ПРИМЕЧАНИЯ
Аббас — дядя пророка Мухаммеда.
Абисгун — морская гавань Джурджана, находившаяся при впадении реки Гур-гена в Каспийское море, вероятно, у позднейшего селения Гюмюштепе.
Абуали (Вуали) Симджур — один из вельмож Саманидов, правивший некоторое время Хорасаном.
Абубакр Дулаф ибн Джахдар Шибли Хорасани — один из «отцов» суфизма (861—946). Род его был из Уструшаны, но деятельность протекала в Багдаде. Он был близким другом первого «мученика» суфизма Хусайн ибн Мансура Халладжа.
Абубакр Мухаммад ибн Закарийя ибн Яхья Рази (28.8.865, Рей — 25.10.925, там же) — великий персидско-таджикский философ и врач. Часть жизни провел в Мавераннахре и имел связи с его научными кругами. Автор целого ряда научных трактатов, в т. ч. 60 — по медицине. Главнейшие из них — «Китоб-ул-Хови» («Всеобъемлющая книга по медицине») и «Китоб-ул-тиб-ил-Мансури» («Мансурова медицинская книга»), переведенные уже в 12 в. на латинский язык, в течение многих веков служили практическим руководством для врачей Запада. Рази был также естествоиспытателем, астрономом и математиком.
Абулкасим Абдалкарим ибн, Хавазин ал-Кушайри (986—1074) — известный суфийский шейх, в своем «Послании» пытавшийся примирить суфийские учения с основными положениями ашъаритского схоластического богословия.
Абулмуайяд Валхи (гг. рожд. и смерти неизв.), персидско-таджикский поэт и ученый 10 в., автор прозаических произведений «Чудеса стран», или «Чудеса мира» и «Шахнаме» (один из ее разделов известен также под названием «Гар-шаспнаме») и поэмы на библейско-коранический сюжет — «Юсуф и Зулейха»; (два последние сочинения не сохранились). До нас дошли его стихи в основном лирического характера.
Абулфазль Мухаммад ибн Убайдуллах Балами (ум. 940 г.) — ученый, государственный деятель, везир эмира Наср ибн Ахмада Саманида (914—943).
Абулфатх Бусти — не следует смешивать его с известным поэтом: поэт умер в 1011, а амиль, по указаниям Бейхаки, был еще жив в 1038/39 гг.
Абулхасан Али ибн Ахмад Вахиди Нишапури (ум. в 1075/76 гг.) — известный богослов, собиратель хадисов и комментатор Корана.
Абумуслим (727—755) — предводитель восстания против Омейядов в Хорасане (747—750), приведшего к падению Омейядов и воцарению Аббасидов.
Абупаср Ахмад ибн Абдассамад Мишкан — начальник придворной канцелярии Махмуда и его сына Масуда. Мастер эпистолярного стиля и знаменитый каллиграф. Известный историк Бейхаки — его ученик и помощник — сообщает о нем в. своей истории много ценных сведений. Умер в 1039/40 гг.
Абушукур Балхи (915 — г. смерти неизв.), персидско-таджикский поэт, современник Рудаки. Получил известность благодаря поэме «Офариннаме» (947). С. Нафиси, разыскивая произведения современников Рудаки, собрал из тазкира (антология), фархангов (толковый словарь) и др. литературных источников более 500 его бейтов и высказал уверенность, что, кроме «Офариннаме», написанной размером мутакариб, Абушукур Балхи является автором еще трех поэм (в размерах хазадж и хафиф). Писал стихи о жизни и любви, человеческой судьбе, науке и обучении. Многие его бейты переведены на арабский язык.
Азра и Вамик — герои из популярной любовной поэмы персидско-таджик-ской литературы. Первым ввел в обращение эту тему, заимствовав ее из греческого источника, Сахль ибн Харун (ум. 830 г.). Ее переложил в стихи в размере мутакариб известный персидско-таджикский поэт Унсури (ум. 1050 г.).
Азхар-и-Хар — т. е. Азхар по прозвищу Хар — осел.
Айяз — раб султана Махмуда Газневидского, йоторый, якобы, благодаря необычайной преданности своему господину и зрелому уму, достиг степени везира. Превратился в образ литературного героя, широко встречающийся в таджикской литературе и фольклоре.
Айяр — так называли находчивых, бывалых, хитроумных людей. Из них же формировали добровольческие отряды.
Аквад — конь, верблюд и т. д., у которого слишком длинная шея.
Али — четвертый халиф (656—661), двоюродный брат и зять Мухаммеда.
Алид — т. е. шиит, поклоняющийся Али.
Ал-Каим Ви-Амри Ллахи — 26-й дский халиф, правил в 1031—75 гг.
Ал-Мутасим — 8-й халиф из династии Аббасидов, правил в 833—842 гг.
Амид Абубакр Али ибн Хасан Кухистани — известный писатель и надим султана Махмуда.
Амилъ — арабский термин, обозначающий сборщика податей и управителя.
Амр ибн Лейс (гг. рождения и смерти неизв.), правитель государства Саффаридов. В 870—900 гг. правил Хорасаном.
ан Йукатталу, т. е. если будут убивать и распинать... — Коран, V, 37.
Асджади Абуназар Абдулазиз ибн Мансур Мервези (г. рожд. неизв. — 1041), персидско-таджякский поэт. Подобно Унсури и Фаррухи, в основном писал панегирические касыды, отличавшиеся высокими художественными достоинствами. Касыда «Сомнат», воспевающая поход султана Махмуда в Индию, вызвала подражания поэтов последующих веков.
Афлотун — Платон.
Ахмади Фаригун — эмир из династии Феригунидов, правивший областью Гуз-ганан с городами Шапуркан и Фарьяб (между Балхом и Мерверрудом).
...Бери то, что я дал тебе, и будь из числа благодарных — Коран, VII, 141.
Боа, чарг, шохин — хищные птицы из семейства соколиных, которых использовали для охоты как ловчих птиц.
Вузурджмихр — арабизованная форма древнего Буаургмихр. Легендарный везир Сасанида Ануширвана, на которого были перенесены черты всех сказаний об идеальных царских советниках.
Бурок — сказочное животное, на котором, по легенде, Мухаммед совершил свой мирадж, т. е. ночной полет на небо.
Бу-с-Сувар (или Абу-л-Асовар) Шавур (или Шапур) ибн Фазл — 8-й везир из династии Шеддадидов, правивших в Арране и Армении (ок. 951—1199).
Гуштасп — имя одного из мифических героев иранских народов. В «Шах-наме» Фирдоуси — сын Лухраспа. Весь этот рассказ тесно связан с преданием о поездке царя Гуштаспа в молодости в Византию, которое подробно изложено в «Шахнаме».
Дабир — государственная должность, секретарь, писарь, редактор в диване.
Данг — единица веса, которая в разное время в различных местах имела разный вес и цену; 1/6 дирхема.
Дахма — специальное здание, где трупы, которые, по зороастрийским верованиям, нельзя ни погребать, ни сжигать, выставлялись под действием воздуха и на расхищение коршунам до тех пор, пока не превращались в кости; иногда употребляется в значении гробницы, мавзолея.
...Дед твой... — Кай-Кавус был женат на дочери султана Махмуда.
Джавонмарди — букв.: «благородство, рыцарство», арабский эквивалент этого термина — футувва. Джавонмардами называли себя члены тайных ремесленных обществ, боровшиеся за свои права против феодальной эксплуатации. Общества эти имели в известной степени религиозную окраску и поддерживали связь с некоторыми течениями суфизма.
Диван — канцелярия, присутственное место.
Динар — золотая монета стран мусульманского Востока. Ее начали чеканить с 7 в.: вес — около 2,4 г золота.
Дирхем — древнейшая серебряная монета арабов весом 2,97 г чистого серебра. Ее начали чеканить с 695 г. для торговли с другими государствами.
...Доброе же то, что ты добудешь себе умением... — Здесь автор играет на двойном значении слова, прямом — «имя» и переносном — «добрая слава, репутация, именитость».
Дубейт — один из древнейглих жанров таджикского стиха, встречавшийся еще до ислама. Состоит из четырех строк разнообразных по содержанию (дидактика, философия, любовь, суфизм и т. п.). От рубай отличается по своему стихотворному размеру (хазаджи мусаддаси махзуф, т. е. ушестеренный усеченный ха-задш), рифмовка: ааба, аааа, аабб и абвб.
Дулъдуль — имя коня, по преданию, принадлежавшего имаму Али — зятю Мухаммада.
Если возблагодарите, умножу я вам — Коран, XIV, 7.
Зиндан — подземная тюрьма, клоповник.
Зулкарнайн — прозвание Александра Македонского (букв.: «Обладатель двух рогов»).
Ибн Мукла Абуали Мухаммад ибн Али ибн Хусейн ибн Мукла Ширази (853, Багдад—940, там же), каллиграф, языковед и ученый. Был везиром у Аббасида Муктадира (908—932), затем у Кахира (932—934) и Рази (934—940). При нем в 936 г. попал в тюрьму, где ему сначала отрубили правую руку, а в 938 г. вырвали язык. Умер в заключении.
И не ввергайте себя своими руками в опасности... — Коран, II, 191.
И не говори им тьфу и не отталкивай их... — Коран, XVII, 24.
И не расточайте, ибо не любит он расточителей — Коран, VI, 142 и VII, 29.
Ирок, ушшок, зерафканда, бусалик, сипахан, наво, баста — названия различных напевов, входящих в состав классической музыки.
Искандар — Александр Македонский.
Кабала — расписка, удостоверение в чем-либо, часто также купчая крепость.
Каламдон — пенал.
Камари Тургани Абулкасим Зияд ибн Мухаммад — один из поэтов второй половины 10 в., современник Кабуса Вушмгира. Из его наследия сохранилось всего 20 бейтов.
Карун — библейский Корей, богач, о котором повествует Коран, XXVIII, 76, XXIX, 38, ХЬ, 25. Его богатства были столь велики, что ключи от них не могли перенести с места на место несколько сильных человек. За неверие и вражду к пророку Мусе (Моисею) был поглощен землей.
Каса — чаша для жидких блюд, известная еще со времени каменного века. В Средней Азии найдены расписные касы из керамики, относящиеся ко 2 тыс. до н. э.
...кто учит добру, как бы сам его делает... — Известный хадис.
Лабиби (гг. рожд. и смерти непзв.) — персидско-таджикский поэт 11 в. Из его стихов дошло очень мало. Лабиби также писал поэмы, от которых сохранились только отдельные бейты.
Мавдуд Шихабаддавла (1041—48) — 10-й султан из династии Газневидов, сын Масуда и внук Махмуда.
Мамун — 7-й халиф из династии Аббасидов, правивший в 813—833 гг., сын Харун-ар-Рашида.
Мансури — по-видимому, был особенно крупный формат писчей бумаги.
Маншур — распоряжение, приказ.
«Марзбаннаме»— дидактическое произведение; написано в 10 в. на мазан-деранском диалекте не Марзбан ибн Рустам ибн Шарвином, а Марзбан ибн Рустам ибн Шахрияр ибн Шарвином. Мазандеранский оригинал «Марзбаннаме» до нас не дошел, но сохранились две новоперсидские редакции этой книги, одна под названием «Равзат-ал-укул» («Сад разумов»), принадлежащая Мухаммад-гази Малтави, почти вдвое увеличившего ее объем. Автор второго перевода, более сложного по стилю — Саадуддин Варовини.
Масуд — сын султана Махмуда Газневидского, правил в 1030—41 гг.
Минбар — род кафедры в мечетях, с которой говорят проповедники.
Муавийя — первый халиф из династии Омейядов, правил в 661—680 гг.
Мугелон — вид колючего растения.
Муджтахид — богослов или законовед, принимающий решения по вопросам религии и мусульманского права самостоятельно, а не повторяющий решения до аналогичному делу, уже вынесенному кем-либо другим.
Музаввара — калорийный и питательный суп, приготовляемый для больных, но в то же время значит и «подложный». Сахиб, мастер игры словами, показал, что знает тайну Раби.
Мурид — лицо, поступившее под начало к «старцу» (пиру, шейху, муршиду), отказавшееся от собственной воли, обязавшееся выполнять только приказы «старца». По утверждению самих суфиев, мурид перед шейхом подобен «трупу в руках обмывателя трупов».
Мутаваккилъ — 10-й дский халиф, правивший в 847—861 гг.
Мутриб — музыкант и певец.
Муфти (араб.) — «дающий фетву» — заключение на запросы судьи или частного лица, основанное на законах шариата.
Мы сотворили небеса и землю... — Коран, XI., IV, 38—39.
Навруз — древний и традиционный праздник иранских народов (позднее получил распространение и среди неиранских народов), который приходится на чень начала солнечного летоисчисления, первое число месяца фарвардин (халал), или 21 марта нынешнего летоисчисления. Появился примерно 3 тыс. лет гому назад благодаря развитию сельского хозяйства и считается праздником 5есны и весеннего сева. При Ахеменидах стал традиционным официальным праздником иранцев.
Надим — собеседник, сотрапезник царей и эмиров.
Наука проницательности — наука физиогномики, или учение о том, как по чертам лица человека можно узнать его характер и даже его сокровенные мысли.
...Научил он человека тому, чего тот не знал... — Коран, ХСУ1, 5.
Нушинраван — искажение прозвания Хосрова I (531—579) Аношакравдна (обычно в ново-перс. Ануширван — имеющий бессмертную душу). Подавив восстание Маздака, оказал иранской аристократии великую услугу, за что прославлен официальными хрониками как образец справедливости.
Память и мышление вне места... — По схоластической физиологии, память я мышление не могут быть локализованы в организме, поэтому они «вне ме-;та», прочие же чувства локализованы: зрение — в глазу, слух — в ухе и т. п.
...Передачи, передаваемой по непрерывной цепи, не избегай. — Речь идет о хадисах и риваятах, передаваемых обычно с так наз. иснадом, т. е. цепочкой имен передатчиков: сказал такой-то со слов такого-то и т. д.
...Писать ее не учи. — Это предписание интересно, ибо, по свидетельству Бейхаки, у его современников — газневидских эмиров — женщины, в противоположность этому, отличались хорошей грамотностью. По-видимому, в этом пункте новая тюркская аристократия отступала от старых иранских традиций.
Повинуйтесь аллаху и повинуйтесь посланнику и повелителю вашему. — Коран, IV, 62.
Пять разделов — хотя речь идет о пяти разделах (гуна), но пояснено только штыре.
Пять скрытых, как-то... — Как известно, мусульманская наука, помимо пяти внешних чувств, признавала внутренними чувствами перечисленные автором пять способностей.
Рави («передатчик» преданий, декламатор), лицо, исполнявшее стихи поэтов. Рави должен был обладать гибким приятным голосом и хорошей дикцией.
Разве ты не видишь, что сделал господь твой с обладателями слона? — Коран, СУ, 1. .
Раият — подданный, лицо податного сословия.
Ратлъ — мера веса, равная 144 дирхемам, или 450 г.
Рахш — боевой конь богатыря Рустама, воспетого Фирдоуси в «Шахнаме».
Рум — Византия.
Сайида — вдова Бунда Фахраддавла (967—997).
Салар — начальник.
Салман Фариси — мифическое лицо.
Сарханг — командир.
Сахибдиван — начальник дивана, т. е. приказа. Сахибдиван в каком-либо городе ведал всеми поступлениями, всей отчетностью и имел очень большой вес.
Сахиб Исмаил ибн Аббад — знаменитый везир Буидов.
Сипахсалар — военачальник.
...Слышать рассказ не то, что видеть своими глазами... — Известный хадис: «весть не то, что видение воочию».
Султан Махмуд сын Насираддина — т. е. Махмуда Газневида.
Суфий (суфи) — последователь мистического течения в исламе — тасаввуфа, зародившегося в 8 в. на территории современного Ирака и Сирии. В те века название аскетов и проповедников, носивших власяницу (суф).
Сухраб — витязь, сын Рустама, знаменитого героя «Шахнаме» Фирдоуси, трагически погибший в бою с отцом, которого он не знал в лицо, так же как не знал его и отец.
Табтаб, или табтаба — нечто вроде ракетки для игры в мяч.
Тарикат (араб, путь, направление, религия) — обозначение мистического направления, имеющего целью духовное самоусовершенствование, чаще под руководством «старца» (шейха, пира).
Тарана — песня и мелодия в народной музыке.
Тасудж — 1/24 часть дирхема.
Тафсир — толкование на Коран.
Тимиан — ароматное растение, распространенное в Европе, Азии и Сев. Африке.
Тугралбек Рукнаддин Абуталиб (993—1063)—основатель государства Сельджуков. В 1038 г. захватил часть Хорасана и в Нишапуре был провозглашен султаном.
Тутия — препарат, применявшийся в качестве лекарства от глазных болезней.
Умар-и-Хаттаб — так наз. второй правоверный халиф. Правил в 634—644 гг.
У сули — ригористическая группа мусульманских богословов.
Фазлун-и-Мамлон — один из правителей Азербайджана, о династии которых сведений крайне мало.
Факих — законовед, знаток законов шариата и исламской религии.
Фалак-ал-Маали — сын Манучехр ибн Кабуса.
Фараон — по Корану, царь амалекитов, согласно суре XXVIII, 38, приказавший поклоняться себе как богу.
Фарраш — букв.: «расстилатель ковра», слуга.
Фатима — дочь Мухаммеда, жена Али.
Фетва — шариатское заключение и постановление, которое выносится главой мусульманской общины муфтием по различным религиозно-правовым и социально-политическим вопросам.
Фирузан — правитель Дейлема, убит в бою с войсками Саманида Исмаила в 901 г. у Фаласа.
Фука — приятный напиток, приготовляемый из ячменя или риса.
Хаббз — букв.: («зерно»), мелкая мера веса.
Хаджиб — придворный чин, лицо, ведавшее допуском к носителю власти, церемониймейстер.
Хан — скатерть, расстилаемая на полу, на которую ставится угощение.
Ханака — дервишеский монастырь, обитель, странноприимный дом, где жили и молились шейхи и дервиши.
Харун-ар-Рашид (763 или 766, Багдад — 809, Тус) — 5-й халиф (786—809) из династии Аббасидов. Во времена его правления развивались сельское хозяйство, ремесло, торговля и культура (в основном литература), но наблюдались и признаки упадка (восстания в Византии, Сирии и др. областях). Принимал непосредственное участие в подавлении антихалифатских восстаний. Хотя в «Тысяче и одной ночи» изображен справедливым и прославленным халифом, на самом деле он был невежественным и жестоким.
Хафиз — почетное прозвание человека, заучившего Коран наизусть.
Хирка (хырка) — власяница, которую носили дервиши. При радениях, когда дервиши впадали в исступленное состояние, было принято рвать хирку в клочья, причем верующие миряне старались заполучить такой клочок как нечто, якобы, несущее благодать.
Ходжа Абдурраззак ибн Ахмад ибн Хасан Майманди — сын школьного товарища султана Махмуда, Ахмеда Майманди, которого Махмуд заключил в одном из замков в Индии. Абдурраззак делил заключение с отцом, а после его освобождения и нового возвышения стал везиром Мавдуда.
Худжра — келья, маленькая комната, чулан.
Чавган — широко распространенная на Востоке игра, до известной степени соответствующая европейскому поло. Две команды, состоящие из нескольких всадников с клюшками, загоняют деревянный шар в ворота друг друга.
...Что посеешь, то и пожнешь — перевод буквальный и к русской поговорке не подгонялся.
Чтобы вы возвращали доверенное вам владельцам его — Коран, IV, 61.
Шабдиз — конь царевны Ширин, героини сказания о Хосрове и Ширин, подаренный ею Хосрову Парвизу.
Шамс-ал-Маали — т. е. Кабуса.
Шариат — совокупность всех религиозно-правовых и обрядовых норм ислама.
Шахна — арабский термин, обозначающий лицо, следящее за порядками в городе, градоначальник.
Шахрбану — дочь последнего Сасанида Йездигерда, убитого во время завоевания арабами Ирана в 637 г. н. э.
Шейх Абусаид Фазлуллах Абулхайр Махнаи (967—1049, Хорасан), поэт, мыслитель, один из столпов суфизма. В своих четверостишиях он, наряду с философско-суфийскими мыслями и взглядами, выступал поборником таких прекрасных человеческих качеств, как доброта, преданность и искренность, правдивость, честность и т. п. Вел постоянную переписку с Ибн Сино. Взгляды Абусаида Махнаи оказали большое влияние на произведения Абулмаджда Санои, Фаридаддина Ат-тара, Джалолиддина Руми.
Шейх Ахи Фаррух Зангани — известный шейх, с именем которого связывают имя великого азербайджанского поэта Низами, хотя хронологически это и невозможно.