Библиотека сайта XIII век
АТ-ТАБАРИ
(224-225/839—310/923 гг.)
Абу Джа'фар Мухаммед ибн Джарир ат-Табари родился в конце 224—начале 225/осенью 839 г. в городе Амул провинции Табаристан и происходил из иранской семьи. Его склонность к науке проявилась уже в раннем возрасте: в семь лет он знал наизусть Коран. После своих первых занятий в родном городе ат-Табари отправился в путешествие в "поисках знания". Он подолгу жил в Рее, Багдаде, Басре, Куфе, снова в Багдаде, в Сирии и Египте. Дважды он приезжал на свою родину, в Табаристан. Последние годы жизни ат-Табари жил в Багдаде, отказавшись от предложенного ему вазиром ал-Хакани доходного места судьи и предпочитая полностью посвятить себя науке и преподаванию. Умер ат-Табари 26 шавваля 310/16 февраля 923 г. в Багдаде.
Ат-Табари был очень разносторонним ученым. Помимо наук, где он был особенно сведущ, — истории, фикха, экзегеза, рецитации Корана, — он занимался еще и поэзией, лексикографией, грамматикой, этикой и даже математикой и медициной.
По своим юридическим взглядам ат-Табари примыкал первоначально к толку шафиитов, но позднее, после возвращения из Египта в Багдад, основал свою собственную юридическую школу, получившую название ал-джаририйа по имени его отца. Эта школа отличалась от шафиитского толка некоторыми положениями, не расходясь с ним в принципиальных вопросах. Существовала она сравнительно недолго. Однако расхождения ат-Табари с ханбалитским толком вызвали неприязнь к нему ханбалитов Багдада, так что иногда он должен был укрываться от возмущенной толпы в собственном доме и опровергать обвинения в еретизме.
Ат-Табари был плодовитым писателем. Он оставил более десяти сочинений, посвященных различным темам. Важнейшие из них дошли до нас полностью или в больших извлечениях и изданы в Европе или на Востоке. Сохранился его огромный, в тридцати томах, комментарий к Корану — "Джами' ал-байан фи тафсир ал-Коран" ("Собрание разъяснений в толковании Корана"). В этом комментарии ат-Табари впервые собрал многочисленные документы, легшие в основу мусульманской экзегетики. Этот классический труд многократно использовался [97] последующими мусульманскими учеными-богословами и является также ценным историческим источником.
Другое сочинение ат-Табари — "Китаб ихтилаф ал-фукаха'" ("Книга различных взглядов факихов"), в четырех томах, — посвящено разбору правовых теорий различных юридических школ.
Но самым крупным произведением ат-Табари, справедливо принесшим ему славу, является его историческое сочинение, типа всемирной истории, — "Та'рих ар-русул ва-л-мулук" ("История пророков и царей"). В этом сочинении ат-Табари излагает историю от сотворения мира до современных ему событий. Он рассказывает о библейских патриархах, пророках, древних властителях, сасанидских царях, Мухаммеде и правоверных халифах, Омейядах и Аббасидах. Начиная с хиджры, изложение приобретает характер летописи: рассказ ведется по годам хиджры и доводится до 302/915 г.
Как и в своем комментарии к Корану, ат-Табари обычно беспристрастно приводит все известные ему рассказы о каждом событии, не пытаясь ни согласовать их, ни примирить, несмотря даже на их явную противоречивость. Почти каждому рассказу предшествует цепь равиев. Самый текст рассказа, видимо, не подвергался серьезным изменениям со стороны ат-Табари. Подобный подход ат-Табари к материалу позволяет установить достоверность или тенденциозность источника.
Известия ат-Табари об Африке относительно немногочисленны, хотя народы Африки, особенно ал-хабаша, упоминаются в его сочинении довольно часто. Наиболее интересными являются два отрывка — рассказ об отношениях арабов с нубийцами и рассказ о карательной экспедиции против царя беджа. Первый рассказ имеет иснад, равии которого несколько отличаются от равиев Ибн 'Абд ал-Хакама: первый равий, видимо по ошибке, назван Йазидом ибн Хабибом, а не Йазидом ибн Абу Хабибом; второй равий тот же — Ибн Лахи'а; третий равий иной — ал-Валид ибн Муслим, вместо 'Абд ал-Малика ибн Масламы у Ибн 'Абд ал-Хакама. Второй рассказ иснада не имеет. Он очень интересен, так как отсутствует у других авторов в столь полной форме. Текст отрывков из сочинений ат-Табари воспроизведен по изданию М. де Гуе.
Литература
[М. J. de Goeje]. Annales quos scripsit Abu Djafar ibn Djarir at-Tabari cum aliis edidit M. J. de Goeje, ser. I, III. Lugduni Batavorum, 1879—1901. Ser. I, t. 5, стр. 2515, 2593; ser. III, t. 3, стр. 1428—1433.
B. И. Беляев. Арабские источники по истории туркмен и Туркмении IX—XIII вв. МИТТ, т. I, М.—Л., 1939, стр. 21—23.
Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов. СПб., 1902, стр. 35—138.
R. Paret. AI-Tabari.EI, IV, стр. 607—608.
C. Broeckelmann, GAL, I, стр. 142—143; SB, I, стр. 217—218.
ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ И ЦАРЕЙ
ТА'РИХ АР-РУСУЛ ВА-Л-МУЛУК
[Год 17/638] ...Написал мне ас-Сари со слов Шу'айба, который рассказывал со слов Сайфа, говорившего со слов Бакра ибн Ва'иля, который говорил со слов Мухаммеда ибн Муслима, сказавшего: "Говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, что была разделена бережливость на десять частей, и девять пришлось на долю турок, а одна часть на остальные народы. Была разделена |2516| скупость на десять частей, и девять пришлось на долю персов, а одна часть на остальные народы. Была разделена щедрость на десять частей, и девять пришлось на долю черных, а одна часть на остальные народы. Было разделено вожделение на десять частей, и девять пришлось на долю индийцев, а одна на остальные народы. Была разделена скромность на десять частей, и девять пришлось на долю женщин, а одна часть на остальных людей. Была разделена зависть на десять частей и девять пришлось на долю арабов, а одна часть на остальные народы. Было разделено высокомерие на десять частей, и девять пришлось на долю румов, а одна часть на остальные народы"...
[Год 20/640-641] ...Рассказал мне 'Алий ибн Сахл, который сказал, что ал-Валид ибн Муслим сообщил им, что Ибн Лахй'а со слов [102] Йазида ибн Хабиба говорил ему, что, когда мусульмане завоевали Египет, они напали на египетских нубийцев и возвратились пораженными, с потерянными зрачками из-за превосходной стрельбы [нубийцев] из луков. И назвали нубийцев "стрелками по зрачкам".
Когда же наместником Египта был назначен 'Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх — его назначил туда 'Усман ибн 'Аффан, да будет доволен им Аллах, — он заключил с нубийцами мир на условии дарования некоторого количества голов рабов из их числа, которых они ежегодно передавали мусульманам, в то время как мусульмане каждый год дарили им установленное количество предметов питания и столько же одежд...
[Год 241/855-856] ...В этот год ал-буджа напали на стражу египетской земли и ал-Мутаваккил направил воевать против них Мухаммеда ибн 'Абдаллаха ал-Кумми.
Рассказ с сообщением о деле ал-буджа и о том, до чего дошли их обстоятельства
Рассказывают, что обычно ни ал-буджа не нападали на мусульман, ни мусульмане на них из-за старинного перемирия между ними — мы уже рассказали о нем раньше в этой нашей книге. Ал-буджа — один из родов ал-хабаша на западе. На западе из числа черных есть ал-буджа, нубийцы, жители Ганат ал-Гафир, бинур(?), загавийцы, фаравийцы, йаксум, |1429| мукара акрам и ал-хамс. В стране ал-буджа есть золотые рудники. И ал-буджа находятся в доле с теми, кто работает на рудниках, и выплачивают чиновникам египетского султана со своих рудников ежегодно четыреста мискалей золотой руды, до того как она расплавлена и очищена. Когда же наступили дни ал-Мутаваккиля, ал-буджа воспрепятствовали уплате этого хараджа в течение целого ряда лет.
Рассказывают, что ал-Мутаваккил назначил начальником египетских почт одного человека из своих слуг, по имени Йа'куб ибн Ибрахим ал-Бадгиси, маула ал-Хади, известного под прозвищем Каусара. Ал-Мутаваккил передал ему управление почтами Египта, Александрии, Барки, областей ал-Магриба. И Йа'куб написал ал-Мутаваккилю, что ал-буджа нарушили договор, который существовал между ними и мусульманами, вышли из своей страны к рудникам золота и драгоценных камней — а они находились на пограничной территории между землей Египта и землей ал-буджа — и убили некоторое количество мусульман, из числа тех, кто работал на рудниках и добывал золото и драгоценные камни. Они взяли в плен некоторое количество детей мусульман и их женщин и сказали, что рудники принадлежат им, ал-буджа, находятся в их земле и что они не разрешают мусульманам входить в нее. [Йа'куб написал], что это изгнало всех мусульман, которые работали на рудниках, и они ушли из них, боясь за себя и за своих детей. Поэтому [103] перестали |1430| поступать султану золото, серебро и драгоценные камни, добывавшиеся из этих рудников, которые он получал по праву хумса.
Это вызвало сильное раздражение ал-Мутаваккиля и разгневало его. Он советовался о деле ал-буджа, и ему сообщили, что ал-буджа — народ, живущий в пустыне, владельцы верблюдов и скота, и что добраться до их страны очень трудно. Невозможно послать к ним войска, так как их страна — степи и пустыни. Между землей ислама и ею расстояние в месяц пути по пустынной, гористой и ухабистой земле, в которой нет ни воды, ни посевов, ни укрепленного пункта, ни крепости. И даже если кто-нибудь из наместников султана входит в их страну, то ему приходится брать с собой провизию на весь срок, который он думал пребывать в их стране, до тех пор, пока не выйдет он в землю ислама. Если же пребывание в ней продлится и превысит этот срок, он и все, кто с ним, погибают, и ал-буджа берут их голыми руками, без битвы. И подлинно их земля — та земля, которая не дает султану ничего ни из хараджа, ни помимо него. И ал-Мутаваккил отказался от посылки к ним войск.
Опасность со стороны ал-буджа стала увеличиваться. Дерзость их в отношении мусульман возросла так, что жители ас-Са'ида из земли Египта стали из-за них бояться за себя и своих детей. Ал-Мутаваккил поручил воевать с ними Мухаммеду ибн 'Абдаллаху, известному под именем ал-Кумми, и вменил ему в обязанность помогать округам Кифту, ал-Аксуру, Исна, Арманту и Асуану.
К ал-Мутаваккилю поступила жалоба на набеги ал-буджа, а он находился в переписке с 'Анбасой ибн Исхаком ад-Дабби, управлявшим военным ведомством Египта, и предписал ал-Мутаваккил 'Анбасе предоставить Мухаммеду ибн 'Абдаллаху ал-Кумми все, что тому потребуется |1431| из войск и чакиров, которые находятся в Египте.
'Анбаса возместил недостаток Мухаммеда ибн 'Абдаллаха ал-Кумми в этом, и тот вышел в землю ал-буджа. К нему присоединились все те, кто работал на рудниках, и большое количество добровольцев, так что число тех людей, которые с ним были, возросло до двадцати тысяч человек, всадников и пехотинцев. Он отправился в ал-Кулзум, выслал в море семь кораблей, груженных мукой, оливковым маслом, сушеными финиками, мелкой мукой и ячменем, и приказал части своих спутников отправиться в море на этих кораблях, пока они не прибудут к нему, ал-Кумми, на морское побережье земли ал-буджа. А Мухаммед ибн Абдаллах ал-Кумми не переставал двигаться в землю ал-буджа, пока не миновал рудники, в которых добывают золото, и не перешел к их крепостям и их цитаделям. Вышел к нему их царь — имя его 'Али Баба, а имя его сына Ла'йс — во главе многочисленного войска. Число их вдвое превосходило число тех людей, которые были с ал-Кумми. Ал-буджа были на своих верблюдах и с копьями. А верблюды их очень хорошие, походят породой на верблюдов ал-махари. [104]
В последующие дни они начали встречаться и входить в соприкосновение с врагом. Царь ал-буджа начал нападать на ал-Кумми, для того чтобы продлить дни, желая истощить запасы провизии и убойных животных, которые были у воинов ал-Кумми, так чтобы не было у них сил и они умирали бы от голода, а ал-буджа взяли бы их голыми руками. Но когда властителю ал-буджа казалось, что запасы провизии истощились, прибыли семь кораблей, которые отправил ал-Кумми, и подошли |1432| к морскому побережью в месте, известном под названием Санджа. Ал-Кумми направил туда отряд своих спутников охранять корабли от ал-буджа и разделил то, что находилось на кораблях, среди своих соратников; их запасы провизии и убойных животных возросли.
Когда глава ал-буджа 'Али Баба увидел это, он устремился на битву с ними. Он сошелся с ними. Противники встретились и сражались в жестокой битве. Верблюды, на которых сражались ал-буджа, были верблюдами редковолосыми. Они всего очень боялись и пугались. Когда ал-Кумми увидел это, он собрал все верблюжьи и лошадиные колокольчики, которые были в его войске, и привязал их на шеи лошадям. Затем он напал на ал-буджа. Их верблюды испугались звука колокольчиков. Страх их усилился, они понесли ал-буджа по горам и долинам и полностью рассеяли [армию]. А ал-Кумми со своими соратниками преследовал их, и убивал, и брал в плен, пока не наступила ночь. Это было в начале двести сорок первого года (855-856 гг.). Затем он вернулся в свой лагерь. И не мог он сосчитать убитых из-за их множества.
Когда же наступило утро, ал-Кумми нашел, что ал-буджа собрались пешей группой и отправились к месту, в котором они чувствовали себя вне опасности от преследований ал-Кумми. Но ал-Кумми настиг их ночью на лошадях. Царь их бежал, и ал-Кумми взял его венец и обоз его.
Затем 'Али Баба стал просить пощады, чтобы вернуться в свое царство со своими детьми. Ал-Кумми даровал ему это. А царь выплатил ему харадж за тот срок, за который он его задержал, а это — четыре года, в каждый год по четыреста мискалей. 'Али Баба оставил заместителем над |1433| своим царством своего сына Ла'йса. А ал-Кумми направился вместе с 'Али Бабой ко дворцу ал-Мутаваккиля и добрался до него в конце двести сорок первого года. Этот 'Али Баба надел парчовую куртку и черную чалму, а на его верблюда надели разукрашенное седло и покрыли его парчовыми попонами. И остановился 'Али Баба при входе в зал для аудиенции простого народа. Вместе с ним были люди из ал-буджа, приблизительно около семидесяти юношей на верблюдах с седлами, а с ними были копья, на остриях которых были головы людей из их войска, которых убил ал-Кумми. Ал-Мутаваккил [105] приказал, чтобы эти головы были приняты от ал-Кумми [в качестве жертвы] в день принесения жертвы двести сорок первого года (Десятого зу-л-хиджжа (21 апреля 856 г.)).
Ал-Мутаваккил поручил управление ал-буджа и дорогой, которая между Египтом и Меккой, Са'ду [по прозвищу] "ал-хадим ал-айнахи". А Са'д назначил наместником Мухаммеда ибн 'Абдаллаха ал-Кумми, и ал-Кумми вывез 'Али Бабу [обратно]. Последний же придерживался своей веры, и некоторые рассказывали, что видели у него идола из камня, подобного фигуре мальчика, которому он молился…
(пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева)© текст
- Куббель Л. Е., Матвеев В. В. 1960
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR -
Петров С. 2005
© дизайн
- Войтехович А. 2001
© АН
СССР. 1960