КНИГА О СЛАВЕ ЦАРЕЙ
KEBRA NAGAST
51. Как он сказал Садоку священнику: "Пойди и принеси Покров, что над ним (т.е. Ковчегом)"
И сказал он Садоку священнику: "Ступай принеси тот покров, что над Сион(ом), и возьми покров, который лучше чем тот, и возложи его поверх двух (покровов), что под ним." [А покров сей из нитей был сделан поволоки чистейшего золота, в узор заплетенных и скованных, а не тканных подобно пурпура нитям.] И пять мышей 46, что приданы были Сион(у), и десять 47 изображений постыдных 48, которые знатные филистимлян сделали для своего избавленья - и вот, по краям расположены золотые изображенья, происходящие из страны Кадес (Kades - ?Кадеш - оазис на севере Синая?), которые Моисей на Синае вышить велел по краям одеянья Аарона, брата его - собери это все с покрова Сион(а) и сыну отдай моему Давиду. Ибо просила мать его через Тамрина, слугу ее: "Дай часть каймы от покрова Сион(а) нам, с тем чтоб могли мы ей (it - части каймы покрова) поклоняться, мы и кто в подчиненьи у нас, и все наше царство." Так что отдай ему это, а также скажи: "Возьми (и) поклоняйся покрову Сион(а) сему, ибо прислала об этом посланье мать твоя, и так говорила тебе самому: "Дай часть каймы от покрова Сион(а) нам, чтобы могли мы ей поклоняться, ибо не можем мы словно язычники, поклоняться иному [богу]." И Сион, Ковчег Закона Божьего, да будет тебе руководством, где бы ты ни был. Но должен у нас оставаться он вечно, хотя мы ему и не оказали всей должной почести, и вам, хоть он пребудет не с вами, следует чтить его и почитать, как должно и как подобает. Ибо сказал Бог Элию (Eli - Илий 49) устами Самуила Пророка: "Хотел Я, чтобы остались вы, ты и дом отца твоего, предлагать (т.е. жертвовать) фимиам Ковчегу Закона Моего, и предо Мною пребыли вовеки, но ныне раскаялся (т.е. о том пожалел). Лик Мой Я отверну от тебя, ибо ты, к жертвам Моим отнесся с презрением, и предпочел сыновей своих мне. И ныне, того, кто Меня почитает, почту Я, и того, кто почитает неважным Меня, почту Я неважным; и истреблю я семя твое (т.е. потомков твоих)." 50 Так Он сказал, поскольку левиты Его почитали неважным. И скажи ему: Возьми покров сей Сион(а), и дар этот во исполненье обета да заместит его (т.е. заменит вам, эфиопам, сам Сион - Ковчег), и помести его в святилище твоем. И когда будешь ты клясться или брать клятву с другого, сам им (покровом Сиона) клянись, и другой им клянется пускай, с тем чтобы не поминать тебе имена иных богов(, богов) языческих, и, жертву свершая, к нам обращайся лицом своим, и жертвуй Иерусалиму и святому Сиону, и, совершая молитву, лицом своим обращайся к Иерусалиму, и молись в нашу сторону."
52. Как Садок выступил в путь
И вышел священник Садок и отдал Сиона покров Давиду, и передал ему все наставления, что высказал Соломон. И Давид, сын Соломона, возрадовался тому, и изумлялся, и вел себя как блаженный ( т.е. счастливый) весьма, и сказал, когда был поручен заботе его покров Ковчега Закона Божьего: "Сие будет мне Госпожа моя." И ответил Азария и сказал пред отцом своим: "Рад ты покрову, но сколь много больше был бы ты рад покрова сего Госпоже!" И отец его молвил ему: "Рад Госпоже покрова сего он весьма, и мог бы нас всех подчинить он, не будь ему должно в страну свою возвратиться." И сказал он царю: "Ныне со мною завет заключи, что отдашь ты сыну сему моему владенье сие Госпожи (т.е. покров Ковчега), на попечение его и под защиту его, с тем чтобы мог он его охранять во все дни своей жизни, ему самому и семени его после него; и что будешь давать ты ему десятину, и что дашь ты ему в убежище город в царстве твоем, и также десятую часть городов всего твоего царства 51; и в том, что он будет тебе и священником, и предсказателем, и пророком, и учителем тебе и семени твоему после тебя, и помазателем на царство твое для детей твоих и для детей детей." И он сказал: "Я согласен." И совершили (т.е. заключили) завет они, и получил от отца своего он дар обетованный, Сиона покров, и цепь золотую.
И погрузили они повозки, и мулов, и лошадей с тем, чтоб выступить, и вышли они в путь свой благополучно, и следовали по нему. И Михаил [Арх]Ангел предшествовал им, и расправил он [крылья свои] и позволил по морю пройти им словно по суше, и (также) на суше для них пролагал он тропу, и, распростершись над ними как облако, он укрывал их от жара жгучего солнца. А что до повозок их, то никому из людей не пришлось их тянуть, но он сам (т.е. Михаил) шел с повозками теми, и был ли то человек, или конь, или мул, или верблюд с грузом тяжким, всех приподнял над землею он на один локоть; все же, кто ехал верхом на животных, над спинами их (т.е. животных) были приподняты на высоту одной (человеческой) пяди, и всякого рода поклажа, груженая на животных, также как те, кто верхом на них пребывал, были приподняты на высоту одной (человеческой) пяди, и (сами) животные были приподняты на высоту одной (человеческой) пяди. И так каждый ехал в повозке словно по морю на корабле, при ветре попутном (букв. когда дует ветер), или по воздуху мыше летучей подобно, когда побуждает ее желание брюха пожрать ее спутниц, или подобно орлу, когда его тело парит на ветру. Так они ехали; и не было ничего ни перед ними, ни позади них, и также ничто не тревожило их ни по правую, ни по левую руку.
53. Как Колесница была дарована Эфиопии
И совершили они остановку у Газы, города матери царя, царем Соломоном дарованного Эфиопской Царице, когда та к нему приходила. Оттуда же за день единый добрались они до (той) границы с Гебесом (Gebes - Egypt - Египет), что называют Месрин ("MESRIN" - Мицраим - библейское название Египта). И, как узрели сыновья воинства Израилева, что за день единый они одолели путь тринадцати дней, и что не устали они, не испытали ни жажды, ни голода, как люди, так и животные, и что они все (будто) наелись, и (будто) напились сполна, узнали те сыновья воинства Израилева и уверовали, что это (исходит) от Бога . И сказали они царю своему: "Опустим повозки наши, ибо дошли мы до вод Эфиопии. Вот он Тэккэзи (Takkazi), что истекает из Эфиопии 52, и орошает водою долину Египта"; и опустили они там повозки свои, и шатры свои установили.
И сыновья воинства Израилева пошли и повели всех людей, и сказали [Давиду], царю своему: "Можем ли мы доверять тебе? Сохранишь ли ты [в тайне] сие?" И Царь сказал им: "Да, я могу [сохранить это в тайне]. И если (нечто) вы скажете мне, не предам я сие оглашению и не повторю до дня смерти моей." И сказали они ему: "Солнце спустилось с небес, и на Синае отдано было Израилю, и стало оно спасением рода Адама, от Моисея и до потомства Иессея, и вот, (ныне) с тобою оно по Воле Божьей. Не нами то было сделано, но по Воле Божьей; не нами то было сделано, но по Воле Его, того кто это устроил и позволил случится тому. Мы пожелали, а Бог исполнил [желание наше]; мы согласились на это, и Бог обратил это в благо; мы рассуждали, а Бог делал; мы размышляли [об этом], а Бог замышлял; мы говорили, и Бог был доволен весьма; мы направляли взоры свои, и Бог их направил воистину; мы размышляли, а Бог утвердил. И ныне избрал тебя Бог, и доволен весьма твоим городом, которому быть (суждено) слугою Сион(у), святому и небесному Ковчегу Закона Божьего; и станет он (т.е. ковчег) руководством тебе вовеки, тебе и семени твоему после тебя, если ты следовать будешь Его приказанью и исполнять Волю Господа Бога твоего. Ибо не сможешь его получить ты обратно, коль даже (того) пожелаешь, и отец твой не сможет его захватить, если даже (того) пожелает, ибо по собственной воле свободной своей следует он куда пожелает, и не может смещен он быть с места своего, если того он не пожелает. И вот, это есть Госпожа наша, Мать наша и спасение наше, крепость наша и укрытие наше, слава наша и гавань спасения нашего, для тех, кто полагается на него (т.е. ковчег)."
И Азария знак дал Элмейасу, и сказал он ему: "Ступай, укрась и одень Госпожу нашу, с тем, чтобы Царь наш увидел ее." И, после того как сказал Азария это, в волненье пришел Царь Давид, и возложил обе ладони свои на груди своей, и вздохнул глубоко он три раза и молвил: "Ужели воистину Ты, О Господь, вспомнил о нас в своей милости, об отверженных, о народе, Тобою отвергнутом, и могу я увидеть Твое обиталище чистое, что в небесах, святой и небесный Сион? Чем же мы можем Господу возместить все добро, что для нас сотворил Он? ибо нет с Ним (на небе) ни славы ни похвалы! Увенчал Он нас милостью Своей, с тем чтоб познали мы на земле похвалу Его (т.е. научились воздавать Ему Хвалу) и служили ему соответственно величию Его. Ибо Он - Добрый для избранных Его, и Ему надлежит похвала вовеки."
И Царь [Давид] поднялся и заскакал как юный барашек или козленок, напившийся вдоволь молока своей матери, так же как дед его, Давид, ликовал пред Ковчегом Закона Божьего 53. И ударял по земле он ногами своими, и ликовал в своем сердце, и издавал крики радости из уст своих. И что я могу рассказать о великой радости и веселии, что были в стане Царя Эфиопии? Сосед обращался к соседу, и били они о землю ногами своими как молодые быки, и хлопали вместе в ладоши свои, и удивлялись, и простирали руки свои к небесам, и припадали к земле лицами своими, и благодарили Бога они в сердцах своих.
54. Как Давид (Царь Эфиопии) пророчествовал и приветствовал Сион
И Царь (Давид) вышел и встал пред Сионом, и приветствовал он его, и поклонился ему, и сказал: "О Господь Бог Израилев, хвала Тебе, ибо Ты исполняешь Волю Свою, а не волю людей. Мудрого ты заставляешь забыть свою мудрость, и совет(ы) советника (т.е. советующего) Ты разрушаешь, и поднимаешь из бездны Ты бедного, и утверждаешь стопу его на камне твердом 54. Ибо в руке Твоей славы полная чаша для тех, кто Тебя возлюбил, и позора полная чаша, для тех, кто Тебя ненавидит. Что же до нас, то от Сиона исходит спасение наше, и удалит Он грех от народа Его, и благость и милость разольются по всему миру. Ибо мы есть изделие рук Его, и кто упрекнет нас, если возлюбит Он нас так же, как и Израиль, народ Его? И кто укорит Его, если Он нас вознесет к престолу небесному Его? Ибо и смерть и жизнь от Него, и слава и бесчестье в руке Его, Он власть имеет казнить и умножать состраданье Свое, и Он может гнев (Свой явить), а может умножить милость Свою, ибо Он - Тот, Кто испытует сердце и чресла. Он (по)дает и Он отнимает, Он насаждает и Он искореняет. Он возводит и Он низвергает. Он украшает и Он искажает; ибо все есть Его, и все из Него, и все в Нем. А что до тебя, О Ковчег Закона Божьего, спасение пребудет там, куда ты идешь, и (перейдет) из места откуда ты вышел; спасенье пребудет и в доме, и в поле; спасенье пребудет и здесь, и там; спасенье пребудет и во дворце (высоком), и в низменном месте; спасенье пребудет на море как и на суше; спасенье пребудет в горах и на холмах55; спасенье пребудет на небесах и на земле; спасенье пребудет на основаниях твердых 56 и в безднах; спасенье пребудет и в смерти, и в жизни; спасенье пребудет при входе твоем и при исходе твоем 57; спасенье пребудет для детей наших и для рода твоего; спасенье пребудет и в странах твоих и городах твоих; спасенье пребудет и для царей и для знатных; спасенье пребудет и для растений и для плодов; спасенье пребудет и для людей, и для зверей; спасенье пребудет для птиц и для пресмыкающихся по земле; будь же спасением, будь заступником, и будь милостив, и приветлив к народу твоему. Стань нам стеной, и мы будем оградой тебе; стань нам царем, и мы будем народом твоим; стань провожатым для нас, и последуем мы за тобой. И не будь нетерпелив, и не следи слишком пристально, и не сердись из-за множества грехов наших, ибо мы есть народ Закона не имущий, и не обученный (воздавать) хвалу Тебе. И с этих пор направляй нас, и наставляй нас, и дай разумение нам и дай мудрость нам, чтоб научились мы воздавать хвалу Тебе. И имя Твое будем мы восхвалять во все времена, и во все дни, и каждый день, и каждую ночь, и каждый час, и на всем протяженьи времен. Дай силу нам, чтоб могли мы служить Тебе. Восстань же, Сион, и облачись в свою силу, и завоюй врагов твоих, и дай силу нам, наша царица (т.е. Сион - Ковчег), и возложи позор твой на тех, кто ненавидит тебя, и радость пошли тем, кто возлюбил тебя."
И после того обошел он по кругу и молвил: "Вот Сион, вот спасение, вот та, кто ликует, вот сияние солнцу подобное, вот та, кого похвала украшает, вот та, кто украшена подобно невесте, не одеянием славы мимолетной, но та, кто украшена славою и похвалой, что от Бога, на кого подобает взирать с вожделением, и оставить нельзя, та, кто желанней всего и кто не будет отвергнута, кого будут любить охотно, а ненавидеть не будут, к кому приближаются охотно и от кого не удаляются далеко. Приблизимся мы к тебе, и ты прочь от нас не удались; в тебе обретем мы опору себе, и ты не дай подскользнуться нам; мы будем молить тебя, и ты не будь глуха к нам; вопль услышь наш во всем, что попросим мы у тебя, и не удались от нас, до той поры пока твой Господь не придет и не восцарствует над тобой; ибо ты есть обиталище Бога небесного."
Так говорил Царь Давид, сын Соломона, Царя Израилева. Ибо пророчества дух снизошел на него по (причине) веселия его, и не ведал он, что говорил, и был он подобен Петру с Иоанном (апостолам) на вершине горы Табор. 58 И все удивлялись и говорили: "Сей сын пророка, не приписать (букв. причислить) ли к пророкам его?"
55. Как ликовал народ Эфиопии
И [народ Эфиопии] взялся за флейты, и задул в роги и [забил] в барабаны, и заиграл во свирели 59, и Ручей 60 Египетский был взволнован и удивлен шумом песен их и ликований их; и к ним примешались крики и возгласы радости. И идолы их (египтян), которых они сотворили руками своими, и были они в виде людей, и собак, и кошек - пали, и башни 61 высокие, а также образы птиц из золота и серебра также пали и раскололись на части. Ибо Сион воссиял(а) солнцу подобно, и были они (идолы или люди?) напуганы этим величием. И облачили Сион они в одеянье ее, и понесли дары для нее перед ней, и утвердили на колеснице (букв.повозка) ее, и расстилали под ней они пурпур, и украшали ее пурпурными тканями, и пели песни пред ней и за ней (т.е. позади нее).
Затем вновь поднялись повозки, и утром рано отправились в путь, и пели люди песни Сион(у), и были все они подняты на высоту одного локтя, и лишь попрощались с ними люди страны Египет, пред ними они промелькнули теням подобно, и люди страны Египет им поклонились, ибо узрели они, как Сион в небе движется солнцу подобно, и все побежали они вместе с повозкой Сион(а), кто впереди, а кто позади нее (Сион(а)). И пришли они к морю аль-Ахмар (Al-Ahmar), которое есть море Красное 62, которое разделил рукою своей Моисей, и дети Израиля ступали по безднам его, то поднимаясь, то опускаясь. В то время еще Ковчег Закона Божьего не был дан Моисею, и потому вода всего лишь собралась сама стеною по правою руку и стеною по левую руку, и пропустила Израиль вместе с животными их, и детьми их, и женами их. И, когда перешли они море, Бог говорил к Моисею и дал Ковчег Завета ему и Книгу Закона. Когда же священный Сион переходила (море) с теми, кто был в услужении у нее, и кто песни пел в сопровождении арф и свирелей, море их приняло, и волны его вскочили горам высоким подобно, когда расщепляются на части они, и гремело оно словно гром зимний в Дамаскусе (Damascus - т.е. Дамаск) и Эфиопии, когда поражает молния облака, и звук тот смешался со звуками музыки. И поклонилось море Сион(у). И, в то время как волны огромные сотрясались вокруг словно горы, повозки их поднялись над водою на расстоянье в три локтя, и посреди звука песен [шум] бьющихся волн был прекрасен. Морских волн удары были величественны и удивительны, сильны и исполнены мощи. И твари морские, которые ведомы были, а также которые (прежде) невиданы были, вышли и поклонились Сион(у); и птицы, что были на нем (it), затрепетали крыльями своими и тенью укрыли его (it - Ковчег Завета/Сион). И радость была Красному морю, и народу Эфиопии, к морю пришедшему и ликовавшему громко, и радость была его больше, чем у Израиля, когда из Египта он вышел. И прибыли они (к месту) напротив Горы Синай, и расселились в Кадесе (Kades - *город/оазис Кадеш на Синае?), и там пребывали они, и ангелы пели песни хвалебные; и (эта) хвала созданий духовных соединилась с песнями, и псалмами, и бубнов веселием детей земли.
И после того погрузили они повозки свои, и поднялись они, и вышли, и шли до земли Медиам (Medyam - вероятно, Мадиан 63), и пришли в страну Белонтос (Belontos), которая есть страна Эфиопия. И ликовали они там, и стан свой устроили, ибо досигли они предела страны своей в славе и радости, без треволнений в пути, в колеснице духовной (wagon of the spirit), мощью небес и Михаила Архангела. И области все эфиопские возликовали, ибо подобно солнцу во тьме сияла Сион, где бы она не явилась.
56. О возвращении Садока и принесении дара
И, когда священник Садок вернулся к Царю Соломону, в печали нашел он его. И Царь ответствовал и сказал Садоку священнику: "Когда приходила Царица, было видение ночью мне: Виделось мне будто стоял я в покоях Иерусалимских, и солнце с небес низошло на землю Иуды (т.е. Иудею), и осветило ее сиянием великим. И, задержавшись на время, оно пошло дальше и осветило Страну Эфиопию, и не вернулось оно на землю Иуды. И снова с небес низошло на Иуды страну, и осветило ее еще ярче, чем в первый раз; но не придали значенья (paid no heed) ему Израилиты, и захотели они погасить свет его. И (тогда) взошло оно ниже (below) земли, там где не ждали его, и осветило оно страну Ром (Rom - Рим, т.е. Византию), и страну Эфиопию, а после того и всех тех, кто уверовал в него."
И священник Садок ответствовал и сказал ему: "О господин мой, что же ты прежде мне не сказал, что тебе было виденье такое? Ты заставляешь колени мои трепетать. Горе нам будет, коль унесли сыновья наши Госпожу нашу, святой, небесный Сион, Ковчег Закона Божьего!" И Царь ответствовал и сказал ему: "Мудрость забыта наша, разум наш похоронен. Истинно солнце то, что явилось давно мне, когда возлежал с Эфиопской Царицей я, образом было святого Сиона. Однако скажи мне: вчера, когда снял ты прекрасный покров, что наложен поверх Сион(а), не убедился ли ты, что был(а) там Сион?" И священник Садок ответствовал и сказал: "Нет, господин; было на нем (it) три покрова, я же снял (лишь) самый верхний, и облачил я Сион в тот покров, что ты дал мне, (тот же) доставил тебе." И сказал Царь Садоку: "Быстро ступай и взгляни на Госпожу нашу и осмотри ее тщательно." И взял ключи священник Садок, и пошел и открыл дом святилища, и осмотрел он (место то) вскоре, и не нашел он там ничего кроме досок древесных, тех что Азария крепко соединил и сделал похожими их на стороны подножия Сион(а) (т.е. на стенки Ковчега).
57. О падении Садока священника
И, узрев сие, пал Садок навзничь лицом своим на земь, и истек дух его из него, ибо в ужасе он пребывал; и мертвецу стал подобен он. И, поскольку он там задержался и не выходил, послал Соломон к нему Ийоаса (Iyoas (Benaiah) - Иоас/Бенайа), сына Иодахе, и он обнаружил Садока как будто бы мертвым. И он приподнял Садока главу, и ощупал сердце его и нос его, с тем, чтобы выяснить есть ли какой-нибудь признак дыхания в нем; и обмахнул он его, и приподнял его, и отряхнул его, и уложил на (пре)столе его. И встал он и посмотрел на то место, где прежде Сион размещалась, и не нашел ее там, и пал он на землю. И прахом посыпал он голову свою, и [после] поднялся, и вышел прочь, и запричитал у дверей дома Бога; и звуки плача его слышны были в доме Царя. И Царь восстал и велел, чтоб глашатай обход совершил, и воины в трубы задули, с тем чтобы вышел народ и преследовал мужей земли эфиопской, и если настигнут они их, то должно им было схватить его сына и вместе с Сионом доставить обратно, и истребить мечом [прочих] мужей. Ибо устами своими он говорил и сказал: "Жив Господь Бог Израиля, они же есть мужи смерти, но не жизни; ибо воистину смерть заслужили они, тем что ограбили дом святилища Божьего, и возжелали они осквернить обиталище Имени Его землею, где нет Закона (т.е. Эфиопией)."
58. Как Соломон восстал чтобы убить их
Так говорил Царь Соломон. И восстал в гневе Царь и выступил, чтобы преследовать [мужей эфиопских]. И, когда Царь, и его знатные, и его мощные мужи войны восстали (т.е. выступили), старцы Израиля, и вдовы, и девы собрались в доме Бога, и оплакивали Сион, ибо отъят был Ковчег Закона Божьего от них. Тогда же к Садоку, после того как [без чувств] пребывал он какое-то время, сердце вернулось его. И после Царь приказал, чтобы воины вышли по правую, а также по левую руку, на случай, если какая-то часть беглецов повернула в сторону, кражей напугана той. И Царь самолично восстал и последовал по дорожному следу мужей эфиопских, и выслал он всадников, с тем чтоб могли они выведать, где они есть, и (после) вернуться и сообщить ему вести (о них). И всадники те совершали свой путь и пришли в страну Меср (т.е. Египет - библейский Мицраим), где эфиопские мужи стан прежде ставили свой, и где они мир заключили с Сион(ом), и (где) ликовали они. И воины царские вопрошали людей, и мужи страны египетской им говорили: "Несколько дней тому некие эфиопские мужи здесь проходили; и ехали на повозках своих они быстро, как ангелы, и были быстрее небесных орлов они." И царские воины им говорили: "Сколько же дней миновало с тех пор, как покинули вас они?" И мужи египетские им говорили: "День сей девятый с тех пор как покинули нас они." И кто-то из всадников царских, что воротились, сказал Царю Соломону: "Тому девять дней миновало, как ими покинут Египет. Часть товарищей наших вышла к Красному морю (Sea of Eritrea) разыскивать их, мы же вернулись обратно, чтоб доложить тебе это. Подумай, о Царь, умоляю тебя. Во второй день 64 вышли они от тебя, и в третий уж день прибыли они к реке Тэккэзи (Takkazi) в земле Меср (Mesr - Египет). Мы же, кого ты послал из Иерусалима, явились (туда) в день Субботы. И обратно к тебе мы сегодня, (что есть) день четвертый недели, пришли. Сочти в своей мудрости расстояние, что одолели те люди." И Царь был разгневан и молвил: "Схватить пятерых из числа сих, покуда не выясним мы, что (есть) правды в словах их."
И вышли вскорости Царь и воины его, и прибыли в Газу. И царь вопрошал (там) народ, и говорил: "Когда сын мой покинул вас?" И отвечали они и говорили ему: "Три дня назад он покинул нас. И, погрузивши повозки свои, никто из них не последовал по земле, но в воздух поднялись они в тех повозках; и были быстрее они, чем орлы в небесах, и также поклажа их двигалась с ними по ветру. Что же до нас, мы подумали, ты в своей мудрости, так сотворил, что по ветру они путешествуют в этих повозках." И Царь им сказал: "А был(а) ли Сион, Ковчег Закона Божьего, с ними?" И сказали они ему: "Мы ничего не видали."
59. Как Царь расспрашивал египтянина, слугу фараона
И Соломон покинул то место, и встретил он знатного (мужа) из знатных Египта, которого Царь Фараон 65 к нему выслал с дарами; и было сокровищ немало при нем, и прибыл он и поклонился Царю (т.е. Соломону). И Царь Соломон поспешил распросить его прежде, чем даже представил дары он свои и посольство, и молвил ему: "Видел ли ты мужей эфиопских бегущих дорогою сей?" И Фараона посланник ответил Царю и сказал: "О Царь, да будешь вовеки ты жив! Мой господин, Фараон, направил к тебе меня из Александрии 66. И вот, сообщу я тебе, как я шел. Выйдя из Александрии прибыл в Кахеру 66 (Kahera - т.е. Каир) я, город Царя, и, по прибытии моем, те эфиопские мужи, о коих ты говоришь, также явились туда. Дошли же туда они после трех дней путешествия по Тэккэзи (Takkazi), реке египетской, и дули в свирели они, и шествовали на повозках подобно небесному воинству. И те, кто их видел, о них говорили: "Вот те, кто прежде земными созданьями были, а обратились существами небесными." Кто же мудрее был, чем Соломон, Царь Иуды? Но никогда он не ездил столь мудрым образом на повозке по ветру. И все, в городах и селениях бывшие, свидетельствуют, что когда мужи эти явились на землю Египта, тогда боги наши и боги Царя пали на землю и раскололись на части, и башни 67 их идолов также рассыпались на куски. И вопрошали они жрецов тех богов, волхвов египетских, о причине того, почему божества наши пали, и говорили они нам: "Ковчег Бога Израилева, сошедший с небес, среди них, и утвердится в стране их навеки." И потому так случилось, что, когда они в землю Египета явились, то боги наши разбились на части. Ты же, о Царь, в мудрости равных себе не имеешь под небом, так почему же ты отдал Ковчег Закона Господа Бога твоего, который отцы в чистоте для тебя сохранили? Ибо, согласно тому, что мы слышали, этот Ковчег помогал избегать тебе рук врагов твоих, и дух пророчества, что пребывал в нем, с тобой вел беседы, и Бог небес обитал в нем порою в Духе Святом Его, и назывались вы мужами дома Бога. Так почему же ты отдал другому славу свою?" И Соломон ответствовал в мудрости и сказал: "Разве он мог унести Госпожу нашу, коль (пребывает) с нами она?"
60. Как Соломон оплакивал Сион
И вошел Соломон в шатер свой и горько заплакал, и молвил: "О Боже, ужели желаешь отъять ты от нас Ковчег Завета Твоего во дни мои? Если бы только отъял Ты жизнь мою прежде того (т.е. Ковчега), что отъял Ты во дни мои! Ибо не можешь Ты сделать ложью слово Твое, и не можешь Ты нарушить Завет Твой, тот что Ты заключил с отцами нашими, с Ноем, слугой Твоим, кто хранил праведность, и с Авраамом, кто не преступал Твою заповедь, и с Исааком, слугой твоим, кто сохранил свою плоть от скверны греха, и с Израилем (т.е Иаковом 68), святым Твоим, кому Ты содеял немало ч(е)рез Духа Святого, и (кого Ты) назвал "следом Твоим" ("Thy trace"), Израилем 68, и с Моисеем и Аароном, священниками Твоими, во дни которых Ты допустил Ковчегу Закона с небес низойти на землю, к детям Иакова, наследию Твоему, вместе с Законом Твоим и Заповедями Твоими, в виде устава ангельского. Ибо уже основал Ты Сион как обитель славы Твоей на горе святилища Твоего. И вновь передал Ты его Моисею, чтобы он мог творить ему службу прекрасную на земле, и мог поселить его в "Скинии присутствия" ('Tent of Witness' - букв. Шатер Свидетельства), с тем чтобы Сам нисходил Ты туда с горы святилища Твоего, и дозволил народу услышать голос Твой, чтобы могли они ступать по путям Заповедей Твоих."
"Ныне же вижу я, Ты почитаешь наследие Твое более легким 69, нежели народ Твой Израиль. И до поры сей, пока было с нами оно, мы не служили ему так как должно, и потому Ты в гневе на нас, и отвратил Ты Свой лик от нас. Господи, злые дела презри наши, но добродетель припомни отцов наших. Отец мой Давид, слуга Твой, построить хотел дом во Имя Твое, ибо он слышал слово пророка Твоего, который сказал: "Где дом обиталища Моего, и где место покоя Мне? Разве не руки Мои сотворили все это, молвил Господь, 70 Управитель всему?" И, когда размышлял он над этим, сказал Ты ему: "Невозможно тебе такое построить, но тот, кто изошел из чрева твоего, построит дом для меня." 71 И ныне, О Господи, слово Твое ложью не стало, и построил я дом Твой, Ты был мне в помощь. И когда закончил я строительство дома Твоего, доставил в него я Ковчег Завета, и предложил я жертвы трижды-святому Имени Твоему, и воззрел Ты на них [благосклонно]. И дом тот наполнен был славой Твоей, и мир весь исполнился Божества (т.е. Божественности, божественного свойства) Твоего, и мы, Твой народ, ликовали при виде славы Твоей в нем. И вот ныне три года прошло с той поры, и отъял Ты свет Твой от нас, тот которым Ты освещаешь тех, кто во тьме. Удалил Ты (от нас) честь нашу, ту которой Ты чтишь недостойных (т.е. эфиопов). Изгладил Ты величие наше, то которым Ты величаешь (т.е. делаешь великим) того, кто не велик; отъял Ты жизнь нашу, с тем чтоб устроить того, чья жизнь (отстоит) далеко от Тебя.
"Горе мне! Горе мне! Оплакиваю я себя. Восстань же, Давид, отец мой, и восплачь со мной вместе о Госпоже нашей, ибо Господь нас презрел и забрал Госпожу нашу у сына твоего. Горе мне! Горе мне! Горе мне! Ибо Солнце праведности презрело меня. Горе мне! Ибо презрели мы заповедь Бога нашего, и стали изгоями мы на земле. И как священники не поступали мы благо, и как Цари не творили суд праведный мы для сирот. Горе нам! Горе нам! То, что праведно, ныне ушло от нас, и укоряемы мы. Горе нам! Радость наша отвратилась от нас к врагам нашим, и милость, что была нашей, от нас удалилась. Горе нам! Горе нам! В спину направлены нам копья врагов наших. Горе нам! Горе нам! Дети наши станут добычей и пленниками того, кого мы недавно пленили и добывали. Горе нам! Горе нам! Вдовы наши плачут, и девы наши горюют. Горе нам! Горе нам! Старцы наши причитают, и юноши наши жалобно стонут. Горе нам! Горе нам! Женщины наши льют слезы, и город наш разорен. Горе нам! Горе нам! С этого дня до скончания дней наших [в горе нам пребывать], и также и детям нашим. Горе нам! Горе нам! Ибо слава дочери славной Сион(а) удалилась, и возросла слава дочери Эфиопии подлой 72."
"Если Бог в гневе, то кто сострадание явит? И то, что Бог сделал нечистым, кто может очистить? Бог замыслил, и кто может противоречить замыслу Его? Бог пожелал, и кто может противиться намерению Его? Бог говорит, и все происходит (по слову Его). Кого Бог принизил, того уж никто не возвысит до чести. Что Бог отъял, того уж никто не вернет. Бог ненавидит, и никто не заставит Его полюбить. Горе нам! Имя в чести наше было, но ныне ничто оно. Горе нам! Из мужей приближенных ( букв. домашних (Его)) стали мы посторонними, и из мужей покоев внутренних были мы изгнаны за грехи наши. Ибо Бог любит чистых, но священники не имели чистых между собой, и возлюбили нечистое. И упрекали пророки нас, но мы не вняли упрекам их, и [хотели] они чтобы услышали мы, но мы не слышали. Горе нам! За грехи наши отвергнуты мы, и за отступничество наше мы будем наказаны. Царство без чистоты бесполезно, и суд без справедливости бесполезен, и богатства без страха Божьего (т.е. страха пред Богом) бесполезны. Священники любят басен слова больше чем слово Писания; и любят они звучание арфы больше чем звуки Псалмов (букв. звуки Псалтыря); и любят они службу (т.е. пение) мирскую больше молитвы; и любят они споры мирские больше гласа Божественного (of the Godhead - букв.Божественности); и любят они смех и блуд больше плача искреннего; и любят они пищу обильную больше поста ради Бога; и любят они вино и питье сладкое больше чем совершать жертву Богу; и любят они праздность больше молитвы; и любят они имущество более милостыни [подаяния]; и любят спать больше чем воздавать хвалу (Богу); и любят дремать они больше чем быть на страже. Горе нам! Горе нам!
"О Царица, беспечны мы были к Заповедям Божьим. Возлюбили слова сочинителей басен мы больше чем слово священников. Пожелали рассматривать лица мы жен наших, а не смотреть на лик Божий в раскаяньи. Возлюбили заботиться мы о детях наших больше, чем слушать слово Божье. Утешали себя мы камнем сардис (sardius) вместо того, чтоб сиротам воздать по справедливости. 73 Возлюбили мы больше заботиться о чести нашей, чем слушать глас Бога. Возлюбили мы глупости слово больше слов мудрого. Возлюбили мы слово глупцов больше слова Пророков. Горе нам! По собственной воле мы осквернили жизнь нашу. Горе нам! Горе нам! Раскаяние и милосердие, вот что Бог любит, мы же их не творили. Горе нам! Он дал нам славу, мы же отвергли ее. Он сделал мудрыми нас весьма, и по собственной воле сделали мы себя более глупыми чем животные. Он дал богатства нам, и обратили мы в нищих себя, так что [просим теперь] подаяние. Заботились мы о конях наших, и позабыли о возращении нашем (forgot our coming back) 74. Возлюбили мы преходящее, и не признали мы то, что пребудет (вовеки). Дни наши мы обратили в насмешку над жизнию нашей, (ибо) мы предпочли пищу роскоши, что обращается в нечистоты, пище жизни, что пребывает в веках 75. [Мы облачились в] одежды из тканей, что для души бесполезны, и сняли с себя облачение славы, что будет вовек. Наши правители, как и народ, делают то, что Бог ненавидит, и любят не то, что Бог любит: к ближним любовь, и скромность, и обходительность, и милость к бедным, и долготерпение, и любовь к дому Бога, и почитание Сына. Но вот что Бог ненавидит: гадание по птицам, и поклонения идолам, и обращение к ведьмам, и прорицание, и волшебство, и ?мух? (and flies), и 'Акарино 76 (’akarino), животное, что разодрано было (другими зверями), мертвая плоть зверя, и воровство, и притеснение, и блуд, и зависть, обман, питие (хмельное) и пьянство, ложная клятва [на] ближних, и свидетельство ложное [против] ближних."
"Все это - то, что Бог ненавидит, и что они делают. И из-за них Бог отъял у нас Ковчег Завета Его, и передал его народу, кто исполняет Волю Его и Закон Его, и Устав Его. Отвратил Он Свой лик от нас и их (т.е. народ Эфиопии) осветил Своим ликом. Нас он презрел и их возлюбил. Милость явил он им, нас же Он истребил, поскольку забрал Он Ковчег Завета Его от нас. Ибо Он клятвой поклялся, что не изменит Он зиму и лето, время посева и урожая, плодов и трудов, и солнце с луною, покуда Сион на земле пребывает, и что не разрушит Он в гневе небо и землю, ни огнем ни водою потопа, и что не истребит Он ни человека, ни зверя, ни пресмыкающего ни ползучего гада, но явит милость произведению рук Его, и умножит милость Свою к тому, что Он создал. И если Бог отнимет Ковчег Завета Его, то уничтожит Он небеса, и землю, и все произведение рук Его; и в день сей презрел нас Бог и отъял от нас Ковчег Закона Его." И, когда Соломон говорил сие, плакал он препрестанно, и слезы все это время текли по щекам его.
И Дух Пророчества ответствовал и сказал ему: "Чем опечален ты так? Ведь случилось сие согласно Воле Божьей. И [Сион] (Ковчег) передан не врагу, но твоему первородному сыну, который воссядет на престоле Давида, Отца твоего. Ибо поклялся Давиду Бог в истине, и не отречется ее, что плод чрева его посадит Он на престоле его вовеки, в Ковчеге Завета Его, Святом Сионе. "И поставлю его Я над царями земли, будет вовеки престол его подобно дням небесным и движению луны." 77 И Он, Кто на престоле Божественном на небесах восседает, царствовать во плоти над живыми и мертвыми будет вовеки. И ангелы и люди будут служить Ему, и каждый язык воздаст хвалу Ему, и каждое колено преклонится Ему в безднах и реках. Утешься же [словом] сим, и возвратись в дом свой, и да не будет сердце твое столь печально."
И Царь утешился [словом] сим, и сказал он: "Исполнилась Воля Бога, но не воля человека." 78 И снова ангел Господень предстал пред ним явно, и сказал ему: "Что до тебя, построишь ты дом Бога, и он будет слава твоя и поддержка; и если ты будешь блюсти Его Заповедь и не будешь служить иным богам, будешь ты Богом любим, как отец твой Давид."
61. Как Соломон возвратился в Иерусалим
И вот Соломон возвратился в город Иерусалим, и плакал он там вместе со старцами Иерусалима плачем великим в доме Бога. И после сего Царь и Садок священник обняли друг друга, и горько плакали в обители Сион(а), и оставались безмолвными долгое время. И старцы восстали (т.е. поднялись) и обратились к Царю, и сказали: "Не печалься об этом, о Господин наш, знаем от первого и до последнего мы, что без Воли Божьей Сион не поселится [где бы то ни было], и что ничто не случается без Воли Божьей. А что до Сион(а), то в давние времена, во дни священника Элия (Eli - см. гл.51), прежде чем наши отцы испросили царя 79, пленили Сион Филистимляне и унесли к себе в стан - Бог пренебрег в том сраженье Израилем, и от острия меча пали Хофни ('Afni - Hophni - Офни) и Фине(х)ас (Phinehas - Финеес), священники его. И унесли Филистимляне Ковчег Закона Божьего, и принесли его в град свой и установили его в доме Дагона 80, бога их. И Дагон раскололся на части и рухнул, и обратился во прах, и земля их обратилась в пустыню из-за мышей, и пожрали они весь урожай их земли, и тела их (филистимлян) покрылись язвами и нарывами. И созвали они жрецов своих, и волшебников, и звездочетов, и умоляли они их и говорили им: "Как нам избавиться от язв наших и от горя, что нашло на нас, и страну нашу?" И поразмыслили те волшебники, и уединились, и разложили орудия волшебства своего, и размышляли, и рассуждали, и замышляли они, как бы от горя избавить им город их и тела их. И узнали они, что наказание это нашло на них и на город их из-за Сион(а). И пошли они к царям их и правителям их, и сказали они им: "Все это с вами случилось из-за Сион(а) небесн-ой (-ого), Ковчега Закона Божьего. И вот ныне знаете вы, как доставить обратно ее (her - Сион) в ее город, и в страну ее, и в дом ее. И никак не должны отсылать мы ни с чем ее, но должны поднести мы ей жертву, чтобы могла она простить вам грехи ваши, и удалится от вас горе ваше, когда возвратится она в город ее. Если же вы не отошлете ее в ее город, добра от того вам не будет, что вы заставите жить ее среди вас, но продолжится наказание ваше, покуда не истребитесь вы."
"И цари и правители их сказали жрецам их: "Скажите же, что за дары мы должны поднести ей, и как отослать нам обратно ее? Узнайте и расскажите нам, что нужно делать." И жрецы филистимлян снова совместно держали совет, и сказали они царям своим и правителям: "Сделайте ей, согласно (количеству) глав ваших домов, шестьдесят золотых изображений мышей, и придайте Сион(у) их, и шестьдесят изображений членов тела человеческого (figures of member of a man), ибо стадают тела ваши от ран и от язв, что на членах ваших." 81 И сделали филистимляне, как им велели, сто и еще двадцать жертв золотых, и поднесли их Сион(у). И снова к жрецам обратились они: "Как отослать нам ее? И кто должен доставить ее в ее город?" И снова кудесники филистимские им говорили: "Пусть понесут ее две верблюдицы, 82 что принесли в одно время первенцев своих, и пусть прикрепят повозку к ним - а юнцов их оставят и запрут в доме - и впрягут двух верблюдиц тех совместно в ярмо единое, и после отпустят идти их туда, куда захотят они. И, если пойдут они сразу же 83 в Иерусалим, то узнаем мы, что, может быть, Бог возымел состраданье к земле нашей; если же будут бродить они то туда, то сюда, и захотят возвратится на место, откуда отправились в путь, тогда мы узнаем, что Бог [еще] в гневе на нас, и что не избавит Он нас от наказания Своего до (той) поры, покуда Он не изгладит и нас самих, и наш город".
"И Филистимляне сделали так, как жрецы повелели правителям их, и отослали Сион они, и простерлись пред ней. И верблюдицы те путь держали свой прямо в страну Иуды, и пришли они к молотильне (месту где обмолачивают зерно), и приняли их в доме родных твоих. А те, кто не приняли их, были из дома (т.е.рода - клана) Дана, и не оказали чести они Сиону, ибо сочли они в гневе ее за Бога своего порушенного (?). И отрезали они (речь опять о родных Соломона из колена/дома Иуды) части дерева от повозки, и принесли в жертву верблюдиц сих, и Сион возвратили на место ее. И покуда Сион пребывала в доме [ее], Пророк Самуил служил ей, и видения и пророчества открывались ему, и радовал Бога он всеми делами своими, и правил Израилем он сорок девять лет."
"И после него народ наш молил Бога дать им царя, как у народов других, что вокруг пребывали. И Самуил Пророк помазал Саула царя, и царствовал тот сорок лет. И был он из рода Вениамина, который был младшею отраслью народа Израилева. И Самуил Пророк также помазал отца твоего Давида. И, когда филистимляне бились с Саулом Царем, Саул побежден был и умер, а с ним и сын его (Ио)Натан ((Yo)nathan - Ионафан). И те из сыновей его, что остались (в живых) 84, Сион унести пожелали, узнав что мертвы отец их и брат. И, когда пожелали они укрыть ее и переправить в Долину Гелабухе (Gelabuhe - Gilboa - долина Гелвуйская), с тем, чтоб отец ваш Давид не отнял у них, не позволяла она унести им себя до поры, покуда отец не пришел твой и не вынес ее из города их, но не жертвами, не фимиамом и жертвенными возжиганиями. Ибо Сион унести невозможно было, если она не желала того, и Бог не желал того. И также, когда твой отец царствовал праведно над Израилем, взял он ее из Самарии города и доставил сюда ее в Иерусалим, и плясал ногами своими пред ней, и хлопал в ладоши свои от радости перед ней; ибо она была взята им, чтобы явилась она в город Давида, отца твоего. А что до того, что говоришь ты, ушла Сион в город их, в страну Эфиопию, ежели Бог пожелал того, и она пожелала того, нет никого кто бы мог воспрепятствовать ей; ибо пошла она по собственной воле своей, и по собственной воле вернется, если то будет Богу угодно. И, если она не вернется, то в том будет желание Бога благое. А что до нас, если Бог пожелает того, Иерусалим, где построил дом Бога ты нам, останется нам. Так что пускай не печалится сердце твое, но утешь себя тем, что тебе мы сказали. И мудрость, что даровал тебе Господь Бог Израилев, проросла в тебе. Ведь мудрость - вещь странная. Также как и лампада - не солнце, а уксус c алоэ не есть добавленья полезные или пригодные меду, также и речи глупцов для мудрого бесполезны. И как дым для глаза, и плод незрелый для зуба, также и речи глупцов для мудрого бесполезны."
46. Царств 6. 1-5: "И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев. (2) И призвали Филистимляне жрецов и прорицателей, и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? научите нас, как нам отпустить его в свое место. (3) Те сказали: если вы хотите отпустить ковчег Бога Израилева, то не отпускайте его ни с чем, но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, за что не отступает от вас рука Его. (4) И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших; (5) итак сделайте изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю, и воздайте славу Богу Израилеву; может быть, Он облегчит руку Свою над вами и над богами вашими и над землею вашею ..."
47. См. также главу 61.
48. Илий [евр. Эли, "высокий", возм., сокращ. от "Бог высок"]: первосвященник в Силоме и судья Израиля на протяжении 40 лет (1Цар 1:9; 4:18). И. происходил из рода Ифамара, младшего сына Аарона (ср. 3Цар 2:27 и 1Пар 24:3,6), и, вероятно, был первым первосвященником, принадлежавшим к этой линии священнич. рода. О том, как он получил эту должность, к-рой явно не соответствовал, и кто был его предшественником, неизвестно. И. стал также первым судьей из рода священников. Когда состарившийся И. уже не мог справляться со своеволием сыновей (1Цар 2:12-17,22-25; 3:13), пришел человек Божий и возвестил суд над его домом (1Цар 2:27-36). Затем Бог повторил Свое предупреждение через юного Самуила (1Цар 3:11-14,18). И., 98-летний слепой старик, упал замертво, услышав скорбную весть о поражении израильтян при Авен-Езере, гибели сыновей и об утрате ковчега завета (1Цар 4:1-18). После смерти И. сан первосвященни-ка потерял свое значение на то время, пока ковчег находился сначала у филистимлян, а затем в Кириаф-Иариме. Пророк и судья Са-муил становится также и религ. вождем народа. Окончат. суд над домом И. совершился в тот момент, когда Соломон отстранил от должности первосвященника Авиафара и поставил на его место Садока, происходившего из рода Елеазара (3Цар 2:27,35). Илий [евр. Эли, "высокий", возм., сокращ. от "Бог высок"]: 1) первосвященник в Силоме и судья Израиля на протяжении 40 лет (1Цар 1:9; 4:18). И. происходил из рода Ифамара, младшего сына Аарона (ср. 3Цар 2:27 и 1Пар 24:3,6), и, вероятно, был первым первосвященником, принадлежавшим к этой линии священнич. рода. О том, как он получил эту должность, к-рой явно не соответствовал, и кто был его предшественником, неизвестно. И. стал также первым судьей из рода священников. Когда состарившийся И. уже не мог справляться со своеволием сыновей (1Цар 2:12-17,22-25; 3:13) - http://www.hope-church.cc/enziclopediya/9.htm
См. также 1 Царств 1.3: "... там (в Силоме) были Илий и два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа."
Не путать !!! с пророком Ильей, жившим в IX в. во время правления Северным царством царя Ахава (869-850).
49. т.е. 5 наростов + еще 5 мышей = в сумме 10. То, что в русском переводе Библии названо "пять наростов" (см. чуть выше), английском тексте 1 Царств (6. 4) переводится "five emerods"*. *Emerod - рубцы запекшейся крови (т.е. попросту болячки - что напоминает симптомы таких страшных болезней как оспа или бубонная чума).
50. 1 Царств 4. 29-34: "Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек". Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. (31) Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем; (32) и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни, (33) Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах..."
51. В начале XIV в. (предполагаемое время создания К.Н.) во владении эфиопской церкви "находилась примерно треть территории страны". (см. "История Эфиопии" А. Бартницкий/И. Мантель-Heчко) Вероятно, это упоминание о законности права церкви на земельные владения является скрытой (или явной, но осторожной) полемикой с Евстахием и его учениками, проповедовавшими идеал бедной церкви и монашества, или даже с самим императором Гэбрэ Мэскалем/Амдэ-Цыйоном I (1314-1344), заключившим союз с Евстахием против общих противников - князей церкви.
52. Очевидно, имеется в виду Нил. Голубой Нил (эфиопское название Аббай) берет начало в Эфиопском нагорье - вытекает из озера Тана на юг, затем обходит это озеро с запада и продолжает свой путь в северном направлении. В том же речном бассейне (северо-запад Эфиопии) есть река Тэкэзе, восточный приток Нила. Исток Тэкезе находится примерно на одной широте с истоком Нила/Аббая, но русло этой реки пролегает почти строго в северо-западном направлении, в среднем течении Тэкэзе проходит недалеко от Аксума, несколько юго-западнее, и впадает в Нил (большой Нил) уже на территории современного Судана севернее, т.е. ниже по течению, чем это делает Аббай (Голубой Нил). Возможно, упоминание Тэкэзе в тексте К.Н. указывает на северное происхождение К.Н., или как минимум северную ориентацию (политическую) коллектива ее составителей (Исаак сотоварищи). Также вполне возможно, что в средневековой Эфиопии, не знакомой с современными научными определениями и методиками, именно река Тэкэзе считалась истоком Нила.
53. Видимо, когда Ковчег был возвращен из филистимского плена.
54. В английском тексте strong rock - букв. на прочной скале/ на твердом камне, ** in the firm grounds - букв. на основаниях прочных. Ср. от Луки 6.47-48: "Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен: (48) Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне, почему, когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан на камне."
55. "Горы ... холмы ..." - похоже, библейский оборот, см. напр. у Луки 23.30 (из Иисусова описания последних дней): "Тогда начнут говорить горам: "падите на нас!" и холмам: "покройте нас!" В К.Н. встречается также в гл. 78: "И вот Божий гнев низошел на город Содом - огненный дождь с небес, сжегший горы с холмами, и камни, и землю."
56. in thy coming and in thy going forth - Похоже, билейский оборот. См. напр. Деяния Апостолов 9.28, там про Савла, будущего апостола Павла, говорится: "И пребывал он с ними (*Апостолами), входя и исходя, в Иерусалиме и смело проповедовал во имя Господа Иисуса." См. также выше в гл.41.
57. Tabor - в русской традиции - гора Фавор. * Речь идет о Преображении Господнем, вызвавшим замешательство и смущение апостолов Петра и Иоанна, когда Петр говорил, "не зная, что говорил". См. от Матфея 17.4; от Луки 9.33. Гора, где происходило это событие, упоминается в канонических Евангелиях без названия (у Матфея и Марка "гора высокая", у Луки просто "гора"). По этому поводу стоит процитировать А.Меня ("Сын Человеческий" примечание 34 к главе 10): "Восточное предание считает горой преображения Фавор. В древнем "Евангелии от евреев" говорилось, что Иисус был перенесен на эту гору Духом Святым (Ориген. На Иоанна, II, 6). Однако современные экзегеты ставят это предание под сомнение. Фавор отнюдь не "высокая" гора (около 300 м). В евангельские времена там был расположен укрепленный поселок и поэтому Фавор не был удобным местом для уединения (И,Флавий. Война, IV, 1, 8). Кроме того, гора расположена в Галилее, а не в области Филиппа. Полагают, что евангелисты имели в виду один из отрогов Ермона."
58. По поводу эфиопской церковной музыки, а также праздничных шествий с Tabot, отошлю еще раз к Эндру Уилсон-Диксон'у: "История христианской музыки", глава "Коптская и Эфиопская церкви")
59. Это Нил-то!? В прочем с географией у авторов К.Н. много путаницы (чего стоит хотя бы описание обратного пути сына царя Соломона). Сошлюсь еще раз все на ту же "Историю Эфиопии" А. Бартницкого и И. Мантель-Heчко, точнее на предисловие к ней: "Речная сеть развита наиболее значительно в Центральном массиве, ее бассейном служит Средиземное море. Все реки несудоходны. Важнейшие из них — Мэрэб, Тэкэзе, Голубой Нил (называемый по-эфиопски Аббай), берущий начало у самого большого озера Эфиопии — Тана." Возможно, они (Исаак сотоварищи) предпочитали судить не по чужим рассказам, а по тому, что видели сами своими глазами. А может "Ручей" - это что-то из области эфиопского "высокого штиля". Описание эфиопских верховьев Нила можно прочесть у героического человека, осуществившего сплав на катамаране в тех местах: http://www.tag.spb.ru/water/lysenko/lys_glava13.html
60. Вероятно, имеются в виду пилоны - (от греч. pylon - ворота) - сооружения в форме усеченной пирамиды, воздвигавшиеся перед древнеегипетскими храмами по обе стороны входа. В эпоху создания К.Н. наверняка пребывали в полуразрушенном состоянии (время, природа, мусульмане).
61. "Название “Эритрея”, бытующее сегодня повсеместно, не имеет ничего общего с исторической традицией этих территорий. Итальянские колонизаторы взяли его от названия Красного моря, известного в древности как Эритрейское море (т. е. по-гречески Красное - *Чермное в русском синодальном переводе Библии)." ("История Эфиопии" А. Бартницкий/И. Мантель-Heчко)
62. Мадианитяне [евр. Мидьян, "спор", "ссора"], потомки четвертого сына Авраама от Хеттуры (Быт 25:2; 1Пар 1:32). Они именуются в Синод. пер. "Мадианитянами", а их страна - "Мадиамом", "землей Мадиамской" (ср. Быт 37:28 и 37:36; Исх 2:15; Чис 25:6; Суд 6:1). Всех сыновей Хеттуры Авраам еще при жизни своей отослал "в землю восточную", т.е. в сирийско-аравийскую пустыню (Быт 25:6). Позднейшим араб. географам был известен город Мадиан, к-рый был расположен вост. Акабского залива. Далее см. http://www.hope-church.cc/enziclopediya/12.htm (Библейская Энциклопедия Брокгауза Риникер Ф., Майер Г.)
63. Вторник - второй день недели, но если учесть, что Суббота - седьмой день, то по современному счету - понедельник.
64. Вторник - второй день недели, но если учесть, что Суббота - седьмой день, то по современному счету - понедельник.
65. Восприятие названия должности древнеегипетского монарха - фараон - как имени собственного характерно для Корана (Фир'аун), или может быть для Средневековья вообще. В Библии же кое-кто из фараонов назван поименно: Сусаким, Нехао.
66. Анахронизм, Александрия была основана после завоевания Египта Александром Македонским. Александрия, город в Египте, основ. Алек-сандром Македонским в 331 г. до Р.Х. как противовес Финикии и с целью экономич. и идейно привязать гос-во фараонов к греч. мировой империи. Мысль основать город такого значения на косе между Средиземным морем и оз. Марьют оказалась чрезвычайно удачной. Далее см. http://www.hope-church.cc/enziclopediya/1.htm Каир и подавно основан арабами.
67. Вероятно, имеются в виду пилоны - (от греч. pylon - ворота) - сооружения в форме усеченной пирамиды, воздвигавшиеся перед древнеегипетскими храмами по обе стороны входа.
68. Израиль - это прозвище Иакова, означающее в переводе с еврейского "Он сражался с Богом (Эль) и победил" - так назвал его некто невидимый, с кем Иаков боролся в ночной тьме, добиваясь от этого неземного существа благословения. Иаков-Израиль почитался прародителем 12 еврейских племен-колен. В более широком смысле под Израилем в Библии понимается не географическая область, и не государство, а именно дом Иакова - Иаков вместе со своим потомством, единым родом-семьей, выросшим в народ, согласно обетованию Бога (то же значение имеет и другое выражение - дети/сыны Израиля).
69. Т.е. сам Соломон почитает эфиопов, народом более легким чем Израиль, если взвешивать их достоинства на неких гипотетических весах. И соответственно по этой шкале получается, что вес/ценность самого Ковчега при переходе к ним (эфиопам) тоже уменьшилась.
70. Исайя 66.1: "Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?"
71. 1 Паралипоменон 22.7-10: "И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, (8) но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. (9) Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его.(10) Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек"."
72. или низкой или униженной. Например древние египтяне говорили "Кеш, подлый." * (В русскоязычной литературе Куш - древнеегипеское название Эфиопии, разночтения (Кеш - Куш) неизбежны, так как огласовки консонантного письма египтян вряд ли будут достоверно расшифрованы до изобретения машины времени).
73. Т.е. тратили излишки на бесполезную роскошь вместо того, чтобы помогать бедным сиротам.
74. У меня есть 2 версии: (1) возвращение из египетского плена; (2) речь идет о смерти и о том, что происходит с человеком после смерти. Ср. напр. (Псалом 89.3): "Ты (т.е. Бог) возвращаешь человека в тление, и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!""
75. Ср. со словами Иисуса ( от Иоанна 4.13-14): "... всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять: (14) А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную"; и (от Иоанна 6.48-55): "Я есмь хлеб жизни. ... (54) Ядуший Плоть Мою и пиющий Кровь Мою имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; (55) Ибо плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие".
76. Вероятно, искажение названия города Екрон, богом которого был Баал-зебуб (веельзевул) (4 Царств гл. i. 2): "Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?"
Екрон (Аккарон). Название Е., возм., связано с аккад. и егип. словами, к-рые переводятся как "город". Е. - филистимский город (Нав 13:3), жители к-рого поклонялись Веельзевулу (4Цар 1:3). Израильтяне завоевывали Е. дважды - после смерти Иисуса Нави-на (Суд 1:18) и при Самуиле (1Цар 7:14). Сюда был доставлен захвач. филистимлянами ковчег завета (1Цар 5:10; в Синод. пер. - Аскалон); после смерти Голиафа израильтяне преследовали филистимлян до ворот этого города (1Цар 17:52). Фараон Шешонк (библ. -> Сусаким) упоминает Е. в надписи, сделанной в честь его победы. Во времена правления Езекии жители Е. свергли своего царя Пади и приняли участие в восстании против захватившего их город Синаххериба (библ. Сеннахирима). Пророки предвещали этому городу суд (Иер 25:20; Зах 9:5) и гибель (Соф 2:4): "Екрон искоренится". Это пророчество сбылось. Ученые полагают, что Е. находился на месте совр. Хирбет-эль-Муканна, где ранее пытались найти следы Елтеке. Исследования, проведенные в 1975 г., показали, что здесь в раннем бронзовом веке существовало поселение, но затем до раннего железного века это место оставалось незаселенным. - http://www.hope-church.cc/enziclopediya/6.htm
77. * Здесь ковычки мои, в английском тексте их нет. Псалом 71 ст.11: "И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему." ; lxxxix. 3, 4, 27, 29; cxxxii. 11-13.
78. Ср. с молитвой Иисусовой (Отче наш), от Матфея 6.10: "... да будет воля Твоя ... "
79. Первым царем Израиля стал Саул из колена Вениамина, помазанный на царство пророком Самуилом.
80. Дагон почитался по всей Месопотамии начиная с 2500 г. до н.э. Его храм в Мари был украшен бронзовыми фигурами. Удостоверено его почитание в Бет-Шеане во времена Саула и Давида (XI-X вв. до н.э.) и в Ашдоде времен Маккавеев (III в. до н.э.). На семитских языках слово "Даг" означает "рыба". На монетах из Арвада и Ашкелона он изображался с рыбьим хвостом. Дагон неоднократно упоминается в Ветхом Завете, в том числе и в связи с событиями, которые пересказывает К.Н.
81. См. 1 Царств 6.(4): "И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших ..."
82. Коров, согласно 1 Царств 6. 7 : "... итак возьмите, сделайте одну колесницу новую и возьмите двух первородивших коров, на которых не было ярма, и впрягите коров в колесницу, а телят их отведите от них домой ..."
83. Верблюдицы славятся на востоке своим гипертрофированным материнским инстинктом, так что смысл всех этих приготовлений в том, что если верблюдицы, получив свободу, не пойдут туда, где оставили своих верблюжат, значит их вне всяких сомнений направляет некая высшая сила. (Может не совсем кстати, но вспоминается одна легенда, связанная с похоронами Чингис-хана: на могиле владыки восточной половины мира на глазах у верблюдицы забили ее верблюжонка, чтобы впоследствии, следуя за ней, можно было легко находить место захоронения для совершения ежегодных поминальных ритуалов.)
84. Согласно Библии, в битве с филистимлянами погибли трое сыновей Саула, а сам он, израненный стрелами, чтоб не попасть в плен врагам бросился грудью на собственный меч. "Остатки его войска во главе с двоюродным братом Саула скрылись за Иорданом и там провозгласили царем принца Иевосфея, но никакой реальной власти этот наследник Саула не имел." (А.Мень История религии, том 2, гл. 22, стр. 269)
Текст переведен по сетевому изданию: Kebra Nagast. http://www.sacred-texts.com/chr/kn/index.htm
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© перевод - Стариков И. В.
2003-2004
© дизайн
- Войтехович А. 2001
Мы приносим благодарность И. Старикову за предоставление текста