СИЯНИЕ СЕРДЕЦ
ЗИЙА АЛ-КУЛУБ
Рукопись ЛО ИВАН под шифром А 1615, на которую нам указал Н. Д. Миклухо-Маклай, содержит сочинение Зийа ал-кулуб («Сияние сердец»), представляющее собой тазкире («летопись деяний», «житие») известного среднеазиатского суфийского шейха XVI в., главы ордена Накшбанди Ходжи Исхака.
Ходжа Исхак был сыном шейха Сейид Ахмада Касани, известного под титулом Махдум-и А'зам (ум. в 1542 г.) 1, которому приписывается обращение в ислам языческих народов Восточного Туркестана. Ходжа Исхак воспитывался с малолетства преемником своего отца — среднеазиатским шейхом Лутфаллахом Чисти (ум. в 1571-72 г.), также оставившим о себе память в преданиях как подвижник и «чудотворец», заботившийся о распространении ислама среди кочевников Средней Азии 2.
И о Ходже Исхаке составители жизнеописаний сообщали как о шейхе, способном творить чудеса. Ходжа Исхак много лет был духовным наставником, дожил до глубокой старости, и о его авторитете среди жителей Кашгара и его окрестностей говорится, что эти жители из рода в род «имеют в ушах своих кольцо мюридического повиновения шейху Ходже Исхаку и жертвуют собою за его потомков» 3.
Помимо Зийа ал-кулуб жизнеописание шейха Ходжи Исхака содержится в рукописи сочинения Джалис-и муштакин (список ЛО ИВАН, А 232), упомянутого К. Г. Залеманом в 1901 г.; извлечения из этой рукописи приводятся ниже. Еще одно жизнеописание шейха Ходжи Исхака — Манакиб-и Ходжа Исхак — видел А. 3. Валидов в 1916 г. в частном собрании наманганца Йусуф-Ходжи. Местонахождение этой рукописи в настоящее время неизвестно.
Рукопись Зийа ал-кулуб, хранящаяся в ЛО ИВАН под шифром А 1615, весьма редкая; в Советском Союзе она известна до настоящего времени в единственном списке. В печатных зарубежных каталогах наличие списков Зийа ал-кулуб не зафиксировано. Название Зийа ал-кулуб встречается только в библиографическом сочинении Хаджи Халифы, но без каких бы то ни было пояснений, в связи с чем не исключена возможность, что Хаджи Халифа имел в виду какое-то другое, одноименное сочинение 4.
Рукопись ЛО ИВАН А 1615 до 1944 г. находилась в частном собрании Юнусова (Йунус Джан Ходжа). Ознакомившись с этим частным [178] собранием в Коканде, А. З. Валидов упомянул Зийа ал-кулуб как одну из наиболее интересных рукописей, встретившихся ему в 1913 г.. в Ферганской области 5.
Ссылаясь на А. З. Валидова, о сочинении Зийа ал-кулуб сообщает А. А. Семенов в «Указателе персидской литературы по истории узбеков в Средней Азии» 6.
Сочинение Зийа ал-кулуб относится, судя по словам автора на л. 36, приблизительно к 1012/1603 г. Имя автора неизвестно. В предисловии автор, не называя себя, подробно рассказывает историю написания своего произведения: оно составлено по образцу жития Лутфаллаха Чисти. «Святое покровительство» своему намерению автор усмотрел в «трехкратном видении» покойного Ходжи Исхака. Ученики и последователи шейха отнеслись к замыслу автора с горячим участием. Материалом для тазкире послужили собственные воспоминания автора и еще в большей степени рассказы близких друзей и .сподвижников. шейха Ходжи Исхака. Эти устные рассказы автор собирал и записывал в течение долгих лет (лл. 3а-4а).
Как показывает предисловие, автор предполагал написать пространное сочинение, распределив материал на шесть глав: гл. 1— О качествах благородного Ходжи Исхака, гл. 2— О султанах, принявших на себя обет покорного служения Ходже Исхаку, и т. д. Однако,, судя по имеющемуся в нашем распоряжении тексту, этот замысел не-был осуществлен.
Сочинение не разбито на главы. За предисловием следуют рассказы, четко отделенные друг от друга заголовком: «накл аст». Каждому рассказу предпосылается короткая справка о лице, от которого записан рассказ. Рассказы, как правило, короткие; написаны они в разговорно-повествовательном тоне. Содержание их подобрано так, чтобы представить Ходжу Исхака «святым» шейхом и чудотворцем и прежде всего показать его искусным миссионером, обращавшим в ислам среднеазиатских язычников.
Изложение событий из жизни миссионерской деятельности шейха явно далеко не во всем правдоподобно. Основную заслугу Ходжи Исхака автор видит прежде всего в том, что этот шейх разбил 18 киргизских и казахских капищ и обратил в ислам 180 тысяч неверующих. Однако наряду с преувеличениями и вымыслом в описаниях миссионерской деятельности шейха Ходжи Исхака среди киргизских, казахских, калмыкских и. других племен встречаются и заслуживающие внимания подробности, например о доисламских верованиях киргизов. В тексте рассказов о его деятельности упоминаются отдельные исторические даты, приводятся некоторые сведения о различных народах и племенах Средней Азии XVI в., характеризующие, в частности, места их расселения, их взаимоотношения, особенности их жизни и быта.
Исследователи неоднократно отмечали, что произведения агиографической литературы в силу своего неофициального характера могут служить ценнейшим дополнением к источникам собственно историческим (хотя содержащиеся в этой литературе данные требуют и особо критического отношения). А. А. Ромаскевич, например, характеризуя персидские источники по истории туркмен, писал: «Сюда же (к повествовательной .литературе) принадлежат “жития" суфийских старцев, служащие прекрасным источником для изучения главным образом [179] разных сторон внутреннего быта, ценных исторических деталей и житья-бытья низших классов населения Ирана и Средней Азии, чего мы не найдем в упомянутых летописных сводах, рассчитанных на удовлетворение литературных вкусов феодальной аристократии» 7.
В. В. Бартольд, признавая ценность этого рода источников, указывал, однако, что сам он никогда не занимался специально «этим отделом мусульманской литературы» 8. Мало пользовались суфийской литературой и другие исследователи истории Средней Азии и соседних. с нею стран Востока. Это дает основания предполагать, что-привлечение суфийской литературы как одного из источников сведений о прошлом народов Средней Азии может дать новый, не использованный еще историками материал, в частности и по истории киргизского народа.
Изложенные выше краткие сведения о содержании Зийа ал-кулуб' позволяют сделать вывод о том, что и это сочинение следует рассматривать как один из интересных источников по истории и этнографии Средней Азии.
Ниже приводятся те рассказы из Зийа ал-кулуб, в которых содержатся какие-либо упоминания о киргизах.
Комментарии
1. См. о нем: Н. Веселовский, Дагбид, стр. 85.
2. См.: В. В. Бартольд, Киргизы, стр. 517.
3. Абу Тахир Ходжа, «Самария», описание древностей и мусульманских святынь Самарканда, стр. 197.
4. Хаджи Халифа, VII, стр. 17, № 760.
5. См.: А. З. Валидов, Восточные рукописи в Ферганской области, стр. 304. См. его же, Некоторые данные по истории Ферганы XVIII в., стр. 68.
6. А. А. Семенов. Указатель персидской литературы, стр. 20.
7. МИТТ, т. I, стр. 41.
8. В. В. Бартольд, Отчет о командировке в Туркестан, стр. 212.
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории киргизов и Киргизии, Вып. 1. М. Наука. 1973
© текст -
Ворожейкина З. Н. 1973
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Наука. 1973