ИСТОРИЯ ВЕЛЬФОВ
HISTORIA WELFORUM
ШТАЙНГАДЕНСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Так как старший Вельф после смерти своего сына наследника от супруги более не ждал, так как не очень любил ее и предпочитал связи с другими женщинами, он стремился теперь вести блестящий образ жизни, заниматься охотой, наслаждаться зваными обедами и другими удовольствиями и являть щедрость организацией праздников и различными дарованиями. Чтобы ему достаточно было средств для подобных вещей, он передал императору Фридриху, сыну его сестры, княжество Сардинию, герцогство Сполето, маркграфстфо Тусцию и великолепную усадьбу Элисина, который называется хозяйством госпожи Матильды, со всем к нему принадлежащим и получил от него столько золота и серебра, сколько он требовал. Немалую часть этих денег разделил он между различными монастырями для спасения своей души. Больше всего дал он, однако, основанной им церкви в Штайнгадене. Также он хотел сам платить ее работникам, как каменщикам, так и столярам, каждый год, пока был жив. Около того времени праздновал он на Лехской равнине за Аугсбургом, в месте, зовомом Гунценле, с большой роскошью праздник Троицы, на который пригласил он знатных [людей] как от баварцев, так и от швабов, и угощал неисчислимые, со всех сторон прибывающие толпы [людей] великолепнейшим образом. Под конец он обещал сыну своего брата, герцогу Саксонскому и Баварскому, передать [ему] все свое отцовское наследство. Однако, после того, как между ними возникли разногласия, он изменил это соглашение в пользу императора Фридриха и его сыновей. Так что император Фридрих, муж предусмотрительный, удовлетворив своего дядю как только возможно золотом и серебром, наследством, завладев переданным ему по народному праву, оставил часть [себе] в знак вступления во владение [подаренным], вознаградил Вельфа с остальными и добавил также кое-что из своей собственности. Вельф оставил однако некоторые ценности, которые он прежде обещал отдать Богу для спасения своей души: а именно Фидацхофен с к нему принадлежащим, который он отдал [монастырю] святого Петра в Вайсенау, Берг и Вайлер со [всем] к ним принадлежащим, которые определил он [монастырю] святого Мартина в Вайнгартене; Видергельтдинген и имение в Хорнеме 1, Сардис со всеми правами, преподнес он [монастырю] святого Иоанна Крестителя в Штайнгадене для обустройства.
Мы считаем, что этим мы достаточно сказали о распоряжениях, сделанных сим высокопочтенным мужем, касательно его имуществ и его значительного наследства. Теперь мы хотим вкратце рассказать о остальных сторонах его жизни. В прежних празднествах, с неизменными затратами, не сократил он ничего, или же мало. Рыцарям и дружинникам, находившимся при его дворе, дарил он в подходящее время великолепное оружие и ценные платья, изгнанных и беженцев, откуда бы они ни приходили, принимал он добром и поддерживал. Еще больше растрачивал он с распутными бабами; не меньше заботился он о раздаче милостыни и об уходе за бедными, в особенности за слепыми и прокаженными. Что дальше? Чем более старался он истратить, тем больше даровал ему Бог, так что можно справедливо сказать, что это был муж, которому счастье улыбалось не с завязанными, но с открытыми глазами. Наконец поразил испытанием и его, когда преступил он порог старческого возраста, Отец Милосердия, каковой всякого сына, которого он принимает, бичует, и ослепил его. Этот удар снес он с таким терпением и достоинством, что лишь немногие смогли это постичь. С того момента он еще больше заботился о раздаче милостыни, держался в стороне от своих привычных удовольствий, превратил свою жажду в умеренность и усердно стремился поддерживать духовенство, в особенности монастырь Штайнгаден. Также позвал он свою супругу Уту, благородную и незапятнанную жену, с другой стороны Альба к себе и помирился с нею. И так впал он в Меммингене, где он часто пребывал, в тяжелую болезнь и окончил дни свои на семьдесят шестом году жизни в совершенном раскаянии. Отсюда был он его министериалами, которых он еще при жизни обязал к этому [данным] ими словом, привезен в Штайнгаден. Во время этого переезда ему у встретился Кауфбойрена император Генрих на пути из Италии – честь, которую по нашему мнению сам Бог предоставил ему. Он [имрератор], прибыв туда, с особенными почестями сопровождал бездушное тело некоторое время. Когда же император Генрих двинулся далее, почтенный труп в сопровождении многочисленных аббатов, настоятелей, клериков, дворян и рыцарей, как из его собственного дворового штата, так и из соседних, был привезен в определенное место, где епископ Удальшальк Аугсбургский, его ближайший друг, проводил его в последний путь, похоронив его рядом с его сыном.
Комментарии
1. Латинский текст кажется здесь испорченным. Из сравнения разных вариантов чтения с дарственной выходит, что двор Хорнем возможно мог находиться в верхнебаварской деревне Штадель, между Ландсбергом и Шонгау, а Сардис – это Чарс в Тироле.
Текст переведен по изданию: Geschichte der Welfen. Phaidon. Essen 1996
© сетевая версия - Тhietmar.
2004
© перевод с нем. - Римша М. 2004
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Phaidon. 1996