Neue Seite 3

Комментарии

1 Об этом судье см. также: Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 72, 73, 101 (исп. пер., с. 58, 59, 85); Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 156—157, № 547; Ибн Са ид. Ал-Мугриб, 1, с. 151—152; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 56—59; Туаn. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 494; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 136, примеч. 1

2 Здесь дан пример особой благочестивой щепетильности в вопросе о деньгах. Это черта поведенческого стереотипа, выработавшегося у мусульманских судей. Мы знакомы с проявлениями подобного подхода к деньгам у ранних судей ал-Андалуса, см. рассказ № 6.

3 Баб ал-'Аттарин («Ворота москательщиков») — одни из семи ворот в стене кордовской ал-мадины, которые выходили на западное предместье. Получили свое название по рынку москательных товаров, который находился неподалеку, в черте ал-мадины. Имели я другое название — Баб Ишбялийа («Ворота Севильи»), См.: Levl-Provenfol. Hist. Esp. Mus., t. 3, index.

4 Баго или Бйгу (Приего-де-Кордова) — маленький городок в провинциальном округе Эльвира (позже в провинциальном округе Гранада), расположен на расстоянии ок. 100 км от Кордовы. См.: Levi-Provencal. La peninsule iberique, с. 60—61 (франц. пер., с. 76—77).

5 Галийа — масло порея, благовоние для умащеиия волос.

6 Умаййа б. 'Иса принадлежал к знатной семье Ибн Шухайд (бану Шухайд). О нем см., например: Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 85, 86 (исп. пер. с. 70). Родовое имя унаследовано от приверженца Омейядов Шухайда б. Исы, который нашел прибежище в ал-Андалусе в дни правления эмира Абд ар-Рахмана I. Его потомки на протяжении всего правления Омейядов носили высокие звания и занимали различные важные посты в административном аппарате. О бану Шухайд см., например: Ибн ал-Аббар. Ал-Хулла, т. 1, с. 238.

7 'Убайдаллах б. 'Абд ал-'Азиз, брат Хашима б. 'Абд ал-'Азиза (о нем см. примеч. 30 к «Главе о жителях Кордовы...»).

8 Кумис. б. Антуийан, христианин-мосараб, принявший ислам в начале правления эмира Мухаммада I. В начале своей карьеры — чиновник финансового ведомства, отвечал за сбор джизйи со своих единоверцев (см. примеч. 4 к рассказу № 10). В период христианских мученичеств присутствовал в Кордове в 852 г. на Вселенском соборе в качестве уполномоченного омейядского правительства, призвав епископов осудить и запретить это движение. Временно исполнял обязанности управляющего канцелярией Омейядов вместо заболевшего Абдаллаха б. Умаййн. После смерти последнего эмир Мухаммад I утвердил Кумиса б. Антунйана в должности управляющего канцелярией, что вынудило его принять ислам. См.: Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 82 83 (исп. пер. с. 67, 68); Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 237, 289, 290; t. 3, С.

9 В оригинале — байт ал-мал. В отличие от хизанат ал-мал (см. примеч. 48 к рассказу № 19) термин употреблялся для обозначения хранилища частных пожалований на благотворительные цели. Теоретически капиталы байт ал-мал считались собственностью мусульманской общины н находились под ее опекой. Правительство не имело права ими распоряжаться. Непосредственно ими ведал главный судья, который осуществлял за ними надзор. Это хранилище располагалось в одной из пристроек соборной кордовской мечети См Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 132—135.

10 Ибрахим б. Йазид б. Куязум (ум. в 268/881 г.), маула рода 'Умара II, кордовец Учился в ал-Аидалусе (у 'Абд ал-Малика б. Хабиба и Йахйи б. Йахйи) и за его пределами (у Сахнуна б. Са'ида и Асбага б. ал-Фараджа) Нотариус, знаток «казусов» (маса'ил), советник по вопросам права См Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 11, № 4

11 Мухаммад б. Касим Ибн Саййар (263/877-328/940), маула рода ха-лнфа ал-Валида б. Абд ал-Малика, кордовский законовед, знаток хадисов нотариус, советник по вопросам права. Учился в ал-Андалусе и на Востоке (выехал туда в 294/906-07 г. и пробыл там более четырех лет). Один из его учеников — Халид б. Са'д. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с 343-344 № 1216; ал-Хумайди. Джазва, с. 80—81, № 134.

12 Видимо, имеется в виду Мухаммад б. Ваддах б. Бази'. О нем см примеч. 24 к «Главе о жителях Кордовы...».

13 Абд ал-Малик б. ал-'Аббас ал-Кураши — Омейяд, потомок «Абд ал-Малика б. 'Умара б. Марвана б. ал-Хакама. См. примеч. 54 к рассказу № 8 и примеч. 58 к рассказу № 9.

14 Краткие сведения о назначении в 303/916 г. 'Абд ал-Малика б. Джах-вара визирем и главным секретарем см.: Una cr6nica anonima, с. 51 (исп. пер.,с. 119).

15 Случай с Ибн Маллуном упомянут в работе: Tyan. Le notariat, с. 27. Автор полагает, что этот нотариус не попросил бы убежища у визиря, если бы ему грозила просто отставка.

16 Здесь и ниже, в рассказе о печи, приводятся случаи применения в ал-Андалусе в судебной практике метода истислах. См. об этом: Paret. Istihsan et istislah.

17 'Абдаллах б. Мухаммад б. Халид б. Мартанил (ум. в 256/870 г.), мау-ла рода эмира 'Абд ар-Рахмана б. Му'авнйи, кордовский факих, глава ма-лнкитского мазхаба в ал-Андалусе. Слушал в ал-Андалусе у своего отца (см. примеч. 69 к рассказу № 9), у 'Исы б. Динара и Яахвя б. Йахия, в Кай-руане —у Сахнуна б. Са'ида. в Фустате — у Асбага б. ал-Фараджа и 'Абд ал-Малика б. Хишама. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 176, № 663; 'Ийад ал-Яахсуби. Ал-Мадарнк, т. 2, с. 134—136.

18 Аййуб б. Сулайман ал-Ма'афирн (ум. в 302/914 г.), кордовец, родом из Хаэна, видный маликит, факнх, советник судьи. При эмире 'Абдаллахе занимал должность смотрителя рынка. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 77, №265.

19 'Абдаллах б. Йунус ал-Муради ал-Кабри (ум. в 330/942 г. семидесяти семи лет от роду), родом из Кабры, жил в Кордове, знаток хадисов. Учился у Баки б. Махлада и сопутствовал ему. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 187, № 678.

20 Речь идет об одной из карательных военных экспедиций в Северную пограничную марку против бану Каси и королевства Астурия. См.: Lew-Pro-veiifal. Hist. Esp. Mus., t. 1, c. 323 и ел.

21 Кал'ат Рабах — Калатрава (Calatrava la Vieja), город, находившийся на левом берегу верхнего течения реки Гваднаны, северо-восточнее нынешнего Сьюдад-Реаля (уцелела лишь часть стены). Возник как военный укрепленный лагерь мусульман на пути их продвижения от Кордовы к Толедо и затем к Северной пограничной марке. Название города, согласно мусульманской традиции, связывается с именем табия и участника завоевания ал-Аидалуса 'Али б. Рабаха ал-Лахми (15/636—114/732 или 117/735), который, возможно, был его основателем. Одно из ранних упоминаний Кал'ат Рабах относится к 169/785 г. Через этот город шли главные пути, соединявшие ал-Андалус с севером Пиренейского полуострова. См.: Torres Balbds. Ciudades hispanomusul-maaes, с. 784—785.

22 См. примеч. 9 к рассказу № 33. Указание на то, что круг полномочий адлей может быть шире их основной обязанности — области свидетельства. Вышестоящие инстанции поручают им производить отдельные следственные действия иди прием и сдачу архива уволенного судьи. См.: Tyan. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 368 (со ссылкой на данный эпизод из «Книги о судьях» ал-Хушани).

23 В оригинале — байт ал-вузара'. Одно из ведомств на территории дворца Омейядов (находилось в одной из крытых галерей), где визири собирались перед торжественными приемами. См.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 399; Garcla Gdmez. Topografia cordobesa, с. 327, 332.

[№28]

24 Валид б. Хашим, сын визиря и военачальника Хашима б. 'Абд ал-' Азиза, знаменитого фаворита эмира Мухаммеда I.

25 О «походе берберов» упоминает только ал-Хушанн. Возможно, поход имел целью освобождение Хашима б. 'Абд ал-'Азиза, который был взят в плев мувалладом Ибн Марваном ал-Джиллики в 263/877 г. к югу от Бадахоса и затем переправлен им к королю Астурии в Овьедо. Но, может быть, здесь имеется в виду экспедиция против Бадахоса, которая также относится к 263/877 г. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 320—321, примеч. 1.

26 Об участии судей в военных действиях см. рассказы № 5, 42.

[№30]

27 Об этом судье см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 174—175, 628 (дата его смерти — 237/851-52 г.,— указываемая этим писателем, не верна ибо он был судьей до смерти эмира аль-Мунзира 275/888 г, после чего последовало его увольнение новым эмиром Абдаллахом) Ибн Са’ид Ал-Мугриб, 1, с. 153; ан-Нубахи. Ал-Мяркаба, с. 19.

28 Раййо — название (возможно, родственное латинскому regio) южного провинциального округа ал-Андалуса с центром в Малаге. Здесь в 125/743 г. расселились воины сирийского джунда Иордана.

29 Айдун (Эйдон), слуга эмира, невольник (фата), описывается в ал-Муктабисе Ибн Хаййана как первоклассный шахматист. Эмир Мухаммад часто играл с ним в шахматы. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 443, примеч. 3. Об Айдуне см. также: Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 83, 84, 98 (исп. пер., с. 68, 69, 83).

30 Феддан — мера поверхности, величина которой в средние века колебалась от 4455 до 6368 кв. м. См.: Huart. Faddan; Хннц. Мусульманские мерь в веса, с. 74.

31 Имеется в виду Гвадалквивир.

32 На страницах «Книги о судьях> ал-Хушани часто встречается фигура судебного поверенного, или уполномоченного, который осуществляет защиту интересов тяжущихся, т. е. ведет тяжбу от их имени (см., например, «Главу о жителях Кордовы...», рассказы № 9, 19, 24). В Магрибе и ал-Андалусе он обычно обозначался термином хаем, которым называли также и самого судящегося. Теоретически такая возможность защиты в маликитском праве предоставлялась каждому, кто вел в суде дело, хотя на практике ею могли пользоваться, как правило, лица состоятельные, занимавшие высокое общественное положение. Об институте защиты в мусульманском судопроизводстве см.: Tyan. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 387—406.

33 Ирмийа (другие варианты написания его имени — Армийа, Урмийа) — ветхозаветный пророк Иеремия. В Коране не упоминается, хотя следы его легендарной истории там прослеживаются (Коран II, 261/259). В раннем мусульманском предании сохранились две версии легенды о Иеремии (со ссылкой на Вахба б. Мунаббиха и Ка'ба ал-Ахбара), которые связаны с библейским материалом. См.: Wensinck. Jeremias; Vajda. Irmiya.

34 Сама' (букв, «слушание») — один из восьми способов передачи знаний. См., например: Халидов. Арабские рукописи, указ.

[№ 31]

35 Об этом судье (ум. в 302/914 г.) см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, Т. 2, с. 28—29, № 1496; ал-Хумайди. Джазва, с. 336, № 845; ад-Дабби. Бугйа, с. 464, № 1400; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 153; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 227.

36 'Абдаллах б. Мухаммад аз-Заджжалн (ум. в 301/914 г.), должностное яйцо берберского происхождения; визирь и управляющий государственной канцелярией при эмирах 'Абдаллахе и 'Абд ар-Рахмане III. См.: Макки. Ат-Та'ликат, с, 279—280.

37 Мухаммед б. Асбат ал-Махзуми (ум. в 279/892 г.), кордовский факих и нотариус, учился в ал-Андалусе и за его пределами. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 314. № 1121.

38 О знатном роде бану Шухайд см. примеч. 6 к рассказу № 27.

39 В оригинале — байт ал-мал; об этом хранилище см. примеч. 9 к рассказу № 27.

*1 Вариант его имени см.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 156, № 547.

*2 Вместо «Халид б. Са'ид», что, видимо, является опиской переписчика, должно быть «Абу Халид Са'ид» (см. выше рассказ об Абу Халиде Са'иде б. Сулаймане ал-Гафики, который приходился дядей Сулайману б. Асваду ал-Гафики).

*3 Или «Просверли землю» (кораническое выражение — Коран XVII,: 39/37).

*4 фраза эта никак не связана с изложением и неожиданно вклинивается в тгето; неясно, кто из двух судей здесь имеется в виду.

*5 "Сулайм" — описка переписчика, имеется в виду «Сулайман б. Сулайман б. Асвад, который здесь продолжает свой рассказ, начатый несколькими строчками выше.

*6 Вставка на основании иснада, встречающегося на с. 13, 69, 117 издания Риберы (последнее звено иснада —Халид б. Са'д, до него —его информатор, (некий ученый, не называемый по имени, перед ним — Йахйа б. Закарийа, ученик Мухаммада б. Ваддаха).

*7 В рукописи везде Кумис б. Антинйан, см. с. 291м, 2924,21,24,

*8 Вариант перевода: «Она будет выглядеть некрасивее этом положении».

*9 Вероятно, это Ахмад б. Халид, который упоминается в конце данного рассказа и неоднократно фигурирует у ал-Хушани в качестве информатора.

*10 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 135.

*11 Имеется в виду Кордова.

*12 По мнению Ф. Габриэли, рассказ о джуббе зеленого цвета не закончен,. см.: Gabrieli. «Kitab al-Qudat» di al-Jusani, с. 278.

*13 873-74 г.

*14 Т. е. Ахмад б. Мухаммад б. 'Абд ал-Малик б. Айман

*15 См. рассказ о первом судействе 'Амра б. 'Абдаллаха.

*16 876-77 г.

*17 По смыслу это должен быть Хашим б. 'Абд ал-'Азиз. Нам представляется, что в самом начале рассказа имеется какой-то пропуск или искажение, затрудняющее понимание текста. Если перевести: "Я слышал Аслама б. 'Абд ал-'Азиза, а он спустился вниз из дворцовых покоев ко времени вечерней молитвы...", неясно, каким образом здесь оказывается Хашим (разговор его с Баки б. Махладом занимает остальную часть сообщения).

*18 Вар.: ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 58 —59.

*19 876-77 г.

*20 886-87 г.

*21 28 сафара 273/4.VIII 886 г.

*22 Коран IX, 58.

*23 Смысл не совсем ясен.