:
1) Мясджити Намазийид или Намазигах это есть большая мечеть с огромною площадью находящеюся пред нею и засаженною кое где деревьями. В ней читаются Намазы в праздники Рамазана и Курбана, вокруг нее же устраивается и гулянья в эти дни. Почти все пространство от Бухары и до этой мечети, уставляется тогда, подвижными лавками конфетчиков, продавцов сухих плодов, продавцов чаю и т. д. между ними толпится народ пешком, верхом на лошадях и на ослах и даже ездят арбы наполненные зрителями, позади же палаток и вышеупомянутых лавочек производят борьбу, скачку и бой верблюдов, состоящий в том что животные эти толкают себя плечами пока один другого повалит и тогда их разнимают. 2) Фятх абад, 3) Фейзабад оба эти места имеют медресе с садами и оба они находятся в довольно разрушенном состоянии. 4) Мазари Богоуеддин есть место где схоронен знаменитый Бухарский Святой Хазряти Богоуеддин или Хазряти Накш бянд умерший в 1303 году. Гробница его состоит из 4 угольного мавзолея имеющего аршина 2 1/2 вышины и 12 шагов в каждом боку длины, с одной стороны этого мавзолее вделан черный камень называемый Бухарцами Сянги Мурад и они непременно поставляют за долг [95] всякий раз как посещают гроб святого, потереть его руками и потом коснуться лица и бороды отчего на нем остались весьма заметные следы. Мавзолей этот находится в углу почти квадратного двора, два фаса коего заняты двумя мечетями, а другие два стеной отделяющей гроб Святого от гробницы его потомков, мечеть находящаяся к Югу от гроба построена Хакимом Куш Беги, она не велика, но внутренность ее довольно чисто отделана лепной работой из алебастра, другая же более ее, но гораздо старее. К ней пристроен со стороны гробницы навес под которым находится несколько канделябров из коих некоторые позлащены, другие посеребрены а некоторые сколько мне казалось просто медные и жестяные и все как кажется Русской работы, с того двора довольно длинный проход выводит из кладбища потомков Богоуедина, сопровождающих его справа и слева и отделенных от него небольшой глиняной стеной. Здесь толпится всегда бесчисленное множество больных, прокаженных и нищих, которые просто грабят посетителя, потому что до того преследуют его, что он готов отдать последнее, чтобы от них отделаться; но и это было бы не осторожно, тем более что [96] вышедши оттуда они подвергается не менее сильной атаке Богоуеддинских мальчишек, которые донимают то, что не досталось нищим. В праве остается медресе довольно большая и довольно хорошо поддерживаемая (В фасовой стене 54 шага длины) и огромной сад, в коем бывают гуляния в Мае месяце, когда поспеют розы; его называют Сайли гули сурх. Описанные нами строения окружены жилищами Ходжей потомков Богоуеддина, кроме коих никто не может тут селиться. Насчет народонаселения города Бухары мы заметим следующее; обстоятельства не позволили нам заимствовать данных по сему предмету из дяфтара Эмира и потому я хотел помочь этому расспрашивая своих Бухарских знакомых об объеме их домов и о числе жителей оных, как мужского так и женского пола, чтобы потом взяв среднее всех показаний получить среднюю населенность танапа в Бухаре, но и это средство, надобно было применять весьма осторожно, потому мне не удалось иметь более 30 данных, среднее коих дало заселенность одного танапа т. е. 900 квадратн. сажень равною 15 человекам, очевидно что показание это недостаточно, потому что оно дает населенность меньшую 30.000 человек обоего пола, а мы знаем что одних учащихся более 9.000, следовательно это совершенно невозможно. Примерно же определяя население Бухары мы должны его заключить между пределами 60.000 [97] и 70.000 обоего пола, что составит почти 38 человек на танап или по одному человеку почти на 34 квадратные сажени.
ДОРОГА ОТ БУХАРЫ ДО САМАРКАНДА.
От Бухары до Богоуеддина |
вер. 9 |
саж. |
От Бухары и до Бустана включительно дорога идет садами и часто весьма суживается, сверх того беcпрестанно перерезают ее канавы, от чего она неудобна для следования по ней в колесных экипажа[; это последнее и заставляло Эмира отправлять при походе в Коканд Сарбазов с пушками чрез Хиждуан в Джизах, между тем как сам между тем как сам он следовал описанной дорогой до Самарканда. |
Чолоки |
2 |
— |
|
Кышлаки Гассан-Ходжа |
1 1/2 |
— |
|
Ходжа як-Шеба |
2 |
— |
|
Хося |
1 1/2 |
— |
|
Тумьарык |
2 |
95 |
|
Куюк-Мазар |
4 |
— |
|
Ай-Муруд |
8 |
— |
|
Аты-Зауат |
4 |
— |
|
Уанганзи-Кышлак |
5 |
— |
|
Уанганзи |
2 |
— |
|
Итого |
41 |
95 |
|
Бустан |
6 |
— |
Дорога идет по ровной песчанной степи называемой Дешти-Мялик, к северу ограничена она Зярь-Авшаном, а к югу горами Карнап-тау. |
1-я развалина |
14 |
— |
|
2-я — |
5 |
— |
|
3-я — |
3 |
— |
|
Развалины Мялик |
4 |
391 |
|
Итого |
33 |
391 |
[98]
Начало населенной долины |
вер. |
саж. |
Местность ровная, о горы подходят все ближе и ближе, дорога идет не сплошь заселенными местами, потому что часто бесплодная степь прерывает обработанные участки названных нами сел. |
|||
10 |
||||||
Г. Кермине |
5 |
119 119 |
||||
Итого |
15 |
|||||
Окончание населенной долины и развалины Медресе построенной Абдуллой Ханом |
3 |
375 |
||||
Хуш-Хауз |
11 |
|||||
С. Бирили |
3 |
|||||
Брод на канаве Нарупай |
11 |
|||||
Г. 3ияуеддин |
5 |
|||||
Итого |
33 |
375 |
||||
С. Найман |
6 |
— |
В начале дорога идет по ровному месту, в последствии же начиная от Даут-Калы она исхолмяется, но впрочем не представляет никакого препятствия к следованию по ней; не доезжая Мира, переправляются через один ручей не широкий, но имеющий довольно вязкое дно. |
|||
С. Тениште |
5 |
— |
||||
С. Хазряти-Ша и разв. Аш-Роуат |
3 |
— |
||||
С. Мир |
2 |
273 |
||||
Итого |
20 |
273 |
||||
С. Такса Каран |
2 |
— |
Дорога идет, по гористой местности; между Миром и Такса Караном переезжают два небольшие ключа с довольно хорошей водой.
|
|||
Шяхри Хатын (по съемке) Буздубай (по моему журналу) на берегу Нарупая |
5 |
— |
||||
Кара Кышлак |
11 |
— |
||||
Г. Кятта Курган |
10 |
385 |
||||
Итого |
28 |
385 |
[99]
С. Базари Чимбай на полверсты влево от дороги на самом берегу Зярь-Авшана |
вер. 18 |
саж |
Местность изложена в Орографическом описании.
|
С.Карасу |
12 |
— |
|
Небольшое укрепление Зароуат |
5 |
420 |
|
Итого |
35 |
420 |
|
С. Кумаран |
3 |
— |
|
С. Даут |
5 |
250 |
|
Развалины строения Абдуллы Хана вправо от дороги |
6 |
||
С. Шуртут |
7 |
375 |
|
Г. Самарканд |
8 |
495 |
|
Итого |
31 |
120 |
а следовательно от г. Бухары до г. Самарканда всего 240 вер. 78 саж.
Г. Самарканд. Гор. Самарканд про которой поэты сказали что он рай земли; должен был много потерять, чтобы дойти до настоящего своего положения хотя оно не так плачевно как можно было думать из рассказов. Стена его находится в хорошем состоянии она имеет вид довольно правильного четвероугольника Северная сторона коего, впрочем шире, наиболее неправильностей представляет [100] она с Западной стороны, где цитадель выдалась довольно далеко из городской стены, в ней также как и в Бухарской стене сделаны бойницы и бурджи, вышина и толщина ее та же как и в Бухаре. Ворот в городе шесть они суть: 1) Деруазяи Бухара; 2) Деруазяи Пайкобак; 3) Д. Хазряти шахи Зиндя; 4) Д. Календар Хане; 5) Д. Сузян гиран, 6) Д. Ходжа-Ахрар. Окружность города составляет 13 верст, а квадратная поверхность его равна 2.280.000 квадратным саженям или 2533,3 танапам, следовательно, более нежели 500 танапами, превышает пространство, занимаемое Бухарой но это происходит от большого числа садов находящихся в городе. В прежние времена пространство занимаемое городом было несравненно более, остатки стены окружавшей его находятся верстах в 4 от настоящей, с Западной стороны, с Северной же все пространство почти до самого Зярь-Авшана, т. е. верст на 6 покрыто развалинами называемыми Калаи Афросияб, впрочем, надобно заметить что такое протяжение город имел гораздо прежде Тимура при нем же объем его был тот же что и теперь, с тою только разницею что обработанность его окрестностей была несравненно более чем ныне, потому что и доселе далеко за пределами обработанной земли попадаются остатки садов бывших в соединении с садами окрестностей Самарканда. Город [101] снабжается водою тремя ручьями выходящими из Северных скатов Агалык-тау, первый входит в город несколько восточнее ворот Ходжа-Ахрара и обогнув восточную и северную стены цитадели выходит на пашни окружающие Самарканд, второй втекая в город около ворот Сузян-Гиран, выходит с восточной стороны городской стены и соединяется с третьим ручьем, омывающим ее с этой стороны и впадающим в Абибяшярт или Аби-Мешед, как называют ее простолюдины, обтекающую город с Севера, несмотря на такое богатство текущей воды, прорытых канавок, равно как и Хаузов в городе много, число сих последних в точности нам не известно. Караван сараев каменных в городе два, бань три две из них называются хаммами Ходжа Ахрах, третья же Хаммами Мири. Главные примечательности города, состоят в остатках времен прошедших, настоящее поколение не только не создает ничего достойного описания, но и разрушает то, что было сделано прежде.
I) Цитадель Самарканда весьма велика; она более Бухарской и даже более Каршинской, окружность ее равняется 3 верст. 100 саженям, поверхность же занимаемая ею есть 90.000 квадратных сажень или 100 танапов, на этом пространстве расположены кладбище Кутфи Чар-Дяхум, дворец Эмира в коем находится, тот знаменитый синий камень, на который всякий Хан [102] должен непременно воссесть чтобы не оставить сомнения в своем Эмирстве, дом Губернатора, несколько мечетей и дома частных людей.
II) Гроб Амира-Тимура. Он поставлен в высоком 8-ми угольном здании покрытом возвышенным куполом; внутренность этого строения состоит из двух комнат: 1-я, есть как бы придел самой мечети заключающий надгробный памятник Тимурлянга, пол ее устлан белыми мраморными плитами стены же испещрены надписями из Корана и кое где весьма хорошо сохранившейся позолотой, в средине 2-й комнаты на мраморном пьедестале, окруженном решеткой высеченной из того же камня стоит надгробной камень Тимура имеющий форму усеченной 4-х угольной пирамиды фута в три вышиною и футов от 5 до 6 длиною, поставленной на верхнее свое сечение, цвет его темнозеленный переходящий в черный и он весьма хорошо выполирован. Надяр-Шах при взятии Самарканда велел его привезти к себе и при этом случае его раскололи надвое, вокруг сего памятника расположены плиты белого мрамора, составляющие надгробные доски семейства Амира-Тимура. Под описанной нами комнатой находится склеп, в которой спускаются почти на четвереньках, они содержит самые гробы выше названных лиц и места где они похоронены, означены мраморными плитами с надписями.
III). Медресы в средине [103] города находятся три медресы, построенные при Тимуре они суть: 1) Медресе Улуг-Беги, 2) Медресе Шир-Дар и 3) Медресе Тиллякари они расположены по странам света, последняя на север, вторая на восток, а первая на запад и разделены двумя улицами перпендикулярно пересекающимися, все они состоят из огромных 4-х угольных зданий, по углам коих возвышались прежде высокие манары теперь же большею частью обрушившиеся, стены их украшены изразцовой мозаикой поражающей глаз своею пестротою нелишенною вкуса, над входом в медресе Шир-Дар еще ясно сохранилось мозаическое изображение двух животных, имеющих отдаленное сходство со львами, самая же красивая из них, но за то и самая небольшая есть тиллякари, впрочем она более всех пострадала от времени. Внутренности мечетей принадлежащих сим медресам, сохранили еще много остатков своего прежнего великолепия, лазурь и золото покрывающие стены их в некоторых местах необыкновенно свежи; всего же замечательнее что позолота большею частью везде состоит в позлащенной бумаге, наклеенной еще во времена Тимура и доселе не потерявшей своего блеска. К северу от них вблизи ворот Шахи Зиндя находится медресе Ханым, она построена супругой Амира-Тимура. Будучи дочерью Китайского Императора, она перевезла с собою в Узбекистан [104] художников своего отечества, которые изукрасили стены этого здания отличной изразцовой мозаикой. Эта медресе состоит из трех мечетей с высокими куполами, соединенных между собою 4-х угольным строением, в восточной стороне коего находились огромные бронзовые ворота, украшенные надписями и рисунками, они были перелиты Амир-Хайдаром в медную монету. Лучше всех сохранился западный купол хотя и в нем уже видно было отверстие, образованное вывалившимися кирпичами, под ним стоит огромный мраморный стол на 9 ножках, имеющий вид двух пюпитров сдвинутых вместе, он обращен к высокому окну из которого по преданиям Ханым читала Коран написанный огромными буквами, лежавший на нем, (Соотечественник наш Г. Ефремов бывший в Самарканде в 70-х годах прошлого столетия еще видел эту книгу, хотя он не знавши восточных языков не мог сказать что собственно она в себе заключает) теперь же главное достоинство его по мнению суеверных Бухарцев состоит в том, что всякой кто пролезет под ним избавляется на всю жизнь от боли в спине. Несколько восточнее этого здания находится могила Ханым; но она так пострадала от времени, что едва можно себе составить понятие о первоначальном ее виде. Из зданий находящихся вне города мы [105] упомянем только об одном дворце Тимур-Лянга, он находится в С. части города и называется Хазряти Шахи-Зиндя. Мне не удалось видеть его внутри, но Г. Леман посещавший это здание сообщил мне что остатки стенных украшений, состоящие большею частью из фарфоровой мозаики поразительны своею красотою и великолепием, наружный вид соответствует изяществом внутреннему, особенно хорош вид его с южной стороны, потому что тогда глаз обнимает всю перспективу дворцовых зданий посреди коих идет широкая и великолепная лестница. Мусульмане сделали из этого здания место священное, в которое приходят издали на поклонение.
Мелочная продажа производится ежедневно; главные же базары бывают по Вторникам и по Воскресеньям, тогда пространство отделяющее медресу Ханым от медресы Шир-Дар бывает так наполнено народом, что даже всадники едва имеют возможность подвигаться вперед, но теснота эта производится не жителями самого города а Узбеками, Аравитянами и Цыганами приезжающими сюда в эти дни из окрестностей, самый же город имеет по моему мнению от 25.000 до 30.000 жителей.
ДОРОГА ИЗ САМАРКАНДА В КАРШИ.
Так как еще доселе путь этот не был исследован не одним Европейцем, то я решился для [106] дания об нем лучшего понятия представать краткое извлечение из своего путевого журнала.
8-го Сентября 1841 года выехал я в 10 часу утра из Самарканда чрез Бухарские ворота, сначала дорога шла между развалинами старых строений к WSW проехав же место, называемое Дивуали-Киомят отстоящее от города версты на 4, мы оставили в леве горную дорогу в Карши неудобную для колесных экипажей и приняв более к SW ехали довольно пустынными местами встречая кое где бедные деревушки Узбеков, поля засеянные Джугарой и большие пространства затопленные водою приготовляемые таким образом вероятно для посева озимой пшеницы, но это продолжалось не более как на пространстве 15 верст, оттуда же до канавы Анхор дорога шла между развалинами стен садов, покрывавших эти места при Абдулла-Хане, переехавши сию канаву мы остановились на левом берегу ее, отъехав от Самарканда верст 30, весь этот переезд горы находились от нас от 5 до 10 верст в леве. В двух верстах оттуда мы покинули развалины садовых заборов и повернув к SSW поехали к вышеназванным горам, составляющим продолжение Агалыка и не имеющим никакого особого названия, они не слишком высоки и совершенно обнажены; через 5 верст оттуда мы оставили в леве развалины большого Караван-сарая [107] построенного Абдуллой-Ханом, и переехав по довольно хорошо сохранившемуся каменному мосту, через сухую канаву доставлявшую сюда воду, ехали степью, у подножия гор между кочевьями Узбеков рода Сарай и через верст 38 или 40, в полночь достигли небольшого населенного местечка Джам, находящегося на берегу ручейка того же имени.
9-го Сентября. Запасшись здесь водою мы поехали по горам и верстах в 6 от Джама переправившись через небольшую но топкую речку и оставив в праве маленькое селение, следовали еще верст 12 или 15 весьма неудобной горной и каменистой дорогой, спустившись с гор мы переехали дорогу идущую из Бухары в Шяхри-Сябз, отсюда дорога идет ровная, степная, верст через 10 проехали мы от 18 до 20 колодцев, называемых Шур-Кудук, глубина их не менее 10 сажен, что весьма легко было узнать, потому что вода из них достается веревкой пропущенной через блок, которую во время поения стад, пастух на лошади или на осле беспрестанно вытягивает и снова опускает, отчего на земле образовался желоб равняющийся по длине своей, глубине колодца. Верстах в 12 оттуда мы приехали к колодцам Кара Тегин, расположенным на совершенно ровной и бесплодной степи и остановились в ауле Узбеков племени Сарай; здесь уже горы остались у нас далеко к В. и [108] Юго-востоку, выехав из Кара Тегина при закате солнца мы остановились после полуночи верстах в 20 оттуда на безводной степи, поднявшись с коей подъехали верст через 6 к небольшему кряжу гор называемых Кунгур-Тау, от коих до обработанной полосы Каршинских земель остается не более 8 или 10 верст, а до города Карши не более 16 или 17, итого от Самарканда до Карши от 140 до 150 верст.
Город Карши. Город Карши лежащий по определению Г. Борнса под 39°0 (На нашей карте однако мы не приняли этого определения, а поставили Г. Карши немножко Южнее, ибо это нам казалось сообразнее с нашими маршрутами) северной широты, окружен тремя концентрическими стенами, которые во многих местах развалились, первая из них отделяет цитадель от города, вторая служит пределом старому городу, а третья отделяет новый город от окрестных селений, во внешней стене сколько мне известно находится четверо ворот, наибольшей поперечник города имеет от 3 до 3 1/2 верст, а окружность от 8 и до 9, жители достают воду из реки Аби Шяхри Сябз протекающей у северной стены его, из нее то проведено несколько канав в городские хоузы. Цитадель города [109] обширнее цитадели Бухары, она содержит кроме дома Губернатора и дома с садом служившего пребыванием настоящему Эмиру, когда он был Каршинским градоначальником три медресы и большую мечеть Намаза Джумы; 1) Медресе-Голи её начали строить на иждивение молочной торговки в начале царствования Эмира Хайдара; но кончили на счет сего последнего, в ней находится до 65 комнат; 2) Медреса Абдулла Хана имеет 40 комнат; 3) Медреса Бикей. Сия последняя построена простым Узбеком возведенным Абдуллой Ханом в звание Бия за то, что тот встретив его заблудившегося на охоте, вывел на настоящую дорогу и оказал ему гостеприимство не зная с кем он имеет дело. Она имеет 50 комнат; 4) и последняя Медресе называется Сарай и находится в старом городе; баня в городе одна и мечетей не много. Место базара находится в южной части нового города, оно весьма обширно и одни лавки где продаётся шерсть, занимают по крайней мере 250 сажень в длину, кроме того здесь производится в конце осени и в начале зимы большая торговля скотом, сюда же Туркмены привозят на продажу значительное количество ковров и лошадиных покрышек. Главная же промышленность жителей состоит в разведении табака и приготовлении алачи. Мелочная продажа производится ежедневно, но главные базары бывают по Субботам [110] и Понедельникам. Караван Сараев в городе три; но только два служат для помещения приходящих караванов, потому что третий куплен жидами и занят ими совершенно. Из замечательных построек в окрестностях Карши мы заметим только две: довольно хорошо сохранившийся каменный мост проведенный Абдуллой Ханом через Аби Шяхри-Сябзь и мечеть для чтения Намазов, Рамазана и Курбана. Она находится в полверсте к Югу от города. Внутренность ее весьма проста и состоит из семи каменных сводов покрытых изразцовым куполом лазуревого цвета. Вокруг нее расположен огромный сад служащий местом гулянья в означенные праздники.
МАРШРУТ ОТ ГОРОДА КАРШИ ДО ГОРОДА БУХАРЫ.
От Карши до Свят. могилы Падша Халярг |
1 |
фарсанг |
Селение Видна |
1 |
— |
-- Карсан |
1/2 | — |
Развалины Цитерны наз. Бузург-Сердоба |
1 |
— |
Разв. Караван Сарая Ходжа Муборак |
3 |
— |
Разв. Карав. Сарая Какыр |
2 1/2 |
— |
— — — Бузачи |
1 |
— |
— — — Карауль |
2 |
— |
[111]
Разв. Карав. Сарая Мама-Джургаты |
2 |
фарсанг |
Селение Какан |
2 |
— |
Бухара итого |
1 |
— |
17 |
— |
Примечание. Дорога сия идет вплоть до Караула по ровной степи покрытой крупно зернистым песком и весьма удобной для следования в колесных экипажах, около сказанного же места к ней подходят не большие песчаные холмы, которые оканчиваются вскоре за развалинами Мама Джургаты вблизи от коих находится ломка мрамора и известкового камня привозимого в Бухару.
Текст приводится по изданию: Н. В. Ханыков. Описание Бухарского ханства. СПб. 1843
© текст -
Ханыков Н. В. 1843
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Samin. 2005
© дизайн -
Войтехович А. 2001