Комментарии
1 Прославленный флорентийский товаровед Бальдуччи Пеголотти отмечал, что один из сортов имбиря родится “на острове Коломбо”. Коломбо, в данном случае, не столица Цейлона, а малабарский город Куилон (Pegolotti, La pratica della mercatura, p. 361). Афанасий Никитин в списке пряностей Каликута имбирь помещает на второе место, сразу же вслед за перцем [Афанасий Никитин], Хожение..., стр. 21). Имбирь высоко ценился на европейских рынках; Хейд (W. Heid, Histoire du commerce du Levant, t. II, p. 622) указывает, что в 1393 г. во Франции фунт куилонского имбиря стоил 11 солей, или свыше 30 золотых франков по курсу 80-х годов XIX в.
2 Красящее дерево — одна из разновидностей рода Caesalpinia— произрастает в различных странах тропического пояса и обладает древесиной, из которой добывается стойкая красная или красновато-желтая краска. Индийская разновидность красящего дерева — невысокое колючее деревцо, широко распространенное на малабарском берегу, в районе мыса Коморин и на Цейлоне. Староитальянское название красящего дерева (bersi, verzino) дано было по характерному его цвету, напоминающему цвет раскаленных углей (braise, brasa, brascia). Хейд (ibid., p. 587) отмечает, что в списки товаров, ввозимых в Европу из стран Востока, красящее дерево впервые попало в 1140 г. Пеголотти упоминал о трех сортах красящего дерева: verzino colombino, verzino ameri, verzino seni, подчеркивая при этом, что verzino colombino, или куилонское красящее дерево, с его светло-красной древесиной значительно ценнее двух прочих сортов (Pegolotti, La pratica della mercatura, p. 361). В XVI в. португальцы по красящему дереву (pao do brazil на португальском языке) назвали Бразилией огромную страну, открытую ими в Новом Свете.
3 Монтекорвино или же Мененцилий возводит на индийцев напраслину: “недели и месяцы” у индийцев были, в стране сосуществовали десятки календарей — солнечных, лунных и лунно-солнечных. Точно так же обстоит дело с праздниками: индуисты, буддисты, мусульмане, парсы справляли свои праздники в строго определенные дни. В апреле 1944 г. Индия отмечала 2000-летие одного из своих календарей — самватского, причем этот календарь отнюдь не самый древний.
4 У индуистов вдовам запрещается снова выходить замуж. Однако в Малабаре и на Коромандельском берегу эти запреты соблюдались не так строго, как в Северной и Центральной Индии, особенно у людей низших каст. В Малабаре, издревле населенном народом малаяли, существовали весьма своеобразные формы брачных отношений восходящие к групповому браку и допускающие различные виды многоженства и многомужества. Монтекорвино, руководствуясь европейскими критериями, сделал неверный вывод о легкомыслии обитателей Южной Индии.
5 Сарацин, т. е. мусульман, в Южной Индии было довольно много. Мусульманские воины, обладавшие опытом боевой службы у делийских султанов, занимали видные посты в гвардии местных южноиндийских властителей. В Малабаре, вероятно со второй половины V в. существовали еврейские колонии, в XIII—XIV вв. наиболее значительная колония была в пригороде Кочина, селении Матанчери. Основная масса евреев переселилась в Малабар из Ирана. Испанский еврей Вениамин Тудельский, посетившей Индию в 1166 г., писал что “в стране перца, корицы и имбиря проживает тысяча еврейских семейств”. Еврейское население Малабара делилось на две резко отличные по социальному и имущественному положению группы — “белых” и “черных”. “Черные” евреи-потомки индийцев обращенных в иудейство, и индо-еврейских метисов — считались колонистами второго сорта. Малабарские евреи, наряду с христианами-фомистами, принимали активное участие в торговле пряностями, причем, судя по арабским источникам торговля эта процветала уже в IX в. (“Cathay...”, vol. U, p. Id4; “The Jewish Encyclopaedia”, vol. VI, 1904, p. 581).
6 Монтекорвино упоминает здесь о похоронных обрядах индуистов. Индуисты сжигают покойников на кострах и на месте кремации совершают поминальные обряды.
7 Эти путеводные указания следует толковать таким образом: из Персидского залива (Ормуз во времена Монтекорвино стоял на иранском берегу Хормузского пролива) до Малабара две тысячи миль в направлении на юго-юго-восток. Очевидно, говоря о Малабаре, Монтекорвино имеет в виду его южную оконечность, район мыса Коморин. За мысом Коморин начинается простирающийся на северо-восток Коромандельский берег (Маабар). Этот Коромандельский участок тянется на триста миль на северо-северо-восток. Далее в схеме Монтекорвино явная описка: следует Читать не “от Минабара до Гигименкоты”, а “от Маабара до Гигименкоты”. Хотя нельзя установить, какой именно пункт Монтекорвино называет Гигименкотой, несомненно, однако, что речь здесь идет о северном участке Коромандельского берега. Севернее устья реки Кавери берег этот изменяет северо-восточное направление на северо-северо-восточное и северное. Если считать, что итальянская миля в среднем равна 1,5 км, то монтекорвиновская Гигименкота окажется примерно в 900 км от мыса Коморин, т. е. в районе устья р Кистны, близ которой расположен г. Масулипатам.