120 Автор «Ихйа ал-мулук» (стр. 19) подчеркивает, что «систанцы не женились на дочерях, сестрах и племянницах в отличие от обычая зороастрийцев»,
121 Маздаясна, т.е. поклонник Мазды. Так называли себя последователи зороастризма.
122 Согласно легенде, Гуштасп в отличие от Рустама принял зороастрийскую веру сразу же, как только Зардушт выступил с ее проповедью.
123 Джамасп — везир царя Гуштаспа, глава астрологов, о нем см.: «Шах-наме», изд. Моля, VII, Указатели; Justi, стр. 109.
124 В «Шах-наме» рассказывается, что Гуштасп обещал Исфандийару уступить престол, если он убьет правителя Турана, Арджаспа. Однако, когда Исфандийар с победой вернулся домой, Гуштасп отказался выполнить свое обещание. Рассерженный Исфандийар грозится отобрать пре стол силой. Напуганный этими словами сына, Гуштасп отправляет Исфандийара в новый поход в Забулистан, где он в конце концов и погибает от руки Рустама; об этом см.: «Шах-наме», изд. Моля, IV, стр. 560 и сл., Бал'ами, стр. 664—668; Бертельс, I, стр. 212; Сафа, Хамасесараи, стр. 528.
125 Согласно «Шах-наме» (изд. Моля, V, стр. 14), Фарамурз, захва ченный Бахманом на поле боя, был вздернут по его приказу на виселицу и пронзен стрелами (ср. также Сафа, Хамасесараи, стр. 538).
126 Согласно Табари, Бухт ан-Наср был военачальником Лухрасба, затем Гуштаспа и, наконец, военачальником Бахмана; см : Табари, I, стр. 324; ср также «Фарс-наме», стр. 48, 52.
127 Бал'ами, стр. 670: Бухт Нарсе; в «Фарс-наме», стр 48: Бухт Тарси.
128 Justi, стр. 114: Гишвад, сын Бишахра, сына Фарахйна.
129 Justi, стр. 114: Фарахин.
130 «Ихйа ал-мулук», стр. 12: джунуа-и Систан — «систанское войско».
131 Аташ-и Каркуй — особо почитаемый систанскими последователями учения Заратуштры храм огня (Йакут, IV, стр. 263), третий по величине. Его основание приписывается Бахмгну, сыну Исфандийара (Мас'уди, Мурудж, IV, стр. 73).
Рассказ об огне Каркуй, заимствованный в ТС из «Китаб-и Гаршасп» Абу-л-Му'аййада Балхи, восходит в своей основе к среднеперсидским источникам, ср. Маrqwart, Catalogue of the provincial capitals of Eran-sahr, ed. by G. Messina, Roma, 1931, стр. 18, 89, 90; Q. Hoffmann, Auszuege aus Syrischen Akten persischen Martyrer, Leipzig, 1880, стр. 289 и cл; W. Tomaschek, Zur historische Topographie von Persien, III, Wien, 1883, стр. 211 и сл.; Le Strange, стр. 341, 342 и прим. 1.
В «Ихйа ал-мулук» рассказ о священном огне зороастрийцев Аташ-и Каркуй не представлен.
Данные иранской эпической традиции о существовании религиозного центра на территории Систана (в частности, храма огня), отраженные в пехлевийских сочинениях и в «Та'рих-и Систан», находят подтверждение в материалах раскопок комплекса Дахан-и Гуламан, включающих в себя и храм огня, возникший, очевидно, уже в позднеахеменидское время. В сасанидский период, когда основные центры Ирана переместились на запад, наибольшее значение приобрели храмы на территории Фарса и в Южном Азербайджане (Шиз, Ганзак и др.) С этим было связано и перенесение на запад места действия некоторых эпизодов эпической традиции, в частности событий легендарной истории Кайанидов, см.: Gnоll, Sistan antico, стр. 105, 106.
132 Азар Гушасп/Гушнасп — царский храм огня эпохи Сасанидов, находившийся в Азербайджане к северу от г. Ганзака (Шиз). К нему совершали паломничество сасанидские государи во время бедствий; о нем см.: Christensen, Iran, стр. 161; ср. также А. V. W. Jackson, Persia Past and Present, A book of travel and research, New York, 1906, стр. 124, 143.
133 Текст стихов с трудом поддается осмыслению, перевод приблизительный; немецкий перевод и их анализ см.: Rempis, Die aеltesten Dicht- ungen, стр. 233, 234; см. также: G. Lazard, Les premiers poetes persans (IXe—Xe siecles), Tehran—Paris, 1964, I, стр. 11; Bosworth, Sistan, стр. 4, 5 и прим. 1.
134 Ка'б ал-Ахбар (ум. 652 или 654 г.) — иудей, принявший ислам, ранний традиционалист; о нем см.: Крачковский, IV, стр. 50, 840; EI, II; J. Wolfensohn, Ka'b al-Ahbar und seine Stellung im Hadit und in der islamischen Legenden-literatur, Frankfurt am Main, 1933.
135 Са'ид б. 'Амр ал-Ансари — традиционалист, упоминается у Табари, II, стр. 1260.
136 Hyp (букв, «свет») Мухаммада — здесь технический термин для обозначения духа Мухаммада, который, согласно традиции Тирмизи, был сотворен богом до Адама и который переселился в него, когда Адам был сотворен. От него нур передавался по наследству предкам пророка, пока наконец не воплотился в самом Мухаммеде; об этом термине см.: Sprenger, The Life of Muhammad, стр. 49 и прим. 1 и 3 к этой странице; EI, III (Tj. de Boer).
137 Согласно Библии (Бытие, стр. 15), Эбер — сын Шалаха, сына Ар- пахшада; ср. также Бал'ами, стр. 152.
138 Согласно Библии (Бытие, стр. 15), Серуг — сын Реу, старшего сына Пелега.
139 Согласно Библии (Бытие, стр. 15), Нахор — сын Серуга, ср. также Бал'ами, стр. 152.
140 Здесь явная ошибка. Азар и Тарах — одно и то же лицо (в первом случае арабская форма библейского имени Терах), см.: Табари, I, стр. 217.
141 Кайдар (Кидар) б. Исма'ил и его потомки, согласно традиции, рассматриваются как предки Мухаммада; о них см.: Caussin de Perceval, Essai, стр. 176 и сл.; Нitti, стр. 42.
142 Аналогичный рассказ о семи отличительных качествах Кидара приведен в «Табакат-и Насири» (I, стр. 47).
143 Личность идентифицировать не удалось. Бахар полагал, что, возможно, в виду имеется традиционалист Абу Мухаммад ал-'Аббас б. 'Абдаллах б. Абу 'Иса ат-Таркуфи (ум. 267-68/880-81), см.: ТС, стр. 46, прим. 7.
144 Исра'ил — второе имя мифического родоначальника еврейского народа Йа'куба (Йакова).
Рассказ о происхождении этого имени, приведенный в «Та'рих-и Систан», не находит параллелей в других известных нам источниках (ср. библейскую легенду, а также рассказы Табари, Ибн Хишама и др.); см.: Библия (Бытие), стр. 49; Табари, I, стр. 353 и сл. (Бал'ами, стр. 263), Абу Исхак Нишапури, Кисас ал-анбийа, стр. 81, 82.
145 Бахар предполагал, что здесь была допущена ошибка, вм. табут должно было стоять имя Кидара, см.: ТС, стр. 47, прим. 6.
146 Название горы близ Мекки.
147 Имеется в виду «макам Ибрахима» — камень в ограде мекканского храма.
148 Низар б. Ма'адд, согласно принятой в арабской традиции генеалогической системе, общий предок северноарабских племен, см.: Wuestenfeld, Tabellen; EI, III (G. Levi Delia Vida); Калби, II, стр. 448.
149 Музар — родоначальник арабов Хиджаза и Наджда.
150 По другим источникам, Илйас женился на женщине по имени Хиндиф. И от нее у него было три сына. Младшего назвали Мудрика (род. ок. 35 г. н. э.), см.: Caussin de Perceval, Essai, стр. 192.
151 Согласно другим источникам (например, Ибн Са'ду), Лувай (род. ок. 266 г, н. э.) был сыном Галиба и соответственно отцом Ка'ба, а Галиб (род. ок. 233 г. н. э.) был сыном Фихра; см.: Ibn Saad, Biographien, стр. 28; Caussin de Perceval, Essai, стр. 230.
152 Кусай (букв, «отделенный, удаленный») — прозвище Зайда, сына Килаба из племени бану Курайш (род. ок. 398 г. н. э.), данное ему, со гласно легенде, за то, что он после смерти отца воспитывался вдали от родного города (ср. Табари, I, стр. 1091). Легенда же утверждает, будто бы после упорной борьбы Кусай прогнал из Мекки господствовавшее там племя хуза'а и вернул первенство в Мекке и ее храму. Ка'бе, своим соплеменникам, курайшитам, восстановив культ, который при его предшественниках пришел было в упадок. Источник «Та'рих-и Систан» в данном случае не ясен; о Кусае см.: Мюллер, История ислама, I, стр. 34—37; EI, II (G. Levi Delia Vida); Caussin de Perceval, Essai, стр. 231 и сл.; Sprenger, The Life of Muhammad, стр. 17—26; Калби, II, стр. 602.
153 Согласно другим источникам, Хашим был третьим сыном 'Абд Ма- Нафа (род. ок. 464 г. н. э.). Его первенцем был 'Абд Шамс (род. ок. 455 г. н. э.), см.: Сaussin de Perceval, Essai, стр. 252.
Хашим — букв, «разламывающий [хлеб]». По преданию, Хашим исполнял в храме должность снабжающего водой паломников, а во время голода в Мекке кормил хлебом голодающих, см.. Мюллер, История ислама, I, стр. 37; EI, II (Fr. Buhl).
154 Ал-Вакиди, Абу 'Абдаллах Мухаммад б. 'Умар ал-Асламй, круп ный арабский историк (род. в 130/747 г. в Медине и ум. в 207/822); пере чень основных его трудов приведен Кремером в его вступительной статье к изданию текста «Китаб ал-магази» (History of Muhammad's campaigns by Aboo 'Abd Ollah Mohammad'bin al-Wa'kidy. ed. von Kxemer, Calcutta, 1856, стр. 4, 5) и в работе Шпренгера (стр. 71); см. также: GAL, I, стр. 135.
155 Согласно Табари (I, стр. 107), Зайд б 'Амр б. Лабйд б. Хирам б. Хидаш.
156 Абраха — царь химьяритов (Южная Аравия), правивший в середине VI века. Согласно мусульманской традиции, предпринял поход против Мекки в год рождения Мухаммеда; об исторических причинах похода Абрахи и его хронологии см.: Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, М.—Л., 1951, стр. 328—330; Н. В. Пигулевская, Арабы у границ Византии и Ирана в IV—IX вв., М.—Л., 1960, стр. 102—104; А. Г. Лундин, Южная Аравия в VI веке, — «Палестинский сборник», вып. 8 (71), М.—Л., 1961, стр. 82—84.
157 У Табари, I, стр. 937—939 (ср. также Бал'ами, стр. 1011): Ханатат ал-Химйари.
158 Рассказ Табари о походе Абрахи против Мекки (I, стр. 1570, 1571; Бал'ами, стр. 1011—1013) полнее и отличается сюжетно.
159 Xарис — старший сын ' Абд ал-Мутталиба.
160 Йахйа — библейский персонаж Иоанн Креститель, сын Захарии, которого мусульмане считают одним из своих святых; о возможном про исхождении имени Йахйа в данном случае см.: Коран, комментарии,, стр. 561, комм. 3.
161 Традиционный литературный образ. Йусуф (Иосиф Прекрасный) считается образцом совершенной красоты.
162 Согласно традиции, отец Мухаммеда, 'Абдаллах, умер до того, как он родился.
163 Об основных источниках для биографии Мухаммада см.: Sprengег, The Life of Muhammad, стр. 63—74; A. E. Крымский, Источники для истории Мохаммеда и литература о нем, М., 1902—1906, I—III; Muir,. The life of Muhammad; Watt, Mecca; Watt, Medina.
164 Мухаммад б. Муса ал-Хваризми (1-я половина IX в.) — знаменитый математик, астроном, историк и географ, написал сочинение по всеобщей истории «Китаб ат-Та'рих». До нас дошли лишь отдельные извлечения из него в трудах некоторых ранних арабских авторов; см.: Введение, стр. 34; EI, II (Е. Wiedemann).
165 Принято считать, что Мухаммад родился около 571 г. н. э.; см. об этом: Watt, Месса, стр. 33; Нitti, стр. 111.
166 'Абдаллах б. ал-'Аббас б. 'Абд ал-Мутталиб, или Ибн 'Аббас,— знаменитый арабский традиционалист (ум. 686—688), см.: EI, n. е. I, (L. Veccia Vaglieri); Крачковский, IV, Указатель имен.
167 У богатых жителей Мекки было принято отдавать своих детей на попечение кормилиц-бедуинок с целью приучить их к лишениям и воспитать у них настоящий арабский характер, см.: Sprenger, The Life of
Muhammad, стр. 77.168 Одна из чудесных историй, которыми предание обставило рожде ние и детство Мухаммада. Поводом послужили слова Аллаха, обращенные в Коране к Мухаммаду: «Разве мы не раскрыли тебе твою грудь?» (XCIV, I); об этом см.: Мюллер, История ислама, I, стр. 49; Н. Вirkeland, The legend of the opening of Muhammad's breast, Oslo, 1955.
169 Cp. Sprenger, The Life of Muhammad, стр. 78, прим. 2.
170 Биографы Мухаммада рассказывают, что спустя два года 'Абд ал-Мутталиб, который принимал столь горячее участие в судьбе внука, умер. Внука перед смертью он передал на попечение своего сына Абу Талиба; см.: Sprenger, The Life of Muhammad, стр. 79; Мюллер, История ислама, I, стр. 50; Watt, Месса, стр. 34—38.
171 Бану Назйр — иудейское племя, проживавшее в ю.-в. предместье: Медины. Здесь, по-видимому, — название занимаемого племенем квартала, которым Мухаммад овладел в 4/625 г. после 14-дневной осады; об этом племени см.: Мюллер, История ислама, I, стр. 143, 144; ср. также Йакут, IV, стр. 791; Glubb, стр. 82; Watt, Medina, стр. 34.
172 Днем смерти Мухаммада считается 13 раби' II года (8 июня 632 г.), см.: Мюллер, История ислама, I, стр. 191; Muir, The life of Muhammad, стр. 497.