Библиотека сайта XIII век
ВАХУШТИ БАГРАТИОНИ
ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ГРУЗИНСКОГО
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЖИЗНЬ КАХЕТИ И ЭРЕТИ
И когда пришел Эрос в доставшуюся ему часть земли, построил город у слияния двух Алазани я назвал именем своим Эрети и овладел доставшейся ему землей на юг — от Хоранты до Мтквари и Кавказских гор, границ Мовакани, на север — от Хунани до Гулгула и Кавказских гор, на восток — Кавказские горы, на запад — [река] Мтквари. Земля между ними есть Эрети, на которой обосновался [Эрос], а затем размножились на этой земле родственники и сыновья его. И были сам он и родственники в подчинении Картлоса и мцхетакого мамасахлиса, временами отложившись, как было изложено, так же как Кахос и Кухос и родственники их, до первого Парнаоза.
А царь Парнаоз посадил эриставом Кахети и Кухети одного, затем посадили эриставом Эрети другого и эриставом тушов, дидойцев и хунзахов другого, как и пишется во время 44-го царя Арчила. А иногда цари эриставами ставили своих сыновей, как пожаловал Мириан Реву, и Бакар родственникам и потомкам Рева, а Вахтанг Горгасал сыну своему Дачи. А затем эриставом Эрети был Адарнасе Хосровани, во время царя Гурама курадпалата.
И были они всегда в подчинении и службе у грузинских царей. Но после смерти Иоанна и Джуаншера отложился правитель Григол и завладел Кахети и Гардабани. И было это первым отложением. И после его отложения до единоцарствия Давида Строителя сидели в Кахети 14 правителей и царей. А Эрети захватили племянники Адарнасе Слепого, которые выжгли глаза у брата отца. И пожаловал мученик Арчил ему Шакихи и жену Абухосро. И захватили сыновья его [земли] от Шакихи [126] до Гулгула, а после смерти Джуаншера заняли весь Эрети и назвались царями и посадили эриставов, как и пишется — эристави Штори, эристави Хорнабуджи, эристави Веджини, эристави Мачи. Однако неизвестно, сколько царей сидело и их имена, вплоть до Квирике, 6-го корикоза.
А во время этих смут были они в мире и [на них] приходили сильные, отдавали дань и умиротворяли [их]. А лета Христова 917, грузинского 137 упоминается имя Адарнасе патрикия и сына его, мужа царицы Динар, и сына их Ишханика, о которых по порядку напишем в свое время.
1. Григол, правил 37 лет
А лета Христова 787, грузинского 7 умер Джуаншер эриставтэристави. И отложился после него правитель Григол и захватил он Кахети [и] Кухети и Гардабани. Он же уничтожил имя Кухети и назвался правителем или корикозом Кахети. А в битве с Ашотом курадпалатом потерпел Григол поражение и осталась за Григолом восточная сторона от [реки] Ксани. И правил этот Григол 37 лет в дружбе о царями Эрети, ибо в эту же пору захватили Зрети племянники Адарнасе и воцарился там. А после умер правитель Григол лета Христова 827, грузинского 47.
2. Ваче, правил 12 лет
А после Григола договорились гардабанцы и выдвинули Ваче, сына Кобула, я нарекли корикозом Кахети и правил этот Ваче добром в Кахети и умер лета Христова 839, грузинского 59.
3. Самоел, правил 22 года
А после Ваче выбрали гардабанцы и посадили Самоела Донаури. Этот Самоел бился с Халилом в Гавази. Он же помог Махмеду. Он же встретил с боем Буга турка с гардабанцами у Джвари. Затем умер лета Христова 861, грузинского 81.
4. Габриел, правил 20 лет (В эту пору был грузин Иларион, по происхождению ках (прим. Вахушти))
А после Самоела корикозом сел Габриел Донаури, племянник его же Самоела. И правил он во времена сына Шиха. У него же отняли Гардабани. Затем умер лета Христова 881, грузинского 101.
5. Фадала, правил 15 лет
Потом корикозом сел Фадала Арелманели, мудрец, разумный и сведущий в делах. Он вновь захватил Гардабани. Затем умер лета Христова 893, грузинского 113, (А по последующему изложению видно, что владетели Кахети суть его сыновья и потомки, как и представляю их по именам). [127]
6. Квирике, правил 25 лет
А после Фадалы корикозом сел Квирике. В его время иступил в Кахепи эмир агарян. Взял этот эмир Уджарма и Бочорма. А Квирике пришел к эмиру. А до сих пор имена царей Эрети и дела их ие представлены и не упомянуты, ибо были в мире и для себя. Но теперь этот Квирике, корикоз Кахети, начал враждовать с владетелем Эрети Адарнасе патрикием и, так как эмир агарян принял милостиво Квирике, и стал Квирике сильнее с помощью эмира, и не посмел больше Адарнасе величать себя царем, а только патрикием. А затем привел Квирике против Адарнасе царя абхазов Константина лета Христова 915, грузинского 135. Затем помирились в Веджини, как было описано, и остался Эрети за Адарнасе патрикием, а Кахети за Квирике. Затем умер Квирике корикоз лета Христова 918, грузинского 138. А Адарнасе патрикий сыну своему привел в жены дочь Адарнасе и сестру Гургена эриставтэристава, правнука Ашота курадпалата. А до ее сына Ишханика Эрети, начиная от времен Касре, был еретиком. А эта царица Динар обратила Эрети от армянской ереси к исповеданию православия.
7. Фадала, правил 11 лет
А вслед за Квирике корикозом сел сын его Фадала. В его время пришли арабы саджи и опустошили Кахети и саджи забрали крест израненный. А видя ожесточенность Фадалы, сын Адарнасе и муж царицы Динар вновь занял земли Эрети, присвоенные Квирике и царем Константином, и вновь назвался царем. А этот корикоз Фадала помог царю абхазскому Гиорги, когда осадил [он] сына своего в Уплисцихе. И после того умер корикоз Фадала лета Христова 929, грузинского 149.
8. Квирике, правил 47 лет
И сел в Кахети корикозом Квирике, сын Фадалы. Отложились от него гардабанцы я призвали Гиорги, царя абхазского. Царь Гиорги пленил Квирике и сам занял Кахети. Но после смерти царя Гиорги и сына его Леона вновь занял Квирике Кахети. Затем он передал Адарнасе брату его, царю абхазскому Димитри. Он же Квирике вывел из крепости Уплисцихе царя Баграта и мать его Гурандухт. Сей же Квирике помирился с Давидом курадпалатом. После того умер лета Христова 976, грузинского 296.
9. Давид, правил 34 года
После Квирике корикозом сел сын его Давид. Сей корикоз Давид и царь Баграт вступили в войну и был Давид побежден Багратом. Но после [128] доброго корикозства умер Давид лета Христова 1010, грузинского 230.
10. Квирике Великий, царствовал 20 лет
А после Давида корикозом сел Квирике, сын его. Сей Квирике был схвачен царем Багратом и захватил [Баграт] Кахети сам. А в Эрети умер Ишханик и не осталось никого кроме царицы Динар. Пришел царь Баграт, занял Эрети и ваял царицу Динар и посадил своих эриставов. Но после смерти царя Баграта тот же Квирике захватил Кахети и также Эрети и назвался царем кахов. Хотя эриставы и сидели в Эрети, но царь Квирике более укрепил и посадил троих [эриставов] в Кахети и четырех в Эрети и одного кахетского в Рустави и дал [ему] весь Кухети, то есть Нагеби, Караиа, Чадивар-Самгори, Уджарма, Лило, Марткопи, Грдани, Херки и Тианети вдоль [реки] Арагви до Жинвани. Второго посадил Кветерского и дал [ему] междугорье выше Уджарма, которые [горы] суть Кахетские и Кухетские [и тянутся] до Кавказских гор и за ними. Это есть Эрцо-Тианети, пховы, дзурдзуки и глигвы. Третьего — Панкисского или Марилисского и дал [ему] выше эретских границ до Кавказских гор и Кахетских гор вместе с Тушети. А в Эрети первого посадил в Хорнабуджи или Хоранта и дал [ему] Кисики и Гарекахети до кухетской границы, междуречье Алазани и Мтквари и эретских гор. Второго [посадил] в Веджини и дал выше границы Кисики до ущелья Турдо и [землю] между Алазани и Эретской горы, иже есть внутренний Кахети. Третьего [посадил] Мачинским и дал [ему] низовья [реки] Мачисцкали и к востоку от Алазани вместе с Шакихи и Хунзахи. Четвертого [посадил эриставом] Шторским и дал [ему] от Шторского ущелья до Мачисцкали и к востоку от Алазани вместе с Дидоети, иже есть Заречье.
И он же объединил вновь Кахети и Эрети. Он же воздвиг дворец искусный в Тианети. Он же превратил Телави во дворец и стольный град Кахети и Эрети. Квирике разбогател и стал могущественен и поэтому прозвали его Великим, ибо впервые воцарился он и содеял то, о чем писали [выше]. Он же помог царю Баграту над ранами. На него же, царя Квирике, напал царь осетин Урдуре. Сей Урдуре прошел дорогу дзурдзуков и глигвов и вступил в Тианети и опустошил Кахети. Бился с ним царь Квирике с собранным войском и в сильном бою осетины были [129] побеждены, и убили кахи царя осетин Урдуре и перебили осетин.
И во время доброго правления [и] царствования охотился царь Квирике и отдыхал у Пидарской горы и убил некий раб осетин царя кахов Квирике великого за кровь царя осетин Урдуре лета Христова 1039, грузинского 259.
11. Гаки, царствовал 19 лет
А у царя Квирике не было сына, а усыновил он Гаки, сына сестры своей, сына армянского царя Давида из Самшвилде. И после смерти царя Квирике царем кахов стал Гаки. Сей Гаки помог царю Баграту при нападении на Тбилиси. Он же Гаки бился с царем Багратом на горе Микаел-Гавриила. Он же явился к царю Баграту на прием, когда Баграт взял Тбилиси. Сей же Гаки помогал Липариту Багуашу против царя Баграта. А временами владел царь Баграт Эрети и Гаки [владел] Кахети. И после умер Гаки лета Христова 1058, грузинского 278.
12. Агсартан, царствовал 26 лет
После Гаки на царство Кахети сел сын его Агсартан. Однако при нем в основном захватил Зрети царь Баграт. И после прибытия султана явился Агсартан к султану и стал мусульманином. За это дал султан ему же Агсартану весь Кахети и Эрети, принадлежащий царю Баграту. К нему же Агсартану привели беглеца Фадла [на] Гандзинского и случилось то, о чем уже писали. Он же Агсартан помог царю Гиорги против Липарита и арабов. А после возвращения царя Гиорги от султана и ухода [его] войск от Веджинской крепости ушел сей Агсартан к султану и утвердился и согласился на обрезание по вере Магомета. За это вернул ему же султан Кахети и Эрети. Затем возвратился и захватил обе [земли] и правил сам. А затем умер Агсартан лета Христова 1084, грузинского 304.
13. Квирике, царствовал 18 лет
И сел после Агсартана царем кахов сын его Квирике. Сей Квирике был храбрым, мужественным и достойным царства и истинным христианином. У этого Квирике отнял Давид Строитель Зедазенскую крепость. И после доброго царствования умер царь Квирике лета Христова 1102, грузинского 322.
14. Агсартан, царствовал 3 года
Воцарился Агсартан, сын Квирике. Однако был непристойный, легкомысленный, неуравновешенный и недостойный царства. И после трехлетнего царствования этого Агсартана схватили знатные эры и кахи за его невежественность [и] передали царю [130] Давиду Строителю. Тогда Давид Строитель захватил полностью весь Кахети и Эрети и с тех пор находились в едином царстве, до 78-го царя Гиорги, 363 года. А это описали [мы] коротко, ибо уже изложено в книге единства, здесь же представлено более ясно.
ПОЯВЛЕНИЕ И ЗАВОЕВАНИЯ НЫНЕШНИХ ВЛАДЕТЕЛЕЙ КАХЕТИ
И отложившись от 78-го царя Гиорги лета Христова 1466, грузинского 254, Давид захватил Кахети. А что же касается сего Давида — не считаясь с тем, что говорят кахи — будет правильным предположить, что был сей Давид сыном Александра, сына Давида. И сей Александр разделил сыновей своих: старшему Баграту дал Имерети, второму Гиорги отдал Картли, Сомхити и Самцхе-Кларджети, а этому Давиду отдал Эрети и Кахети. Однако это представляется не совсем так, ибо не было в обычаях царей и, особенно, Багратионов, чтобы расколоть царство, более стремились [цари] к целостности и [даже] не избегали кровопролития, что вполне видно [из этого сочинения]. А сыновей своих они ставили не царями, а эриставами и покорными царям. Ибо не так обширна [страна], чтоб тремя царствами постоять против врагов.
Во-вторых, ссылаемся на жития, грамоты и летописи, что было единоцарствие от царя Гиорги Блистательного до 78-го царя Гиорга, как и во времена царя Баграта, прихода Тимура и Александра, Возобновителя Мцхета. Поэтому не могли они совершить то, о чем написано, а также ничего иное.
В-третьих, не был сей Александр царем Картли, ни сыном Давида, а был сыном Баграта, сына имерского царя Микела; и не было у сего Александра три сына, а только Димитри, и сын этого Димитри отложился от Гиорги, 78-го царя. И они не были сыновьями Александра, Возобновителя Мцхета. А [были] Вахтанг, воцарившийся после него, второй [сын] Гиорги 78-й, [и] третий Димитри, который ушел к шаху и возвратился с честью. И это все подтверждается грамотами и летописями. А если кроме них и Давид был сыном Александра, не дотянут Давид, Гиорги и Александр до Злого Гиорги, так как знаем дату убийства Александра Злым Гиорги — в какое число [131] произошло убийство, ибо с сего Александра до Злого Гиорги прошло 122 года.
В-четвертых, так как мы представили Александра, Возобнонителя Мцхета, знай, что при жизни предшествующих ему царей ни в житиях, ни грамотах и летописях не сможем найти упоминание владетелей кахов, кроме как после Александра 76-го.
А некоторые их считают сыновьями Агсартана. Но это не подобает говорить, ибо родство Агсартана вымерло уже при Давиде Строителе, как было сказано. Во-вторых, не может создаться род за 363 года, если уже не известен он.
В-третьих, их не видно нигде от [Давида] Строителя до 78-го царя Гиорги, однако возможно они происходили от Багратионов, ибо у жителей Грузии тогда было в обычае, что если кто-либо из царского рода был жив, иного никого в правители не приглашали. Но если Григол отложился и в то время никого не было из царского рода; во-вторых, если Давид не принадлежал к царскому роду, не посмел бы тогда назваться царем и сравняться [с царями] и не присвоил бы царскую фамилию, как атабаги и Дадиани и Гуриели и другие. Хотя и они отложились, но [назвались] не царями, а мтаварами, ибо с начала же обосновались они в своих эриставствах. Однако нравы выдают их, ибо кровно враждуют с отцами и братьями своими и дела свои правят по указке своих добродетельных вельмож, а не своим умом. А в житиях нигде подобного в роде Багратионов не встретим.
Но так как жизнь темна и невидима и трудно познаваема, тем не менее насколько возможно должны мы выяснить из гуджаров, грамот и хронографов, что сей Давид есть один из эрских и кахских эриставов, один из отложившихся, вроде правителя Григола. Однако сомнительно, чтобы другие эриставы подчинились бы ему. Если сослаться на пример Григола, то [следует оговориться, что] он сам был эриставом Кахети, а не Эрети, ибо не противился ему Адарнасе.
Но Давида, имевшего эриставство или удел (что в обычае в Грузии) в Кахети или Эрети, пишем мы сыном Димитри, сына Александра Возобновителя Мцхета. Потому, что у Александра Возобновителя Мцхета не было иного сына, кроме названных. И этим [доказывается], что он Багратиони и никто другой. А если кто желает более сего доказательств, обратитесь к другому, а исследованное нами видно ниже. [132]
ЖИЗНЬ НЫНЕШНИХ ВЛАДЕТЕЛЕЙ
1-й царь Давид, царствовал 5 лет
И когда 78-й царь Гиорги был у Чихори побежден Багратом, а затем Тимуром Тавриж-Гилакским, а после пленил его Кваркваре атабаг, и захватил Картли Баграт, царь Имеров и приступил к захвату Кахети, тогда эр-кахские вельможи договорились и не пожелали Баграта своим царем. Отложились и другие и из бывших там же эриставов выбрали упомянутого нами Давида, сына Димитри, сына 76-го Александра, и посадили царем, чтобы иметь при нем свободу бунтовать.
А когда освободился 78-й царь Гиорги, во главе с атабагским войском пришел на Давида, оставили тогда эр-кахи Давида и перешли на сторону царя Гиорги и захватил царь Гиорги эр-кахов. А Давид с семейством своим бежал в Дидоети, и дидойцы приняли его с почетом и благожелательно. И царь Гиорги не смог причинить ему вреда, так как у самого внутри страны было неспокойно.
А после смерти царя Гиорги вновь привели эр-кахи Давида из Дидоети и посадили царем более прочно, и говорят даже, что благословили его на царство в Бодбийском монастыре лета Христова 1469, грузинского 157. И уверились в свое спокойствие эр-кахи, ибо в то время у царя Константина была смута великая. А при благословении Константина ушли к нему некоторые из епископов и знатных эр-кахов. И царь Константин не отдавал Давиду Марткопи, Сагурамо и Херки, а Давид не смел воевать с ним, боясь своих эриставов, но старался укрепить эр-кахов. Однако после немногого времени занемог и умер лета Христова 1471, грузинского 159.
2-й царь Гиорги, царствовал 21 год
После Давида царем кахов стал сын его Гиорги (или, как иные говорят, Леван) и благословился в Бодбе. А так как царь Константин продолжал стараться объединиться с эр-кахскими эриставами и установить единоцарствие, сей Гиорги стал на стороне Баграта, царя имеров и занял весь Кахети. Тогда уничтожил [он] эриставства у эр-кахав и посадил моуравов на больших и малых землях, как и суть по сей день: моуравы Кисики, Элисени, Цукети, Дидоети, Тианети, Чиаури, Шилда-Кварели, Марткопи, Греми, Панкиси и т. д. и разделил [царство] на четыре садрошо, как было описано, и знамена передал епископам, [133] чтобы правители не укрепились и не владели бессменно. И этим многих сделал верными.
Затем Алавердела, являвшегося до тех пор игуменом монастыря, возвел в епископы и дал ему паству и сан главы епископов Кахети. Потом Греми превратил в стольный город эр-кахов и [построил] большой дворец. Он же упразднил имя Эрети и назвался, как было описано, мтаварам не дал власти и сам захватил [власть]. Но хотя свои и величали его царем, соседние [народы] называли его господарем кахов. Туши и пшавы и хевсуры не подчинялись ему, а Дидоети оставался верным из-за верности к Давиду.
А к приходу Узун-Асана, когда разорили Херки, Сагурамо, Марткопи и Тианети, сей Гиорги преподнес шаху дары большие и пленных юношей и девушек и обещал покорность и избежал войны.
А потом обратился царь Константин к Гиорги за помощью против персов и агарян, и не пожелал Гиорги, боясь объединения [Картли и Кахети].
К приходу Якуб-шаха Гиорги также сумел сохранить мир, старался только сменить непокорных и возвысить своих. [И] застроил [он] и обогатил Кахети, ибо жил в мире. После умер царь Гиорги лета Христова 1492, грузинского 180.
3-й царь Александр, царствовал 19 лет
После Гиорги сел сын его Александр, тоже благословившись в Бодбе (некоторые считают, что в Алаверди).
Сей Александр был прекрасный, мужественный, доблестный, бесподобный в стрельбе из лука и рыцарских потехах, добрый, лишенный злости, милостивый, сдержанный и скромный. У него были сыновья Гиорги и Димитри. Он помирился с царем Картли Константинам и установил границу, уже описанную. И был с тех пор мир и дружба между ними.
И во время [царствования] Александра появился шах Исмаил, сын шиха. И захватил шах Исмаил Адрибежан и Ширван лета Христова 1500, по татарскому хроникону 907, грузинского 188. Сей Александр послал к шаху Исмаилу в Ширван сына своего Димитри с дарами и пленными юношами и девушками и известил о покорности. И шах Исмаил принял с честью и отпустил Димитри с дарами и соглашением о мире.
Сей же Александр еще более умиротворил Кахети и укрепился в нем и застроил и обогатил. Но сын его [134] Гиорги был злой, завистливый и кровожадный, однако, боявшись отца, придерживал себя, только подстрекал отца к нападению на Картли и окрестные земли. А Александр не слушал его и призывал к спокойствию и миру, ибо был уверен, что зачинщика смуты покарает бог. Но Гиорги не слушал его и не терпелось ему замять отцовский престол. И найдя удобный случай в Сапурцле, убил ан отца авоего, царя Александра, не ожидавшего этого от сына. Схватил ом также брата своего, чтобы помешать ему бежать в Персию, ибо давно завидовал ему за прежнюю поездку к шаху, и ослепил его лета Христова 1511, грузинского 199, и с тех пор нарекли его Ав-Гиорги («Ави» (груз.) — злой, Ав-Гиорги — злой Гиорги).
4-й царь Гиорги, царствовал 2 года
И сел отцеубийца и братоубийца Гиорги на престол Кахети и захватил Кахети полностью. Но не удовлетворился он этим злом и вновь восполнился завистью и пытался схватить царя картлийского Давида и начал нападать и разорять единородных и единоверных своих, как уже было описано. И потом убили Ав-Гиорги лета Христова 1513, грузинского 201.
Тогда царь Давид перешел в Кахети и захватил (весь Кахети. А юного семилетнего сына Ав-Гиорги вместе с матерью спрятал Гарсеван Чолакашвили (и доказал верность большую) в своем доме и растил его, ибо мать его [царевича], супруга Ав-Гиорги, была родственницей Гарсевана.
После того царь Давид узнал о местонахождении юного Левана и прислал он по этой причине брата своего Баграта с войском. Прибыл он в Кахети и навел страх на всех и заставил поклясться, что ничего не ведают о царевиче. А Гарсеван поступил с хитростью, о которой уже было написано, и успокоенный Баграт возвратился с войском в Картли же.
А Гарсеван увел Левана в Очанскую крепость. Но к приходу шаха Исмаила лета Христова 1518, грузинского 206 забрали Левана верхние кахи и привели в Кахети. Тогда примкнули к нему все и занял [Леван] весь Кахети.
Узнав об этом, царь Давид с большим войском перешел Гомбори и не смог устоять Леван и отступил в крепость в верховьях Маграни. Царь Давид обложил крепость и тванил его сильно. Однако лукавством архиепископа укрепилась мать Левана в крепости и [135] отступил царь Давид в Картли. Тогда Леван вышел из крепости, собрал кахов, послал тайно нарочного к Мамии Гуриелу и попросил дочь его Тинатин себе в жены и помощи, ибо в ту пору дружили атабаг и Гуриели. И Гуриели выдал свою дочь и обещал помочь. Но когда царь Давид перебил османов, вновь выступил с войском в Кахети и подошел к стоявшему в Магаро Левану, ибо и верхние кахи присоединились к Давиду. Вышел из крепости Леван с малым войском, царь Давид был побежден и возвратился в Тбилиси. Тогда Леван собрал всех кахов и прибыл в Бодбе и благословился на царство лета Христова 1520, грузинского 208.
5-й царь Леван, царствовал 54 года
И сел Леван царем Кахов и занял границы кахетские. В это время узнал, что Гуриели победил царя Давида и пребывал в Мухрани. Собрался Леван наскоро и прибыл в Мухрави. Но Гуриели предложил и настаивал, чтобы свершил бы [Леван] с царем Давидом мир и любовь, так как царь Давид вновь стремился к бою и хотел мстить Гуриелу. Согласился на это Леван и обратились к царю Давиду и отдали все, что он пожелал, и сотворил мир с установлением границ и обязались совместно выступать против врагов и [установилась] твердая любовь.
После взаимного посещения отправился Гуриели к себе, а Леван вернулся в Кахети и послал [людей] за своей женой. А эта женщина видела сон, что «увезет тебя в жены некий вельможа и в пути на одной горе увидишь белый кизил, стоящий на прекрасном месте. Построй там монастырь богородицы».
И когда привезли ее в Шуамта, приостановились на отдых и обед, увидела тогда Тинатин тот кизил, виденный во сне, и дала обет построить церковь. И привезли ее оттуда в Греми и справил свадьбу подобающую Лаван.
И сей Леван послал картлийскому царю Давиду войско на помощь против шаха Исмаила. Он же, Леван, видел во сне икону богородицы, ограбленную шахом Исмаилом, которая валялась в Навтлугской роще, отправился и нашел и украсил и отослал вновь в Тбилисский Сиони.
А после того родила Левану жена его Тинатин сына Александра лета Христова 1527, грузинского 215. Затем еще родила сына Иесе. А после тога отпустил [царь] жену свою Тинатин по ее же воле, ибо Леван был блудник и не пожелала [жить] с ним [136] [Тинатин]. Разгневанный этим Леван отдал ей и сыновей своих. И пришла Тинатин в Шуамта, своим приданым построила там монастырь и поставила игумена и пожертвовала деревни, ею же купленные, и оставалась там до кончины своей.
А после нее привел Леван [в жены] дочь шамхала и справил с ней свадьбу. А потом родила она четырех сыновей — Гиорги, Елимурзу, Вахтанга и Хосро.
И сей царь Леван с царями Гиорги и Багратом отправился в Иерусалим, как было описано.
А после того, как пришел шах Тамаз и разорил Тбилиси, отступил и стал в Карабаг, прибыл к шаху Тамазу Леван лета Христова 1536, грузинского 224. Пожаловал его шах Тамаз и отпустил к себе же.
А владетель Шаки-Ширвана Асанбег подчинялся шаху Тамазу и по наущению шаха старался подчинить Кахети, так как если Левану причинит вред, завладеет тогда Асанбет всеми богатствами его, ибо Кахети был весьма крепко застроен. Видя это, Леван призвал его к миру и не пожелал Асанбег мира. Тогда собрал Лаван войска и напал на Шаки, встретил его Асанбег и в сильном бою Асанбег был побежден и не успел отступить и убили Асанбега и перебили его войско, разорил [Леван] Шаки и пленил и забрал добычу большую и возвратился в Греми.
А пшав-хевсуры и туши не подчинялись больше его предшественникам царям. А сей Леван не силой их покорил, а обещал, что овцы их могут свободно пастись в Кахети и послал дары кресту Лаша в Тианети. И после этого давали [они Левану] войско и [платили] дань.
А когда русский царь Иоанн захватил Казань, Астрахань и Терек и посадил на Терек казаков и в Тарках солдат своих, он, Леван, отправил [послов] и попросил у него войско для защиты крепостей Кахети. Прислал он и поставил [Лаван] русское войско в Крепостях Кахети. Однако, когда шах Тамаз усилился, отослал [Леван] русское войско в Россию и сообщил об усилении шаха Тамаза — «чтоб не истребили ваших солдат в моей стране».
А после разорения Лаваном Шаки лета Христова 1547, грузинского 225 предложили царь Луарсаб и месхи Левану выступить против персов. Тогда из-за дел Асанбега согласился и Леван и начали все трое разорять и грабить Адрабаган неоднократно. [137]
А шарванцы посадили ханом Давриш-Махмада, сына Асанбега, и не подчинился он шаху Тамазу, и укрепил города и крепости и стал готовиться. После этого, освободившись от других дел, шах Тамаз пришел с войском в Карабаг. И стали в Грузии укреплять города и крепости. Видя это, шах Тамаз клятвенно обещал Лавану дары и свободу его царству, если он изъявит покорность. И Лаван из-за вражды с Давриш-Махмадом и спасения своей страны оставил любовь к Грузии и явился к шаху в Карабаг. Тот пожаловал его и одарил премного. Затем шах послал войска в Ширван, напал на них Давриш-Махмад и истребил полностью войска шаха Тамаза лета Христова 1548, грузинского 236, татарского 955. Узнав об этом, шах Тамаз выступил и вступил в Ширван и предложил Давриш-Махмаду покориться и обещал простить все его грехи. Однако тот не захотел и вновь напал на войско шаха Тамаза и Давриш-Махмад был побежден ими [персами] и бежавший укрылся в Гулистанскую крепость.
Тогда послал шах войска и царя Лавана с его войском для взятия Гулистана. И после недолголо времени трудно стало Давриш-Махмаду и сбежал ои из крепости. Узнав об этом, догнал его Лаван со своим войском и убил Давриш-Махмада и истребил его отряд и голову его поднес шаху Тамазу. За это [шах] одарил Лавана богато и отпустил в Кахети, а шах Тамаз занял Ширван и посадил бегларбега и султанов своих и вновь возвратился в Карабаг. Оттуда выступил на Тбилиси, взял его тоже, связался с атабагом и его также привлек на свою сторону и ушел в Персию.
А Леван был богатым, страна полна была мирам. И хотя кавказские лезгины не подчинялись Левану, однако и вреда ему не могли нанести. Говорили, что когда при Леване некий лезгин из Дагестана напал на Заречье и увел одну корову, узнал об этом Лаван, собрал в Заречье тайно отряд и выступил с проводником, шел день и ночь, напал и схватил того человека с домочадцами и имуществом, привел на третий дань туда же и убил всех, чтобы другие не осмеливались заниматься хищничеством. Он же Леван привел лезгин и поселил в Пипинети для того, чтоб возили они летом лед с Кавказских гор, и это породило зло, о чем будет сказано ниже.
А затем вновь пришел шах Тамаз в Ширван и [138] явился к нему Леван и тот принял его с честью, затем отпустил Лавана, а сына его Иесе взял в Самцхе. Но когда шах Тамаз возвратился назад, отпустил и Иесе к Лавану с дарами. И после нового прихода шаха Тамаза в Самцхе и разорения Картли Леван со своей землей оставался в мире.
А когда убили царя Луарсаба, подумал Леван, что когда пришел шах Тамаз и он не явился к нему, и при смерти Луарсаба побили [картлийцы] воинов шаха многих, шах может мстить, тем более что [Леван] был свояком царя Свимона и отдал [Леван Свимону в жены] дочь свою от дочери шамхала и кахетский троя хотел передать ее сыну, а не изгнанному сыну [своему] Александру. И по этим причинам отправил сына своего Иесе к шаху с поминками и пленными юношами и девушками и известил [его] о своей невиновности лета Христова 1558, грузинского 146. А на следующий год устроил свадьбу своей дочери с царем Свимоном и отпустил [ее] с большим приданым.
После того, лета Христова 1561, грузинского 249 царь Свимон предложил Лавану прислать помощь для изгнания персов из Картли. Однако Леван не захотел ссориться с шахом. Тем не менее, сын его Гиорги ушел с войском к царю Свимону в Дзегви. На них напал Шаверди-султан. Гиорги убили и кахов перебили и оставшиеся в живых возвратились к Лавану. Услышав эту весть, скорбный Леван выплакал сына своего горько, ибо для него хотел трон Кахети.
Но после царствовал [Лаван] все так же спокойно. И возвысил детей своих от дочери шамхала и всех кахов приставил к ним и унизил Александра и Александр вместе с матерью находился в селах Шуамта.
А из-за сношений с кизылбашами кахи переняли их обычаи, стол, роскошь, неподобающее кокетство, одежду. Этим мало по малу оставляли обычаи Грузии и вводили персидские особенно при Александре и Теймуразе.
И после того преставился царь Леван по старости лета Христова 1574, грузинского 262 и оставил страну в полном благополучии. А после него захватили Кахети сыновья его Элимурза, Хосро и Вахтанг. А Александр собрал верхних кахов, пришел в Бодбе и благословился царем. И он, Александр, был женат на дочери Бардзима Амилахора. Его родственником был также Даудхан, царь Картли. Поэтому Александр за помощью обратился [к ним] и с разрешения Даудхана прибыли Бардзим Амилахори и Элизбар Ксанский [139] эристави с войском. Увидя это, кахи оставили Элимурзу и его братьев и присоединились к Александру. А те получили помощь от шамхала и лезгин. И встретились друг с другом в Торга и в сильном бою разбили Элимурзу, Вахтанга и Хосро и убили там всех троих братьев и войско их тоже перебили. И занял Александр Кахети в том же году.
6-й царь Александр царствовал 32 года
И сел Александр царем кахов и захватил весь Кахети. А было у него четверо сыновей — Давид, Гиорги, Эрекле и Константин. И родственница Александра была замужем за Даудханом. А сын его Эрекле за что-то обиделся и украдкой ушел к султану в Стамбул (говорят из-за обиды на брата своего Давида). Услышал об этом шах Тамаз и принял это за отложение Александра, разгневался и выступил на Кахети, пришел в Карабаг и призвал Александра. Тогда Александр начал держать совет. И сказал Отар Чолакашвили кахам: «Возьмите на себя кровь, которая прольется и я спасу Кахети». Тогда поклялись кахи: «Мы дадим ответ Христу, когда явится он судить живых и мертвых».
И так как [в ту пору] Кайхосро атабаг был мертв и сыновья его были малолетними и воспитывала их Дедисимеди в Самцхе и зная ее строптивый характер, написал Отар ей: «Так как добивается Вараза смерти твоей и твоих детей и захвата Самцхе для себя, по этой причине и ведет шаха Тамаза, чтобы истребить непокорных, ибо сама ведаешь, сколько зла на тебя наговаривал». Услышав такое, Дедисимеди не стала устанавливать истину и убила Варазу. А когда услышал о смерти Вараза, опечалился шах Тамаз, ибо был он братом жены шаха, оставил Кахети и разорил Самцхе, особенно Оцхе лета Христова 1574, грузинского 262.
К возвратившемуся [шаху] прислал Александр сына своего Константина с большими дарами и пленными и известил, что «сын мой ушел вопреки меня и я безгрешен перед тобой». Тогда шах Тамаз, остывший от гнева, примял дары и пленных и взял с собой Константина и ушел в Персию и оставил Кахети, не причинив ему вреда.
И после смерти шаха Тамаза жил Александр в мире. И в то время Кахети был так заселен, что трудно было найти охотничьи угодья. И Александр, сильно любивший охоту, говорил: «Как хочется, чтоб разорился бы Кахети, чтобы иметь множество [140] охотничьих угодий», — так, как это было во времена внука его, Теймураза, хотя и ему некогда было охотиться.
В ту пору сообщили Александру сокольничие о появлении в Алони неизвестных птиц. Отправился [царь] немедленно и увидел павлинов [и] пожелал переловить их живыми, однако ни один сокол не справился [с ними], кроме алого сокола и с его помощью переловил всех, привел в Греми, и размножились они, хотя и приняли кахетский облик, подобно тому, как сказано в басне о появлении овцы в стране обезьян.
Выступление Лала-паши
А после того, как пришел Лала-паша лета Христова 1578, грузинского 266, призвал он из Тбилиси Александра и обещал он явиться и сопровождать с (войском в Ширван, если [паша] не тронет Кахети. Тот обещал твердо и встретил с войском [царь] Лала-пашу в Сатисчала и повел его в Ширвае. И взял Лала-паша Ширван [и] Шаки, перебил непокорных и построил в Ширване крепость и поставил свою стражу и посадил пашу. Затем возвратился, прошел по берегу Мтквари и сопровождал его Александр до [реки] Арагви. Затем отпустил Александра и вернулся [царь] в Кахети с миром, а Лала-паша стал в Мухрани.
А царь Свимон возвратился из плена [и] по этой причине Даудхан сбежал в Стамбул, ушел Лала-паша тоже и царь Свимон занял Картли. Затем отомстил Амилахору. Не стерпев это и не желая добра своей сестре, собрал Александр воинов своих кахов и напал неожиданно на Свимона в Дигоми лета Христова 1580, грузинского 268, и обежал Свимон, и натравил [Александр воинов] на сестру свою и ограбил богатства Свимона и ушел, обесчестив сестру свою.
Спустя немногое время напал Свимон [на Александра] в Чотори и встретил его Александр с боем [и] был Александр побежден за непристойное поведение и ушел в Магаро, а Свимон захватил кахов в плен и обошелся с ними так, как уже было описано, однако казну Александра не смог получить.
В том же году вернулся [из Персии] Иесе, брат Александра, так как не отказался он от Христа и отпустил его шах. И спустя немного времени Иесе умер.
А Александр сыну своему Давиду привел в жены дочь Ашотана [Мухранбатона], Кетеван. И был Ашотан единомышленником и верным Свимону. Сей Ашотан добился мира и помирились Свимон и Александр [141] и было после этого между ними единство и любовь большая.
Шах Абаз стал государем
А лета Христова 1587, грузинского 275, татарского 995, схватили персы шаха Худабанду и посадили [на престол] шаха Абаза, сына шаха Худабанды. И начал он завоевывать земли.
И попросил Манучар Дадиани [руку] дочери Александра, Нестан-Дареджан, и выдал [ему] Александр с большим приданым лета Христова 1591, грузинского 279. Однако после рождения сына Левана преставилась Нвстан-Дареджан, и после того взял Александр юного Левана и воспитывал сам.
А после пришел шах Абаз для взятия Еревана лета Христова 1602, грузинского 290, татарского 1012 (Должно быть 1011 год) и призвал Александра со своим войскам. В то время туда же собирался картлийский царь Гиорги, встретились они и выступили совместно. И шах Абаз пожаловал их. Однако после взятия Еревана забрал у него [Александра] Каки и взамен назначил ему семьсот туманов ежегодно, затем вновь одарил и отпустил [Александра шах] в Кахети.
В ту пору присылал иерусалимский патриарх и просил денежную помощь для покрытия долгов. Александр уведомил об этом каков и обещали они и поручили [епископу] Алаверделу, брату Отара Чолакашвили, собрать [деньги] и отвезти в Иерусалим. И собрал он пять тысяч динаров и отправился.
А в Алавердском монастыре жила постригшаяся сестра Александра, с которой тайно сожительствовал Алавердели. И женщина эта, узнав об отъезде Алавердела и своей беременности, забеспокоилась и послала вдогонку человека и известила Алавердела. А Алавердели почти был у цели, и получив такое известие, немедленно возвратился, а женщина эта сбежала [из монастыря] и ушла в Имерети [для встречи с ним], а золото то вернули Александру же. И патриарх проклял Алавердела. После того призвал Александр того монаха, отказавшегося от монашества и женившегося на той женщине, дал небольшое поместье и жил он там [с женой].
И так как цари Александр и Гиорги пребывали во взаимной любви и царь Гиорги был более близок с сыновьями Александра, пригласил царь Гиорги Давида и Гиорги, сыновей Александра, в Тбилиси, [142] встретил прибывших и поселил их в Исани, иже есть Авлабари, и каждый день охотились, пировали и состязались.
И в один день вновь пригласил их царь Гиорги на пир в Тбилиси. Тогда задумал злое дело Гиорги и не пожелал идти, сославшись на отравление вином, и ушел Давид. А оей Давид был горд, дерзок и свиреп и не любили его кахи. А Гиорги был щедрым, спокойным, красивым и ласковым для своих подданных. И когда Гиорги показалось, что Давид захмелел, проявил он безумие и призвал кахов убить брата своего и захватить Кахети, клятвенно договорившись с ними. Узнал об этом Барам Чолакашвили, человек богобоязненный, отправился и сообщил пировавшему Давиду обо всем. Давид немедленно встал и ушел [с пира] и явился в шатер Гиорги и увидел, что вооружались [Гиорги] и его сообщники. Разгневался Давид на Гиорги и оказал: «Вооружаешься для того, чтобы убить меня, и я здесь и твори, что можешь». Взял Давид под стражу брата своего Гиорги и приверженцев его лета Христова 1603, грузинского 291, забрал их и посадил в замок Торга, а 12 человек, поклявшихся Гиорги в верности, выбросил [Давид] из Чоетской крепости, а остальных бросил в тюрьму. Однако свершил злое [дело] и отнял у царя царство и посадил его в крепость [под арест] и сам правил Кахети и был властителем его.
Однако спустя шесть месяцев скончался Давид и вышел Александр из тюрьмы, ибо не осталось у него сыновей, кроме Гиорги. А у Давида с Кетеван остался сын один, Теймураз. И воспитывал его дед в роскоши у матери. Но так как Александр был старым, подумала Кетеван, что «если Александр умрет, захватит Гиорги Кахети и будет мстить сыну моему». Поэтому призвала Шермазана Чолакашвили, взяла у него клятву и отдала сына своего и отправила к шаху Абазу (А метафраст царицы Кетеван считает, что Теймураза отправил дед из-за мести к сыну своему Давиду, ибо хотел Кахети [оставить] сыну своему Гиорги после того, как пленил их сын его Давид. И Теймураза послал для того, чтобы Кахети остался Гиорги (прим. Вахушти)).
И принял шах Абаз Теймураза ласково и относился с уважением и учился персидскому языку и письму. И задумал шах Абаз, так как Теймураз в моих руках и остался Кахети без наследников, если не считать двоих [Александра и Гиорги], прибег он [143] к коварству с целью их истребления, ибо хотел захватить Картли-Кахети и омусульманить их.
Призвал [шах] Константина, сына Александра, раньше посланного [ив Персию], который был всецело мусульманином и почитателем их веры, и сказал ему шах Абаз: «Брат твой Давид умер и остались отец твой старый и брат твой Гиорги. И теперь, так как ты твердо стоишь на нашей вере и верен моему царствию, дам тебе в помощь ширванское войско, халат и дары для отца, иди и убей обоих и захвати Каэтти и сделай мусульманским». И обещал Константин исполнять все и выступил торжественно с большими дарами.
Тогда же прислал Манучар Дадиани вельможу своего, чтобы забрать сына своего Левана. Опечалился Александр, однако одарил его богато и отпустил. В это же время прибыл гонец с вестью о приближении сына. Повеселевший [Александр] собрал войско и встретил Константина в Базаря. И была радость и веселие всюду, и надел Александр халат шаха и радовался вместе с сыном.
И в одинь день сказал Константин отцу: «Имею слово наедине, сказанное шахом». Приказал поэтому Александр всем кахам выйти, остались лишь (епископ) Руствели и брат его Абел. Тогда выскочили из засады воины и направили на них мечи и убили царя Александра и сына его Гиорги и вместе с ними Руствела и Абела лета Христова 1605, грузинского 293 (А метафраст пишет, что убитых отца и сына возложил на верблюде и отправил в Алаверди и там их похоронили (прим. Вахушти)).
7-й царь Константин
И как увидели это, ушли кахи все от Константина. Но Константин обратился к ним и обещал дары большие и некоторые устрашились шаха и стали приходить кахи и приступил [Константин] к захвату Кахети. А потом послал к Кетеван, жене брата своего Давида [с таким предложением]: «Так как мусульманской вере подобает жениться на невестке и захватил я Кахети по воле шаха, будь моей женой и оставайся впредь царицей, а если откажешься, силой этого добьюсь». Услышав это, опечалилась Кетеван и взмолилась кахам, чтоб помогли они ей избежать этой [участи], в противном случае уйдет она на родину свою, в Картли. [144]
Тогда собрались кахи у Кетеван и поклялись и дали обет богу защитить ее от этого. Узнал об этом Константин и выступил с войском. Находящиеся с Кетаван кахи атаковали его и одолели Константина и убили Константина (А метафраст пишет: «И как стали друг против друга, увидел Константин силу [кахов] и не захотел биться и стал отступать с войском. И сблизившись с ним, узнали кахи его, Давид, Тамаз и Бебур напали и вонзили копья и сбросили с коня Константина и отрубили голову и поднесли царице» (прим. Вахушти)) и перебили мечами воинов его и пришли к Кетеван кахи с победой.
И с этого времени правила царствующая Кетаван, пребывающая в Греми. Она же перенесла [останки] Александра с сыном Гиорги и похоронила в Алаверди.
И узнал шах Абаз обо всем случившемся в Кахети, встревожился и предположил отложение кахов [и] утверждение картлийского царя. Чтоб не допустить захват [Кахети] царем Картли, призвал поэтому немедленно Теймураза и сказал: «Злой Константин убил отца и брата своего, который был послан для установления мира и свидания с отцом [и] братом. Однако и с ним теперь рассчитались кахи и убили и его. Теперь отправляйся ты наскоро, чтобы не разгорелась в Кахети смута», одарил [шах Теймураза] богато и отпустил (Метафраст пишет: «Когда убили Константина, послала царица к шаху Абазу вельможу и попросила [отпустить] сына своего Теймураза. И он, чтоб не допустить отложение и соединение с картлийцами, немедленно прислал его» (прим. Вахушти)). (Узри тут коварство злое!). И прибыл быстро Теймураз со всеми находящимися там кахами в Кисики неожиданно. Гостил [Теймураз] у одного крестьянина, который подарил [ему] девять сыновей своих малолетних, оттуда известил мать свою, царицу Кетаван о своем прибытии, затем прибыл в Греми и была у матери и сына и всех кахов радость большая. Затем пришел и благословился в Бодбе лета Христова 1605, грузинского 293 (царь Арчил наверно говорит, что в Мцхета).
8-й царь Теймураз, царствовал 10 лет
Д когда сел господарь Теймураз царем, было ему 16 лет (Царь Арчил пишет, что воцарился он 13 и в Россию уехал 70 лет. Когда по этим данным подсчитали, оказалось, что воцарился он двадцатилетним. Поэтому считаем мы правильной эту цифру, ибо женился он быстро (прим. Бахушти)) И правил он [царством] Кахети. Потом привел он в жены Анну, дочь Мамии Гуриела и справил славную свадьбу в Торга. И так как Кахети был богатой и густо заселенной [страной], Теймураз все [145] время веселился и охотился и пировал. После зачала жена его и родила сына Левана, вновь зачала и родила сына Александра. И преставилась Анна лета Христова 1610, грузинского 298, и печалился Теймураз премного и сетовал сильно.
Узнал об этом шах Абаз и пригласил Теймураза, чтоб оставил печаль и веселился бы с ним. В ту пору Теймураз доверял шаху Абазу и отправился к нему в траурном одеянии. А когда Теймураз впервые был отправлен к шаху матерью, преподнес он шаху Абазу брата и пленных, а прибыв ныне, [преподнес] сестру свою и пленных дочерей и сыновей знатных кахов. И шах Абаз принял милостиво и пожаловал его и одаривал премного, заставил снять траур, водил ежедневно на охоту и пиры.
Потом сказал шах Абаз Теймуразу тайно: «Женись на сестре царя Луарсаба и будь моим свояком и его родственником, чтоб не было меж вами зависти». Тогда ответил Теймураз с мольбой: «Сын он сына дочери деда моего и вера наша не разрешает это». Разгневался шах Абаз и настаивал на [согласии Теймураза. Тогда, не видя иной возможности, согласился Теймураз. (И сделал это шах Абаз, чтобы найти причину и унизить и прибрать их в свои руки и чтоб поругать их веру, а потом омусульманить, и еще увидеть — какую сестру выдаст за него Луарсаб — старшую, которую не послал к шаху, или младшую).
И написал шах Абаз царю Луарсабу, чтобы выдал он сестру свою за Теймураза, затем отпустил Теймураза с большими дарами. Вернулся [Теймураз] в Кахети и попросил руку Хорашан, выдал ее Луарсаб торжественно и справил Теймураз свадьбу в Греми лета Христова 1612, грузинского 300, и властвовал в Кахети по воле своей.
А лезгины хотя и враждовали, однако [нападать на Кахети] открыто не осмеливались, кроме как скрытно. Поэтому послал Теймураз [на них] Кайхосро Оманишаили, ибо был он [мужественным и смелым. Вступил он в Дагестан и стал в горах, начал разорять и грабить их. И так как никто не противился ему, попросил [Кайхосро] у Теймураза набат, чтоб навести на них больший страх. Однако кахи донесли господарю Теймуразу, что желает он [захватить] Кахети и по этой причине просит набат. Тогда [146] призвал [Теймураз] Кайхосро и убил его изменой. Увидя это, некоторые кахи заколебались в верности к царю.
Приход шаха Абаза
А с тех пор, как кахи убили Константина, шах Абаз носил в себе злобу и не находил удобное время для мщения из-за внутренних дел, ибо не мог устроить дела по своей воле. Но теперь нашел причину, выступил и внезапно появился в Гандже лета Христова 1615, грузинского 303, татарского 1024. Из Ганджи уведомил Теймураза: «Иду я на османов, поэтому пришли в заклад сына своего, чтобы не стал бы ты на стороне османов, как то сделал дед твой, и этим смогу убедиться в твоей верности». Услышал это Теймураз и показалось ему странным, ибо не было войны [у шаха] с османами. Однако знал он бешенный нрав шаха, так как шах Абаз был коварным, хитрым, неверным и врагом всех наследников [грузинских царей]. Посоветовался тогда Теймураз с кахами и все они посоветовали отпустить сына. Теймураз не соглашался, однако настояли кахи и послал [царь] вместе с ним [сыном] и мать юною, Кетеван, и Нодара Джорджадзе, предполагая, что шах Абаз уважит мать, которая мольбой добьется помилования и возвращения.
Но увидев их, разгневанный шах Абаз прислал сказать Теймуразу: «Я не няня и не воспитатель сына твоего, пришли старшего сына, (ибо желал захватить всех), если желаешь быть со мной в согласии, и я уважу мать твою и отправлю назад».
Теймураз опечалился сильно и не хотел отсылать, так как мать также известила его о том, что не следует отправлять и второго сына. Однако кахи настаивали, говоря: «Ты дважды бывал у него, пожаловал [шах] тебя и одарил. Почему уничтожаешь Кахети из-за одного гоноши, ведь знаем мы, что не причинит ему вреда». Тогда вынужденный Теймураз послал и старшего сына в сопровождении Давида Асланишвили.
А когда шах Абаз заполучил их, прислал сказать Теймуразу: «Теперь узнал я, что верен ты весь мне, ибо не пожалел ты сыновей своих для меня. Теперь приходи и ты и одарю богато и отпущу с миром вместе [со своей] страной».
Услышав это, Теймураз и кахи догадались о коварстве шаха Абаза, задумавшего истребить их и разорить Кахети. Поэтому Теймураз обратился к Луарсабу за помощью: «Так как хочет [шах] [147] разорить Грузию и знай, что с ним находится враг твой, моурави, который ведет шаха и против тебя». И Луарсаб обещал твердо помощь. И собрал Теймураз воинов кахав и от Мукузани до Заречья устроил засечную стену и стал ждать.
Узнав о приготовлениях Теймураза, [шах] прислал тайно войска в Жалети, а сам перешел [реку] Мтквари и направился в Кахети. Захваченных кизылбашами пастухов-кахов одарил халатами и отпустил. Увидав это, кахи стали покидать Теймураза И уходили к шаху и он принимал их с большой честью и жаловал подарки. Поэтому Теймураз не смог противостать и ушел с домочадцами. А по дороге, в Жалети, встретился с кизылбашами, атаковал их смело, одолел и перебил многих, а остальные бежали. [Теймураз] захватил имущество кизылбашей и прибыл в Мухрани к царю Луарсабу.
А спасшиеся кизылбаши пришли к шаху, рассвирепел он и пошел на обоих царей, однако они ушли в Имерети, ибо если даже вступили бы они в бой, картлийцы и кахи не захотели сразиться с шахом Абазом.
А шах Абаз прошел Кахети, Картли и стал в Гори, и было то, о чем мы повествовали.
А когда [шах] ушел, правителями Кахети оставил Надара Джорджадзе и Давида Асламишвили, а прибыв в Ашраф, мать и сыновей Теймураза отправил в Ширазскую крепость (их еще из Ганджи отослал в Ашраф).
А Теймураз находился в Имерети в почете у царя Гиорги. Но спустя три месяца прислали Нодар и Давид к Теймуразу человека и велели сказать: «Приди и владей твоим Кахети».
Пришел Теймураз в Кахети, царствовал 6 месяцев
Выступившего из Имерети в Картли Теймураза для охраны до Арагви сопровождали сам царь Гиорги, Леван Дадиани и Мамия Гуриели. А там их встретили кахи все полностью и царь имеров и правители возвратились к себе, и занял Теймураз вновь Кахети.
Узнал это шах Абаз, рассвирепел и выступил с сильным войском, но предварительно выслал наскоро Аликули-хана с большим войском для перекрытия дорог у Арагви, чтобы помешать Теймуразу вновь бежать в Имерети. Услышал Теймураз о прибытии Аликули-хана к Арагви, собрал войско и в полдень напал [на него] у [селения] Цицамури. И после сильного боя бежали кизылбаши и перебили их кахи так, [148] что немногие спаслись. И захватал Теймураз их имущество и оружие и казну.
А сбежавшие кизылбаши явились к шаху и разгневался [шах], яко кит и немедленно выступил. Тем временем кахи понадеялись, что как и прежде, шах Абаз не тронет и одарит их и отказались воевать. Лишившись их поддержки, Теймураз был вынужден вновь уйти в Имерети, и пошли с ним многие [мужи] большие и малые с домочадцами.
А шах Абаз пришел в Кахети и оттуда в Тбилиси лета Христова 1616, грузинского 304, и обратился [оттуда] к лезгинам: «Желаю уничтожить Кахети и которые вступят в ваши горы, истребляйте и плените их и одарю вас щедро». Услышав это, [лезгины] с радостью дали согласие.
Тогда шах Абаз послал из Тбилиси отряды в Херии и Эрцо-Тианети, а сам прибыл в Кахети, [население] истребил, пленил, согнал и разорил, ограбил церкви, уничтожил иконы и кресты, а украшения их роздал своим девкам. Некоторые спаслись в Пшави, Хевсурети, Тушети и укреплениях, скалах, горах и лесах. Однако лезгины поступили с ними так, как обещали шаху Абазу.
Пейкар-хан, (правитель) кахов
Затем [шах Абаз] оставил в Кахети Пейкар-хана с войском, а сам ушел и захватил с собой согнанных пленных кахов и расселил их в Мазандеране, Хорасане и Ферейдане (потом они сопровождали его наследников в качестве стрелков).
А в бытность Теймураза в Имерети настал сильный голод. Обеспокоенный Теймураз послал человека к султану в Стамбул и попросил убежище и помощь. Спустя немногое время [Теймураз] отправился в Гурию, принял его Мамия Гуриели и жил в почете. И туда прибыл посланец из Стамбула и обещал султан помощь и избавление и даровал [Теймуразу] Гонио и несколько сел в окрестностях Ахалцихэ.
Тогда гурийцы возбудили зависть у Мамии Гуриела, говоря — раз султан дал [Теймуразу] Гонио, желает он [захватить] и Гурию. Узнав об этом, Теймураз отправился в Ахалцихэ, в пожалованных ему селах, и принял его там Манучар Атабаг ласково.
После того пожелал [Теймураз] отправиться в Стамбул, ибо султан обещал ему помощь, и известил об этом атабага, а атабаг даровал ему Олтиси. Теймураз прибыл туда и оставил царицу Хварашан и [149] семьи кахов в Олтиси и поставил над ними Нодара сахлтухуцеса, а сам, богато нарядившись, с 700 человек отбыл [в Стамбул].
Услышав об этом шах Абаз и решил, что султан оказал помощь Теймуразу. За это велел привезти сыновей Теймураза в Испаган и оскопить их лета Христова 1620, грузинского 308 (Александр скончался от этого, а Леван сошел с ума и бродил обесчещенным, а затем умер и он). Потом шах Абаз велел ереванскому бегларбегу Амиргуна-хану: «Иди на Олтиси, захвати царицу Теймураза и пришли пленницей ко мне». В ту пору стояла зима. Амиргуна-хану пришлась через снежную гору прорыть дорогу. А царица Хварашан видела сон, будто напали на «ее воины и ограбили. Напугалась она и вместе со всеми своими людьми вошла в крепость и укрепила ее. А на заре напал Амиргуна-хан с войском и, не найдя никого, повернул и ушел. А Нодара в то время там не было. Узнав об этом, собрал тамошних [людей] и бывших с ним кахов, погнался за Амиргуна-ханом, догнал, перебил его воинов и Амиргуна-хан спасся бегством. Захватил Нодар его имущество и возвратился к царице с победой.
А прибывшего в Стамбул Теймураза принял султан Мустафа (А иные пишут султана Ибрагима, однако при этом Ибрагиме не было ни шаха Абаза, ни этих дат (прим. Вахушти)) ласково. Попросил [Теймураз] помощь, но у султана была война на западе и не смог дать войско, хотя и одарил богато и отпустил.
В ту пору в Анатолии жили джалады многие и бились они с Теймуразом многажды, однако всегда одолевал их Теймураз. А в одинь день семь раз напали [на Теймураза] разные, но силою всевышнего истребил всех Теймураз так, что сам ни одного человека не лишился. И возвратился в Олтиси с победой и там также нашел всех в мире и победивших [врагов].
Потом Теймураз вновь прибыл в Гонио и собирался Черным морем отправиться в Россию. А Кахети был иуст и Пейкар-хан застраивал Масабруни и заселял его кочевыми племенами и старался подчинить кахов и добиться их доверия. Хотя некоторые [кахи] все же были с ними.
После того пришел моурави с Карчи-ханом лета Христова 1623, грузинского 311 и стали они в [150] Сапурцле и призвали кахов. Прибывших [кахов] вводили в огороженное перед ханом место, будто для пожалования халата, и отсекали голову. И многих убили. Но потам догадались кахи, взялись за сабли и с боем вырвались и ушли.
Затем моурави и Зураб убили Карчи-хана и послали к Теймуразу, чтобы пришел и занял Кахети. Послушал [Теймураз], пришел и занял Кахети.
Прибытие Теймураза из Гонио в Кахети, царствовал 11 лет
А когда картлийцы не сумели схватить Пейкар-хана и забрать у него царевну Лелу, поэтому моурави и Зураб попросили Теймураза выдать свою дочь Дареджан в жены Зурабу. Этим Теймураз вознамерился занять и Картли и дал Зурабу свою дочь. Затем посадили Теймураза царем в Картли и владел он также Кахети.
Услышал об этом шах Абаз, прислал Корчибаша с большим войском. Пришел [он] и стал лагерем на Алгети и случилось все то, что уже было описано. И после поражения у Марабды ушел Теймураз в Имерети и Кахети оставался сам с собой, а после ухода Корчибаша вновь возвратился господарь Теймураз в Кахети и занял его лета Христова 1624, грузинского 312.
В это врвмя начали кахи постепенно застраиваться и заселяться. Однако узнав обо всем, разгневался и рассвирепел шах Абаз, написал ширванскому бегларбегу, чтобы царицу Кетезан, мать Теймураза, омусульманить, а ежели не отвергнет Христа, замучить ее до смерти. И убил он за Христа [царицу Кетеван] разнообразными муками, как рассказывает ее метафраст лета Христова 1624, грузинского 312, сентября 12 (Метафраст пишет, что замучили [царицу] при первом же истреблении Карчихана. Однако господарь Теймураз в своих стихах говорит о 10-летнем пленении матери до ее смерти. И когда эти 10 лет прибавили к приходу шаха Абаза, получилась сия дата и ее мы сочли более приемлемой и употребили для разъяснения других [фактов], ибо Теймураз же говорит о шах Абазе, что не дотянет он и умрет через пять лет после мученической смерти царицы Кетеван (прим. Вахушти)).
А между моуравом и Зурабом началась вражда. Тогда Зураб эристави призвал господаря Теймураза захватить Картли и [Теймураз] прибыл в Душети. [Туда же] подошел моурави с сильным и большим войском. Но с Теймуразом были Зураб эристави, Йотам Амилахвари и его кахи. А в бою свое обещание выполнил Эдишер, который говорил кахам и [151] [другим] воинам: «постарайтесь убить моурави, ибо он возмущает всех». Напав [на моурава], Эдишер направил ему копье в грудь, но сломал его об латы, а моурави рассек ему саблею непокрытую голову. Затем подскочил моурави к господарю Теймуразу и ударил его плетью в плечо, но сдержался и отошел. И одолели моурава и ушел он лета Христова 1626, грузинского 314. А эти перебили и захватили многих, и у захваченных в плен господарь Теймураз велел отрезать носы и у некоторых уши и отпустить, а сам пришел и занял Картли и правил с помощью Зураба.
А лета Христова 1628, грузинского 316, татарского 1038 преставился шах Абаз и сел сын сына его шах Сефи.
В ту пору усилился Зураб эристави и не подчинялся господарю Теймуразу. Вывел [Зураб] царя Саймона из Тбилиси. А Теймураз вернулся в Кахети и после немногого времени прибыл в Упадари, собираясь идти к шаху.
И написал [оттуда Теймураз] Зурабу: «Я ухожу, но посмотрю, что случится с тобой от Свимона, ибо не подобает, чтобы зять пренебрегал отцом жены». Спустя немногое время Теймуразу в Упадари поднесли голову царя Свимона, присланную Зурабом, который вновь призвал [Теймураза] на престол Картли и велел передать: «как я мог не желать тебе бессмертия».
Возвратился Теймураз и занял Картли. И так как никто с ним не соперничал и не противился, вознамерился отомстить султану Цукети, так как когда шах Абаз разорил Кахепи, поступил он злейшим образом с кахами. И выступил [Теймураз] с большим войском. Но прибыв в Алони, споткнулся у господаря Теймураза конь и сломал [царь] плечо, и из-за болей не смог сам продолжить путь и послал Зураба 0о всем войском. Пришел он и напал неожиданно и укрепился султан сильно. Тогда приказал Зураб атаковать сразу султана и воины вмиг выполнили приказ, завладели крепостью, убили султана и перебили всех людей его и разорили жилища его и вернулись с победой и огромной добычей и явились к Теймуразу.
После этого припомнил господарь Теймураз месть к Зурабу и, находясь в Сапурцле, изменой убил его, затем вступил в Душети и забрал дочь свою Дареджан [152] и вновь стал в Сапурцле. [Потом] обратился к царю имеров Гиорги с предложением выдать дочь свою Дареджан за сына его Александра. Царь Гиорги согласился и прислал сына своего Александра. Прибыл тот в Сапурцле, поженил их [Теймураз] в малой церкви Киндзара и отпустил с большим приданым лета Христова 1629, грузинского 317.
Потом Теймураз собрал войско обеих земель и напал на Улукосори, ибо они разоряли [Кахети] и захватывали в плен кахов. Истребил, пленил и разорил [их Теймураз] и вернулся с победой.
Затем вновь собрал оба войска и выступил и опустошил [земли] за Арезом, Барда, Карабаг, Шамшадило и возвратился с огромной добычей.
А Давид Ундиладзе был ганджинским бегларбегом. Он был верным слугой шаха Абаза. Однако шах Сефи по незначительному поводу схватил брата его и казнил и сыновей его ослепил. Испугался сей Давид и явился к Теймуразу с войском и [племенем] каджаров с их семьями. И принял их Теймураз и поселил на берегу [реки] Иори. Услышал об этом шах Сефи и потребовал у Теймураза его выдачи, однако Теймураз не выдал [Давида] и попросил [у шаха] смилостивиться и простить ему грехи его. Услышав [такой ответ], шах Сефи разгневался, призвал Хосромирзу, пожаловал ему Картли и дал в провожатых спасалара Ростом-хана. И пришли [они] в Хунани.
А для того, чтобы Бараташвили не перешли на сторону Ростам а, Теймураз велел привезти их жее в Сапурцле и намеревался сразиться [с Ростомом]. Однако Бараташвили в ту же ночь ушли и явились к Ростому. Тогда Теймураз решил отрезать носы и губы у жен Бараташвили, однако царица Хварашан не позволила это. И ушел [Теймураз] в Имерети лета Христова 1634, грузинского 322. Сам царь Теймураз успел перейти в Имерети, но остальных догнали кизылбаши и перебили и пленили, затем повернули и возвратились в Тбилиси.
(пер. Н. Т. Накашидзе)
Текст воспроизведен по
изданию: Вахушти Багратиони. История царства
грузинской. Мецниереба. 1976
© текст
-Накашидзе Н. Т. 1976
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
Опубликовано
совместно с проектом
"ArmenianHouse.org"