ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ДИНАСТИЙ В ИСПАНИИ
ОТРЫВОК ИЗ РАЗДЕЛА «АВТОР И ЕГО ТРУДЫ» 1
Ахмед Аль-Маккари Ат-Телесмани родом из древнего и известного рода в Маккаре, деревни, расположенной недалеко от Телесмана, после захвата Африки арабами. Он был сыном Ахмеда, сына ‘Абду-р-Рахмана, сына Абу-ль-‘Эйша, сына Мохаммеда Абу-ль-Аббаса, сына Мохаммеда, сына Абу Бекра, сына Йахйи, сына ‘Абду-р-Рахмана, сына Абу Бекра, сына ‘Али из рода Корейш. Он был известен на Востоке под почетными названиями Аль-Хафез Аль-Магреби (западный рассказчик хадисов, преданий) и Шехаб–уд-дин (яркая звезда религии). Он принадлежал секте Малика Ибн Анса и разделял мнения Аш’аритов, учеников Аш’ара. Ахмед родился в Телесмане, где прошли первые годы его жизни. Он научился Корану и хадисам от своего дяди Абу ‘Осман Са’ид Ибн Ахмеда, который занимал пост муфтия в этом городе. Именно под началом этого образованного человека, который сам являлся автором множества важных трудов в различных областях, Ахмеду с ранних лет была привита любовь к науке, литературе, которая и сделала его известным на протяжении всей жизни. Завершив свое образование, [32] он покинул родные края в одна тысяча девятом году (1600-1 гг. н.э.) и отправился в Фец, где он стремился к обществу ученых мужей той эпохи и присутствовал в них. Со многими из ученых он завязывал тесные дружеские узы. Затем он возвратился в Телесман и в 1013 г. он рпять переезжает из Телесмана в Фец. Там он прожил четырнадцать лет, будучи в историко-литературных изысканиях в обществе ученых, а затем в конце месяца Рамадан одна тысяча двадцать седьмого года после Хиджры (1618 г. н.э.) Ахмед покинул Фец и отправился в Александрию, чтобы совершить паломничество в Мекку и Медину. В начале 1028 года он возвратился из паломничества в Александрию и переехал в Фец. Совершив короткую остановку в Каире, в месяце Раджаб того же года он отправился в Аравию. После исполнения всех священных обязанностей, присущих верному мусульманину в таких случаях, он возвратился в месяце Мохаррам 1029 г. после Хиджры в Каир, где женился и стал жить. В месяце Раби’ I следующего года он посетил Иерусалим и возвратился в Каир, откуда каждый год он как правило отправлялся на паломничество в Мекку. В 1037 г. после Хиджры он уже пятый раз посетил Мекку и седьмой раз Медину. В месяце Сафар одна тысяча тридцать седьмого года после Хиджры (сентябрь 1627 г.) он возвратился в Каир и сразу же уехал в Иерусалим, куда он прибывл в месяце Раджаб того же года (февраль 1628 г. н.э.). После двадцатипятидневной остановки он переехал в Дамаск, куда вступил в начале месяца Ша’бан (март 1628 г.н.э). Сразу же после приезда Ахмед Ибн Шахин Аш-Шахини, богатый и влиятельный человек, щедрый покровитель литературы, которая достигла определенных успехов при нем, предоставил Ахмеду помещения в колледже Джакмак, директором которого он был, и пожаловал ему несколько знаков отличия. По настоянию этого человека Ахмед и написал свой исторический труд, перевод которого и представляется здесь.
Будучи в Дамаске, где он оставался сорок дней, Ахмед занимался литературой. Он использовал каждый день после восхода солнца, чтобы сидеть под куполом орла в большой мечети и вести красноречивые лекции о Sahih Бухари. Но аудитория увеличивалась и уже не помещалась в узкое пространство. Ахмед перешел в большой двор мечети. На эти лекции, которые длились по нескольку часов, от восхода солнца примерно до полудня, приходили главные люди города, ученые и теологи Дамаска, число их доходило до нескольких тысяч. Ахмед покинул Дамаск на пятый день месяца Шаввал 1037 г. Хиджри и возвратился в Каир. Он вновь посетил этот город в конце месяца Ша’бан 1040 г. после Хиджри, получив такое же любезное приглашение от Ахмеда Ибн Шахина и его друзей, как и в первом случае. После возвращения в Каир он задержался там на некоторое время, развелся с женой. Далее он подготовился к еще одной поездке в Дамаск, где решил обосноваться на остаток своих дней. Там он и подхватил сильную лихорадку, отчего и умер в месяце Джумада II, 1041 г. Хиджри. [33]
Ахмед Аль-Маккари написал следущие работы: - 1. Расцвет бутонов и цветов садов истории Кади Ийаза 2. – 2. Рассеяние неясности в религиозных обязанностях правоверного Мусульманина. 3. Сладкий аромат цветов истории Дамаска. – 4. Постное и жирное, поношенное и дорогое 5. – 5. Сады сладкопахнущих миртов или фрагмент о тех ученых, с кем я познакомился во время своей остановки в Марокко и Феце. – 6. Ценные перлы имен Аллаха, нашего руководство и надежды, и краевые заметки о толковании Корана. – 7. Гроздья винограда вокруг сокращенной истории. – 8. Дары Аль-Маккари к завершению малых толкований (Корана). – 9. Начало и рост, работа написанная изысканной прозой и стихами. – 10. Послание о конечной точке с пятью точками до нее, но без точек в середине. – 11. Знаменитая победа или описание тапочек Пророка.12 [34]
Коме вышеназванных работ Аль-Маккари повидимому написал согласно Хаджи Хальфа (voc. Tarikh Ibn Khaldun, Mukaddama и.т.д.), комментарии о введении в изучение Абу Зейд ‘Абд-ур-рахман Ибн Халдун. Я нашел также (том 647), что он занимался идеей написать жизнь Пророка Мохаммеда; 13 и что он начал и оставил незавершенным Биографический Словарь знаменитых людей, родившихся на его родине, Телемсане, под названием «Время Nisаn 14 о знаменитостях Телемсана»
Комментарии
1 Аль-Маккари жил в сравнительно недавнее время, много лет тому назад я мог уже ознакомиться с арабскими трудами, в которых говорилось о нем и о его трудах. Хаджи Хальфа, который тоже местами говорит о нем, (Tarikhu-l-andalus, Azhar, Fat'h, Nafhu-t-tib, Mukaddamat Ibn Khaldun, и т.д.) рассказывает лишь о годе его смерти и передает названия его работ. Прочитав понапрасну многие биографические словари, я был на грани отчаяния и хотел отказаться от этой работы, когда мой верный ученый друг, уважаемый Дж. Ренуар из Сванскомба любезно указал мне на полную справку об Аль-Маккари, имеющуюся в Биографическом Словаре ученых людей, живших в Дамаске 11 века Хиджры - *** - (лучшая часть свежего масла об известных людях одиннадцатого века) от Амина Джелеби. Прекрасная копия этого труда, созданная в одна тысяча сто семьдесят первом году после Хиджры (1757-8 гг. н.э.) Исма’ил Ибн Абд-иль-Керим Аль-Джера’и, имелась в наличии у этого господина, и именно она помогла мне в написании вышеприведенного отрывка.
2 *** Копия этого труда хранится в Королевской Библиотеке Парижа (№ 1377, древний фонд); Абу-ль-Фазл ‘Ийаз Ибн Муса Аль-Йахсеби, больше известный под именем Кади ‘Ийаз, был знаменитым теологом, уроженцем Сеуты, но проведшего большую часть своей жизни в Гранаде. Он родился в 476 г. Хиджри и умер в Марокко в 544 г. Хиджри. Его жизнь описана Ибн Халлеканом (Tyd. Tndy №. 522). См. Также Казири, Bib. Ar. Hisp. Esc. Том 2, стр.112 . Он написал историю своего родного города и жизнь Пророка Мохаммеда под названием *** «действенные меры по обеспечению знаний об истинной истории избранных», которая находится в библиотеке Британского Музея, № 9513.
5 *** Из названия этой работы нелегко сказать, каким является его содержание. Хаджи Халфа не говорит об этом, как и большинство из названных там. Я подумал, что следует соединить это и последующее название, как принадлежащие одной и той же работе, если ритм не требовал их разделения.
12 *** Хаджи Халфа, кто упоминает эту работу, приводит ее под другим названием ***, и говорит, что она представляет собой поэму, оканчивающуюся на букву *** (ра).
13 *** «И однажды я задумал написать об этом труд, который я озаглавил «Сад наставлений о действии прошения благ Бога (салат) и Его приветствий (теслим) Пророка, рассуждения об изящных концепциях его разума и красноречии, которым Всемогущий одарил его». 14 *** Нисан – один из Сирийских месяцев, соответствующий нашему апрелю.Текст переведен по изданию: Ahmed Ibn Mohammed al-Makkari. The history of Mohammedan dynasties in Spain. London. 1840-1843.
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© перевод - Хасанов И. 2003
© дизайн
- Войтехович А. 2001