Комментарии

Комментарии

1. Выше рассказывалось о смуте афганцев абдали и событиях 1129 г. х. (1716/17 г.) в Герате, когда в месяце рамазане афганцы овладели Кусуйе, Гурияном и пограничными областями Мургаба и Бадгиса.

2. Каджар; о нем см. “Histoire de la Perse”. Par Sir John Malcolm, Paris, t. III, 1821, 377 и сл.

3. Мелик Махмуд Сеистанский, бывший губернатор Туна, один из узурпаторов сефевидской власти, владевший Мешхедом.

5. Одно из туркменских (йомутских) племен.

6. В предыдущей главе рассказывалось о том, дто Риза-кули-хан, назначенный шахским правительством для управления Хорасаном, был разбит мелик Махмудом сеистанским, правителем Мешхеда, и бежал в Хабушан.

7. Насколько можно, установить из предыдущего, баяты принадлежат также к числу каджарских племен:

8. Повидимому, загородный парк (баг).

9. Ныне селение к юго-востоку от Нишапура по дороге в Мешхед.

10. Под Турухом, в 2 фарсахах к югу от Мешхеда.

11. По словам Мухаммед Садыка Мервези Шах Аббас I, завоевав Мерв, поселил в нем один из каджарских родов — иззэддинлю. См. рукопись Публ. библ., V. 3; 23, л. 84а; ср. В. А. Жуковский. Развалины Старого Мерва, стр. 78, 79. Автор “Насих-ут-таварих” относит переселение племени каджаров к 995 г. х. (1586/87 г.). По приказу шаха Аббаса, каджары были переселены из Гянджи и Еривана и водворены на землях Астрабада. Те из каджар, которые поселились вверху крепости Мубарек-абад, были названы, говорит он, “юхари-баш”, а поселившиеся внизу крепости — “ашак-баш”. Другую половину каджаров шах Аббас поселил в Мерве. Этим мероприятием имелось в виду “охранить округ Астрабада и Мазандерана от набегов туркмен и оберегать земли Хорасана от беспокойств, причиняемых племенами узбеков” (“Насих-ут-таварих”, стр. 8). То же утверждает и Абд-ур-Реззак, автор “Ма'асир-и-султанийе”, указывая при этом, что шах Аббас был обеспокоен многочисленностью племени каджаров, почему и переселил часть из них в Мерв, часть в Астрабад, “который был их коренной родиной”, по словам автора “Ма'асир-и-султанийе”, а часть в Гянджу и Ериван. (Ср. “Ма'асир-и-султанийе”, стр. 5-6.)

12. Под аймаками обычно подразумеваются кочевые племена смешанного происхождения. В данном случае — кочевые племена северного Афганистана, так наз. чахар-аймак — хезарэ, теймури, фирузкухи и теймени.

13. “Алтун-джиляу”, посланными хивинским ханом Ширгази.

14. Игра слов: “Шакяр” — сахар и имя предводителя мятежных курдов.

15. Плотина на Мургабе, где находилась голова всей оросительной системы Мерва, унаследованной от сасанидов. Постройка ее приписывается легендой сельджукскому султану Санджару (ум. в 1157 г.), вследствие чего она и получила название “Султан-бенд”. См. В. В. Бартольд. К истории орошения Туркестана, стр. 45-54; В. Жуковский. Развалины Старого Мерва, стр. 86 и 174.

16. Мехнэ, или Мейхене (на современных картах Меана) — остатки средневекового города в округе Хаверан, между Абивердом и Серахсом. В. В. Бартольд. К истории орошения Туркестана, стр. 42 и сл.

17. В округе Манэ

18. Об Аладаге см. Л. Артамонов, цит. соч., ч. II, вып. 1, стр. 9 и сл.

19. Сумбар — самый большой из притоков р. Атрека, имеет протяжение свыше 200 км и сливается близ укрепления Дуз-олум с р. Чандыр.

20. Судя по дальнейшему рассказу (см. ниже), под термином “юрге-мал” разумеется обычай давать заложников.

21. О Фарахе см. В. Бартольд. Историко-географический обзор Ирана, стр. 45.

22. Надир объезжал северо-восточные области Хорасана — Келат, Дешт, Абиверд, Дурун и Несу — и только что возвратился в Мешхед.

23. Войско выстудило из Мешхеда в ночь на 7 мухаррема 1144 г. х. — 12 июля 1731 г.

24. Северо-западные провинции Ирана были в это время оккупированы Россией.

25. О местоположении развалин Мешхед-и-мисриян (в долине р. Атрека) см. В. В. Бартольд. К истории орошения Туркестана, стр. 31 и сл.

26. Надир находился тогда в Шемахе.

28. Азиз-кули-бек был из племени тамошних афшаров.

29. Подношение, которым население встречает прибывающие власти.

30. Вероятно, это были афшары или джелаиры.

31. Развалины этого города существуют в настоящее время под названием Шуллюк-тепе. В связи с этим приводимое Мехди-ханом правописание следует признать спорным. См. об этом подробнее Сборник “В. В. Бартольду”, Ташкент, 1927, стр. 208 и сл.

32. Автор “Тарих-и-Рахим-хани” бухарский историк Мухаммед Вефа-и-Керминеги (рукопись ИВ С 525), говорит что Надир-шах, отправляясь в поход на Кандагар и Кабул, послал Риза-кули с армией к Аму-дарье “по доносу некоторых из туркмен, как, например, Зухур-кули, имевшего крайнюю обиду на Али Мердана, правителя Андхоя” (л. 30б-31б). Абуль-Фейз-хан выступил против Риза-кули в Карши. На пути к Абуль-Фейз-хану присоединился Адина-кули-бехадыр, правитель Самарканда, с 6000 конницы и другие правители крепостей, в том числе кушбеги Таш Мухаммед Кефир, который при встрече с войском Риза-кули “приготовился к бою со всей конницей и войском туркмен” (32б). Сражение закончилось поражением бухарских войск, превосходивших числом своих противников, и бегством. Эмир направился в Карши, откуда думал организовать отпор (34а). Отряд Риза-кули осадил крепость Шуллюк и разрушил ее, причем в день падения крепости был убит Зухур-кули, туркмен. Финал похода Риза-кули рисуется бухарским историком иначе: он говорит (34б), что “когда большинство врагов государства было уничтожено в битвах и они возвращались обратно, стало известно о прибытии в Бухару на помощь мусульманам Ильбарс-хана хорезмского с большим войском. Враги, нарушившие мир, пустились в путь по направлению к Балху”. Некоторые подробности об этом эпизоде см. Н. И. Веселовский. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве, СПб., 1877, стр. 183 и сл,, а также Протоколы заседаний и сообщения членов Турк. кружка люб. археол., год двадцатый, Ташкент, 1915, стр. 82-83 (год неверно).

33. Ман — мера веса, в различных районах Ирана определяемая различно — от 2.944 до 13.8 кг, см. Л. Ф. Богданов, Персия. СПб. 1909, стр. 94-95.

34. Али-кули-хан, племянник Надир-шаха, перед тем назначенный наместником Хорасана, впоследствии возглавлявший заговор против Надир-шаха.

35. Расстояние, какое может проскакать лошадь, не переводя духа.

36. Дословно — “верблюжья шея”; местность Питнякская лука — начало культурной полосы Хорезма; у  В. В. Бартольда. К истории орошения Туркестана, стр. 96 — “Тиве буюни”; там же приведена литература.

37. Более подробный рассказ об этих событиях см. Н. И. Веселовский, цит. соч., стр. 182 и сл. О встрече Абуль-Фейз-хана с Надиром и походе последнего в Хорезм автор “Тарих-и-Рахим-хани” Мухаммед Вефа-и-Керминеги в главе “Рассказ о встрече шаха Турана и эмира эмиров (Абуль-Фейз-хана) с великим государем Надир-кули, шахом Ирана (1154 г. х.)” сообщает следующие данные, которые мы приводим в отрывках по рукописи ИВ С 527. “После встречи Надир-шаха с эмиром и получения дорогих подарков из эмирской казны, вспомогательного войска и зерна, он двинулся к Аму-дарье на пути в Хорезм, отпустив эмира в Бухару (47а). Жители Ургенча . . . отказались повиноваться и подчиняться этому царю (Надир-шаху) и руку храбрости и смелости протянули к сражению с этим шахом. Встреча обоих отрядов произошла в Хазараспе. Ильбарс-хан с большим войском славных храбрецов приготовился к бою и сражению с неверными, врагами государства и народа. После того как обе стороны проявили большие усилия и различные приемы борьбы и битвы, хорезмское войско было осаждено в крепости Хазарасп и укрепило ее башни и валы. Так как аркан захвата был слишком короток для зубцов этой высокой стены (49б) и царь Ирана разглядел многочисленность того зловещего войска, он счел полезным делом рассеяние их единства и соединения и отправился к крепости Ханках. Это решение внесло смуту в хорезмское войско, и волнение и раскол стали уделом малых и великих из приближенных Ильбарс-хана. Племя туркмен и войско степи решили охранять свое имущество и защищать семьи и детей, — они толпами отправились в пустыню и на родину. . . Ильбарс-хан, который был львом в чаще храбрости и крокодилом в море смелости, с группой храбрецов прошел ночью по другой дороге и на рассвете подошел к Ханках (50а). Усилия Ильбарс-хана не получили успеха, и в Бухару было послано известие о победе над Хорезмом (50б). Великий эмир (Абуль-Фейз) с подарками двинулся навстречу Надир-шаху, был им обласкан и одарен дорогим халатом (51а), после чего ему было дано разрешение на возвращение в столицу Бухару. Главную свиту и шатер государства он (Надир) отправил из Чарджуя по направлению к Мерву (516) .

38. Караульного помещения.

39. Об участии Абул-хайра в описываемых событиях см. “Поездка из Орска в Хиву и обратно, совершенная в 1740/41 г. поручиком Гладышевым и геодезистом Муравиным”. Географические Известия, 1850 г., отд. 2., стр. 528 и сл.

40. Сын Надир-шаха, правивший в это время Хорасаном.

41. Около Багдада, место шахского лагеря.

42. Междоусобия, наступившие после убийства Надир-шаха, происшедшего в ночь на 11-е джумади II 1160 г. х. (20 июня 1747 г.).

43. Сообщение заслуживает особого внимания, так как оно показывает, что предпринимавшиеся Надиром попытки создать заслон между туркменскими районами и центральной частью Хорасана окончились неудачей.