855 Ибн ал-Асир, VIII, стр. 77: «Написал халиф Бадру б. 'Абдаллаху ал-Хаммами, наместнику Фарса, и приказал ему послать войско для войны с Касиром. И назначил он для сбора хараджа Зайда б. Ибрахима. Бадр снарядил большое войско и послал в Систан»; ТС, стр. 307, прим 1.
856 Писар-и Фурат — перевод араб. Ибн Фурат, сокращенная форма чтения уже упоминавшегося Абу-л-Хасана 'Али б. ал-Фурата, под, которым он засвидетельствован в арабских источниках; см., например, Ибн ал-, Асир, VIII, стр 72; Ибн Фадлан, стр. 159, Указатель имен.
857 Ибн ал-Асир (VIII, стр. 77) упоминает о втором письме халифа к Бадру, в котором ему было приказано лично сразиться с Касиром. Последний, узнав об этом, испугался и попросил на откуп сбор налогов, выслав сразу за один год 500 тыс. дирхемов. В «Та'рих-и Систан» это известие опущено.
858 В тексте Траил; однако в дальнейшем это имя засвидетельствовано в тексте в форме Трабил, военачальник индийцев в войске Саффаридов, сначала во времена Йа'куба б. ал-Лайса, а затем с 306/919 по 310/923 г, когда командующими были Касир б. Ахмад б. Шахфур и Ахмад б. Кудам, см.: Bosworth, The armies of the Saffarids, стр. 547 и прим. 55
859 Абу Йа'куб, по предположению Бахара, был факихом. Идентифицировать данное лицо не удалось; см.: ТС, стр. 307, прим. 6.
860 Курктар, согласно Бахару, один из 'аййаров и главных застрельщиков-бунтовщиков в Систане; см.: ТС, стр. 307, прим. 6.
861 «Ихйа ал-мулук», стр. 65: Ахмад б. Мухаммад б. Халаф б. Абу Джа'фар б. Лайс, из Харата, обратил на себя внимание эмира Насра б. Ахмада Саманида и был поставлен им на правление Систаном. Никаких подробностей о его правлении в «Ихйа ал-мулук» нет.
862 Бандан — название центрального селения одноименного района, расположенного на севере Систана, недалеко от Нйха; о нем см.: «Ихйа ал-мулук», Фихрист; Tate, II, стр. 108, 109; ТС, стр. 311, прим. 1.
863 Об этом термине см.: Christensen, Iran, стр. 95, 105 и сл.; Bosworth, The armies of the Saffarids, стр. 540, 541.
864 Бу Закарийа Зайдави, брат Бу Сихака Зайдави, военачальника 'аййаров; о нем см. стр. 293.
865 Каратигин — правитель Джурджана, см.: «Histoire des Samanides», стр. 23.
866 Саффарид, вступивший в правление Систаном в 299/911-12 г., впоследствии попал в плен к Саманидам, и те отослали его в Багдад В 310/922-23 г. он был отпущен на волю и скрывался в Багдаде; см.: Ибн ал-Асир, VIII, стр. 100; ТС, стр. 314, прим. 1; см. также наш перевод, стр. 300, 301.
867 Сайда Бану, дочь Мухаммеда б. 'Амра б. ал-Лайса; ее выдали замуж за Мухаммеда б. Халафа, отца Ахмада, см.: ТС, стр. 314, прим. 5.
868 Макан б. Каки — правитель Дайлама, убит в 940 г. после подавления поднятого им мятежа против Саманидов; о нем см.: Ибн ал-Асир, VIII, стр. 105.
869 Наср II б. Ахмад Саманид, см. прим. 847.
870 Ниже следует единственная, сохранившаяся почти целиком касыда Рудакй, известная под названием «Мать вина» (Мадар-и май). Имеется английский перевод касыды, выполненный Д. Россом; часть касыды пере ведена на русский язык Е. Э. Бертельсом, полный художественный русский перевод выполнен поэтом С. И. Липкиным; см.: Е. Denisson Ross, Rudaki and Pseudo-Rudakl,—JRAS, Oct. 1924; E. Denisson.' Ross, A Qasida by Rudaki,— JRAS, 1926, стр. 213—237; Нафиси, Рудаки, III, стр. 954—959, 1008—1019; Бертельс, I, стр. 144—146; Рудаки. Стихи. Пер. В. В. Левика и С. И. Липкина. Ред. и коммент. И. С. Брагинского, М., 1964. Мы следуем в основном переводу Е. Э. Бертельса.
871 Месяц урдибихишт начинается 21 апреля, месяц абан кончается 20 ноября, см.: Бертельс, I, стр. 144, прим. 39.
872 Найсан — по старому сирийскому календарю месяц апрель, см.: Бертельс, I, стр. 145, прим. 41.
873 Указание на библейскую легенду, согласно которой господь вложил в руку Моисея чудеса, чтобы он мог свидетельствовать перед народом о том, что он послан к ним самим Сущим; см.: Библия, Исход, 4.
874 Танджа (совр. Танжер) — город в Магрибе (Марокко), т. е. «в самый отдаленный из городов мира»
875 Рей и Оман также были сравнительно далекими городами по отношению к Бухаре: ТС, стр. 318, прим. 6.
876 В тексте: ***. Строка испорчена, перевод, приблизительный; ср. перевод этой строки у Е. Э. Бертельса: «Взяв в руки наполненный кубок», — Бертельс, I, стр. 145, прим. 42, ср., однако, ТС, стр. 318, прим. 8.
877 Название музыкального инструмента.
878 Имя написано в тексте неразборчиво, чтение приблизительное. Повидимому, речь идет об известном в то время музыканте, ср. Нафиси, Рудаки, III, стр. 1010, прим. 10; ТС, стр. 318, прим. 11.
879 В тексте, фаршха — «ковры». Однако из контекста ясно, что здесь должно быть название музыкального инструмента, см.: ТС, стр. 319, прим. 12; Бертельс, I, стр. 145, прим. 43.
880 По-видимому, имена известных музыкантов того времени, ср. также предложение С. Нафиси читать вместо Фуади — Фарави (от Фарава — название города около Нисы), см.: Нафиси, Рудаки, III, стр. 1010, прим. 11.
881 Абу-л-Фазл Мухаммед б. 'Абдаллах ал-Бал'ами (ум. 329/940) — известный саманидский везир.
882 По сообщаемым в хрониках сведениям, при дворе эмира Насра в качестве заложников содержались сыновья ханов кочевых тюркских племен (Бертельс, I, стр. 145, прим. 44).
883 Чауган — палка для игры в поло.
884 Перевод Е. Э. Бертельса на этом заканчивается.
885 Шафи'и, ал-имам Абу'Абдаллах Мухаммад б. Идрис (150—204/767—820) — мусульманский законовед, основатель шафиитского толка; о нем см.: Ибн Халликан, № 447, EI, IV.
886 Абу Ханифа, ал-имам ан-Ну'ман (около 80—150/699—767) — знаменитый мусульманский законовед, основатель ханифитского толка; о нем см.: Ибн Халликан, № 736; GAL, I, стр. 169 и сл.
887 По-видимому, имеется в виду уже упоминавшийся Суфйан ас-Саури, основатель одного из ортодоксальных мазхабов, см. прим. 509.
888 Привратник рая.
889 В тексте: ***; Бахар: ***, см.: ТС, 320, прим. 10.
890 Сам, сын Наримана — герой «Шах-наме», см.: Justi. стр. 280, 281.
891 В тексте: ***; конъектура Бaxapa: ***, см.: ТС, 321, прим. 3. Сийам — название горы в Нахшабе (Согд).
892 В тексте: ***; конъектура Бахара: ***, см.: ТС, 322, прим. 2; букв, «перед прощением (милостью) того счастливого хосроя»; Д. Росс (A Qasida by Rudaki, стр. 222): *** «(По сравнению) с нитью».
893 Джарир б. 'Атийа б. ал-Хатафа (ум. 110/728-29 или 114/732-33), знаменитый арабский поэт, прославился в правление халифа Му'авии (661—680); о нем см.: GAL, I, стр. 56, 58 и сл., EI, I.
894 Абу Таммам Хабиб б. Аус ат-Та'и (род. 180/796 или 188/804) — арабский поэт; о нем см.: Ибн Халликан, № 146; GAL, I, стр. 84; EI, n. е. I (H. Ritter).
895 Хассан б. Сабит (род. 563) — придворный арабский поэт, зачинатель религиозной поэзии ислама; о нем см.: EI, II (Т. Н. Weir).
896 По-видимому, имеется в виду Муслим б. Валид ал-Ансари (ум. 208/823-24) — арабский поэт раннедского периода, известный под прозвищем Сари' ал-Гавани; о нем см.: EI, III (I. Krachkovskiy). Другой вариант этой строки, предлагаемый С. Нафиси, см : Нафиси, Рудаки, III, стр. 1017, прим. 2.
897 Сахбан б. Зафар б. Иййас Ва'или (ум. 54/674) — известный арабский поэт и проповедник; о нем см.: Табари, II, стр. 1257.
898 'Аднан — предок пророка Мухаммеда,прославившийся своим красноречием.
899 В тексте: ***, конъектура Бахара *** (?) в значении *** «беспомощность», «бессилие»; см.: ТС, стр. 323, прим. 4; ср также Нафиси, Рудаки, III, стр. 1018, прим. 1.
900 Джуди — высокий горный массив в районе Бохтана, в 25 милях от Джазиры Ибн 'Умара; см.: Le Strange, стр. 94; EI, I.
901 Сахлан — название горы в Наджде (Ирак).
902 В тексте: ***, конъектура Бахара: *** (см.- ТС, 324, прим. 1), поэт, в других источниках не упоминается, см. Диххуда, Лугат-наме, № 26, стр. 113.
903 В.тексте ошибочно бейт — «двустишие»; см. ТС, стр. 324, прим. 2.
904 Мир-и шахид, возможно, вместо мир-и са'ид. В таком случае речь идет о Насре б. Ахмаде; о других возможных вариантах идентификации этого лица см.: ТС, стр. 324, прим. 4.
905 Игра слов. Макан — имя заклятого врага Насра б. Ахмада Саманида; по-арабски макан значит «не был», «не существовал»; макан бад букв, «да будет не существующим».
906 Ср. ранее Баску/ Баскар /Лашкар.
907 Название тюркских племен, см.: Scareia, Zunbil or Zanbil? стр. 44, прим. 29.
908 Согласно предположению Бахара, Душаб — название поймы реки Хильманд, см.: ТС, стр. 326, прим. 6.
909 В других источниках: Тахир б. ал-Хусайн; см.: 'Утби, стр. 53; Иб ал-Асир, VIII, стр. 416; «Ихйа ал-мулук», стр. 65; ТС, стр. 327, прим. 2.
'Утби называет его родственником (хеши) эмира Халафа (стр. 53); Ибн ал-Асир (VIII, стр. 416) — человеком из сподвижников Халафа (инсанан мин асхабихи).
910 О них см. выше, стр. 264 и сл. Эти известия в других источниках отсутствуют.
911 Согласно Ибн ал-Асиру, VIII, стр. 416, эмир Халаф предпринял хаджж в 353/964 г., что полностью соответствует сообщению нашей хроники, ср. также «Ихйа ал-мулук», стр. 65. 'Утби (стр. 53) относит это событие к 354/965 г.
912 Как пишет Бахар на основе изучения источников, ни в одной из хроник нет известия о сражении между Маканом и хорасанским войском под предводительством Тахира б. Абу 'Али; см.: ТС, стр. 329, прим. 6.
913 Гардизи (изд. Хабиби, стр. 148) упоминает Парса, старшего хаджиба Дайлама. По-видимому, эго одно лицо.
914 Это имя здесь упомянуто ошибочно. В 358/968-69 г. эмиром Хорасана был еще Абу Салих Майсур б. Нух. Все источники сообщают, что когда эмир Халаф вернулся из хаджжа и Тахир не впустил его в город, Халаф обратился за помощью к Мансуру б. Нуху Саманиду и при его поддержке вернулся в Систан; ср. 'Утби, стр 53; Ибн ал-Асир, VIII», стр. 416, 417; «Ихйа ал-мулук», стр. 65; см. также: ТС, стр. 333, прим. 2.
915 'Утби датирует данное событие 354/965г., что, по-видимому, ближе к истине; ср. доводы Бахара (ТС, стр. 334, прим. 2).
916 'Утби, стр 53: «В Бадгис»; Ибн ал-Асир, VIII. стр. 416: «В Бухару»; «Ихйа ал-мулук», стр. 65, вслед за Ибн ал-Асиром также сообщает о бегстве эмира Халафа в Бухару; см. также: ТС, стр. 334, прим. 4.
917 Другие источники даты смерти Тахира не приводят.
918 Возможно, имеется в виду город Риган /Рикан (Кирман), находившийся в 20 милях к югу от Фахраджа, см.: Le Strange, стр. 313, 314; Schwarz, III, стр. 229—230.
919 Как следует из текста «Та'рих-и Систан», Дашан — название квартала в рабаде Заранджа; см. также: ТС, стр. 335, прим. 2.
920 В тексте: *** конъектура Бахара: ***; по-видимому, имеется в виду селение в области Руххадж, засвидетельствованное в источниках в форме Кухак; см.: «Худуд ал-'Алам», изд. Бартольда, стр. 22а; Истахри, стр. 239, 244, 252; см. также: ТС, стр. 335, прим. 3 (на расстоянии одного фарсаха к западу от Панджвая).
921 Нух б. Мансур, как известно, управлял Хорасаном с 365/976 по 387/997 г. Здесь, по-видимому, это имя стоит ошибочно вместо Мансур б. Нух, который был эмиром Хорасана с 350/961 по 365/976 г.; см.: «Histoire des Samanides», стр. 44, 78; Zambaur, стр. 202. 'Утби, стр. 33 и сл., и Ибн ал-Асир, VIII, стр. 416, 417, эти события относят именно ко времени Мансура б. Нуха; см. также: ТС, стр. 336, прим. 3.
922 Причиной явилось то обстоятельство, что Халаф б. Ахмад перестал присылать в Бухару налог; см.: Хвандамир, Хабиб ас-сийар, II, стр 364.
923 Назири 'Утби пишет, что когда хорасанское войско оказалось бессильным, в Систан был прислан Абу-л-Хусайн Симджур, друг эмира Халафа, который и предложил ему заключить перемирие, см.: 'Утби. стр. 56; Ибн ал-Асир, VIII, стр. 416, 417; согласно, Хвандамиру, Абу-л-Хусайн был прислан в Систан в 371/981-82 г., см.: Хвандамир, Хабиб ас-сийар, II, стр. 364
924 Согласно Ибн ал-Асиру, VIII, стр. 417, Халаф был в цитадели Арка, Дарк (***) Хвандамира («Хабиб ас-сийар», II, стр. 364) — явная описка или типографская опечатка вместо Арк.
925 Рабат — здесь в значении «военная станция», «сторожевой пункт», см. ТС, стр 339, прим 1
926 По-видимому, имеется в виду селение (?) в провинции Каллат, которую упоминает автор «Ихйа ал-мулук» (стр. 18); см. также Tate, стр 169; ср. Бахар, ТС, стр. 339, прим. 3.
927 Зиндик — еретик-дуалист, то есть манихей; об этом термине см. Бартольд, 1, стр 258; Петрушевский, Ислам в Иране, стр. 98
928 Каррамиты — секта, пользовавшаяся большим влиянием в Хорасане в X—XI вв. Основатель секты, Абу 'Абдаллах б. Каррам, происходил из Систана. «Та'рих-и Систан» подтверждает сведения Шахристани' о поддержке Махмудом Газнави учения каррамитов; об этой секте см.: Мец, стр. 233; Бартольд, История культурной жизни Туркестана, Л., 1927, стр. 60; А. Е. Бертельс, Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959, стр. 99, прим. 43; Воswоrth, The Ghaznavids, стр. 186; Петрушевский, Ислам в Иране, стр. 231, 232.
929 В тексте: ***, конъектура Бахара: ***.
Байтуз, тюркский гулям Каратигина и его наместник в Бусте; о нем см.: «Та'рих-и Йамини», изд. Ши'ара, стр. 22—25; «The Kitab-i Yamini», стр 26—29; Воswоrth, The Ghaznavids, стр. 37, 43.
930 По-видимому, имеется в виду Абу-л-1?асим б. Симджур, брат Абу 'Али, наместник Кухистана; о нем см.: «Та'рих-и Йамини», изд. Ши'ара, стр 107, 119 и др.; Бартольд, I, стр. 323, 326, 328.
931 Ср. родословную эмира Халафа в «Ихйа ал-мулук», стр. 65: Халаф б. Ахмад б. Мухаммад б. Халаф б. Абу Джа'фар б. Лайс б. Фаркад б. Сулайман б. Кайхусрау б. Ардашир б. Кубад б. Хусрав-и Парвиз б. Хурмуз б. Нушйрван ал-'адил; ср. Исфиари, Харат, I, стр. 1.
932 Музыкальные собрания практиковались суфийскими шейхами с целью достижения экстатического состояния; о них см.: Бертольд,Суфизм, стр. 43, 44.
933 Хатиб — читающий хутбу во время пятничного богослужения, проповедник.
934 Имеется в виду Ахмад б. ал-Хасан, хатиб Карата (Курата ?) в области Фушандж, из дехкан, ученых и каллиграфов своего времени, писал стихи на арабском и персидском языках, см.: ТС, стр. 342, прим. 4.
935 Абу-л-Фазл Ахмад б. ал-Хусайн б. Йахйа б. Са'ид Хамдани; известен как Бади' аз-Заман или же Бади' Хамдани (ум. 398/1007), ученик Абу-л-Хусайна Ахмада б. Фариса ар-Разй, лексикографа. Автор макамов, которым подражал Хариои; о нем см.: Йакут, II, стр. 161—202; ТС, стр. 342, прим. 5; Сафа, Та'рих-и адабийат дар Иран, I, стр. 644.
936 Последующий текст фразы безнадежно испорчен: *** Предложенное толкование данного пассажа Бахаром (ТС, стр. 343, прим. 2): «в его правление в пустыне было безопаснее, чем в его доме» не вписывается в общий контекст.
937 В тексте ошибочно: Мансур б. Нух, см.: ТС, 344, прим. 3. Нух б. Мансур правил с 365/976 по 387/997 г.
938 Согласно «Ихйа ал-мулук» (стр. 65), эмир Халаф, отличавшийся крутым нравом, собственными руками убил двоих своих сыновей, в том числе эмира 'Амра.
939 Букв, «проницательный лев» — прозвище, данное Тахиру, сыну Халафа б. ал Лайса, за его храбрость и отвагу; см.: ТС, стр. 345, прим. 3.
940 В тексте. ***, по-видимому, вместо *** ср. чтение, предложенное Бахаром: *** в значении *** (?), см.: ТС, 345, прим. 5.
941 Имеется в виду известный эмир Абу 'Али Симджур, наместник Саманидов в областях, расположенных к югу от Амударьи; о нем см.: Бартольд, I, Указатель имен. Известие «Та'рих-и Систан» противоречит тому, что сообщает в этой связи автор «Ихйа ал-мулук» (стр. 69). По словам последнего, когда в Нишапуре начались распри между Сабуктигином и Абу 'Али, Халаф решил поддержать Симджура, с которым у него была давняя дружба. Сабуктигин, узнав об этом, намеревался выступить в Систан на войну с Халафом. Однако осуществить это ему помешала внезапная смерть.
942 Буграджук — брат Сабуктигина, наместник Махмуда Газнави в Харате и Бушандже. В «Та'рих-и Систан» опущено известие о смерти Сабуктигина, и приходе к власти султана Махмуда, и о его распрях с эмиром Халафом из-за Бушанджа, который был захвачен его сыном, Тахиром б. Халафом; последнее обстоятельство и явилось причиной появления Буграджука в Бушандже. Как сообщает 'Утби, эмир Тахир потерпел поражение в сражении и бежал. Буграджук преследовал его, убивая по пути отдельных воинов Тахира Однако в дальнейшем счастье изменило Буграджуку, и однажды, когда он находился в состоянии опьянения, Тахир напал на него, одним ударом сбросил его с коня и отрубил голову; об этом см.: «Та'рих-и Йамини», изд. Ши'ара, стр. 206; Хвандамир, Хабиб ас-сий-ар, II, стр. 375, «Ихйа ал-мулук», стр. 69.
943 Согласно Хвандамйру, эмир Тахир вернулся в Систан в 390/999 г.; см. Хвандамир, Хабиб ас-сийар, II, стр. 376
944 Согласно 'Утби, султан Махмуд в 390/999-1000 г. пришел в Систан с целью мести за Буграджука. Однако эмир Халаф успел укрыться со своими людьми в крепости Испахбад, которая была прочнее «стены Александра» (Дербент); см.: «Та'рих-и Йамини», изд. Ши'ара, стр. 207; «The Kitab-i Yamini», стр. 280, 281; Хвандамир, Хабиб ас-сийар, II, стр. 376.
945 Гардизи (изд. Берлин, стр. 63) и 'Утби («Та'рих-и Йаминн», изд. Ши'ара, стр. 207) размер контрибуции определяют в 100 тыс. динаров; ТС, стр. 246, прим 5.
946 Ср. Гардизи (изд. Берлин, стр. 63): *** — «[с условием, что...] переведет хутбу на него».
947 В тексте фраза не закончена: ва нам-и Махмуд бар йак руй нибишт; конъектуры Бахара, см.: ТС, 347, прим. 1.
948 Поход эмира Тахира в Кирман, захват его и возвращение в Систан описаны подробно Ибн ал-Асиром (IX, стр. 118, 119) и Хилалем ас-Саби в «Та'рих-и вузара»; см. также: ТС, стр. 348, прим. 3.
949 В источниках подробности борьбы Тахира и эмира Халафа отсутствуют. 'Утби упоминает лишь о раскаянии Халафа в передаче управления Систаном сыну. Притворившись больным и спрятав в укрытии группу из своей свиты, он вызывает к себе Тахира якобы для возобновления завещания. Когда же Тахир предстал перед изголовьем отца, гулямы выскочили из засады, схватили Тахира, и эмир Халаф заключил его в арк, где он и скончался три дня спустя; см.: «The Kitab-i Yamini», стр. 284, 285; Хвандамир, «Хабиб ас-сийар», II, стр. 376; «Ихйа ал-мулук», стр. 71.
950 Банг-и Махмуд карданд.
Согласно 'Утби, народ Систана, оскорбленный действиями Халафа в отношении эмира Тахира, восстал и захватил город в свои руки. Восставшие читали хутбу на имя султана Махмуда, с его же именем чеканили монеты; см.: «The Kitab-i Yamini», стр. 285; Хвандамир, «Хабиб ас-сийар», II, стр. 376; «Ихйа ал-мулук», стр. 72, 73
951 До этого в хутбе одновременно с именем султана Махмуда упоминалось имя эмира Халафа, см.: ТС, стр. 351, прим. 2.
952 В тексте: К.б.джи; Ибн ал-Асир, IX, стр. 424; К.н.-джи-хаджиб; 'Утби: К.нхй, в разночтениях приведены также формы К.иджи (рукопись 'Али-паши, Турция) и Фатхи (рукопись библиотеки Айа-Суфийа, Турция); см.: «Та'рих-и Йамини», изд. Ши'ара, стр. 222; «Ихйа ал-мулук», стр. 73: Фатхи-хаджиб. Бахар считал возможным видеть в этом имени тюрк, кабчи, эквивалент арабо-перс. хаджиб, см.: ТС, стр. 351, прим. 6.
953 'Утби рассказывает о взятии крепости несколько иначе. Он говорит, что систанцы, увидев мощь войска султана, испугались и укрылись за стенами крепости. На следующее утро часть систанцев переметнулась на сторону султана Махмуда и открыла доступ его войску в крепость. «И, словно осенние листья, полетели вниз головы»,— «Та'рих-и Йамини», изд. Ши'ара, стр. 223—225.
954 Имеется в виду Душманзийар Абу Джа 'фар б. Какуйа, 'Ала' ад-Даула—правитель Исфахана; о нем см.: Ибн ал-Асир, IX, стр. 146, 226 и др.
955 Гардизи (изд. Берлин, стр. 66) пишет о том, что эмир Халаф избрал местом ссылки Гузганан, и Махмуд отослал его туда. Ибн ал-Асир (IX, стр. 123) вслед за Гардизи говорит о заключении эмира Халафа в крепость Джузджан (ср. также 'Утби), где он провел около четырех лет. Затем за переписку с Илек-ханом, о которой стало известно Махмуду, был переведен в другую крепость (ДжурДин, или Джурдйз), где он находился до самой смерти (раджаб 399/1009); об этом см.: «Та'рих-и Йамини», изд. Ши'ара, стр. 213; «The Kitab-i Yamini», стр. 289; Ибн ал-Асир, IX, стр. 123; Хвандамир, Хабиб ас-сийар, II, стр. 352.
956 На полях рукописи здесь тем же почерком выписано расположение созвездий в месяце сафаре года 393/1002, см.: ТС, стр. 353, прим. 2.
957 Согласно 'Утби, султан отдал управление Систаном своему брату Насру б. Насир ад-Дину, присовокупив его к Хорасану. Эмир Наср своим наместником сделал своего везира Насра б. Исхака; см. «Та'рих-и Йамини», изд. Ши'ара, стр. 225.
958 Кадхуда — «хозяин», «управляющий, ведающий финансово -хозяйственной службой войска»; об этом термине см.: Бартольд, I, Указатель терминов; «Сиасат-наме», перев. Заходера, стр. 319, прим. 79; Bosworth, The Ghaznavids, Index.
959 В тексте: ***, Бахар предполагал, что союз ва здесь излишен, а слово *** является названием квартала в Зарандже; см.: ТС, стр. 354, прим. 2.
960 Бадар — почетный титул высокопоставленных лиц, встречается при именах собственных. Данный термин до сих пор бытует в кабули и в пашто в значении «господин», «хозяин».
961 Фирйагаран — специальные люди, которые во время войны и осады поносили врага с целью устрашения его; см.: ТС, 356, прим. 1.
962 Дар-и Наваист (или же Науист) — название ворот рабада города Зарандж. В списке ворот, приведенном у Истахри, аналогичного названия нет. Ближе всего стоит название дар-и Наухик (Наухизак), см.: Истахр и, 240.
963 Так! Ср. в тексте ниже; правильное чтение имени неясно, ср. предложение Бахара видеть в последней части имени (Ба Кабджи) сокращение из баш капчи (= хаджиб), см.: ТС, стр. 356, прим. 2.
964 У Истахри не упомянуты.