КНИГА О СЛАВЕ ЦАРЕЙ
KEBRA NAGAST
62. Об ответе, который им дал Соломон
И Царь Соломон ответствовал и сказал им: "Внемлите мне и тому, что скажу я вам. Может меня Он отверг от того, чтобы нес я Сион - что невозможно для Бога? Может быть вас Он отверг от того, чтобы несли вы ее (her - Cион) - что невозможно для Бога? Может быть город наш Он им в наследство отдаст, а нас уничтожит - что невозможно для Бога? Ибо все есть Его, и никто не может противиться Воле Его, и нет никого, кто бы мог преступить, то что Им установлено высоко в небесах или внизу на земле. Он есть тот Царь, Чье царство вовеки веков не прейдет, Аминь. Так что пойдем и в Доме Бога преклоним колени."
И старцы Израиля вместе с Царем их в Дом Бога отправились, и вошли в Святая Святых они, и стали молиться они, и пали ниц, и воздали благословения Богу. И Соломон плакал в обители небесной Сион, Ковчега Завета Божьего, и все они плакали с ним, и вскоре спокойствие обрели они. И Соломон ответствовал и сказал им: "Будет вам, пусть не бахвалится люд необразанный перед нами, и не говорит нам: "Слава отьята от них, и Бог их оставил." Не открывайте вы ничего чужестранцам. Лучше уж мы установим доски, что здесь лежат гвоздями сплоченные, и золотом их покроем, и также украсим их по подобию Госпожи нашей Сион, и поместим внутрь сего Книгу Закона. Свободный Иерусалим, что пребывает над нами на небесах, с нами он (пребывает), видел его отец наш Иаков, и ниже под ним есть Ворота Небесные, то есть Иерусалим на земле. Если исполним мы Божию Волю, а также желанье благое Его, Бог с нами пребудет, и от руки врага нас избавит, и от руки того, кто нас ненавидит; пусть Воля Божия, но не наша, исполнится, и желание Бога благое, но не наше желание благое, да сбудется. Сим опечалил он нас. Но с этой поры гнев Его к нам остынет, и не предаст Он нас нашим врагам, и не удалит Он от нас Cвою милость, и не забудет завет Он с отцами нашими Авраамом, и Исааком, и Иаковом. Не сделает ложью Он слово Cвое, и не нарушит завет Свой с тем, чтобы истребилось семя отцов наших."
63. Как знатные Израиля соглашались (с Царем)
И после старцы Израиля ответствовали и сказали ему: "Да будет согласно желанию благому твоему, и желанию благому Господа Бога! Что же до нас, то никто не нарушит слово твое, и никакому другому народу мы не поведаем то, что Сион (был(а)) отъят(а) от нас." И утвердили они в Доме Бога завет сей - старцы Израиля и Царь их Соломон - и поныне. И Соломон прожил одиннадцать лет после того, как Сион был отъят от него, и после того уклонилось сердце его от любви к Богу, и забыл он мудрость свою, из-за чрезмерной любви (своей) к жен(щин)ам. И возлюбил он крепко весьма дочь Фараона, царя Египетского, чье имя было Макшара (Makshara), и ввел он ее в дом им построенный; и были под крышей его солнце, луна и звезды изображены, и освещался он ночью ярко как днем. И балки его были из бронзы, а крыша его из серебра, а облицовка (panels (?)) его из свинца, а стены его из камней, красного с черным, и бурого с белым, а также зеленым; а пол его был из плит сапфира с сардисом (sardius). И часто он там пребывал по причине любви своей к этому дому, а также к Макшаре жене своей, дочери Фараона, царя Египетского.
У царицы же сей были некие идолы, коих отец ее дал ей для поклонения им, и поскольку, когда Соломон лицезрел, как она творит жертву и поклоняется им, и не упрекал ее и не оставлял ее, Бог прогневался на него, и сделал так, что забыл он мудрость свою. И преумножила жертвы свои она, и поклонение свое, и безумство свое, в соответствии с глупостью (принятой у) Египтян, и все люди дома ее поклонялись тем идолам, и обучились служению 1 глупому идолам. И наслаждаясь этим глупым служением 1, поклонялись они вместе с дочерью Фараона, и дети Израиля с ней соединились, и женщины и служанки их с ней соединились в том поклонении и глупом служении идолам. И сам Соломон находил удовольствие в том, чтобы слушать их службу 1 глупую и безумство. И увидев, что любит ее он и внемлет ей, и пребывает в спокойствии, и задает (ей) немало вопросов о глупом служении богам Египтян, стала чрезмерно согласна во всем она с ним, и обращалась к нему с речами медовыми, голосом женственно нежным, с улыбкою сладкой, которая сопровождает (порой) деяния злые, и обращала лицо свое, и принимала вид благонамеренный, и головою кивала. Действуя так, отвращала она его сердце от добрых его устремлений, и соблазняла его во зло своих дел, желая вовлечь его в безумство служения глупого идолам через беспечность (его). И как глубокое море влечет в свои бездны того, кто плыть не умеет, покуда вода его не переполнит и не истребит его жизнь, так же и женщина та утопить возжелала Царя Соломона.
64. Как дочь Фараона ввела в соблазн Соломона
И вот, дочь Фараона 2 предстала пред Соломоном и сказала ему: "Хорошо это - поклоняться богам подобно отцу моему и царям всем египетским, что были прежде отца моего." И Соломон ответствовал и сказал ей: "Они называют богами предметы, которые сделали руки железных дел мастера, и плотника, и гончара, и художника, и камнетеса, а также ваятеля; это не боги, а произведение рук человеческих из золота, и серебра, свинца, и железа, и глины, и камня, и "боги наши" вы называете то, что не есть ваши боги." А мы никого не почитаем иного кроме Святого Бога Израилева и Госпожи нашей, священной(-го) и небесной(-го) Сион(а) - Ковчега Закона Божьего, который Он дал для поклонения нам, нам и семени нашему после нас."
И отвечала она и сказала ему: "Сын твой унес Сион, Госпожу твою, сын твой, которого ты породил, кто происходит от рода чужого, с которым тебе Бог не дозволил вступление в брак, то есть от женщины эфиопской, которая цвета не твоего, и не родственна стране твоей, и которая, того более, черная (есть)." И Соломон ответствовал и сказал ей: "Хоть говоришь ты так, разве сама ты не [рода того], из которого Бог не дозволил нам брать себе жен? И род твой ее род, поскольку вы все дети Хама 3. И Бог, истребив семь царей из семени Хама, сделал наследием нашим сей город, чтобы и мы, и после нас семя наше тут обитали вовеки. А что до Сион(а), воля исполнилась Божья, и передал Он ее им, чтобы могли они почитать ее. А что до меня, то никогда не принесу я жертвы и не поклонюсь твоим идолам, и не исполню желанье твое."
И говорила она столь же мудро, и благосклонность являла свою ему вечером, утром, и ночью и днем, но продолжал он отказывать ей. И в один день она себя разукрасила, и благовониями умастила, и повела себя с ним надменно и обходилась презрительно с ним. И он сказал ей: "Что же мне делать? Злым ты свой сделала лик для меня, и взгляд на меня твой не тот, что был прежде, и красота твоя ныне не манит меня как обычно. Проси же меня, и дам я тебе, чтобы ты ни пожелала, и исполню я то для тебя, только бы ты для меня благосклонным как прежде сделала лик свой"; но сохранила она свой покой и не сказала ни слова. И повторил он слова ей о том, что он все исполнит, что бы ни пожелала она, и сказала она ему: "Богом Израилевым мне поклянись, что не обманешь меня." И он поклялся ей в том, что он даст ей все, что ни попросит она, и сделает все для нее, что она скажет. И привязала она алую нить посреди двери [дома] богов ее, и принесла она три саранчи и поместила их в доме богов ее. И Соломону сказала она: "Войди ко мне не порвав эту алую нить, нагнись и убей эти три саранчи предо мной и оторви шеи им"; и так он и сделал. И сказала она ему: "Отныне я буду следовать воле твоей, ибо принес ты жертву богам моим и поклонился им." Сделал же так он из-за клятвы своей, так как не мог он нарушить клятву свою, которой поклялся он ей, даже хотя он и знал, что это есть преступление - вступать в дом богов ее.
Тогда повелел Бог детям Израиля и сказал: "Не следует вам жениться на женщинах чужеземных, чтобы они не развратили вас через богов своих, и через злобность деяний своих, и через сладость речей своих; ибо они размягчают юношам простодушным сердца сладостью нежных речей своих, и красотой тел своих истребляют мудрость глупого мужа." Кто был мудрей Соломона? и все же он был соблазнен через женщину. Кто был Давида праведней? и все же он был соблазнен через женщину 4. Кто был сильнее Самсона? и все же он был соблазнен через женщину 5. Кто был прекрасней Амнона (Amnon)? и все же его соблазнила Тамарь 6 (Tamar - Фамарь) дочь Давида, отца его (видимо, Соломона). И также Адам, бывший первым созданием Бога, даже он был соблазнен через Еву, жену свою. И через соблазн сей смерть была создана для каждой твари. И сей соблазн мужей женами начат был Евой, и все мы есть дети Евы.
65. О грехе Соломона
И вот согрешил Соломон весьма великим грехом - поклонением идолам, и из мудреца, коим был он, стал он глупцом, и грех его записан в Книге Пророков. И Архиепископы бывшие там 7 ответили и сказали: "Не был ли милостив Бог к Соломону, не отпустил ли (ему) сей проступок, который записан как грех?" Да, был к нему милостив Бог, и имя его причислено к Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду, отцу его, в Книге Жизни на небе. Ибо Бог есть прощающий тех, кто согрешил. Давайте же поразмыслим, что было большим из двух: грех Давида, отца его, или грех сына его, Соломона? Давид сделал так, что Урия был в сраженьи убит, с помощью замысла лживого, с тем чтобы он (т.е. Давид) мог взять жену его (т.е. Урии) Берсабех (Bersabeh - библейская Версавия - Баабтшеба), мать Соломона; и он раскаялся, и Бог возымел к нему сострадание. И, когда умирал он, то дал совет Соломону, сыну своему, сказав: "Убей Иоаба (Joab - Иоава), как он убил Амера ('Amer), и убей Шимея (Shimei - Семей), поскольку он проклинал меня"; 8 и он исполнил волю отца своего, и убил их после смерти Давида, отца своего. А Соломон никого не убил кроме брата своего 9, когда тот пожелал жениться на Саменават(янке) (Samenawat - Сунамитянка), 10 жене отца его Давида, имя которой было Абис ('Abis - Ависага). А что касается прегрешения Соломона, что записано, я вам открою его, так же как Бог мне открыл его.
66. О пророчестве о Христе
И вот, согласно пророческому толкованию, имя Соломон означает "Христос" 11 на языке сокровенном. И так же как Соломон построил дом Богу, так и Христос возвел Тело Свое и сотворил его Церковью. И когда говорил он евреям: "Разрушьте сей дом и в три дня вновь возведу я его," 12 говорил Он о доме Тела Его. И как Соломон умножил количество жен от чужеземных народов за красоту их и обаяние, и желания в нем [восстали] в его ложной любви [к ним], так и Христос собрал от народов чужих, не имевших Закона, тех кто уверовал в Него. И не было для Него ни язычников, ни необрезанных; и не было среди них ни раба, ни еврея, ни слуги, ни свободного; 13 но собрал Он их всех в Свое царство небесное Плотью и Кровью Своей. И в Песне Песней сам Соломон пропел и сказал: "Шестьдесят мощных мужей пребывают вокруг Соломонова ложа, все (они) воевать и держать меч обучены, каждый имеет меч на бедре своем." 14 Число шестьдесят указует на число праведных Патриархов, и Пророков, и Апостолов, и Мучеников, и Верующих, и Святых, и Монахов, которые противостали злой мысли и войне сатаны. И слово "меч", в том толковании - слово Писания. Слово Господне режет подобно ровному острому лезвию, так же как вырезает Писание из сердец людских ту опасность, что от видений ночных возлежаний исходит. А слова "Соломоново ложе", в том толковании - Церковь Христова.
И так еще пел Соломон: "Царь Соломон изготовил носилки себе," 15 и это слово следует толковать таким образом, что Христос облачился в тело наше. Имя же Соломон на языке Евреев, будучи истолкованным, означает "Христос". А глупые Евреи (Jews) воображают, что слово Давида: "Господь мне сказал: "Ты есть мой сын и в это день породил я тебя," 16 было сказано о Соломоне, сыне его. "О Боже, даруй царю суждение Твое, и справедливость Твою сыну царя, чтобы он мог судить людей твоих праведно и нищих твоих справедливо. И будет он жить, и будут они подносить ему золото аравийское, и будут они молиться ему непрестанно, и будут следовать ему [со словами благими], и будут поддержкой для всей земли на вершинах горных, и плод его будет мощнее чем кедр, и расцветет он в городе словно трава на земле, и имя его благословится вовеки, и имя его будет превыше солнца. Я дал рожденье из чрева тебе прежде Звезды Утренней. Бог сотворил (сию) клятву, и Он не раскается, ты есть священник Его вовеки, по чину Мельхиседека." 17 "
И касательно пророчества этого и других подобных ему, о Христе предреченных Давидом, Евреи глупцы, которые сердцем слепые, утверждают, что все, что Давид говорил в начале книги своей, сказано было о сыне его Соломоне; так говорят Евреи, и превращают Христа в Соломона из-за подобия имен их, и (подобия) мудрости (их), и поскольку Он был Сыном Давида по плоти. И хотя те, кто пришли после Давида и Соломона, а именно Элийа 18 (Elijah) и Элиша 18 (Elisha), ведали это, они приписали грех Соломона ему в Книге Царей, с тем чтоб подвергнуть позору Евреев (Jews), которые сердцем слепые и (суть) враги праведности 19. И Царь Соломон, сын Давида Царя и Пророка, сам был и Царь и Пророк, и он также много подобного предрекал о Христе и о Церкви, и записал он четыре книги пророчеств 20, и причислен он к Аврааму, Исааку, и Иакову, и Давиду, отцу его в царстве небесном.
67. О Соломоновом плаче
И вот я поведаю вам, как он умер. Дней его было шестьдесят [лет], когда напала болезнь на него. И дни его были не то, что дни Давида, отца его, но были они на двадцать [лет] короче чем у того, поскольку он пребывал под влиянием женщин и идолам поклонялся. И явился к нему ангел смерти и поразил в стопу его, и заплакал он и сказал: "О Господь Бог Израилев, я побежден законом земным, ибо нет никого, кто не запятнан перед Тобою, О Господи, и нет никого, кто был бы мудрым и праведным перед Тобою, О Господи. Ибо Ты изучаешь и испытуешь сердце. Ничто от Тебя не укрыто. Ты сокровенное видишь открытым, и Ты исследуешь сердце. Будь ко мне милостив, Господи. Ты изучаешь сердце у человека и испытуешь чресла (его). Будь ко мне милостив, Господи. Слышен Тебе и шепот и грома удар. Будь ко мне милостив, Господи. И если ты будешь милостив к праведному, не преступавшему заповедей Твоих, что в Твоей милости удивительного? Будь ко мне милостив, Господи. Ведь если Ты явишь милость мне, грешнику, милость Твоя будет и снисходительна, и чудесна. Будь ко мне милостив, Господи. И(бо) хотя согрешил я, вспомни про Авраама, и Исаака, и Иакова, отцов моих, которые не преступали заповеди Твоей. Будь ко мне милостив, Господи, ибо Ты милостивый и прощающий; во имя Давида, слуги Твоего, будь ко мне милостив, Господи. О мира Хозяин, (а также) царей и правителей, будь ко мне милостив, Господи. О Ты, Кто делает глупого мудрым, а мудрого глупым, будь ко мне милостив, Господи. О Обращающий грешных и Награждающий праведных, будь ко мне милостив, Господи." И когда говорил он слова сии, слезы ручьями текли по лицу его, и искал он чем утереть их.
И Ангел Господень к нему низошел и сказал ему: "Внемли тому, что скажу я тебе, ради чего Бог послал меня. Из мудреца превратил ты в глупца себя, и из богатого ты превратил себя в бедного, и из царя превратил ты себя в человека ничтожного, все потому, что преступил ты заповедь Божью. И началом зла твоего было то, что ты взял себе множество жен, и через это ты преступил Закон Его, и Устав Его, и указание Бога, что записал Моисей и даровал вам, Израилю, с тем чтобы вы не женились на женах народов чужих, но только (на женах) из своего рода и дома отцов ваших, чтобы семя (т.е. потомство) ваше было чистым и святым, и чтобы Бог пребывал среди вас. Но ты отнесся легко к Закону Божьему, думая что ты мудрее чем Бог, и что получишь ты много детей рода мужского. Но глупость Бога мудрее мудрости человеческой, и даровал Он тебе только трех сыновей: того кто унес от тебя твою славу в чужую страну, и сделал так, что обиталище Бога (теперь) в Эфиопии; того кто имеет ногу хромую, воссядет он на престоле твоем для народа Израилева, он сын родни (от) родни твоей от Тарбаны (Tarbana - жена Соломона, мать Ровоама), из дома Иуды; и того, кто является сыном гречанки, служанки, который в последние дни истребит Ровоама (Rehoboam) и род весь твой - Израиль; и земля эта будет его, ибо уверует он в Того, кто грядет, во Спасителя. И род Ровоама, и те кто останутся из Израиля, распнут на кресте Того, кто грядет, Искупителя, и память о вас изгладится с (лика) земли. Ибо они задумают то, к чему они будут способны, и Он будет в гневе на них и изгладит память о них."
"А что до тебя, то Иосиф, сын Иакова, будет как образ тебе. Ибо братья его продали его в землю Египетскую из Сирии, страны Лаба (Laba - Laban - Ливан?), и по нисхождении 21 его в землю Египетскую, голод начался в Сирии и во всем мире. И поскольку он низошел, то призвал он родных своих, и избавил от голода их, и дал обиталище им в земле Египетской, имя которой Гешен (Geshen - Goshen - Гесем в дельте Нила). Ибо он сам был царем под началом у Фараона, Царя Египта. Подобно Спасителю, Кто изойдя из семени твоего, освободит тебя пришествием Своим, и извлечет тебя из Шеола, где до прихода Спасителя будешь ты муки терпеть, вместе с отцами твоими; и Он даст рожденье тебе. Ибо от семени твоего изойдет и Спаситель, Который избавит тебя, тебя и тех, кто был прежде тебя, и тех, кто будет после тебя, от Адама и до пришествия Его в роде от рода твоего, и выведет Он тебя из Шеола, подобно тому как Иосиф избавил от голода родственников своих, и, можно сказать, первый Шеол (был) в голодной земле, так что Спаситель возьмет из Шеола тебя, родственника своего. И как после того Египтяне сделали (их - т.е. потомков Иосифа) рабами, так же и дьяволы сделали вас рабами через прегрешение с идолами."
"И как Моисей вывел из рабства своих соплеменников, также Спаситель выведет вас из рабства Шеолу. И как Моисей произвел десять чудес или казней пред Фараоном Царем, так и Спаситель Грядущий из семени твоего десять чудес совершит во имя жизни перед народом твоим. И как Моисей, после того как он произвел чудеса, море сразил и дал народу пройти по нему как по суше, так же Спаситель Грядущий повергнет стены Шеола и выведет вас. И как Моисей утопил Фараона и Египтян в Море Красном (Эритрейском), так же Спаситель утопит в Шеоле сатану и (с ним) его дьяволов; ибо море следует толковать как Шеол, а Фараона как сатану, а войско его египетское как дьяволов. И как Моисей без труда накормил их манной в пустыне, так и Спаситель накормит вас пищей из Сада (т.е. из Рая) вовеки, после того, как Он выведет вас из Шеола. И как Моисей поселил их в пустыне на сорок лет, и платья их не износились, и подошвы их стоп не истерлись, так и Спаситель расселит вас без труда по Воскресении. И как Иошуа (Joshua - Иисус Навин - Иешуа бен Нун) доставил их в Землю Обетованную, так и Спаситель доставит вас в Сад Наслаждения. И как Иошуа убил семь царей Канаана (Canaan - Ханаан), так и Спаситель убьет семь голов у Иблиса 22 ('Iblis ). И как Иошуа истребил народ Канаана, так и Спаситель истребит грешников и запрет их в твердыне Шеола. И как ты построил дом Бога, так же построены будут церкви на горных 23 вершинах."
68. О Марии, нашей Госпоже Спасения
"И также, будет (дано) знаменье тебе, что Спаситель грядет из семени твоего, и что Он избавит тебя и отцов твоих и семя твое после тебя, пришествием Своим. Спасенье твое сотворено было во чреве Адама в виде Жемчужины 24, бывшей до Евы. И когда Он сотворил из ребра Еву, доставил ее Он Адаму и молвил им: "Умножайтесь от чрева Адама." Жемчужина та не перешла ни к Каину, ни к Авелю, но к третьему, кто родился из чрева Адама, и вошла она (жемчужина) во чрево Сету (Seth - Сиф). И после того переходила сия Жемчужина от него к тем, кто был первенцем, и дошла до Авраама. И не перешла она от Авраама к первенцу его Ишмаэлю (Ishmael - Исмаил), но задержалась и перешла к Исааку чистому. И не перешла она к первенцу его, Эсаву (Esau - Исав) надменному, но перешла она к Иакову смиренному. И не вошла она от него к его первенцу, заблудшему Реубену (Reuben - Рувим), но к Иуде невинному. И не пошла она от Иуды, покуда рождались (у того) четверо грешников, но перешла она к Фаресу (Fares - Perez), терпеливому. И от него Жемчужина эта к первенцам переходила, пока не вошла она во чрево Иессея, отца твоего отца. И ожидала она тогда, покуда не были рождены шесть мужей гнева, тогда перешла она к седьмому, Давиду, 25 отцу твоему скромному и невинному; ибо Бог ненавидит надменных и гордых, и любит невинных и скромных. И после она ожидала во чреслах отца твоего, покуда не рождены были пять заблудших глупцов, и тогда перешла она в чресла твои за мудрость и разум твои. И после того Жемчужина та ожидала, и не перешла она к первенцу твоему. Чтобы добрые мужи сии из страны его не отреклись от Него и не распяли Его, подобно Израилю, народу твоему; увидев Его, того Кто чудеса совершал, того Кому должно было родиться из (этой) Жемчужины, уверовали они в Него, как только услышали весть о Нем. И Жемчужина не перешла к твоему младшему сыну Адрами 26 ('Adrami). Чтобы те добрые мужи 27 не распяли его и не отказались от него, увидев дела чудесные и удивительные Его, того Кому должно было родиться из (этой) Жемчужины, и после уверовали они в Него через учеников Его."
"Итак, эта Жемчужина, которой должно стать спасением вашим, вышла из чрева твоего и вошла во чрево Ийорбеъама ('Iyorbe'am - Ровоам), сына твоего, по злобе Израиля, народа твоего, который в своем отречении и в своей злобе распял Его. Но если бы Он не был распят, то не мог бы Он стать спасением вашим. Ибо распят Он был без греха, и [вновь] восстал без порока. И ради этого Он нисходил к вам в Шеол, и обрушил стены его, чтобы мог Он избавить вас и вывести вас, и милость явить вам всем. Вы, те у которых во чревах пребудет Жемчужина, будете вы спасены вместе с женами вашими, и никто истреблен не будет из вас, от отца вашего Адама до того, кто грядет, родственника твоего Эйакема ('Eyakem - Иоаким), и от Евы, матери твоей, жены Адама, до Ноя и жены его Тармизы (Tarmiza), до Тары (Tara - Terah - Фара) и жены его Аминьи ('Aminya), и до Авраама и жены его Сары, и до Исаака и жены его Ребки (Rebka - Ривка/Ревекка), и до Иакова и жены его Леи (Leya - Leah - Лия), и до Иахуды (Yahuda - Иуда) и невестки его Теъэмар (Te'emar - Tamar - Фамарь) 28, и до отца твоего и жены его Берсабех (Bersabeh - Вирсавия), и до тебя самого и жены твоей Тарбаны (Tarbana), и до Ровоама и жены его Амисы ('Amisa), и до Ийоахема (Iyo'akem - Иоаким), родственника твоего, который грядет, и жены его Анны (Hanna - Анна) 29."
"Никто из вас, кто носил Жемчужину не истребится, мужи то ваши иль жены ваши, те кто носили Жемчужину не истребятся. Ибо Жемчужина эта будет носима мужами, которые праведны будут, и жены, те что носили Жемчужину не истребятся, ибо они очистятся через сию Жемчужину, ибо она - святая и чистая, и с ней они станут святыми и чистыми; и ради нее и ради Сиона Он создал весь мир. Сион обрела жилище себе у первенца твоего, и станет спасением она для народа Эфиопии вовеки; и Жемчужина эта будет носима во чреве Айорбеъама ('Ayorbe'am - Ровоам 30), сына твоего, и станет спасителем целого мира." И когда придет час назначенный, эта Жемчужина прородится из семени твоего, ибо она есть чистое в высшей степени, в семь раз чище солнца. И Искупитель выйдет из обиталища Божества (Godhead - т.е. Божественности) Его, и будет на (upon) ней пребывать, и облачится во плоть ее, и тотчас ты сам 31 возвестишь ей, что мой Господь и твой Господь говорит мне.
"Я Гавриил (Gabriel) Ангел, заступник (для) тех, кто понесет Жемчужину, бывшую в теле Адама, ровно до чрева Анны, так что могу я избавить от рабства и скверны вас, в ком пребывает Жемчужина. И Михаилу было наказано Сион направлять и хранить, куда бы ни шла она, и Уриель (Uriel) будет хранить и направлять деревья чащобы 32, которая станет Крестом Спасителя. И когда народ твой распнет Его в своей ревности, ринутся они ко Кресту Его из-за множества чудес, которые будут происходить через него, и будут они ввергнуты в стыд, когда узрят чудеса его. И во дни последние потомок 33 сына твоего Адрамиса ('Adramis) возьмет древо Креста сего, третье спасение (т.е. третье, после Жемчужины-Марии и Ковчега-Сиона, средство спасения ), которое будет на землю (нис)послано 34. Ангел Михаил пребывает рядом с Сион(ом), вместе с Давидом, первенцем твоим, который занял престол Давида, отца твоего. А я (Гавриил) пребываю с чистой Жемчужиной для того, кто будет править вовеки, и с Ровоамом (Rehoboam), вторым сыном твоим; и Ангел Уриель пребывает вместе с младшим сыном твоим, Адрами ('Adrami[s]). Сие я поведал тебе, и не будет (отныне) печали в сердце твоем, благодаря спасению твоему и сына твоего."
И когда Соломон услышал слова сии, сила его вернулась к нему на ложе его, простерся он перед Ангелом Божьим, и молвил: "Благодарю я Господа, моего Господа и твоего Господа, О сияющее существо духа, за то, что ты дал мне услышать слово, которое радостью наполняет меня, и за то, что Он душу мою не отсек от наследия отца моего из-за греха моего, и за то, что принято было раскаяние мое после бедствия моего, и за то, что внял Он слезам моим, и услышал Он плач мой горестный, и обратил Его взор на меня в моем бедствии, и не дал умереть мне в горе, но дал мне возрадоваться, прежде того, как душа моя отойдет от плоти моей. С этой поры [мысль о] смерти не причинит мне печали, и возлюблю я смерть также, как я любил жизнь. С этой поры буду пить я чашу горькую смерти, как будто бы мед она, и с этой поры возлюблю я могилу, как будто она есть жилище из драгоценных камней (сооруженное). И когда низойду я и буду ввержен в Шеол глубоко, за грехи мои, то это не опечалит меня, ибо услышал я слово, радость мне сотворившее. И если cойду я в самую нижнюю бездну глубин глубочайших Шеола, за грехи мои, что будет мне в том? И если Он истолчет меня в порох (powder - порошок, прах) в Руке своей и рассеет меня по концам земли и развеет по ветру за грехи мои, то это не опечалит меня, ибо услышал я слово, радость принесшее мне, и Бог не отсек мою душу от наследия отцов моих. И душа моя будет вместе с душою Давида, отца моего, и душой Авраама, и Исаака, и Иакова отцов моих. И Спаситель придет и выведет нас из Шеола вместе с отцами моими, и родными моими, старыми и юными. А что до детей моих, будут три мощных ангела их на земле защищать. Я основал царство небесное, и царство земное. Кто есть подобный Богу, Милостивому, Кто милость являет произведению рук Своих и прославляет его, Кто прощает грехи грешникам, и Кто не изгладит память о тех, кто покаялся? Ибо весь Лик Его есть прощение, и весь Лик Его - милость, и хвала надлежит Ему. Аминь."
69. О вопросе Соломона
И Соломон обратился, и посмотрел на Ангела, и простер обе руки свои и сказал: "Мой господин, близко иль далеко пришествие Спасителя того, о котором ты говоришь?" И Ангел ответил и молвил ему: "Придет Он спустя три и тридцать (еще) поколений от рода твоего 35 и от семени твоего, и избавит тебя. Но Израиль возненавидит Спасителя своего, (и) возымеют они к Нему зависть за то, что Он совершит знамения и чудеса перед ними. И распнут они Его, и убьют Его, и восстанет Он вновь и избавит их, ибо Он милостив к кающимся и добр к тем, кто Его избранные. И внемлите, истинно вам говорю, не оставит в Шеоле Он ни одного, кем носима была Жемчужина."
И когда Ангел Господень измолвил слова сии Соломону, сказал он ему: "Мир да пребудет с тобой." И Соломон ответствовал и сказал ему: "Мой господин, я умоляю тебя, один (лишь) вопрос я бы задал тебе; не окажись невнимательным к плачу моему." И Ангел сказал ему: "Говори, задавай мне вопрос свой, и я поведаю то, что я слышал и видел, тебе." И Соломон сказал ему: "Ныне я опечален из-за Израиля, народа Его, который избрал Он как первенца Своего среди всех древних племен наследия Своего; поведай мне, истребится ли он по пришествии Спасителя?" И снова Ангел Господень ответил ему и сказал ему: "Да, говорил я тебе, что распнут они Спасителя. И после того, как прольют они кровь Его на древо Креста, будут они рассеяны по всему миру." И Соломон сказал: "Оплакиваю я народ мой. Горе народу моему! от первого и до последнего он пробуждал гнев Создателя своего. Я и кто были прежде меня недостойны того, чтобы была нам явлена милость за зло наших дел, ибо мы - поколенье неверное. Горе тем, кто прольет кровь невинную, и оклевещет праведного, и разделит имущество его 36, и тому, кто не уверует в слово Его, и не последует Заповеди Его! Приговор их их ожидает, и заблуждение их пребывает; велико наказание их. И грех их (их) ожидает, и никогда не будет прощен им, и грех их отцов (им) припомнится; ибо дела их были грешны, и истребятся они тем, что сами себе они измыслили. И горе также душе моей! ибо ко мне, кого почитали всегда, по смерти моей отнесутся с презрением; и я, славный на этой земле своей мудростью, в прах обращусь. В чем же тогда превосходство царя, если не делал добра на земле он для бедных? Также ложатся в могилу они, и тропа у них в бездну одна. И что же за польза от нас, от людей? Созданы мы напрасно, и по прошествии краткого времени вновь обращаемся мы, как будто бы не были созданы мы никогда. И что до дыханья, которым мы дышим, если оно прервется на краткое время, прейдет и наша душа, и если биение жизни нашего сердца, что движется в нашем уме, прейдет, мы обратимся во прах, и наши друзья и знакомые будут нас лицезреть как некую мерзость (a loathsome thing - нечто отвратительное). И размышление ума нашего, что помещается выше, [в] головах наших, [истребится] когда душа изольется наша, и обратимся в червей мы и грязь; и когда жар прейдет тела нашего, мы обратимся в ничто, и прейдем мы подобно тому, как облако тает. А что же за тем? Речи (о том) умножать бесполезно, погибнет и красота стати, и сила царей изгладится, и мощь управителей истребится и никогда не вернется. И все мы исчезнем как тени, и как только в смерти исчезнем мы, (то) имя забудется наше, и след наш не обнаружится, (и) через три поколения детей наших нет уже никого, кто бы вспомнил имя наше."
И тотчас же он обратил лицо свое к сыну Ровоаму (Rehoboam), и сказал он ему: "О сын мой, воздерживайся ото зла и делай то, что есть благо, так чтобы мог обрести ты немало дней на земле. И не кланяйся идолам чужеземным, и не поклоняйся им, но бойся и почитай только Бога, с тем чтобы мог ты завоевать врагов твоих и противников твоих, и мог унаследовать место отца твоего на небесах, а также жизнь вечную."
И сказал он ему: "Запиши меня в свитке Книги и помести в ларец (chest - ящик, сундук) ее." И сказал он Садоку священнику: "Помазай сына моего и сделай царем его. Как и отец мой Давид, господин мой, сделал царем меня будучи сам еще жив, так же я делаю Ровоама, сына моего, царем. И семя его будет спасением мне и отцам моим вовеки, согласно тому, что Ангел Господень поведал мне."
70. Как царствовал Ровоам
Тогда священник Садок взял Ровоама (Rehoboam) и сделал царем его, и совершил над ним все, что Законом предписано (букв. Закон требовал). И Ровоам возложил табличку (дощечку) из дерева на Ковчег, и увидел на ней он имя отца своего Соломона, и после они усадили его на царского мула, и сказали ему: "Алилуйя! Да будет долго жив царственный отец!" и огласился криками город, и звуками труб. И прежде чем Ровоам смог вернуться к отцу своему, Соломон умер. И положили они Соломона в могилу Давида, отца его, и горевали о нем печалью великой, ибо в те дни не нашлось ему мудростью равных.
И вот миновало семь дней, и Ровоам прекратил горевать по отцу своему. И собрался народ Израиля пред Ровоамом, и сказали они ему: "Труд [наш] облегчи нам, ибо отец твой сделал его слишком тяжким в том, что касается рубки деревьев и обработки камней и изготовления повозок для доставки кедровых деревьев." И Ровоам устроил совет с советниками своими и старцами дома царя, и сказали они ему: "Ответствуй им милостиво. Ибо ныне подобен животному юному ты, и чресла твои неспособны ярмо выносить. Так что ответь ты им милостиво и скажи им: "Сделаю все я для вас, что вы пожелаете." Когда же над ними длань твоя власть возымеет, сможешь ты делать с народом твоим все, что ни пожелаешь." И Ровоам прогнал старцев и юношей глупых призвал, тех что воспитаны были с ним вместе. И с ними устроил совет он, и рассказал им, с чем дом Израиля обратился к нему, и что за совет ему дали старцы дома царя. И юноши глупые эти сказали ему: "Старый дает совет старого, старший дает совет старшего, и муж годами сраженный, дает совет мужа, годами сраженного, а юный подобно тебе дает совет, подобающий юному. Что же до этих мужей, сраженных годами, чресла слабы их как у животного юного, ходить неспособного. А что до того, о чем говоришь ты, кто может оспорить приказ Господина Царя нашего ?" И один из них выпрыгнул вверх 37 перед Ровоамом, а другой выхватил меч свой, и еще один потряс копьем своим, и еще один лук свой схватил и (лук?) затрепетал. И когда они кончили игрища эти, то дали совет ему, и сказали: "О господин наш, да будем мы вместе с тобою, а ты вместе с нами! Ибо отец твой придал (тебе) в мудрости нас, сыновей мужей Израилевых, обученных искусству военному, чтоб возросли мы вместе с тобой, чтобы царство твое было сильным и после него. О господин наш, кроткий свой лик не являй этим людям, чтоб не решили они, что ты слаб и неспособен сражаться ни с ними, ни с врагами твоими. Ибо если увидят они в нас явление слабости в слове иль деле, то отнесутся они к нам с презрением, и не будут давать ни даров нам, ни подношений, ни рабов, и ни податей, и царство твое истребится. Но обращайся с речами дерзкими к ним, и говори с ними надменно, скажи: "В отношеньи отца моего говорите вы о дереве и камнях, я же заставлю служить вас цепями железными мне и бичом. Ибо моя самая тонкая сторона будет мощнее чем самая толстая сторона плоти отца моего 38, и совет мой больше совета отца моего, меня породившего. Ни в чем не ослабится труд вам и служба по принуждению, напротив они возрастут для вас в каждой части. И если вы не исполните приказанье мое, то обращу я ваш скот в добычу мою, и дети ваши в пленников обратятся, и нож мой забойный вас употребит. И захвачу я города ваши и поля ваши, и угодья ваши, и колодцы ваши, и сады ваши, и земли ваши, и плоды ваши, и закую вас почтенных я в цепи железные, и богатства ваши будут питать слуг моих, и женщины ваши будут как украшение для домов моих знатных. И не изменю я решение это мое, и не ослаблю его я, и не сделаю ложным его я или же недейственным, и я исполню быстро его, и запишу я его навсегда. Ибо земля эта вся была отдана Давиду, деду моему, как царство его, и отцу моему Соломону после него. И [Бог] ее дал мне после отцов моих также как им, и заставлю служить я вас мне также, как вы им служили; так что примите совет (сей) и мне подчинитесь."
И так Ровоам и сказал старцам Израиля. И народ весь восстал как один до последнего, и сказали они: "В дом (свой) вернись, О Израиль. Разве нет никого другого у нас, кого мы могли бы сделать царем, кроме как из дома Иуды (Judah) и дома Вениамина 39 (Benjamin)? Мы отвергаем дома их, а также мужей их обоих, своим же царем и правителем сделаем мы того мужа, которого мы пожелаем, кому будет рада душа наша." И взяли они орудия битвы свои и ринулись в полном составе, и прибыли в город Самарию, что в Бет Эфрата (Beth Efrata - дом ?Эфраима?), и держали совет они там и собрались все воедино. И дом Израиля жребий метал меж собой, с тем чтоб могли они выбрать царем себе мужа из дома того из отцов, чей выпадет жребий. И жребий пал на дом Эфраима (Ephraim), на сына Набата (Nabat), и выбрали мужа они из дома отца его, и сделали Иеровоама (Jeroboam - Иеровоам 40) царем. И так было царство отделено от Ровоама, Соломонова сына, и был оставлен ему только дом Вениамина (Benjamin) и дом Иуды, отца его.
И слово, которое Бог говорил Давиду, слуге Своему, не сделалось ложью: "От плода чрева твоего насажу на престоле твоем"; 41 и также сказал Он: "Утвердил подобно луне навсегда"; 42 и также сказал Он: "Бог клялся Давиду истинно и не раскается он." 43 Он, Кто восцарствовал на престоле Давида, отца Его, был Иисус Христос, из рода его во плоти через деву, Кто воссел на престол(е) Божества (Godhead - Божественности) Его; и на земле даровал Он Царю Эфиопии, первенцу Соломона, царствовать над престолом Его. Ровоаму же Бог даровал лишь два стебля (или корня - stems (or, roots)); и Римский Царь есть самый младший сын Соломона. И Бог сделал так, чтобы глупые люди не называли Евреями (Jews) нас, для Соломона а также для сына его Ровоама - Бог ведает сердце (его) - и сделал Он то, что они не могли вообразить себе. Ровоама они нарекли "Царем Иудейским" (King of Judah"), Царя же Самарии звали они Царь Израиля. И из поколений Ровоама, от Ровоама до Ийакема ('Iyakem - Joachim - Иоаким), было сорок одно поколение. И народились у Малки (Malki - ?Малахия или Мелхи?) два сына, Леви (Levi) и Шем (Shem), прародитель Хонасе (Honase - Онассия). И Хонасе породил Каламйоса (Kalamyos), и Каламйос породил Иоакима (Joachim), и Иоаким породил дочь Давида Марию. И также Или ('Ili) породил Малки, и Малки породил Мати (Mati), и Мати породил Эли ('Eli) и Иакова, и Анну (Hanna), жену Иоакима. И Эли взял жену себе и умер бездетным. И Иаков взял в жены себе Иохаду (Yohada), Эли жену, и породила она ему Иосифа плотника, который с Мариею был обручен. И Иосиф по плоти был сыном Иакова и сыном Эли согласно Закону 44; так в свое время Бог Моисею уставил, что Израилитам должно жениться в роде своем, каждому в доме отцов его, и что не должно жениться им на женщинах чужеземных.
Комментарии
1. Из текста ясно, что речь идет о пении, обрядовом языческом.
2. Имя фараона, тестя Соломона, отсутствует не только в Библии, но и по древнеегипеским источникам его также не удалось установить (!не мне, а ученым!). Следующим, после тестя Соломона фараоном, был Сусаким I, пришедший к власти насильственным образом.
3. Удивительно, но как язык древних египтян так и кушитские языки Эфиопии относят именно к хамитской ветви семито-хамитских языков. В прочем, эти термины (семитский, хамитский) были позаимствованы лингвистической наукой, конечно же, из Библии, но не всегда библейская и научная классификация совпадают столь точно.
4. Версавия, жена Урии хеттеянина, военачальника Давида.
5. Далила, филистимская блудница.
6. Дочь Давида, сестра Авессалома. Она была обесчещена своим сводным братом Амноном (2Цар 13; 1Пар 3:9); http://www.hope-church.cc/enziclopediya/20.htm. См. ниже гл.68, 77 там упоминается другая Фамарь - жена Ира, к-рая, оставшись вдовой, родила от свекра -> Иуды, принявшего ее за блудницу, близнецов Фареса и Зару (Быт 38; Мф 1:3). (Библейская Энциклопедия Брокгауза Риникер Ф., Майер Г.)
7.
318 православных отцов, участвовавших в Первом Вселенском соборе (Никея, 325 год). См. главу 1.8. 3 Книга Царств 2.5-6: "Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: (6) поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю." 3 Книга Царств 2.8: "Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: "я не умерщвлю тебя мечом"."
9. Адония ("[мойъ Господь - Яхве") - сводный (старший) брат Соломона, сын царя Давида от Агифь, неудачливый соперник Соломона в борьбе за престол. Пожелал себе в жены Ависагу в качестве компенсации за утрату престола и был казнен за это нескромное желание по приказу Соломона. Что касается Иоава и Семея, они также были казнены по распоряжению Соломона (см. 3 Книгу Царств 2), но поскольку он тем самым лишь исполнил волю своего отца Давида, то и ответственным за эти казни считается Давид, а не Соломон.
10. Ависага Сунамитянка (т.е. из Сунама - Шунема) - последняя жена (или наложница, а точнее, по большей части, нянька-сиделка) состарившегося Давида. 3 Царств 1.3: "И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю." Считается, что Ависага стала также женой Соломона, и именно ей посвящена Песня Песней.
11. Имя Соломон означает "миротворец" (А.Мень История религии. том 2 гл.23), а Христос, в переводе с греческого, "помазанник" - калька с еврейского Маши'ах (в русско-греческой транслитерации Мессия) - букв. помазанник, т.е.царь - а по смыслу - грядущий Спаситель. (А.Мень "Сын человеческий") * Как само отождествление Соломона со Христом, так и его главный мотив - храмоздательство того и другого - является для раннехристианской и даже ранневизантийской экзегетики типичным; не исчезло оно и в более поздней традиции. 104 Оно присутствует и в Одах Соломона, восходящих, приблизительно, к той же традиции, что и надпись на “чаше Соломона”. 105 Мотив столь распространен, что трудно его локализировать, хотя и видно, что он восходит к самым ранним временам.
104
. Обобщающая работа: R. HANIG, Christus als “wahrer Salomo” in der fruhen Kirche // Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft 84 (1993) 111–134. J. G. FREIRE, Verus Salomon// Humanitas [Coimbre] 29–30 (1977—1978) 232–234. Материал негреческого христианского Востока учтен минимально, КН не упоминается. Обычно Соломон отождествляется со Христом, главным образом, на основании Пс. 71, где говорится о божественном Мессии (особ. ст. 17), упоминается о дарах Ему от Савы (ст. 10, ср. ст. 15), но весь псалом имеет надписание О Соломоне. Соломон в тексте псалма не назван, но зато в первом же стихе (Боже, суд Твой цареви даждь и правду Твою сыну цареву) упомянут мессианский титул “сын царев” (т. е. Сын Давидов). В христианской экзегетической традиции это служит основанием для уподобления Соломона Христу именно как Первенца (Единородного Сына) Отца.105
. См.: Лурье, Чаша Соломона и Скиния в Сионе. Часть 1. Некоторые из Од Соломона явным образом произносятся от первого лица Мессии, что обычно ставило современных толкователей в недоумение. Однако, в недавнем исследовании показано, что “Соломон” в этом произведении означает, собственно, “Человек покоя”: M. FRANZMANN, The Odes of Solomon, Man of Rest// OCP51 (1985) 408–421. В то же время, мы видим, что в экзегетике, устанавливающей тождество между Соломоном и Христом, один из важнейших мотивов этого (например, у Оригена, но еще и у св. Иринея Лионского (Против ересей, IV, 27, 1) - значение имени “Соломон” (от слова “мир” или “покой”): HANIG. Christus als “wahrer Salomo”... 126–127, 132. Поэтому Францман оставалось сделать только один шаг, чтобы через имя “Соломон” открыть христологию Од.(Христианский Восток 2 (2000), В. М. Лурье ИЗ ИЕРУСАЛИМА В АКСУМ ЧЕРЕЗ ХРАМ СОЛОМОНА: Архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь. )
12. От Иоанна 2:19 : "Иисус сказал им (иудеям) в ответ: разрушьте сей храм, и Я в три дня воздвигну его".
13. Галатам 3.28: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все мы одно во Христе Иисусе".
14. Песня песней 3.7-8: "Вот одр его - Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых. (8) Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его ради страха ночного."
15. Песнь песен 3.9-10: "Носильный одр сделал себе царь Соломон из дерев Ливанских; (10) столпцы его сделал из серебра, локотники его из золота, седалище его из пурпуровой ткани; внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими.".
16. Псалом 2: "Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя".
17. Псалом 71. 1: "О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, (2) Да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде. (3) Да принесут горы мир людям и холмы правду." ; Псалом 109. 4: "Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека".
18. Видимо, имеются в виду пророк Илия, живший в IX в. до н.э. во время правления Северным царством царя Ахава (869-850), и его ученик и преемник Елисей.
19. В этом месте, где впервые начинаются серьезные нападки авторов К.Н. на евреев, самое время дать некоторую справку об эфиопских иудеях - фалаша, воинственном народе, сражавшимся с христианской Эфиопией сперва за первенство, а за тем и за независимость, на протяжении многих веков. Несомненно, взаимоотношения с ними, в основном носившие характер военных действий, способствовали восприятию эфиопами-христианами своей истории, как продолжения библейской.
"Что касается “иудаизма” фалаша, то он во многом ближе к эфиопскому христианству, чем к религиозной практике евреев. Фалаша отвергают Новый завет и большую часть христианской литературы, но талмуда не знают, а библию читают на языке геэз. Важную часть их литературы составляют переработанные гностические и христианские сочинения, также на языке геэз (но восходящие к греко-египетским оригиналам). Обряды фалаша почти тождественны с обрядностью эфиопских христиан. Были у них священники и монахи, низшие касты ремесленников и феодальная аристократия, но не было купцов {14} и ростовщиков." (Предисловие к "Истории Эфиопии" А. Бартницкий/И. Мантель-Heчко)
"Вопрос о том, были ли фалаша коренными обитателями Эфиопии, которые в незапамятные времена приняли иудейскую веру, или они вместе со своей верой были пришлым населением, не разрешен окончательно. Большая часть исследователей, занимавшихся историей фалаша, полагает, что они представители автохтонной народности агау, которые восприняли иудаизм от пришельцев в Эфиопию. Сами же фалаша считают себя потомками израильтян, некогда переселившихся в Эфиопию." ("История Эфиопии" А. Бартницкий/И. Мантель-Heчко)
"По своему языку, антропологическому облику, бытовой культуре они (ф.) не отличаются от своих соседей." (Э.Львова "Замки древнего Гондара" Вокруг света 1993 No3)
"В давние, незапамятные времена, рассказывает эфиопская легенда, прибыло в Эфиопию много израильских священников, которые обратили народ в веру Ветхого завета и единого бога. Породнились они с местными племенами и жили так до появления Фрументия — аббы Сэламы, который обратил народ Аксума в христианство. Те же, кто противился новой вере, были изгнаны из пределов страны. Изгнанники осели в Сымене, Уогэре, Уолькайте, Ласте, где их стали называть фалаша; фалаша — это “странники”, “скитальцы”. Они в свое время прибыли из Иерусалима в Аксум, потом, изгнанные из Аксума, направились в Сымен и Уогэру и в конце концов поселились в Сымене, гористой и труднодоступной области, представлявшей собой естественную крепость." ("История Эфиопии" А. Бартницкий/И. Мантель-Heчко)
Падение Аксума в X в. связывается с его завоеванием легендарной царицей фалашей Эстер/Юдит (Годит).
"В XIII—XIV вв. центр эфиопской цивилизации еще дальше перемещается к югу, в Амхару, Шоа, Йифат, Адал (Адаль), Дамот и другие области Средней Эфиопии с семитоязычным населением (амхара и др.). На роль главного порта выдвигается Зейла (теперь деревня на севере Сомали). С этого времени политическую жизнь Эфиопии определяло соперничество христианской империи и соседних мусульманских государств. Союзницей Эфиопской империи была единоверная ей Нубия, союзниками мусульман — фалаша Сымена и Гафата (в долине р. Аббай), а также арабские государства." (Предисловие к "Истории Эфиопии" А. Бартницкий/И. Мантель-Heчко)
"В XIV—XV вв. население целых областей, отрекаясь от христианства или сохраняя прежнюю веру, примыкало к фалаша и восставало против империи. Это было мощное движение западных агау, частично под знаменем “иудаизма”, частично под лозунгом сохранения различных синкретических религий (у этнических групп кемант, воито до принятия ими ислама и др.)." (Предисловие к "Истории Эфиопии" А. Бартницкий/И. Мантель-Heчко)
"Нам в Гондаре встретить фалаша не удалось. "Они все уехали" - такой ответ давал каждый, кого мы о них спрашивали. Но в деревне Уолека, высоко в горах, и в Теда, в 30-40 км от Гондара, еще оставались крестьяне - фалаша. Отрезанные бездорожьем, они по-прежнему возделывают землю, пасут скот, лепят из черной глины игрушки, горшки, статуэтки, изредка приходят в Гондар на рынок." (Э. Львова "Замки древнего Гондара" Вокруг света 1993 No3)
Стоит заметить, что самоназвание эфиопских иудеев - Бет Израэль, а фалаша - "странники, изгнанники" - это несколько пренебрежительное прозвище, данное им соседями.
См. также статью чешского африканиста Зденека Полачека:
"Фалаша - евреи Эфиопии"
http://www.jewish.ru/7014-4.asp20. Предание считает Соломона автором Книги Притчей Соломоновых, Экклесиаста, Песни Песней, и не вошедшей в канон Книги Пермудрости Соломона. Кроме того, ему приписывают авторство апокрифов Псалмы Соломона и Завет Соломона.
21. в английском переводе - go(ing) down into the land of Egypt - устойчивое для К.Н. выражение о путешествии в Египет (встречается также вариант come down) - сойти, спустится, низойти в Египет. Происходит из Библии, см. например Книга Бытия 12.10:
"И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той." Видимо, пришлось по вкусу авторам-составителям К.Н. еще и в силу географических особенностей - спуститься с Эфиопского нагорья или вниз по Нилу в Египет. Кроме того, стоит добавить, что упоминаемое в Ветхом Завете название Египта - Мицраим - объясняется - нижние земли.22. Иблис
- дьявол в лексике Корана (араб.яз.). ** Вероятно, влияние арабского документа, который лег в основу эфиопского текста КН. * См. в самом конце Колофон23. "Аскетические традиции Египта стали истоками подвижничества для Эфиопии, принявшей христианство в IV веке от коптских проповедников. Монастыри располагались в основном в труднодоступных горах (отсюда в названии большинства обителей слово "дебре" — гора)." (Александр Копировский "
Аскетические традиции в древних восточных церквах")24. Жемчужиной здесь называется Дева Мария, мать Иисуса Христа, которую также считают происшедшей от царя Давида. Хотя в Евангелии от Матфея сам Иисус использует этот образ несколько иначе13.45-46: "Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, (46) Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее." Эта же (от Матфея) тема развивается и в Песне о Жемчужине из апокрифического Евангелия от Фомы.
* В эфиопской письменности, как и вообще на христианском Востоке, термин “жемчужина” может иметь различные христологические значения. В КН и еще в некоторых древних памятниках (в частности, в Книге таинств небес и земли) этим словом называется природа Адама, поскольку она подлежит спасению (буквально, КН называет ее одним словом: “спасение”): она передается через Сифа к Соломону, затем, через Иеровоама, к Иоакиму, от которого и рождается Мариам — “жемчужина” в собственном смысле слова. См.: R. Beylot, Le theme de la perle dans quelques textes ethiopiens // Bulletin de l’Association Guillaume Bude (Revue de culture generale), 4me ser., n° 1 (1972) 71–87, особ. 78–81. (Христианский Восток 2 (2000), В. М. Лурье ИЗ ИЕРУСАЛИМА В АКСУМ ЧЕРЕЗ ХРАМ СОЛОМОНА: Архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь. )25. Согласно Библии Давид был восьмым сыном Иессея.
26.
Происхождение имени неясно. Похоже, что оно заимствовано от Адорама (2 Цар. 20, 24) — одного из начальников в администрации царя Давида. (Христианский Восток 2 (2000), В. М. Лурье ИЗ ИЕРУСАЛИМА В АКСУМ ЧЕРЕЗ ХРАМ СОЛОМОНА: Архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь. )27. good men - добрые мужи/люди. Согласно К.Н. от младшего сына Соломона ведут свой род правители Рома/Рима, т.е. Византии (см. ниже главу 72), соответственно, "добрые мужи" его - это греки и прочие народы Византийской империи (например, армяне, поскольку Армения, согласно К.Н., "подлежит царю Рома").
28. История Иуды и Фамарь описана в Книге Бытия (гл.38). Также см. К.Н. ниже гл. 77.
29. Родители Девы Марии, см.
Протоевангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии)30. Эфиопская буква [' i]отличается от буквы [' a] небольшам хвостаком, почта точкой на конце, которая легко могла повредатся в манускрапте с теченаем времена.
31. Не совсем понятное мне место. Как известно, именно Архангел Гавриил, от лица которого и произносится этот текст, возвестил Деве Марии Благую Весть о том, что она зачала и родит Спасителя. Возможно, при переписывании (или переводе на английский? что вряд ли) возникла некоторая путаница с личными местоимениями.
32. Сравни с Книгой Бытия 22.13-14: "И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. (14) И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится." * Составители К.Н. считают, что крест, на котором распяли Иисуса, был изготовлен именно из деревьев дубравы Мамре (в тексте К.Н. - Манбар), где когда-то был обретен овен во искупление Исаака. См. также гл. 104
33. Т.е. византийский император Константин, во исполнение воли которого его мать Елена отправилась в Иерусалим на поиски Древа Креста. Результатом этой экспедиции было обретение Древа Креста, ставшего впоследствии одной из важнейших реликвий средневекового христианства, и возведение храма Воскресения на месте гроба Господня на Голгофе. По поводу подобной находки (Креста) три с лишним века спустя казни Христовой А.Мень ("Сын Человеческий" гл.20 прим. 1) указывает на иудейский обычай зарывать орудие казни (Тосефта, 9, 8 к Санхедрин, VI), что является доводом в пользу такой возможности.
34. "Итак, концепция КН весьма последовательна: каждый из сынов Соломона получает для столицы собственного царства, своего рода, Ковчег: Давид-Менелик — настоящий Ковчег Завета в Аксуме, Иеровоам — Богородицу в Иерусалиме, Адрами — Крест Господень в “Риме” (то есть в Новом Риме). Можно заметить, что только Менелик и Адрами получают какую-либо материальную святыню. И это требует объяснения. Если бы наш текст не упоминал специально о Иерусалиме, мы могли бы считать, что локализация Креста Господня в “Риме” подразумевает всю Империю Ромеев, куда входит и Иерусалим. Однако, КН говорит об Иерусалиме специально, но трактует его так, как будто в нем уже нет никакой материальной святыни. В то же время, Крест Господень — не в Иерусалиме, а в Константинополе. Это соответствует исторической ситуации VII и VIII вв., после захвата Иерусалима и Палестины арабами в 638 г. В 630-е гг. главная часть Креста исчезает из Иерусалима и объявляется в Константинополе. 81 Именно эта часть Креста рассматривается во всем христианском мире как часть главная; именно эта часть прославилась в чуде спасения Константинополя от осады арабами в 718 г."
81. Существуют три версии этого события. Согласно Себеосу (VII в.), жители Иерусалима перед сдачей города арабам (638 г.) переправили Честное Древо в Константинополь. Согласно св. Феофану Исповеднику, это сделал сам Ираклий, покидая Сирию. Согласно св. патр. Никифору, Ираклий положил Крест в Св. Софии Константинопольской сразу по возвращении Креста из персидского плена (630 г.). См. свод данных в: A. Frolow, La relique de la Vraie Croix. Recherches sur le developpement d’un culte (Paris, 1961) 193. Сообщение св. Никифора можно понимать в том смысле, что Крест сначала был положен в Св. Софии, но затем возвращен в Иерусалим; более вероятно, однако, что достаточно поздний источник св. Никифора контаминировал два события: возвращение Креста из Персии и его “эвакуацию” из Иерусалима.
(Христианский Восток 2 (2000), В. М. Лурье ИЗ ИЕРУСАЛИМА В АКСУМ ЧЕРЕЗ ХРАМ СОЛОМОНА: Архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь. )
35. Согласно же родословию от Матфея (1.1-16), включающему Соломона и Ровоама, Иосиф, муж Девы Марии отстоит от Соломона на 26 поколений, а по генеалогии Луки (3.23-38), в которой нет Ровоама и Соломона, Иосиф, муж Девы Марии, отстоит от Давида, отца Соломона, на 40 поколений. Кстати, 33 - это среднее арифметическое (понятие кажется известное арабским математикам) от 26 и 40.
36. Очевидно, имеется ввиду эпизод, когда солдаты делили с помощью жребия одежды Христа.
37. Любопытно, но у нилотских (т.е. из верховьев Нила) племен до сих пор распространен брачный танец, во время которого юноши, стоя в общей группе, демонстрируют свою удаль, выпрыгивая вверх как можно выше.
38. Пересказ библейского эпизода 3-я Царств 12 (См.
http://www.startua.com/bible/3Tz/12/). Например Ср. 3-я Царств 12.10: "Мой мизинец толще чресл отца моего".39. Только эти два дома (колена) остались в Иудее в результате последовавшего раздела Израильского царства. Из дома Вениамина происходил Саул, первый царь Израиля. Давид и его потомки были из дома Иуды.
40. При Ровоаме от Иудеи отпали северные области Израильского царства. Иеровоам из колена Эфраима, стоявший во главе восстания, прежде был начальником строительных работ в Иерусалиме, после первой, неудачной, попытки мятежа он бежал в Египет, и, видимо, получив там поддержку фараона (Сусаким I (935-914 до н.э.)) сумел вернуться в Сихем и основать Северное царство (922).
41. 2 Царств 7.12: "Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его."; Псалом 131.11: "Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем"."
42. Псалом 88.37-38: "Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце предо Мною; (38) Вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель в небесах".
43. Псалом 88.35: "Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. (36) Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?".
44. Смешение родословий Иосифа, мужа Девы Марии, по Луке
( сын Иосифов, Илиев - Эли, Матфатов - Мати, Левиин, Мелхиев - Малки ...) и по Матфею (... Матфан - Мати - родил Иакова, Иаков родил Иосифа, мужа Марии), превращение Илия и Иакова в братьев, и придание им одной жены на двоих, конечно же в согласии с древним родовым законом левирата - ** тут дело не просто в логических попытках увязать разные родословные, а выразить некоторые богословские идеи. Об этом есть целая наука, но с позиций этой науки данные КН пока что никто не анализировал. (В.М.Лурье)Текст переведен по сетевому изданию: Kebra Nagast. http://www.sacred-texts.com/chr/kn/index.htm
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© перевод - Стариков И. В.
2003-2004
© дизайн
- Войтехович А. 2001
Мы приносим благодарность И. Старикову за предоставление текста