Комментарии

Комментарии

121 Осада и взятие Джизака происходили 11-18 октября 1866 г. Об этом сообщает и М. А. Терентьев: «Трое городских ворот — Самаркандская, Ура-Тюбинская и Камыш-Курганская, или Ташкентская были наглухо завалены, чтобы пресечь гарнизону всякий путь к отступлению, так как, согласно приказанию эмира, комендант намеревался защищать город до последней крайности» (см.: М. А. Терентьев. История завоевания Средней Азии, т. 1. Спб., 1906, стр. 373).

122 Коран, 43, 56.

123 Аналогичное описание сражения в Джизакской крепости см.: М. А. Терентьев. История завоевания Средней Азии. Спб., 1906, т. 2, стр. 381; Мирза Абдалазим Сами. История мангитских государей. М., стр. 65.

124 О жестокости Ширали Инака подробно пишет и Сами: «В эту пору хакимом в Самаркандской области был Шир-Али-инак. Абдалмалик-тюря, хаким Гузара, также находился у благороднейшего стремени [инака]. Вители Самарканда очень страдали от гнета и притеснений Шир-Али-инака и желали его смещения. В эти дни, когда страна погрузилась в волнение мятежей и туман смут, а глава государства был целиком занят разными беспорядками, самаркандский народ из-за гнета Шир-Али написал [эмиру] письмо с мольбой о помощи и с просьбой отстранить [Шир-Али] от должности и назначить другого [правителя]» (Мирза Абдалазим Сами. История мангитских государей. М., 1962, стр. 67—68).

125 Подробное описание этих событий приводится у Сами: «После майдаюлгунского события и бегства борцов за веру большинство мул, приверженцев газавата, в воображении которых еще сохранились следы фанатизма и упорства, собравшись в самаркандских медресе, подстрекали народ к священной войне и раздували огонь распри. Кого бы ни увидели они из сипахи или из народа на улицах и базарных площадях [говорили ему]: «Ты — неверный и оставил без внимания приказание [пророка]: убивайте многобожников везде, где только обнаружите их» (см.: Мирза Абдалазим Сами. История мангитских государей. М., 1962, стр. 68).

126 А. Дониш был недалек от истины. В письме генерала Крыжановского Черняеву есть такая фраза: «Собственно, в Ташкенте вы можете осставить в случае движения не более трех рот, предоставив жителям города резать друг друга, если такое занятие им понравится», (см.: М А. Терентьев. История завоевания Средней Азии. СПб., 1906, т, 1, стр 328).

127 Чупан-Ата — холмы близ Самарканда. 1 мая 1868 г. на чупан-атинских высотах бухарские войска были разбиты.

128 После сражения на чупан-атинских высотах 1 мая 1868 г. на следующий день, утром 2 мая, представители духовенств и администрации города Самарканда пришли с просьбой принять город в подданство «Белого царя». Они заявили, что жители города страдают от тирании хакима и беков и произвола эмира и с радостью ожидают прихода русских. (см.: М. А. Терентьев. История завоевания Средней Азии. Спб., 1906, т. 1, стр. 423).

129 Контрибуция — 23 июня 1868 г. заключен договор между Россией и Бухарой, по которому бухарский эмир должен был заплатить 500 тыс. рублей контрибуции.

130 Кеш — древнее название Шахрисябза. Один из древнейших городов Средней Азии. Расположен к югу от Самарканда в долине реки Кашка-Дарьи. В настоящее время Шахрисябз — районный центр Кашка-Дарьинской области Узбекской ССР. Кенегесия — очевидно, имеется в виду Шахризябское бекство, правители которого принадлежали к враждебному мангитам племени кенегес. «После присоединения к Бухаре области Кеша» бухарские эмиры постоянно стремились удержать в подчинении шахрисябских беков, однако, это им редко удавалось. В 1856—1858 гг. эмир Насрулло совершил неоднократные походы в эту область и на непродолжительное время подчинял ее своему влиянию. Только 27 октября 1868 г. Шахрисябское бекство окончательно было передано бухарскому эмиру русским правительством.

131 Поражение России в Крымской войне (1853—1856 гг.).

132 Очевидно, имеется в виду реформа 1861 г. об отмене крепостного права.

133 Первая поездка А. Дониша в Россию состоялась в конце 1857 — начале 1858 гг. Главой посольства был Муллоджон б. Ошурджон, помимо которого в состав посольств вошло еще три человека. Сын главы посольства Кароулбеги Абдулкодирбек, советник Ширинходжа и секретарь — Ахмад Дониш. (Подробно см.: Р. X. Хади-заде. Чанд сахифаи нав дар торчиман хол ва эчодиёти Ахмади Дониш. Шарки сурх 1957 № 2 стр. 83—84).

134 Мирза — писарь, секретарь.

135 Вторая поездка А. Дониша в Россию состоялась в 1869 г. (2 октября прибыли в Петербург). Возглавляли поездку четвертый сын эмира Музаффара Абулфаттах и брат жены эмира — Абулкосим бий (см.:А. Дониш. Путешествие из Бухары в Петербург. Таджикгосиздат, 1960, стр. 125).

136 Амальдары — должностные лица светского звания, получавшие чины у эмира.

137 Ясаул — мелкий придворный служащий (чиновник особых получений).

138 месяц джади — с конца декабря по конец января.

139 Месяц хамолл — март-апрель.

140 Дастмухаммад Афганский — эмир Афганистана (1826—1838 и 1842—1863 гг.), с 1839 по 1840 г. находился в Бухаре и искал помощи у эмира бухарского.

141 Сир — мера веса, равная 3,5 кг.

142 Афтоба — медный кувшин для умывания.

143 Чарык — грубая кожаная обувь на толстой подошве.

144 Коран, 40, 16.

145 Такое представление о причине начала наступления царской армии на Бухарское ханство — свидетельство наивности и ограниченности некоторых представлений А. Дониша.

146 Насреддин шах Тегеранский (иранский шах) — каджар (1848— 1896 гг.).

147 Ибрагим бий парвоначи доброжелательный по натуре, (см.: Сами. История мангитских государей. М., 1962, стр. 61 и 148).

148 Мухаррам 1285 г. — апрель 1868 г.

149 Фельс — мелкая медная монета.

150 Харвар — ослиная ноша или груз в несколько пудов.

151 Мутаввали — попечитель, специально назначенное лицо, которое ведает вакфом и его доходами.

152 Миршаб — специальный полицейский, который обычно приступал к исполнению своих обязанностей в конце дня, когда закрывались базары и городские ворота.

153 Бек — узбекское название правителя области, равнозначное арабскому хакиму и миру.

154 Чарбаг — сад, парк. (О термине чарбаг см.: Е. А. Давидович. По поводу термина Чарбаг в работе П. П. Иванова. Хозяйство джуйбарских шейхов. В кн.: «К истории феодального землевладения в Средней Азии XVI—XVII вв.». М.—Л., 1954. Известия АН Тадж. ССР. Отд. обществ. наук, 1 (22), Сталинабад, 1960.

155 Аксакал — базарный, цеховой или сельский староста.

156 Коран, 7, 142 (145).

157 Коран, 15, 74.