КНИГА О СЛАВЕ ЦАРЕЙ
KEBRA NAGAST
101. О Нем, сущем во Всем и Повсюду
И также сказал Бог Моисею: "Сделай мне место открытое подле двора Ковчега; никто из блудодеев нечистых и загрязненных не должен входить туда, и никто, кто не безупречен. Ибо Я пребываю там, и не только там, но и всюду, где Имя Мое призывается в чистоте. Был Я в логове [львов] с Даниилом 76, и был Я с Ионой во чреве рыбы великой 77, и был я с Иосифом в яме 78, и был с Иеремией в колодце [питаемом] озером 79. Я пребываю в глубинах самых глубоких, с тем чтобы горы не затонули под водами; и Я пребываю под водами, чтобы не затопили огонь их и сера; и под огнем и серою Я пребываю, чтобы не затопили их ветры и ржа. Я пребываю под ветром и ржавым (rusty - рыжим) туманом, с тем чтоб они не затонули во тьме. И пребываю во тьме Я наитемнейшей, а также под безднами, и создание каждое имеет опору во Мне, и все, что Я создал, приходит ко мне словно к убежищу."
"Я над землею, и Я во всех концах мира, и Я - Хозяин всему. Я в небе (air - воздухе), что есть обитель Моя, и Я над колесницею Херувима (Cherubin), и Я прославляем во веки вечные всеми ангелами и мужами святыми. И Я над небес высотами, и Я наполняю все. Я над Семью Небесами. Я вижу все, и Я испытую все, и нет ничего, что от Меня сокрыто. Я повсеместно, и нет бога другого помимо Меня, ни высоко в небесах, ни внизу на земле; нет никого подобного Мне, Бог говорит: длань Моя положила земли основание, и десница Моя небеса укрепила; Я и Мой Сын и Святой Дух."
102. О Начале
Вот как предрек Давид устами Духа Святого, и сказал: "С Тобою было господство в день силы." 80 И вот, что слова сии означают - "день силы"? Разве не есть это день в который Христос, Слово Отца, создал небо и землю? И Моисей в начале Книги сказал: "В начале Бог сотворил небеса и землю." 81 Уразумейте же, что "В начале" 82 значит "в Христе"; разъяснение слова "начало" - Христос. Иоанн Апостол, сын Зеведеев, говорит о Христе: "Первым Он был, Кого мы услышали и увидели, Кого мы узнали и Кого ощутили руки наши." 83 И мы вам поведаем то, каким образом мы часть имеем с Ним, и вы, кто уверует нашим словам, часть возымеете с нами. И Лука ученик говорит в Деяньях Апостолов: "В начале мы поведем речь обо всем," 84 и то, что сказал он так, [являет] (нам то,) что Христос есть избавление всем, и веруем мы в Него. И Марк Евангелист в начале Книги своей написал и сказал: "Начало Вести Благой - Иисус Христос, Сын Божий"; 85 и слова сии означают, что известием радостным стал Христос для Пророков и для Апостолов, и что все мы возымели участие в милости Его. И также писал Иоанн Евангелист, и говорил: "В начале было Слово, и Слово было у Бога"; и в другом месте слово его ясно являет [сие], и говорит он: "И также в начале был Бог Слово." 86 И вот, рассмотрите, что Слово то от Отца есть Христос, Им сотворил небеса Он и земли и всякую тварь. Он тот, Кто создал, и без Него ничто не начало быть, что начало быть, ничто, что бы то ни было: "Он сказал - и они появились; Он повелел - и они сотворились." 87 И третье славное, внемлите: "Дыханием уст Его воинство их сотворил Он." 88 Делает явным сие Дух Святой, Который ясно (тем) помянут.
И что же сказать нам? Давайте оплачем их. Горе Евреям, а также язычникам (Арами - 'Arami - в английском переводе - pagans, но может Араму - арамеям?), которые удалились от истины и отказались предаться любви Божьей, которою Он в своей благости возлюбил человека. Ибо после того, как Адам был отвергнут за грех свой, Он спас его по величию милосердия Своего, тем что распят был на древе Креста, и руки Его гвоздями пронзились. И длань Его простерта была в унижении, и голова Его на бок склонилась, во наше спасение Он, Кому не подобает страдание, принял страдание в вечном величии Божества (Godhead) Его. Умер Он с тем, чтобы смерть победить; изнемог Он, с тем чтобы силу придать усталому существу из праха; жаждая, уксус испил Он, и венчан Он был терновым венком; не устрашился и не устыдился Он оскорблений и ненависти и плевков нечистых Евреев. Побои Он претерпел, был кулаками Он побиваем, был Он пронзен, был Он прибит гвоздями, был Он подвергнут хуле и насмешкам, будучи Богом и Царем над Смертью, и Дарителем славы, и потому перенес терпеливо он все поношения. Жалкие и усталые, они опечалили Его, отвергнув Его и возненавидив Его; но сильного и славного, что могло опечалит Его, как не то, что они привели обвинения ложные против Него? Ибо Сам Он познал Божество Свое, и познал Он славу свою, и познал Он Себя. И не было никого, кто бы познал Его, ибо Он Создатель всему. И если б они познали Его, то не распяли бы Господа славы. Он же сказал в Своей милости: "Прости им, Отец, ибо не знают они, что делают." 89 Они кое в чем уподобились Создателю своему, будучи (только) созданьями, и убили они пришедшего к ним, кто не был смертным созданьем, и не был Он вещью, рукой сотворенной. Но Сам Он был Делатель, Сам Он Создатель был, Свет от Света, Бог от Бога, Сын от Отца, Иисус Христос.
Он был Прибежищем, Он был Кормильцем, Он был Управителем; Он, чье владение было выше высокого, и превыше всего, принизил Себя. Также Исайя, муж из Пророков острый на слово, сказал (saith - букв. говорит): "Был Он муж скромный, облик Его был как у отверженного, корню подобно сокрыл Он себя в земле опаленной, явился Он во плоти, как существо земное, Держатель вселенной и Спаситель вселенной." 90 И Давид красоту приписывает Ему, и говорит: "На красоту Твою 91 и в благообразность Твою." И также он говорит: "Образ Его превосходнее чем у детей человеческих." И также он говорит: "Милость проистекает из уст Твоих." И также он говорит: "Правь истинно во процветание, и царствуй в праведности, справедливости и искренности." 92 И также он говорит о Евреях, врагах правды: "Стрелы Твои остры и крепки в сердцах ненавистников Царя"; 93 "воистину следует им пронзить их сердца," Он говорит: "о тех, кто не желает, чтоб Я был Царем, и будут они доставлены Мне и пронзятся" [копьями]. И также сказал (saith - букв. говорит) о Евреях: "Искал Я их и не нашел;призывал Я их, и они не ответили Мне; возлюбил Я их, и они возненавидели Меня." 94 И также Давид говорит: "Они отплатили мне злом за добро, и возненавидели меня в ответ на любовь мою к ним." 95 И также Исайа сказал (saith - букв. говорит): "Устами своими они заявляют любовь Мне, в сердцах же своих они держатся далеко от Меня, и почести их Мне - пустое." 96 Также и Моисей говорит: "Они ввели в гнев Меня богами своими, и Я подвигну их к ревности к тем, кто не есть (мой?) народ, ибо они народ, чей совет был истреблен." 97
И те, кто говорили: "Мы не имеем Закона," им был дарован Закон, ибо Бог есть Податель Закона для всякого. И Бог наградил Евреев по злобности их, и отнесся к язычникам (Gentiles - неевреи, народы/язЫки) по простодушию их. Ибо Он милосердный и сострадательный к тем, кто Его призывает, и кто прибегает к Нему, и кто очищает себя от скверны вся(чес)кой в Церкви и Ковчеге Закона Божьего; и Он любит тех, кто плачет и кается так, как Стефан, из Семидесяти Учеников, говорит. 98 Тогда средь Семидесяти Учеников были семь, которые избраны были для службы с Двенадцатью Апостолами, чтоб исполнять службу вместе с Силасом 99 (Silas), и Варнавой 99 (Barnabas), и Марком, и Лукою, и Павлом. И Стефан сей обратился к Евреям, когда он претерпевал муки и убивали его Евреи, и сказал он им, и явил им их безрассудство в неисполнении заповедания Божьего: "Не соблюдали вы Тору согласно установлению ангелов, как вы получили ее." И говорится в Деяниях (Апостолов): "Слушая это они сходили с ума от злости и скрежетали зубами своими." 100 И вот, внемлите мне. В словах его "Не соблюдали вы Тору (Torah) согласно установлению ангелов," образ и тень того, что есть на небесах, то есть, небесного и свободного Иерусалима, обители Наивысшей, огнем окруженной, и там пребывает Он, Кто совместно с Отцом Его и Духом Святым, Кто всему животворит. И Ковчег Церкви - подобие Иерусалиму небесному, и Церковь язычников (Gentiles - неевреев) - подобие Иерусалиму небесному.
103. О Рогах Алтарных
И вот, Ковчег представляет роги (того) алтаря, где святые священники жертвы приносят, и размещают они (пре)стол (table - tarapiza - от греч. трапеза?), могилы подобие, где захоронен был Он (т.е. Христос) на Голгофе. И то, что находится на (пре)столе том - жертва, и символ первенца, то есть, Тело Эммануила, "Акратоса" ('Akratos), "чистого", "без примеси", которое получил Спаситель наш от Марии, и о котором сказал Он святым Апостолам Его: "Вкушайте Тело Мое 101; кто не вкушает Тело Мое, не имеет части во Мне, и жизни вечной. Но тот, кто вкусил Тело мое, даже хотя бы он умер, будет жить вечно, ибо он связан с Телом моим и Кровью Моей, и он стал наследием Моим; и скажет он Отцу Моему: "Отче наш сущий на небесах," и Отец ответит ему, и скажет: "Ты - Сын Мой", и венец (или покров), что над жертвой предложенной, есть подобие камня, которым Евреи могилу (ту) запечатали 102. И когда говорит священник: "Пошли Святой Дух," пошлется Святой Дух, и Тело исполнится Господа нашего. И когда обретем мы (сие), то станем участниками Тела и Крови Господа нашего и Искупителя - Иисуса Христа, Сына Бога Живого, и Духа Святого, отныне и навсегда. Передавайте друг другу теперь, что Евреи, которые сердцем слепы, и которые суть враги наши и враги нашего Господа Бога, не смеют себя возносить перед нами. И говорят они: "Боги у вас многочисленны, и поклоняетесь дереву вы", и говорят они, возглашая открыто слово Исайи Пророка: "Вы поклоняетесь лишь наполовину, а второй половиной приготовляете плоть и едите (ее)." 103 Исайя же говорит так о тех, кто поклоняется изображеньям резным и идолам. И говорят они [будто бы мы говорим]: "Вот боги наши, они сотворили нас"; и что мы говорим с ними и поклоняемся им как Господу нашему Богу. И вот они те, кого дьяволы также ввели в заблужденье в злобности их, и Давид говорит о них: "Боги язычников - дьяволы суть, а Бог сотворил небеса; истина и благодать (предстоят) пред Ним." 104
104. Еще о Ковчеге и о Речах Злобных
А что до Ковчега (Ark): Бог спас Ноя в Ковчеге. И Бог говорил с Авраамом в роще (wood) Манбар (Manbar), 105 т.е. роща несокрушимая; и спас Исаака Он овном, пойманным в чаще (thicket); 106 и Иакова Он содеял богатым посредством трех жезлов (rod) из дерева, которые он поместил в течение вод(ное); 107 и верхом посоха своего благословлен был Иаков. 108 И сказал Моисею Он: "Сделай ковчег (tabernacle) из дерева несокрушимого подобный Сион(-у), Ковчегу Завета." И после Давид взял его (Ковчег Завета) из Самарии (Samaria), и поместил Ковчег закона в новый Ковчег 109, и ликовал пред ним. 110 Ибо Бог от начала Ковчег сотворил средством спасения, и множество знамений и чудес исполнилось через образ его и подобие. Внемлите ныне мне и явлю я вам ясно, каким образом Бог уготовил спасение через древо Креста Его, в Ковчеге Закона Его, от начала и до конца.
Спасенье Адаму пришло через дерево. Ибо Адамово первое преступление произошло через дерево, и от начала Бог уготовил спасенье ему через дерево. Ибо Бог Сам Творец и Податель жизни и смерти, и все Его Словом исполнено, и все создал Он, и делает праведным Он того, кто служит Ему в чистоте в Его чистом Ковчеге Закона. Ибо его (т.е. ковчег) называют "вместилищем милости", и также его называют "прибежищем", и называют его "алтарем", и называют его "местом грехов отпущения", и называют его "спасением", и называют его "воротами жизни", и называют его "прославлением", и называют его "городом укрывающим", и называют его "кораблем" 111, и называют его "спасения гаванью", и называют его "домом молитвы", и называют его "местом грехов отпущенья тому, кто молится в нем в чистоте", так что молится в нем можно лишь в чистоте и не имея скверны телесной. Бог любит чистое, ибо Он есть вместилище чистого. Тем, кто приходит в обитель Его, и кто принят в Ковчеге (Tabernacle) святом, и кто молится всем своим сердцем Ему, Он внемлет, и спасет их в день горя их, и исполнит желание их. Ибо Он сотворил Ковчег святой, чтобы был он подобием престола Его. Но есть среди вас и такие, кого вы ввели к себе, кто походят на вас, Христиан, но не оставили грех, тот что дьявол, отец их, взрастил в них. И сказал он: "Истинно так, следует нам молиться в Сионе, Ковчеге Закона Божьего; она (Сион) была первой, и ныне такой остается. Подобие ей и порожденье (fruit - букв. плод) ее - Мария, Мать Искупителя; истинно, следует нам почитать ее, ибо имя ее благословилось Ковчегом Завета Божьего. И также истинно то, что следует нам почитать Михаила и Гавриила (архангелы)."
И Архиепископ Кирилл ответствовал и говорил им: И если сказал он им так, мы также скажем им: Что наш Господь Иисус Христос говорил, когда наставлял верующих в Него? Некий вошедший сказал Ему: "Вот, там отец Твой и мать Твоя ищут Тебя." И Христос, человеков Любитель (Человеколюбец), ответствовал и, простерев Свою руку к тем, кого наставлял Он, сказал, не делая никакого различия между мужами и женами: "Вот (и) отец Мой, и мать Моя, и брат Мой. Все, кто услышал слово Мое и исполнил Волю Отца Моего, суть то же, что и отец Мой, и мать Моя, и сестра Моя." 112 Ты же, Еврей слепой сердцем, разве не видишь ты милость Его и любовь Его к людям, когда говорит он так? Не отделяет Он и не делает различения, но говорит Он им: "Брат Мой." Ибо Он любит того, кто любит Его и соблюдает заповедание Его, (и) более прочих (любит Он) мучеников, кто ради Него предоставили смерти себя, хоть и знали они всю горечь смерти; и монахов отшельников, кто соблюдают заповедание Бога, и любят Его всем своим сердцем, и Он любит их. И могилы им возведенные, то есть martyrium'ы 113, и церкви во имя их возведенные, и ковчеги, те что во имя их освящают Епископы; всякий есть свят(ый) (, кто пребывает) в доме Святилища Бога. И мужу, кто молится во имя их, Бог внимает. И те, кто молятся в чистоте, без загрязнения и порока, и в унижении и искренности в ковчеге (tabernacle) освященном - во имя ли мученика, или во имя ангела, или во имя праведного, или во имя девы, или во имя жен святых - если сие (т.е. молитва та) освятилось, нисходит Святой Дух на них и древо преображает, и оно обращается в существо духа (духовное). Столь же премудро Бог Своим Словом преобразил и жезл Моисея, и обратился живым он и внушил Моисею страх к его Господу. И точно так поклонился Иосиф вершине жезла Иакова, когда предстоял ему; никто не понуждал его, но через веру отца его он поклонился вершине жезла его. И вот что записано Моисеем, и что есть пророчество дней последних, чтобы мы знали, что ковчеги во имя мучеников и праведных святы суть, а именно то, что когда он узрел его (him), то поклонился вершине жезла его.
И также я объявлю вам то, что написано о Фараоновой гордости. Моисей сделал, что Бог повелел ему и обратил в змея жезл свой; и Фараон повелел кудесникам, чародеям, то же исполнить с их жезлами. И превратили они свои жезлы в трех змей, извивавшихся пред Моисеем и Аароном, и пред Фараоном и знатью египетской. И поглотил жезл Моисея жезлы кудесников, ибо сии обманщики волшебство сотворили (только) для глаз людских. То же, что совершается словом Божьим, одолевает все волшество рукотворное. И никто не умеет почесть его злым, ибо руководится и направляется Духом Святым тот, кто верует праведным сердцем без небрежения. И говорит также Павел: "Верой отцов прежних времен спасены мы." 114 И пожелал он назвать их по имени их каждого от Адама, и Ноя, и Авраама, (и) до Раав 115 (Rahab), блудницы что принимала лазутчиков. И ты, о Еврей слепой, разве ты не разумеешь откуда читаешь в Законе ты, то есть в Торе, в которую веруешь ты, что поскольку не можешь исполнить ты установленья (заповеди) его (Закона - Торы), проклят за то ты? Ибо когда говорит Он: "Все те, кто живут по нему (по Закону Божьему - Торе), и не исполняют то, что записано в нем, прокляты будут," тебе говорит Он. Нам же, кто во Христа, Сына Божьего, верует, милостью Божьей избранным, сказано: "Кто верует и крещен, тот спасется." 116
105. Об Авраамовой вере
Ты же не разумеешь, что были они оправданы верой - Авраам, и Давид и Пророки все, один за другим, кто предрекал пришествие Сына Божьего. И Авраам говорил: "Будет ли слово Твое, О Господь, на земле во дни мои?" И Бог сказал ему: "Не будет никак. Время Его не пришло еще, но явлю Я тебе, чему подобно пришествие Его. Перейди Иордан и окуни себя в воду, переходя его, и явись в город Салем, где встретишь ты Мельхиседека 117, и накажу Я ему явить тебе знамение и подобие Его." И Авраам исполнил сие, и нашел он Мельхиседека, и даровал он (т.е. Мельхиседек) ему таинство хлеба и вина, 118 то самое, что отправляем на Пасху мы нашу ради спасения нашего через Господа нашего Иисуса Христа. Вот каково было желание Авраама и (вот какова была) радость его, когда обходил он алтарь, сотворенный Мельхиседеком, неся ветвь и пальмовый лист в день Субботы. Смотри же, как ликовал он в вере своей, и смотри, как оправдан он был верой своей, о слепой Еврей, кто хоть и имеет глаза, но не видит, и уши имея не слышит, также Исайя пророк говорит о тебе: "Слепы глаза их, и тьмою покрыты сердца их, так что не могут они иметь разумения и Бог не может явить сострадание им." 119
Комментарии
76. Согласно библейской Книге Даниила, по приказу персидского царя Дария, пророк Даниил был брошен в ров к голодным львам, и вынужден был провести там ночь, но Бог защитил его, и львы его не тронули.
77. Пророк Иона, не пожелал проповедовать в Ниневии (как то повелел ему Бог), поскольку он (Иона) не хотел, чтобы ассирийцы, народ надменный и жестокий, обрели спасение, и потому отплыл на запад по Средиземному морю на финикийском судне. Тогда Бог наслал на море бурю, и Иона, распознав гнев Божий, бросился за борт, чтобы не погубить команду корабля вместе с собой. Среди волн его поглотила огромная рыба и во чреве ее, после 3-дневного плавания, пророк был доставлен обратно. См. Книгу Ионы В ответ на лукавую просьбу фарисеев явить знамение о Себе Христос сказал (От Матфея 12.39-40): "... род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; (40) Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи"
Киты в Средиземном море не водятся, но, возможно, иногда заходят, по крайней мере вот что читаем в средневековой (конец XI в.) поэме "Деяния Роберта Гвискара" Вильгельма Апулийского, основанной а реальных событиях жизни основателя королевства Двух Сицилий: "Слух появился, что в Адриатики волнах, неподалёку от берега, рыба явилась огромная, телом ужасная и необычная формой, вида невиданного прежде народом Италии, будто бы ветер весенний понудил приплыть её в тёплые воды. Герцог, же ловкий умом, используя всякие меры, добился поимки её. Когда заплыла рыба в сеть, из канатов плетёную, на дно утащили морское её железные грузы, что к сети прикреплены были. И наконец-то, матросами сверху из множества мест (видимо, с лодок) изранено, чудище было на берег извлечено, для обозренья народу. Затем, разрубили её на многие части, как герцог велел, и долго потом он и люди его ей кормились, а равно и люди, в Калабрии жившие. Даже Апулии жители, из мест самых дальних, в том долю свою получили. Спинной же хребет, когда рассекли ее, оказался четыре ладони в обхвате. "
78. Иосиф, один из 12 сыновей Иакова, проданный братьями в рабство в Египет. Был ложно обвинен женой своего хозяина, Потифара - начальника стражи фараона, в сексуальных домогательствах и заключен в темницу.
79. Пророк Иеремия, живший в конце VII - начале VI вв. до н.э., в период, когда Иерусалимому грозило нашествие вавилонского царя Навуходоносора; долгое время Иеремия находился в оппозиции к державшемуся проегипетской ориентации царю Иудеи Иоакиму (Иехояким), за что подвергся некоторым гонениям. А при Седекии (Цидкияху), последнем царе Иудеи из династии Давида, "когда воины Навухоносора вновь осадили Иерусалим, Иермияху с новой силой агитирует за прекращение сопротивления. В самый тяжкий час он заявляет, что Сам Господь сражается за вавилонян. Затем заподозренный в попытке перебежать в лагерь осаждавших, пророк был арестован и опущен в высохший колодец. Однако через некоторое время царь, опасаясь за жизнь Иермияху, приказал поднять его из ямы. Пророк был приведен в "дом стражи", где и оставался до падения Иерусалима." (цитата - Г.В.Синило "Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа" Иермияху (Иеремия) - поэт скорби и утешения)
80. "День силы" упоминается в Псалме 109. Возможно, в Псалме речь идет о дне суда над народами (т.е. Страшного Суда), началом которого стало рождение Иисуса, 109.3: "В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое."
"День Господень" - этим выражением, "вероятно пользовались старые, профессиональные пророки (сыновья пророческие - бене-ха-небиим), понимая его как день торжества Господа и Израиля над всеми народами. У Амоса День господень - день бедствия и Высшего Суда." (Г.В.Синило "Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа" Первые "письменные" пророки - Амос, Хошея (Осия))
81. Книга Бытия 1.1: "В начале сотворил Бог небо и землю"
82. Книга Бытия (синодальный перевод) в иудейском каноне называется по первому слову Берешит - В-Начале
83. См. 1 главу Евангелии от Иоанна, в прочем точного соответствия приводимой цитате там нет.
84. Деяния Апостолов 1.1: "Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что делал Иисус и чему учил от начала..."
85. В Евенгелии от Марка не совсем так, см. 1.1: "Начало Евангелия Иисуса Христа, сына Божия..."
86. См. Евангелие от Иоанна 1.1-3: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (2) Оно было в начале у Бога. (3) Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть."
87. Псалом 32.9: "Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось."
88. Псалом 32.6: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их."
89. От Луки 23.34: "Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают."
90. Ср. Исайя 53.2: "... нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему."
91. Ср. Псалом 49.2: "С Сиона, который есть верх красоты, является Бог."
92. См. Псалом 44 в частности 44.5: "...воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды..."
93. Там же (Псалом 44) 6: "Остры стрелы Твои; - народы падут пред Тобою - они - в сердце врагов Царя."; 8: "Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог елеем радости более соучастников Твоих."
94. Исайя 45.12: "Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я."&&&&???????
95. Псалом 108.5: "Воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью."
96. Исайя 29.13-14: "И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; (14) то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет." * Эту цитату из пророка Исайи приводит, применительно к книжникам и фарисеям, сам Иисус Христос (см. от Матфея 15.7-9: "Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; (9) Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим."", и от Марка 7.6: "Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исайя, кака написано: "люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" ..."
97. Второзаконие 32.21: "они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;" Второзаконие 32.28: "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла."
98. См. Деяния Апостолов 6.2-3: "Тогда двенадцать Апостолов, сознавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; (3) Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу ..." Стефан, "муж исполненый веры и Духа Святого", в перечислении этих семи учеников упоминается первым. Фраза о плаче - стенании (см. 7.34: "Я вижу притеснение народа Моего в Египте и слышу стенание его, и нисшел избавить его; итак пойди, Я пошлю тебя в Египет.") - *обращение Бога к Моисею, взято из речи Стефана в суде перед синедрионом, осудившим Стефана быть забитым камнями. Эту цитату английский редактор выбрал из речи Стефана скорее всего потому, что других упоминаний о плаче там нет, мне же кажется, что отмеченная фраза из К.Н. относится к общему духу и смыслу речи Стефана, призывавшего по сути к раскаянию своих предвзятых судей. См. Деяния, глава 7
99. Сила [греч. ф-ма арам. имени, соотв. евр. Шаул, в Синод. пер. - Саул ("испрошенный")]. С., называемый в посланиях своим лат. именем Силуан [от silva - лес], - один из ближайших сотрудников Павла и, как и апостол, рим. гражданин (Деян 16:37). Он являлся членом Иерусалимской церкви, учителем и пророком (Деян 15:22,32); после -> Апостольского собора он вместе с Иудой, Павлом и Варнавой был направлен в Антиохию, чтобы сообщить там о принятом собором решении (ст. 25-27). Далее см. http://www.hope-church.cc/enziclopediya/17.htm
Также см. Деяния Апостолов, гл.15-18. О Силе (Силасе) там в частности говорится, 15.22: "Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрвши из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей начальствующих между братьями ..." В Антиохии (15.32) "Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. (33) пробывши там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам; (34) Но Силе рассудилось остаться там ..."
Варнава [евр. Бар-Набба, "сын утешения, пророчества"]. Прозвище, данное апостолами левиту с Кипра Иосифу (в Синод. пер. - Иосия), к-рым он затем и назывался (Деян 4:36). Обладавший особым даром пророчества и учительства (Деян 13:1), В. обратился в веру сразу после Пятидесятницы. В первые месяцы образования христ. Церкви в Иерусалиме он продал свою землю и отдал деньги нуждающимся членам общины (Деян 4:37). Когда Павел впервые пришел в Иерусалим, В. принял его и отвел к апостолам (Деян 9:27). Вскоре после этого в Антиохии была основана первая община, состоявшая из обращенных в христ. веру язычников, и В. был послан туда. Далее см. http://www.hope-church.cc/enziclopediya/3.htm
См. также Деяния Апостолов: Варнава - "Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, - что значит "сын утешения", - левит, родом Кипрянин." (Деяния Апостолов 4.36) Варнава первым из христианской общины Иерусалима признал Савла (будущего Апостола Павла) учеником Христа. Савл и Варнава целый год совместно проповедовали Христа в Антиохии, затем также вместе они проповедовали в Селевкии, на Кипре, на Саламине, в Парфии, в Антиохии Писидийской, в Иконии, в Ликаонии, в Памфилии и Атталии. (См. Деяния Апостолов гл. 13-15)
100. Деяния апостолов 7.53 (последние слова речи Стефана): "Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили"; Деяния апостолов 7.54: "Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами."
101. От Матфея 26.26-28: "И когда они ели, Иисусвзял хлеб и благословив преломил его и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. (27) И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из не все; (28) Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов."
102. См. от Матфея 27.62-66: "На другой день" после казни Христа "первосвященники и фарисеи" обратились "к Пилату (63) и говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: "после трех дней я воскресну"; (64) Итак прикажи охранять гроб до третьего дня ... (65) Пилат же сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. (66) Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать."
103. Исайя 44.13-17: "Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. (14) Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. (15) И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. (16) Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". (17) А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой"."
104. Псалом 95.5-6: "Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил. (6) Слава и величие пред лицем Его..."
105. Книга Бытия 18.1: "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного." * Роща Мамре находилась в 10 км от Хеврона.
106. Книга Бытия 22.13: "И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего."
107. Книга Бытия 30.37-39: "И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, (38) и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. (39) И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами."
108. Книга Бытия 47.31: "И пришло время Израилю* умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, (30) дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему. (31) И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели." * Израиль - прозвище Иакова, отца Иосифа; Послание Евреям (св. Апостола Павла) 11.21: "Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего."
109. "Воскрешая традицию кочевой эпохи, Давид не внес Ковчег в дом, но поставил его под сенью походного шатра." (А.Мень "История религии" том 2, гл. 22) 2-я кн. Царств 6.17: "И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные."
110. 2-я кн. Царств 6.3-5: "И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. (4) И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом. (5) А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах."
111. "Храм часто уподобляли Ноеву Ковчегу, в котором верные спасаются среди бурных вод мира сего, или лодке Петра, в которой собраны ученики Христовы, плывущие вместе со Спасителем к новой гавани - к Небесному Иерусалиму. Образ корабля был издавна символом Церкви. Не случайно и основное пространство храма назывется "неф" или "наос", что по-гречески означает "корабль"." (И.К.Языкова "Богословие иконы")
112. Ср. От Матфея 12.49: "И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; (50) Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь."; от Марка 3.34: "И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; (35) Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот мне брат и сестра и матерь." Mark iii. 34 ff.
113. "В катакомбах ... первые христиане ... нередко служили литургию на могилах мучеников, отсюда сохранился обычай зашивать в антиминс, который полагается на престол, частичку мощей." (И.К.Языкова "Богословие иконы")
114. См. главу 11 Послания к Евреям Святого Апостола Павла.
115. Раав - блудница Иерихонская, которая укрыла у себя двух юношей, посланных Иисусом Навином в Иерихон на разведку. За это "она и всякий, кто у нее в доме" были оставлены в живых при взятии Иерихона евреями. (См. Книгу Иисуса Навина гл.2, 6) Упоминается также в Послании Евреям Апостола Павла в числе спасенных верою, 11.31: "Верою блудница Раав, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными."
116. От Марка 16.16: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет."
117. Мелхиседек [евр. Малкицедек, "царь правды", "(мой) царь справедливый"], царь -> Салима, к-рый вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками (Быт 14:18-24); священник Бога Всевышнего [евр. Эль-Эльон]. В Послании к евреям М. (внезапно появившийся в библ. повествовании и так же внезапно исчезнувший, не имеющий священнич. родословия) рассматривается как прообраз Христа (Евр 5:6,10; 6:20; 7). Священство по чину М. превосходит священство по чину Аарона, поскольку М. благословил Авраама, и Авраам, предок Аарона, дал М. десятину, показав этим, что признает его священником. Давид видит будущего Мессию как "священника вовек по чину Мелхиседека" (Пс 109:4; в Синод. пер. в этом месте - Мельхиседек). http://www.hope-church.cc/enziclopediya/12.htm
118. Книга Бытия 14.18: "... и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, -- он был священник Бога Всевышнего... "
119. Ср. у Исайи 6.10: "Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их." и 44.18: "Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели."
Текст переведен по сетевому изданию: Kebra Nagast. http://www.sacred-texts.com/chr/kn/index.htm
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© перевод - Стариков И. В.
2003-2004
© дизайн
- Войтехович А. 2001
Мы приносим благодарность И. Старикову за предоставление текста