1 О Крестьянской войне в Русском государстве в начале XVII в. Обзор дискуссии. — Вопр. истории, 1961, № 5, с. 116.
2 Лихачев, с. 24.
3 Державина О. А. “Сказание” Авраамия Палицына и его автор. — В кн.: Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955, с. 26—28.
4 Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. 2-е изд. СПб., 1913, с. 242—257.
5 Дробленкова Н. Ф. “Новая повесть о преславном Российском царстве” и современ-ная_ей агитационная патриотическая письменность. М.; Л., 1960.
6 Белокуров, с. 22-23; ПСРЛ, т. XIV, первая половина, с. 117.
7 Например: Временник дьяка Ивана Тимофеева. — РИБ, т. XII, стб. 377, 408— 409, 413.
8 Белокуров, с. 53.
9 ПСРЛ, т. XIV, первая половина, с. 92.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Напомним в связи с этим о Баиме Болтине, который, как выяснил С. Ф. Платонов, оставил свое имя в написанном им Карамзинском хронографе (см.: Платонов С. Ф. Столяров хронограф и его автор. — В кн.: Сборник статей, посвященных В. О. Ключевскому, М., 1909, ч. 1, с. 18—28).
14 Лихачев, c. 22—23.
15 Кушева Е. Из истории публицистики Смутного времени. Саратов, 1926, с. 63-65.
16 Вайнберг Е. И. Челобитные смоленского помещика — участника похода против Болотникова. — В кн.: Исторический архив. VIII. М., 1953, с. 68—69.
17 Назаревский, с. 57.
18 ГПБ, Р. IV. 23, л. 731—738.
19 Белокуров, с. 13.
20 Енин Г. П. Неизвестная повесть о Смутном времени. — В кн.: Памятники куль-туры. Новые открытия. М., 1977, с. 14—15.
21 Васенко П. Г. Повести о князе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском. — Отчеты ОЛДП, с. 1—30.
22 Там же, с. 20.
23 Адрианова-Перетц, с. 135-152.
24 Иконников В. С. Князь М. В. Скопин-Шуйский. — Древняя и новая Россия, 1875, т. II, с. 134-136.
25 Так, в завершающей его части применен “постоянный прием причети” — утверждение о нежелании жить после смерти сына (см.: Адрианова-Перетц, с. 140).
26 Там же, с. 144.
27 См.: Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М., 1915, с. 157—161.
28 Адрианвва-Перетц, с. 178.
29 Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950, с. 17.
30 Лихачев, с. 77—81, 101.
31 “... уподобился бо еси храбростию, и мужеством, и красотою, и мудростию Александру, царю Македонскому!” (л. 36 об.). Не исключено, что сравнение с Александром Македонским является самостоятельной находкой автора “Повести...”, приравнявшего Скопина к герою широко распространенной и очень популярной на Руси “Александрии”. Подобное сравнение с Александром Македонским содержится в Ермолинской летописи применительно к князю Святославу, который “многи страны и грады приискиваше, к себе приводя, якоже древний Александр Макидоньский” (ПСРЛ, т. XXIII, с. 7; указано Я. С. Лурье), в большой челобитной Ивана Пересветова и в “Повести о двух посольствах”, в которой говорится, что Иван Грозный “подобен храбростию и ратью Александру царю Македонскому” (см.: Каган М. Д. “Повесть о двух посольствах”.— легендарно-политическое произведение начала XVII в. — ТОДРЛ, т. XI, с. 232, 251).
32 Васенко П. Г. Повести о князе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском, с. 22.
33 Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития, с. 190.
34 Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник, с. 104.
35 История русской литературы. М.; Л., 1948, т. II, ч. 2, с. 29.
36 ПСРЛ, т. XIV, первая половина, с. 11.
37 Там же, с. 5.38 Там же, с. 7. Ср. в “Повести...”: иностранные наемники радуются, “...видя князя Михаила Васильевича бодра, и храбра, и премудра, и многою красотою от господа одарена, и его доброумна, и приветна...” (л. 22 об.—23); “...вси почудишася предивной его мудрости и храбрости...” (л. 30).
39 ПСРЛ, т. XIV, первая половина, с. 14.
40 Буссов К. Московская хроника. 1584—1613. М.; Л., 1961, с. 80—81.
41 Попов, с. 188.
42 Леонид, архимандрит. Повесть о Царьграде Нестора Искандера. — ПДП 1886, вып. 62, с. 1—43.
43 См.: Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.). М., 1902.
44 Повесть о Царьграде цитируется по указанному выше изданию архимандрита Леонида.
45 А. С. Орлов отметил только два примера использования этой формулы: один в повести Нестора Искандера и второй в повести князя И. А. Хворостинина (см.: Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.), с. 49).
46 В рассказе об обороне Смоленска в “Повести...” упоминаются смоленские святые Меркурий, Авраамий и Ефрем. Указание на то, что над гробом чудотворца Меркурия “при нозех его щит и копие лежаше”, соответствует свидетельствам повести о Меркурии Смоленском (см.: Белецкий Л. Т. Литературная история повести о Меркурии Смоленском. Исследование и тексты. — ИОРЯС АН, Пгр., 1928, т. 99, №8), но возможно, что это слова очевидца, поскольку автор мог сам видеть мощи святого, которые находились в соборном Успенском храме до взрыва его в июне 1611 г. Сообщение о чудесах от мощей Авраамия и Ефрема восходит, вероятнее всего, к устному преданию. Во всяком случае в Житии Авраамия эти чудеса отсутствуют.
47 О. А. Державина отметила заимствование этого видения из повести Нестора Искандера в “Сказании” Авраамия Палицына (см.: Державина О. А. “Сказание” Авраамия Палицына и его автор, с. 52).
48 Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском. — РИБ, т. XIII, стлб. 187—218.
49 Гухман С. Н. Сказание о даре шаха Аббаса России. Автореф. канд. дис. Л., 1973, с. 2.
50 Белокуров, с. 223.
51 Дробленкова Н. Ф. “Новая повесть о преславном Российском царстве” и современная ей агитационная патриотическая письменность, с. 99.
52 См.: Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.), с. 8—11. См. также: Творогов О. В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси. — ТОДРЛ, т. XX, с. 29—40.
53 Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973, с. 25.
54 Назаревский, с. 73.
55 Адрианова В. П. Из начального периода русского стихосложения. — ИОРЯС, 1923, т. XXVI, с. 274.
56 Там же.
57 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. Л., 1971, с. 185-192
58 Лихачев, с. 87, 99.
59 ПСРЛ, т.ХХI, вторая половина, с. 432.
60 ПСРЛ, т.ХIV, первая половина, с. 8, 12.
61 РИБ, т.ХШ, стб. 197, 199, 213.
62 Державина О. А. “Сказание” Авраамия Палицына и его автор, с. 51.
63 Адрианова-Перетц, с. 21.
64 Там же, с. 29.