Иованнес Драсханакертци. История Армении. Главы 11-20

Библиотека сайта  XIII век

Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь
(открываются в новом окне)

ИОАНН ДРАСХАНАКЕРТЦИ

ИСТОРИЯ АРМЕНИИ

ГЛАВА XI

О царствовании Хосрова и Тирана и патриаршестве святого Иусика

После этого великий Вртанес отправился к императору Констанцию 1, сыну Константина, с намерением умолить его воцарить над армянами Хосрова 2 вместо отца его Трдата. «Дабы властвовала над нами, – говорит, – твоя, Христом утвержденная держава, а не господствовали над нами безбожные персы» 3. А тот принял святого мужа со смирением и исполнил просьбу, поставив царем над армянами Хосрова. После смерти Хосрова великий Вртанес, взяв с собой сына Хосрова, Тирана 4, отправляется к императору Констанцию, чтобы тот воцарил его вместо отца его. Возвеличив его сперва великими почестями и немедля исполнив просимое, император отправил в Армению с пышной торжественностью увенчанного короной Тирана, который, вернувшись, стал управлять отчей страной.

Но вот наступил срок жизни сосуда избранного, /27/ священнодействователя бездн божьих и проповедника апостольских преданий – великого Вртанеса, который переселился из мира сего в мир [вечно] живых, пробыв на патриаршем престоле пятнадцать лет. Его похоронили в гюхе Тордан вместе с предками его. Престол наследует его сын Иусик 5, который, будучи последователем отцовских добродетелей, всегда стремился к наилучшим порядкам.

После того как из мира сего удалился Констанций, в Риме воцарился неправедный Юлиан 6, который, поставив себя выше учения божьего, стал идолопоклонником, отрекся от Христа и воздвиг гонения на церковь.

Взяв у нашего Тирана заложников, он превратил его в исполнителя собственной воли, а затем дал ему свой образ, нарисованный вместе с образами богов, и велел поставить в его (Тирана) церкви. Опасаясь зa [67] себя, Тиран поставил образ в своей церкви в гаваре Цопк.

По этому случаю оказавшийся на месте святой Иусик старался духовным наставлением убедить его отказаться от безбожного намерения. Но, когда он заткнул уши, чтобы не слышать, Иусик вырвал образ из его рук, бросил наземь и, поправ ногами, разбил. Поддавшись из-за этого ярости, Тиран приказал бить его бичом, пока не испустил он там дух. Потом он повелел задушить старца Даниила 7, проклявшего царя за столь безбожное преступление, и того отвезли, похоронили в монастыре Хацеац 8. А тело святого Иусика похоронили вместе с отцом его в гюхе Тордан. Патриаршество его продлилось шесть лет.

Сыновья святого Иусика – Пап и Атанагинес за то, что помрачили свои сердца безрассудством, навлекли на себя ужасную смерть: оба они были на месте поражены устремившейся вниз сверкающей молнией 9.

Один лишь Атанагинес оставил маленького сына по имени Нерсес 10, который в то время проходил учение в Кесарии. И так как не было больше мужа из рода святого Григория, то избрали некоего Парнерсеха 11 из Аштишата 12 и посадили его на патриарший престол. Но он, прожив не более трех лет, скончался.

ГЛАВА XII

О патриаршестве великого Нерсеса, о его заточении и о Константинопольском соборе

Тогда царь Аршак 13, сын Тирана, по заслугам ослепленного персидским /28/ царем 14, согласно давнему обычаю, с великими почестями отправил в Кесарию для рукоположения патриархом Нерсеса, сына Атанагинеса, сына Иусика. И рассказывают 15, совершилось при этом чудесное знамение, ибо, когда он (Нерсес) во время рукоположения находился вместе с церковнослужителями еще там, упокоилась над головою его благодать духа святого в виде голубя, повергнув в изумление всех клириков церкви. Таким образом, озаренный светом, прибыл он [в Армению] и, будучи усерден в [68] рвении духовном, установил соответственно благочиние, порядок и правосудие. Сперва он вырвал корень всяческого жестокосердия, введя взамен милосердие. В утешение страждущим, шелудивым и прокаженным, увечным и всем недужным он строит богадельни, определив им содержание от гюхов и гердастанов, дабы не выходили они за пределы своих обиталищ. В кахакагюхах и аванах он сооружает монастыри, приюты для чужеземцев и гостиницы, а также больницы для нищих, в пустынных местах создает обители и кельи для монахов и отшельников. Нерсес уничтожает свойство между родственниками и человеческие жертвоприношения с причитаниями и плачами, совершаемые над умершими. С тех пор [жителей] нашей земли можно было видеть не безобразными варварами, но самыми скромными гражданами 16.

При виде такого благочиния и велелепия, а также строгой, подвижнической жизни Нерсеса царь и нахарары задумали кое с кем другим возвести его в сан патриарха. Ибо незадолго до того Констанций, сын великого Константина, перевез из Эфеса в Константинополь мощи святого Иоанна Евангелиста и посему отважился поставить в Константинополе патриарха. Тогда по такой же причине отважились учредить у себя престол и иерусалимцы, почитая, что обладают правом на патриарший сан, ибо там (в Иерусалиме) узрели рождение сына божьего и хождение его средь людей, крещение Иоанном, распятие на Кресте и вознесение на третий день. До сего времени на земле было лишь четыре патриарха, соответственно четырем евангелистам – Матфею в Антиохии, Марку в Александрии, Луке в Риме и Иоанну в Эфесе, – ныне, после этих событий, их стало шесть. По этой причине и наш царь Аршак и нахарары /29/ армянские, набравшись смелости, посадили на патриаршество дома Торгомова великого Нерсеса, приводя в качестве оправдательного довода то, что народ Асканазов был Господом дан в удел святым апостолам нашим Варфоломею и Фаддею для проповеди и благовествования, мощи их находятся у нас и престол их приял живой мученик Григорий 17. По осуществлении сего замысла образовались купно семь патриаршеств, которые существуют и останутся на вечные времена. [69]

После этого священноначалие святой церкви в нашей стране украсилось также полными девятью степенями, главными из коих почитались архиепископы Алванка 18 и Вирка 19, а архиепископ назначался через его (патриарха) посредство. В Себастию 20, Мелитену 21 и Мартирополь 22 назначались митрополиты. Для каждой отдельной епархии утверждали епископов, а также священников, дьяконов, иподьяконов, чтецов и псалмопевцев, которые были прекраснейшим образом распределены во славу божию по всем церквам Армении 23.

Так как Аршак пренебрег императором Валентинианом 24, то, исполнившись великого гнева, Валентиниан убил брата Аршака – Трдата, что был заложником у него. Уведомленный об этом, Нерсес Великий поспешил прибыть к императору и обратить его волю к миру, и удостоенный им великих почестей, как то подобало патриархам, он вернулся оттуда с прочным миром, выпросив у императора сына убитого Трдата, а также других заложников 25.

После кончины Валентиниана воцарился его брат – неправедный Валент 26, поспешивший отправить великого полководца Феодосия 27 с большим войском в поход против Аршака, который поневоле умоляет великого Нерсеса отправиться испросить мир. Не оставаясь безразличным к гибели паствы своей, он спешит взять сына Аршака – Папа и доставляет его заложником к великому полководцу Феодосию, который, вняв ему, возвращается к императору, приведя с собой патриарха Нерсеса вместе с заложником 28. Однако неправедный Валент, не удостоив даже повидать святого мужа божьего, повелевает сослать его вместе с его клириками на какой-то отдаленный остров, где даже на один день жизни нельзя было /30/ найти пищи. Но повелением божьим в течение восьми месяцев 29 бурливые волны моря выбрасывали рыбу, доставляя им пищу. Меж тем о неправедном Валенте рассказывают, что повелением могучей длани божьей святой мученик Георгий умертвил его непостижимой десницею, по заслугам воздав ему за нечестивые намерения.

После него царство принял великий, благочестивый и боголюбивый Феодосий, который, рассеяв причины всех темных замыслов, утвердил истинную веру, а затем тех, кого Валент изгнал в ссылку, вернул каждого восвояси. С ними вместе был возвращен также [70] великий Нерсес 30, которого он оставил при себе до тех пор, пока через посредство его не обратит нечестивые богохульства Македония 31 в несомненную истинную веру. И вот в Византии был созван собор епископов числом сто пятьдесят, которые, предав анафеме, отвергли Македония и всех духоборцев 32.

ГЛАВА XIII

О царствовании Папа и войне его с вероотступником Меружаном; о смерти великого Нерсеса и преемстве патриархов

Меж тем царь персидский Шапух 33, схватив и заковав армянского царя Аршака, посадил его в крепость, именуемую Анхуш 34, но, [оказавшись] в той крепости, Аршак лишил себя жизни, пронзив сердце мечом 35. Услышав о столь злосчастной смерти его, великий Нерсес умолил, упросил самодержца Феодосия посадить на царство в Армении сына Аршака – Папа, что тот и исполнил, поспешив отправить Папа вместе с великим Нерсесом в Армению 36. Здесь они нашли изменника Меружана 37, с большим войском господствовавшим над Арменией.

Сражение между ними началось в Дзираве 38, и когда битва ожесточилась, поднялся великий Нерсес на гору Нпат и, подобно Моисею, воздев руки к небу, в слезном молении просил Христа быть защитником войска, ознаменованного Христом, чем и были побеждены богоборные ратники. Укрепленные [свыше] войска армянские покрыли трупами врагов все подножие [горы]. Тут Смбат взял в плен нечестивого Меружана и, свернув железный [вертел] наподобие венца, раскалил его на жарком огне и надел ему на голову. Так он и околел 39.

Меж тем царь Пап всегда прельщался любодейной скверной, из-за чего /31/ постоянно укорял и порицал его святой Нерсес. Пап весьма ожесточился этим и, не осмеливаясь явно вредить [Нерсесу], дал ему в гюхе [71] Хал 40 смертоносный напиток 41. Лишив его жизни, он, словно бы ни в чем не виновный, отвез и похоронил его в аване Тил 42. Нерсес правил патриаршим престолом тридцать четыре года.

После него на престол посадили Шахака 43 из потомков Альбиана 44, мужа, заслуживающего похвалы и исполненного добродетелей и благоверия, однако его не отправили в Кесарию, согласно прежнему обычаю, но, обойдя прежний закон, его рукоположило патриархом собрание епископов, как [то было принято] в Антиохии, Александрии, Риме, Эфесе, Константинополе и Иерусалиме, дабы не подпасть под влияние тех, кто удостоил патриаршество властью 45.

После того как самодержец Феодосий, схватив, убил царя Папа 46, воцарил он вместо него Вараздата 47 из дома Аршакуни. На втором году его [правления], после шестилетнего пребывания на патриаршем престоле скончался Шахак, и на престол возвели его брата Завена 48, житие которого сияло чудесами добродетели.

Меж тем, сослав на остров Тулис 49 в океане и Вараздата 50, великий Феодосий воцарил одновременно обоих сыновей Папа – Аршака 51 и Валаршака. На втором году Аршака, после трех лет патриаршества переселился из жизни сией Завен, и престол принял вслед за ним брат его Аспуракес 52, превзойдя его в своих добродетелях.

Персидский царь Шапух 53 поставил царем над своим уделом некоего Хосрова 54 [из рода] Аршакуни, ибо Аршак пожелал владычествовать над западной стороной, [что была] греческим уделом 55. Жизнь и порядки, мужество и трусость, а также войны их обоих, если это надобно тебе, полностью покажет тебе История Мовсеса Хоренаци 56.

После смерти Аршака Месровб 57, который происходил из Хацека 58 Таронского и был учеником великого Нерсеса, [а по смерти его] секретарем при царском дворе, покинул земные почести и пошел вслед за небесными, предавшись отшельнической жизни. О жизни его /32/ чудесах, кои чрез него явил бог, достаточно будет показано тебе теми, кто повествовал прежде нас 59. [72]

ГЛАВА XIV

О патриаршестве Саака Великого, о распространении в народе нашем письменности и уничтожении нашего царства

После этого скончался великий патриарх Аспуракес, который правил патриаршим престолом пять лет. Царь Хосров возводит на его место Саака 60, сына великого Нерсеса. И так как он действительно был сыном добродетели, то ему постоянно сопутствовало зрелище святых и праведных деяний. Будучи в миру и со всем подвижническим терпением пустынножителя перенося мирские порядки, он вместе с учениками своими в непрестанных молитвах благоустраивал и отправлял святую службу.

Меж тем Арташир 61, сын персидского царя Шапуха, захватив армянского царя Хосрова 62 и заключив в крепость Анхуш, воцаряет вместо него брата его Врамшапуха 63. Великий Саак отправляется к царю персидскому Арташиру, который возвеличивает его великими почестями, ибо перед неверными бог являет служителей своих достойными уважения и почестей, а затем, доверяя ему, исполняет все, просимое им 64. Однако, когда святой Саак вернулся и с помощью нашего Врамшапуха осуществил все дарованное Арташиром, умирает персидский царь Арташир и вместо него воцаряется Врам.

Около этого времени возвращается Месровб 65 и приносит письмена нашего языка, которые, почитай, провидением божьим были дарованы ему, и тотчас же по приказанию Саака Великого, собрав благоразумных, рассудительных, умных и чисто выговаривающих мальчиков, учреждает во всех областях школы, дабы обучать с великим упорством. Затем он отправляется в Вирк и изобретает письмена, соответствующие их языку, учреждая и там также школы и вардапетов. После этого он направляет свой путь в страну Алванк, создает также для них письмена, соответствующие их полугортанному и варварскому языку, и там также учреждает училище 66. Затем он возвращается в Армению и находит святого Саака, занятого непрестанно переводом 67. [73]

После смерти царя армянского Врамшапуха великий Саак отправляется к царю Персии Иязкерту 68 и умоляет отпустить [томящегося] в оковах Хосрова 69 в Арменией вместо Врамшапуха. Исполняя просьбу святого мужа, тот возвращает Хосрову власть над Арменией. Однако при вторичном царствовании он прожил не более года и умер.

/33/ Умер Иязкерт, и вместо него воцарился второй Врам 70. Он возбудил у нас в Армении много жестоких преступлений и нарушил все добрые порядки, причинив разрушения и погибель. При виде этих злых бед святой Саак отправился в греческий удел 71, ибо Армения была расщеплена надвое между императором и Персией. Великий Феодосий 72 хотя сперва по неприязни не принял его, однако, узнав от многих, что он исполнен божественной благодати и украшен всяческими добродетелями, принял его благосклонно и с великими почестями, как если бы то был апостол Христа. Он повелел, чтобы все немедленно стали учиться письменам, дарованным им богом, и расходы на школы положил от казны.

Святой Саак тотчас же отправляет своего внука Вардана 73 к царю персидскому Враму просить мира, и тот, уважив просьбу святого, исполняет ее и ставит царем Армении Арташира 74, сына Врамшапуха. Но так как он постоянно и неудержно предавался скверне сластолюбия, то нахарары, сочтя это поводом, чтобы злословить и поносить его, уверяли, будто и сами испытывают к нему омерзение. Они обратились к великому Сааку с жалобой, прося его примкнуть к ним и донести царю персидскому, чтобы тот либо наложил оковы на царя армянского, либо сверг его. Меж тем он, хотя и не считал все это лживыми сплетнями, однако не соглашался предать своего царя царю языческому, в надежде увидеть, что падший поднимется, а не низвергнется. «Не приведи боже, чтобы я бросил волкам заблудшую овцу свою. Правда, он распутен, но несет на себе печать святого крещения; он блуден, но христианин, тело его осквернено, но душою он верующий; он человек без правил, но не огнепоклонник» 75. Так свою больную овцу он не менял на здорового зверя. 76.

Хотя святой [Саак] был справедлив в суждениях, однако Врам слушал доносчиков и в особенности [74] Сурмака 77, который обратил свой язык в губительный меч, надеясь вместо святого Саака занять престол. Заключив Арташира в темницу, [Врам] поставил марзпаном Армении перса, а вместо Саака поставил злоязычного Сурмака, который управлял не более года, и те же самые нахарары свергли его с престола. /34/

После него Врам назначил некоего сирийца Бргишо 78, мужа невоздержанного и расхитителя, домом которого распоряжались женщины-домоправительницы. Но так как нахарары возненавидели и его, то Врам дал им другого сирийца по имени Шмуэл 79, который оказался последователем Бргишо и превзошел его в жадности, а великому Сааку повелел лишь проповедовать и рукополагать тех, кого прикажет Шмуэл. Однако великий Саак, которого после умоляли о том нахарары, не согласился вторично стать их пастырем, но ни на минуту не переставал предлагать духовное млеко чадам церкви 80. Вслед за смертью Врама и воцарением вместо него сына его Иязкерта 81, заболев в гаваре Багреван 82, в гюхе, именуемом Блур 83, тяжким недугом, святой Саак переселился ко Христу. Образом жизни своей он уподобился бестелесным, и о смертном теле своем оставив бессмертную память благую, присоединился к сонму ангелов, став одесную престола Иисуса Христа. Тело преподобного мужа перенесли и положили в гюхе Аштишат 84, что в Тароне.

Спустя всего лишь шесть месяцев в городе Валаршапате 85 преставился из мира сего также святой Месровб, который пред всеми являл себя украшенным [достоинствами] ангелов небесных. И тогда возникло над ним дивное знамение, заблистав крестообразным сиянием на долгие часы. А когда святое тело, подняв, понесли в гюх Ошакан 86, крестообразное сияющее видение полетело вслед за гробом. Там его предали земле, а затем скрылось и видение.

Патриарший престол занял в качестве наместника священник Иовсеп 87 из гюха Холоцим в Вайоцдзоре 88, однако повелением Иязкерта 89 обряд рукоположения на протяжении шести лет, до своей смерти, исполнял Сурмак 90, и лишь после этого святой Иовсеп был рукоположен [патриархом] армян. [75]

ГЛАВА XV

О Вардане, а также о мученичестве священника Левонда и его сподвижников

Тут вовсе пришел конец – прекратилось царствование дома Аршакуни у армян, а с ним вместе – и патриаршество рода трижды блаженного просветителя нашего Григория. И всякий муж осуществлял собственную волю, возмущал мир и омрачал благолепие [церкви армянской].

/35/ После этого некоторые из наших нахараров, совращенные сатаной, отреклись от христианской веры и подчинились языческим законам. А двое старших средь них – Шавасп Арцруни и Вндой 91 из города Двина 92 приказали построить капище Ормизду и храм для поклонения огню. Старшим жрецом Вндой назначил своего сына Шеройя и установил законы из книги Персидской 93, [породившие] несчетное множество злонравных деяний и проникнутые помрачающим нечестивым учением. Когда храбрый Вардан 94, внук Саака Великого, услышал, что исчезло велелепие церкви и стали пренебрегать годичными праздниками, он, собрав войско, неожиданным и смелым броском напал на нечестивого Шаваспа и, словно молнией, поразил его мечом, а марзпана Мшкана 95 обратил в бегство. Захватив нечестивого Вндойя, он сжег его на огне храма, который тот соорудил в Двине, сына же его Шеройя повесил на деревянном истукане. На месте истукана он строит большую церковь во имя святого Григория, переводит туда патриарший престол и возводит на него великого патриарха Гюта 96. Ибо, хотя святой патриарх Иовсеп, брошенный вместе с Левондом 97 и его товарищами в темницу, был еще жив, однако нахарары полагали, что не должно оставлять паству Христову без пастыря, дабы не рассеяли ее волки языческие. Быть может, так поступили по повелению самого святого Иовсепа. Так были вновь восстановлены прекрасные порядки церкви святой. С тех пор и до дня смерти его армяне подчинялись предводительству Вардана Храброго, который совершил много подвигов мужества ради веры Христовой, оказавшись вместе со многими соратниками [76] своими достойным принять неувядающий венец от царя бессмертного – Христа.

Вслед за этим, спустя восемь лет патриаршества, из-за неправедного Пероза 98 в Персии пришел конец святого католикоса Иовсепа, а с ним также епископов Левонда и священников-товарищей его и дьяконов их, которые возложили на свои главы венец мученичества, сплетенный наисвятейшими руками бога.

ГЛАВА XVI

О деяниях Ваана Мамиконяна и о католикосах

В это время скончался великий патриарх Гют, что был родом из гюха Отмус 99, который управлял патриаршим престолом десять лет. Преемником его на патриаршем престоле стал Иован Мандакуни 100, который был преисполнен /36/ духовной мудрости. Учредив порядки, он придал велелепие всему молитвенному чину святой церкви. Он сочинил также душеспасительные речи об осмотрительности в поступках. Во дни его правил армянами сын Хамаяка, племянник святого Вардана – Ваан Мамиконян 101, который, храбро одолев все войска, выступавшие против него, и собрав подать со всех жителей страны, отстроил на те [средства], по убеждению, совету и споспешествующим молитвам святого патриарха Иована Мандакуни, церкви, разрушенные врагами 102. И в то время, когда Пероз замышлял погибель страны армянской, неожиданно, молитвами святого мужа божьего Иована, он и все войско его околели в [стране] кушанов 103.

После этого в Персии воцарился Валарш 104, который, последовав благим советам, вверил страну нашу Ваану. Меж тем великий патриарх Иован Мандакуни после шестилетнего управления патриаршим престолом преставился ко Христу. После него патриарший престол перешел к одному из учеников его – Бабгену 105. В его время Пероз 106, воцарившийся в Персии, призвал ко двору [своему] Ваана, дал ему марзпанство Армении и отправил в Армению. В это время скончался богоугодный житием и благочестивый верою блаженный царь [77] ромеев Зинон 107, в дни правления которого распространяющая свет, лучезарная вера апостольская цвела в божьих церквах. Вслед за ним славный Анастасий 108, вступив на престол царства Ромейского, такими же или еще более праведными и угодными богу поступками утвердил предания благочестивых отцов святых и в окружных посланиях предал анафеме всех еретиков, а с ними предал анафеме и Халкидонский собор 109.

После него в сии времена благочестия в стране Ромейской великий патриарх Армении Бабген созвал собор епископов Армении, Вирка и Алванка в Нор Калаке 110 в святом кафедральном соборе матери церквей армянских, который также осудил /37/ Халкидонский собор, пребывая на основах, установленных святым Григорием 111. Так была утверждена в те времена повсюду в стране Ромейской, в Армении, Вирке и Алванке для всех равно единая благочестивая вера и отвергнут Халкидонский собор. Но когда прошло тридцать пять лет после утверждения истинной веры и вслед за Анастасием воцарился Юстин 112, он воздвиг против мужей святых и праведных невыносимо тяжкие, мучительные гонения, вновь залив кровью лоно святой церкви. А великий патриарх Бабген, пробыв на патриаршем престоле пять лет, скончался 113.

На патриарший престол возвели после него Самуэла 114 из гюха Арцкэ 115, при котором Арменией правил Вард 116, брат Ваана. Он также скончался, пробыв на патриаршем престоле десять лет. Тогда вместо него возвели на патриарший престол Мушэ 117 из гюха Айлаберк 118 в гаваре Котайк. В его время Арменией правили персидские марзпаны 119. После восьми лет управления патриаршим престолом он умер.

После него на патриарший престол посадили Саака 120 из гюха Улк гавара Харк 121. И в его дни Арменией правили по велению царя Кавата персидские марзпаны. По исполнении пяти лет патриаршества умер и он. Тогда на патриарший престол возводят Кристапора 122 из гюха Тирарич в гаваре Багреван, который пробыл предводителем шесть лет. После него на святой Престол посадили Левонда 123, который был родом из Малого Ераста 124. Во дни его в Персии стал царствовать Хосров 125 вместо отца своего Кавата. Восставший против него Вардан Мамиконян 126 убил в городе Двине 127 марзпана Сурена 128, а сам вместе с другими нахарарами [78] ушел служить грекам. Меж тем Левонд после трехлетнего пребывания на патриаршем престоле умер. После него на святой престол был возведен Нерсес 129 из гюха Аштарак в гаваре Багреван.

В это время царь Персии Хосров, собрав большое войско, отправил его в поход на Вардана, и разыгралось ужасное сражение на поле Халамах 130, и благодаря непрестанным молитвам святого Нерсеса войска Вардана страшным ударом истребили персов 131. Во дни его Махож, верою маг, происходивший из села Кунарастан в области Бешапух 132, /38/ названный при крещении Изтбузитом 133, что переводится как «бог дал жизнь», претерпел много мучений от марзпана Вшнасн Вахрама 134 и был увенчан Христом мученической смертью в городе Двине. Взяв святое тело святого мученика, великий патриарх Нерсес со всеми епископами и клиром церковным похоронили его рядом с святой церковью патриаршей резиденции, с восточной стороны, и построили над ним святую часовню из тесаных камней. Он (Нерсес) управлял патриаршим престолом девять лет и умер. После него патриархом армян посадили некоего Иованнеса 135 из рода Габелян из гюха Анцелван 136, который, пробыв на патриаршем престоле пятнадцать лет, умер. Тогда посадили на престол святого Григория мужа божьего Мовсеса 137 из гюха Еливард 138, который был взращен и обучен при святом патриаршем доме.

На десятом году его патриаршества и на тридцать первом году Хосрова 139, сына царя персидского Кавата, исполнился, завершился круг пятисот тридцатидвухлетнего цикла, и тогда по приказанию великого Мовсеса ученые и знатоки календаря установили порядок нашего Торгомова счисления, что есть поступательное движение и основа различных частей календаря 140. Таким образом, представив календарь годичных праздников на армянском языке, [армяне] более не нуждались в том, чтобы, подобно просящему милостыню, заимствовать у других народов обряд необходимого таинства.

Сей Мовсес рукоположил, согласно принятому прежде порядку, архиепископом наханга Вирк, Гугарка 141 и [страны] Егерской 142 иерея кафедрального собора 143 – Кюриона 144. Однако незадолго до смерти Мовсеса Кюрион покинул путь истинных установлений и веры, коим научен был народ той стороны отцами нашими православными, [79] и склонился к [символу веры] Халкидонского собора, изменив в своем устремлении вослед тщеславной гордыне патриархам страны. Но задуманная им измена обнаружилась весьма скоро. Мовсес много [сил] положил в борьбе против него, укоряя его словами кроткого богоугодного увещания отвратиться от зловредного еврейского богохульного заблуждения к истинному знанию, согласному вероисповеданию святых отцов. Но тот не пожелал принять лекарство от дарующего исцеление мудреца, и тут тотчас же настал конец /39/ жизни великого патриарха Мовсеса, который оставался на патриаршем престоле тридцать лет.

Однако еще при жизни святого патриарха Мовсеса сын персидского царя Кавата Хосров после того, как совершил много подвигов мужества и доблести и подчинил себе многие народы, благодаря зарождению в сердце его луча божественного света уверовал в час кончины своей в бога истинного и Сына его единородного и в святой дух божий и, отвергнув нечестивое идолопоклонство, признал, что нет иного бога, кроме одного-единственного, которому поклоняются христиане. И вот вновь родившись к свету в святой купели и причастившись животворного тела и крови Господа, он приложился поцелуем к святому Евангелию Христа и спустя три дня скончался в доброй старости. Подняли тело его христиане и под пение священных псалмов всем сонмом священническим отнесли и положили в царском склепе 145.

Воцарился вместо него сын его Ормизд 146, который, будучи предан своими собственными приближенными и прочими нахарарами, был убит в собственном своем [тронном] зале. Вместо него воцарился его сын Хосров 147. Но и этот также, преданный неким князем Вахрамом 148, который провозгласил себя царем, бежал к ромейскому императору Маврикию 149. Император помог Хосрову большим войском, и Вахрам купно со всеми был убит ими в Ра 150.

Хосров, внук уверовавшего Хосрова, вновь утвердился в царстве персидском, и в благодарность попросил у него Маврикий Междуречие с Дарой 151 и Мцбином 152 и ту часть Армении, которую именуют Танутиракан гунд 153, кроме столицы – города Двина, а также двух гаваров – Масеацотна и пределов Арагаца. Отделив их, Хосров все прочее – от горы, что зовется Ындзахисар до [80] авана Аресан и Хацюна – оставил Маврикию 154. Тогда император Маврикий /40/ осмелился изменить те названия земель, которые дал им по порядку наш Арам. Сперва ту Армению, которая звалась Первой, Маврикий называет Второй Арменией со столицей в Себастии. А Каппадокию, коей столица Кесария и которая раньше звалась Второй, он называет Третьей Арменией и превращает ее в епархию. Мелитену вместе с одноименной ее провинцией, что была Третьей Арменией, он называет Первой Арменией. Понт со столицей в Трапезунде он называет частью Великой Армении. Юстинианову Армению именует Четвертой со столицей в Мартирополе, то есть Нпркерте, и [все их], записывает в царские книги. Точно так же гавар Карина со столицей Феодосиополем он называет Великой частью Великой Армении. Ту часть Великой Армении, которая оставалась во власти ромеев, начиная от страны Басена и до границ Сирии он называет Великой Арменией, страну Тайка с его пределами – Глубинной Арменией, а страну города Двина – Внутренней Арменией. Произведя все эти изменения, Маврикий [приказывает] записать их в дворцовые книги 155.

Итак, я вторично пишу для тебя об этом, но не приписывай моему невежеству то, что я рассказал тебе раньше о Первой, Второй, Третьей и Четвертой Армениях 156, ибо те, первые [названия] были даны нашим храбрым Арамом, а эти, вторые – императором ромеев Маврикием. А теперь, удовольствовавшись стольким, вновь обращусь к порядку повествования.

ГЛАВА XVII

О деяниях и доблестных подвигах Смбата и о Двинском соборе

С тех пор, как Хосров утвердился в царстве Персидском, храбрый Смбат Багратуни 157 дал множество страшных сражений всем его врагам и в мужественном ратоборстве одолел и изгнал всех противников его. Хосров был изумлен, и Смбат навечно стал угоден его очам. Почтив его множеством подношений и даров, он [81] дал ему и марзпанство Врканское. Достигнув той страны, Смбат обнаружил там поколение пленных армян, поселившихся у великой пустыни туркестанской стороны, которая зовется Сагастан 158. Они позабыли свой язык, а письменность вовсе пришла в упадок. Увидев Смбата, они весьма обрадовались и по его повелению, /41/ начав вновь учиться армянскому произношению слогов, обновили язык, обучились письменности и утвердились в вере 159. Тогда великий патриарх наш Мовсес 160 повелел поставить над ними епископом некоего иерея из них же, по имени Абэл. Созданный, таким образом, удел великого престола святого Григория существует и поныне.

Меж тем Смбат, который воинской доблестью победил, покорил всех врагов Хосрова, после того, как Хосров оказал ему многожеланные милости и возвысил с великими почестями, получил от него приказание отправиться повидать свою родину 161. Но перед тем, как пуститься по повелению Хосрова в путь, он испросил позволения построить в городе Двине церковь, которая и была [построена] во имя святого Григория 162. Царь благосклонно исполнил его просьбу, и [Смбат], получив его дозволение, пустился в дорогу. Достигнув, придя в свою страну и увидев землю Армянскую без предводителя, – ибо великий патриарх Мовсес скончался, – он назначил блюстителем Армении епископа Рштуника, Абраама 163 из гюха Албатанк 164. Он заложил основание святой церкви – красивого сооружения из тесаных камней, скрепленных известью; прежде она была построена святым Варданом из кирпича и дерева 165. Меж тем начальник крепости отправил царю донос, будто церковь представляет опасность для крепости, и тотчас же получил приказ, мол: «крепость разрушить, а на ее месте построить церковь» 166.

Тем временем великий патриарх Абраам посредством заповеданных Христом порядков и трудов добродетели дивной старался найти средство как-нибудь обратить со стези заблуждения Кюриона /42/ и тех, что покорны ему. Однако они не столько почитали истину, сколько заботились о том, чтобы повыше поднялось зелье алчных и тщеславных нравов. Вот таким образом сменили они на символ веры Льва 167, исповедующего Иисуса Христа человеком, апостольский завет трижды блаженного святого Григория Просветителя, который [82] раскрыл перед ними врата света истинного богопознания. После этого великий патриарх Абраам созвал в городе Двине по велению отважного Смбата собор многих епископов, а также и прочих нахараров и, вняв в беспристрастном расследовании Священному Писанию и объяснив верное значение истинного исповедания святых отцов, они предали анафеме Кюриона, расколовшего церковь Христову, и всех, кто покорился ему и защищал нечестивую ересь. И наложили строгое заклятие на православных верующих нашей страны, дабы никогда не соединялись они с теми, кто отступился вслед за нечестивым Кюрионом, не общались с ними, не вели торговлю и не вступали в свойство, дабы вследствие подобной близости не объединились они друг с другом и, поколебавшись, не замутилось непорочное и истинное наше вероисповедание и не была разрушена ограда апостольская 168.

После этого некто Иован 169 из гюха Багаран 170 в гаваре Ког был посажен по приказанию императора Маврикия католикосом греческой стороны с местопребыванием в кахакагюхе Аван, где сам же Иован построил великолепную святую церковь, вокруг которой раскинулись владения его резиденции. Меж тем великий патриарх Абраам пребывал, согласно вышесказанному, в персидском уделе, в городе Двине, ибо река Азат служила границей между обоими уделами. И хотя Иован был мужем правдивым и справедливым и добродетельной жизни, однако, будучи противопрестольным [патриархом], он расколол твердое единство патриаршего престола, и посему немало раздоров претерпели обе стороны.

После многих доблестных подвигов и славных деяний, повторного поединка с Эфталитом, царем кушанов, и победы над ним, Смбат скончался 171 в доброй старости в городе Тизбон. Тело его перевезли в Армению и положили [в могилу] в Даруйнке 172, что находится в гаваре Ког.

/43/ Меж тем войска Маврикия, взбунтовавшись против него и убив его во дворце, поставили вместо него Фоку 173. Фока с многочисленным войском прибыл в Басен, чтобы покорить Армению 174. Тогда некий Ашот 175 достиг по приказанию Хосрова Армении и, устремившись на него, разгромил греческое войско, так что не было числа убитым на поле [битвы]; он же, начав [83] сражение против города Карин, овладел им 176. Спустя каких-нибудь два года он переправил жителей города в Ахмадан. И так как старый католикос Иован скрывался там (в Карине), то, будучи захвачен вместе с ними, и он был угнан в полон, умер там, и [тело его], перевезенное в гюх Аван, было погребено рядом с церковью, которую он сам и построил 177. Он правил патриаршим престолом двадцать шесть лет. В том же году, после двадцати четырех лет [патриаршества] исполнился срок жизни блаженного патриарха Абраама, переселившегося в иной мир. И унаследовал его престол Комитас 178 из гюха Алцек 179 – ключарь часовни св. Рипсимэ, а после – епископ Тарона – [владения] Мамиконянов.

Меж тем Ираклий 180 убил Фоку и, воцарив вместо него своего сына, двинулся с большим войском в Сирию. Хорем 181 же захватил по приказанию Хосрова Иерусалим и, [учинив] ужасную резню, уничтожил в нем [почти] всех мужчин и многих полонил, а с ними и патриарха Закарию. Полонили также приявший Христа святой Крест Господень 182.

Тем временем патриарх Комитас перестроил часовню святой Рипсимэ и ее подруг, которую прежде построили темной и низкой, в великолепное, красивое, изящное и светлое сооружение. Тут и обнаружились [мощи] святой владычицы Рипсимэ, что было немалым духовным утешением для всех армян. [Тело] ее было запечатано перстнем святого Григория и святого Саака. Великий патриарх Комитас, не осмелившись раскрыть его, также приложил к нему свой перстень. Росту же святая владычица была в девять пядей и четыре пальца. Построив святую церковь, он положил мощи святой владычицы в приготовленное для нее место. После этого, разрушив деревянный купол святой кафедральной церкви, что в городе Валаршапате, он построил из тесаного камня [новый] – прекрасный и величественный 183.

/44/ Меж тем сын первого Хосрова – Кават 184, убив персидского царя Хосрова Второго, сам воцарился вместо него. Затем, дав марзпанство Армении Варазтироцу 185, сыну славного Смбата, Кават отправил его в подвластную ему страну. Однако по прибытии тот обнаружил, что великий патриарх Комитас, пробывший на патриаршем престоле восемь лет, покинул жизнь сию. Тогда по совету тэра Рштуника, Тэодороса 186 он посадил на [84] патриарший престол некоего Кристапора 187 из дома Абрамянов. О нем рассказывают, будто на языке своем он носил клевету, и из-за этого, говорят, аспет Варазтироц рассорился со своим братом. К подобной славе затем добавили и выступившие против него злоязычные доносчики – родственники, которые возвели на него несправедливую клевету. Тогда по произволу и воле [некоторых] лиц, а не по справедливым законам, вынесли решение – лишить его сана 188. Но он, добровольно удалившись, избег зла и построил в гюхе Улеац, что находится в [гаваре] Масеацотн, большой монастырь, где, собрав вокруг себя много пустынников, в поте добродетельных и тяжких трудов блистал твердостью соблюдения постов и молитв и еженощными бдениями. Он оставался на патриаршем престоле три года.

ГЛАВА XVIII

О католикосе Езре и Иоване Майрагомеци

После него поставили [католикосом] Езра 189 из гюха Паражнакерт в гаваре Ниг 190, который был ключарем [церкви] св. Григория 191. Во дни его скончался царь персидский Кават 192, оставив царство малолетнему сыну своему Арташиру. Однако Ираклий, желая обрести христоприимный крест, ставит царем над Персией Хорема 193, прося себе взамен святой крест. [Хорем], отправившись в Тизбон и убив малолетнего царя Арташира, поспешно отправляет Крест Господень императору Ираклию. И сразу вслед за этим войско Хорема убило его во время прогулки по ристалищу. Посадили царицей дочь Хосрова, Ббор 194, которая была женой Хорема. После нее [воцарился] некто Хосров 195 из рода Сасана; после него Азармик 196, дочь Хосрова; после нее Ормизд 197, внук Хосрова, которого задушили; после него царствует Иязкерт 198, внук Хосрова.

Тем временем Ираклий перевез в Иерусалим и водрузил на своем месте приявший Христа крест 199. А полководца Мажежа Гнуни 200 Ираклий послал /45/ в Армению. Тот приказал патриарху Езру поехать и причаститься святых тайн с императором и принять его [85] символ исповедания веры. «А если не пожелаешь, – говорит, – отправиться и принять [символ веры], посадим у нас другого католикоса». И Езр, не будучи в силах отказаться от верующей паствы своей, согласился отправиться к императору 201. Но, пустившись в путь, он взял с собой не ключаря [церкви] св. Григория Иована 202 – совершенного философа того времени и глубокого знатока Священного Писания, а другого – какого-то своего племянника-недоучку, чтобы вместе с ним порешить дело. При встрече с императором они попросили у него грамоту об истолковании веры, которую те и дали им, поспешно ее написав и предав в ней анафеме всех еретиков, кроме [участников] Халкидонского собора. Меж тем Езр и [сопутники] его, словно по невежеству, незнанию божественного Писания, не смогли уразуметь лукавых хитросплетений ереси, сокрытых [в письме], написанном рукою императора, как под сосудом 203, и изменили, обманутые вместе с ними относительно символа веры Льва. Возвеличенный затем царем и приняв в дар третью часть кахакагюха Колб 204 и всю его соляную [копь], он с великой славою возвратился восвояси. По прибытии его все клирики церкви поспешили, согласно узаконенному обычаю, ему навстречу. Однако философ Иован, о котором было сказано выше, не пошел вместе с другими исполнить обязанность, лежавшую на нем. Войдя в храм, патриарх Езр спросил об Иоване... И кое-кто рассказал, обвиняя Иована, что [дескать] у него [спросили]: «Почему ты не отправился ему навстречу, чтобы поклониться?», на что тот ответил: «Почему должен я пойти приветствовать или поклониться тому, кто сам же уничтожил определение закона отцов наших православных?». Тогда отдал Езр строгий приказ о нем, и Иована насильно втолкнули в комнату. Когда он предстал пред ним, католикос сказал: «Ты – тщеславный и высокомерный, кажется, вздумал бунтовать и потому, одержимый в сердце скверною, не вышел нам навстречу и не повидал нас!». А Иован ответил: «Во мне нет тщеславия и высокомерия, я лишь желаю защитить истину. Тебя же по справедливости нарекли именем Езр 205, ибо ты привел к краю [бездны], расколол Армению нашу, разрушив символ веры отцов наших православных, исказив /46/ суть сказанного апостолами и погубив нас учением Льва, исповедующего Иисуса Христа человеком». Тогда [86] приказал Езр бить его по шее и в челюсть. Меж тем Иован, воздев руки, говорит: «Вот, с ликованием ухожу от лица судилища, ибо за имя Господа Иисуса удостоился принять бесчестие» 206. Сказав это, он вышел. Удалившись, он поселился в монастыре Майри, что в ущелье горы, [на которой стоит] крепость Бджни 207. Езр название Майриванк переименовал по случаю пребывания в нем Иована в Майрагом 208, а Иована [прозвал] Майрагомеци. Но, так как [Езр] велел и оттуда гнать его, то [Иован] удалился в гавар Гардман 209 и стал жить там строгой жизнью, следуя узкой и трудной стезей всяческих добродетелей.

Хотя молва обвиняет его в том, будто он ввел в святую церковь прискорбную ересь 210, однако я не могу даже в мыслях допустить, будто подобный человек мог задумать разрушение здания истинной веры. Но в душе у меня сложилось мнение, что молва эта есть порождение воли некоторых противников и недругов его. Однако если кто-нибудь станет обвинять в распространении злой ереси его ученика Саргиса, то я не стану противиться ему, ибо сам читал вредоносное его послание. И так как Иован прогнал от себя Саргиса, поэтому говорю, ересь этого (Саргиса) независима от воли его (Иована).

Патриарх Езр разрушил часовню св. Гаянэ, которую некогда построили темной и мрачной, и заново отстроил ее тесаным камнем, скрепленным известью, просторнее и светлее. Снаружи он пристроил помещение для чина священников, чтобы служили на божественном алтаре 211.

ГЛАВА XIX

О бедствиях, кои претерпела страна армянская из-за агарян, и о деяниях католикоса Нерсеса

В это самое время сын храброго Смбата 212 Варазтироц, бежав от владетеля Атрпатакана 213 Ростома 214, удалился со своей семьей и добром к императору Ираклию. Он переселился в Грецию, потому что Ростом таил в себе коварное [намерение] убить Варазтироца. [87]

В эти самые дни император Ираклий, сделав Давида Сааруни 215 куропалатом, назначил его ишханом Армении. Он в течение трех лет правил с великой славой и многими победами. По его (императора) повелению он даже выстроил прекрасную церковь, что в кахакагюхе Мрен 216.

А спустя три года, осужденный нахарарами /47/ и своими войсками, он был изгнан. После этого, возбуждаемая вредносными распрями и суетной завистью нахараров, Армения была окончательно загублена ими. Один лишь ишхан Тэодорос в [меру] скудных своих возможностей противостоял набегам врагов 217.

В это время появился наследник служанки – Агари 218, Махмет 219, который, согласно Павлу, от горы Синай или пустыни рожден в рабство 220. Возгордившись над ознаменованными Христом и истинно верующими народами, он исполнил губительную бездну замыслов своих, не давая утолить жажду мечу, который постоянно напоял, при нападениях на верующих, кровью отрубленных голов пленных вражеских ишханов. Хотя он заставлял принять на веру, [будто] он – кичливый супостат – повелением божьим проповедует истину Авраамовой веры и законов Моисеевых, однако безбожное богопознание его сводилось лишь к злонамеренным проискам невежественного ума; осуждаем был его суд, и презренно уважение его, и клятвопреступны его обеты, и немилосердно милосердие, ибо Господом не дано было сыну рабы наследовать вместе с сыном свободной, так же, как верующему получать долю с неверующим 221.

Когда собралось множество агарян и, победив, уничтожили они без изъятия войско императора Ираклия, что было в Аравии, тогда устрашенные ими народы и племена покорились их игу 222. Меж тем иерусалимцы, поспешно отправив на судне христоприимный крест в Константинополь, дабы не был он вновь полонен врагами, сами покорились ярму агарян 223.

Тут скончался император Ираклий и воцарился вместо него его сын Константин 224. И так как нахарары земли нашей не были единодушны и не было никого, кто бы стал во главе их 225, поэтому [все] разрушающее войско агарян, набравшись смелости, вторглось со стороны Сирии и рассеялось по Армении 226. Подобно разбушевавшемуся пожару, снедающее пламя их вскоре достигло гавара Айрарат, поразив всю долину и осадив город [88] Двин. Овладев им, они напоили свои мечи кровью [жителей] города, где не было счета /48/ числу убитых 227. Тридцать пять тысяч захватили они в плен для продажи и, пустившись в обратный путь, вернулись в Сирию.

В это самое время скончался патриарх Езр, после десятилетнего пребывания на патриаршем престоле. Тогда Тэодорос, тэр Рштуника, и другие нахарары армянские решили вместо Езра посадить на патриарший престол Нерсеса 228, епископа Тайкского. Однако он, придя в ужас от страшной резни, учиненной в плененном городе 229, задумал тайком бежать, ибо был убежден, будто не справится со столь высоким саном. Но затем, покоренный просьбами и уговорами нахараров, согласился. Вступив на патриарший престол, он повелел собрать трупы множества павших и вновь восстановил на том месте сожженную часовню великого мученика Сергия. После этого он строит святой храм и над ямой св. Григория, где, погребенный средь ядовитых гадов, апостолами дарованный муж божий сокрушил голову непокорного вишапа, отвратив армян от смерти глубокого идолопоклонства к свету славы сына божия 230. По-прежнему уповая на Господа и не помышляя о привычных разбойничьих набегах врагов, он, в прекрасном усердии, заложил затем основание большого и чудесного многосветлого дома божия во имя святого Григория, вверив завершение [его] мудрости Созидателя Христа. После того, как было заложено основание богозданной овчарни словесной паствы Христовой, он положил под четырьмя незыблемыми столпами расчлененные мощи святого Григория, дабы в полной сохранности сберечь божественное сокровище от оскверняющих поработителей во славу христианской веры. Однако ознаменованную Христом и честную голову его, поместив ее в ковчежец, положил не в яму, а снаружи, в священной сокровищнице во упование жаждущим благ его и во исцеление недужных 231.

Великий патриарх Нерсес испросил у императора Константина повеления назначить командующим войском армянским Тэодороса, тэра Рштуника.

До сих пор амирапет агарян сам на войну не выступал, но лишь отправлял свои войска в набеги на окраины страны. Но на сей раз сам амирапет, выступив из пустыни Син 232 с несчетным множеством [воинов], переправился через /49/ море с южной стороны и с востока в [89] Персию и Сагастан, в Синд и Крман, в Куран и Макуран 233, а также в Индию. Он захватил и разорил все, уничтожив царства всех народов, за исключением латинян 234, то есть ромеев 235.

Меж тем император Константин 236 был убит из-за козней его матери 237 Мартины, которая вместо него посадила сына своего Ираклеона 238. Однако тут подоспел полководец Валентин, убил Мартину и ее сына Ираклеона и воцарил Константа 239, сына Константина.

Так как аспет Варазтироц 240 откололся и удалился из Греции, то великий патриарх Нерсес испросил для него мира у императора, который пожаловал ему сан куропалата и главнокомандующего Армении. Однако, получив почести ишхана, он вскоре умер, и его положили в Дароне рядом с отцом его, храбрым Смбатом. Тогда Нерсес просит передать сан отца сыну его Смбату и добивается также, чтобы тэра Рштуника, Тэодороса поставил начальником войск. Так, обретя правителя, страна наша на какое-то время оказалась в безопасности от злых грабителей агарян.

Но когда власть народов и племен была уничтожена повсеместно, тогда сквозь прорвавшуюся обветшалую завесу юга подул на нас смертоносным зноем новый южный ветер и опалил саженцы наших духовных цветников, изъязвив их жалом. На протяжении немногих лет быстробегущие южные народы, бурля и разливаясь, овладели всей страной. При виде этого Тэодорос и прочие нахарары, охваченные ужасом пред пришлыми разбойниками, покорились и стали служить агарянам, заключив договор со смертью и дружеский союз с адом 241. Так откололись они от императора 242. А император, собрав большое войско, двинулся, чтобы подчинить ее, на Армению, где никого не нашел покорным себе 243, за исключением страны Вирк. Тогда весьма разгневанный император Констант задумал, учинив страшный разгром, вовсе уничтожить страну. Но патриарх Нерсес обратился с усиленными мольбами к императору и [стал] тем самым исполнителем воли его. Он покорно отправился в город Двин и остановился там в резиденции католикоса. Здесь он повелел ромейским священникам отслужить в святой церкви литургию и исповедовал там [символ веры] Халкидонского собора. И вместе с императором причастился /50/ святых тайн и наш патриарх Нерсес. Поневоле он стал причиной [90] соблазна для многих, ибо это поколебало веру, которая была принята от св. Григория и до сего времени оставалась незыблемой.

Меж тем один из епископов, спустившись со ступеней алтаря, тихо скрылся в толпе. Когда поступок епископа стал известен, привели епископа пред императора. И когда он спросил у него: «Почему не причастился [святых тайн] со мной или с твоим патриархом?», тот в защиту привел причину: «Я, – говорит, – поступил так из страха. Ибо даже когда нам доводилось, – говорит, – видеть тебя, императора, изображенным красками на доске, дрожь овладевала нами. Что же говорить [теперь], когда живое лицо твое видим и причащаемся с тобой!» Император спрашивает: «Так ты причастишься с твоим патриархом?». «Как со св. Григорием, – отвечает епископ. – Однако он (Нерсес) сам стал причиной того, что я не причастился с ним. Ибо два года назад повелел он [созвать] у себя собор епископов, которые вместе с ним единодушно подписали [грамоту], коей предали анафеме всех еретиков, а в особенности Халкидонский собор, и я вместе с ними». Разгневанный этим император стал бранить на своем языке коварство Нерсеса. А потом епископ приобщился с ними, благословляя императора, а император – его 244.

Затем, так как его срочно требовали в Константинополь, император спешно пустился в путь 245, тогда как патриарх Нерсес, боясь страшного гнева тэра Рштуника, удалился из [Двина], укрылся в Тайке.

Войско исмаильтян, один или два раза вторгшись в Армению и овладев ею совершенно, взяло заложниками всех начальников страны, жен, сыновей и дочерей [их] 246. И Тэодорос, тэр Рштуника вместе с сородичами своими ушел с войском исмаильтян в Сирию. Там он умер, и тело его перевезли и похоронили в усыпальнице предков его. Меж тем патриарх Нерсес, услышав о кончине Тэодороса и прекращении набегов исмаильтян, после шестилетнего изгнания воротился восвояси 247. Пришел он к согласию с нахарарами, и поставили они ишханом Армении Амазаспа Мамиконяна 248, книголюба, преданного наукам и сведущего во всем. В воинских упражнениях  249 он всегда стремился исполнять в совершенстве /51/ заветы мужества предков [своих].

Тем временем патриарх Нерсес, найдя себе [в том] занятие, окружил снаружи стенами и укрепил великолепную [91] церковь, которую сам же построил 250. Для себя он соорудил внутри [стен] жилище из толстых тесаных камней. Точно так же он поместил, устроил там на положении горожан множество ердумардов; проведя воду от реки Касах, он всю каменисто-песчаную равнину употребил в дело, насадив там виноградники и сады с цветниками.

Тут армяне опять отпали от исмаильтян-насильников из-за немыслимо тяжкого рабства и перешли в подданство к императору 251. А великий Нерсес умолял царя назначить Амазаспа куропалатом и главнокомандующим Армении. Узнав об этом, амирапет [повелел] загубить всех без изъятия армянских заложников числом тысячу семьсот семьдесят и пять душ. И с того дня наслал бог дух мятежа на все войска исмаильтян, и поднялись товарищ на товарища, и, извлекши мечи, в невообразимой бойне стали они истреблять друг друга 252. Убили также своего амирапета 253, посадив на его место другого. Затем войска исмаильтян, что находились в Египте, соединившись с императором Константом, уверовали во Христа, и крестилось около шестидесяти тысяч мужей 254. Тут усилился Моавий 255 и, убив также и того амирапета, сам воцарился над всеми агарянами и установил мир во всех концах страны.

ГЛАВА XX

О куропалатстве Григора и ударах, постигших страну Армянскую 256

Спустя три года после получения от императора достоинства куропалата Амазасп пришел к концу своей жизни и по смерти был упокоен со своими предками 257. Тогда великий патриарх Нерсес вместе с нахарарами армянскими попросили амирапета Моавия утвердить на княжескую власть в Армении Григора Мамиконяна 258, который у него находился заложником. Он же, со всею серьезностью исполнив просьбу, дал Григору княжеское достоинство и сделал его правителем Армении. [Григор] был мужем благочестивым и богобоязненным, зачинателем многих порядков и преобразований, строительства [92] и установления мира, безопасности и совершенного благополучия, так что страна, ставшая почти пустыней, пошла по стезе праведного пути.

После двадцати лет патриаршества великий патриарх Нерсес /52/ покинул земную жизнь 259, и тело его было положено в усыпальнице, которую он сам соорудил с северной стороны пресветлого храма, высившегося достойно престола патриарха своего. Так, явив себя блаженным, славным и знаменитым средь отцов [святых], он удалился на покой бессмертной жизни во славу сонма апостолов. Великому Нерсесу преемствует на патриаршем престоле Анастас 260 из гюха Акори 261, что в Масеацотне. Он был при великом Нерсесе монастырским ризничим и, пока тот находился в изгнании в гаваре Тайк, ведал, по повелению Нерсеса, строительством предивного храма 262.

В это же самое время благочестивый ишхан [Армении] Григор Мамиконян по наитию божьему закладывает основание великолепной церкви в дастакерте Аруч 263 и быстро сооружает ее, словно бы воздвигнув на земле небесное жилище. С южной стороны, у края каменистой лощины, по бугристому, словно обрамлённому скалистым венцом, жесткому ложу которой, пенясь, бежит прозрачный ручей, он ставит свой дворец. И окружает свое жилище оградой из прочных камней, скрепленных известью. Строит он также святую обитель для монашеского чина, а в ней – и великолепно украшенную церковь к востоку от большого гюха Еливард 264; строит также жилище для монахов во спасение души своей.

А великий католикос Анастас строит великолепно украшенную церковь у себя на родине, при монастыре дастакерта Акори, собрав там монашескую братию и церковнослужителей для службы на божественном алтаре и для заботы о покое гостей, бездомных и нищих.

Сюда, в Аруч, к великому ишхану Григору явился Давид 265, по происхождению перс, из царского рода, и попросил совершить над ним христианский [обряд] миропомазания. Приняв его с ликованием, [ишхан Григор] повелел католикосу Анастасу совершить над ним священный обряд крещения и миропомазания. И так как прежде он именовался Сураном, то великий ишхан, став его восприемником из воды святой купели, назвал его именем своего отца – Давидом и дал ему для [93] жительства гюх Дзаг в гаваре Котайк. Спустя сколько-то лет он принял мученический венец в Двине 266. В то время, говорят, шла битва около /53/ кахакагюха Ереван; об обстоятельствах той войны тебе достаточно сообщают те, что описали ее прежде нас 267.

Патриарх Анастас был озабочен тем, чтобы суметь сделать армянский календарь неподвижным, как у других народов, дабы праздники годичные не перемещались по временам года, но были неподвижными 268. Поэтому он призвал к себе глубокого знатока этой науки по имени Анания 269 Анеци 270 и повелел тому заняться решением этой задачи. И [Анания], приложив усилия и в соответствии с установленными у всех [других] народов [календарями], создал неподвижный армянский календарь, ибо отобрал наилучшее у других и у нас, дабы не нужно было нам больше приводить его в соответствие с ромейским. В то время, когда великий Анастас намеревался утвердить сделанное на соборе епископов, наступил конец его жизни после шести лет пребывания на патриаршем престоле. Преемники его предали это [дело] забвению, сохранив прежний, постоянно смещающийся порядок [летосчисления].

Следом за ним на патриарший престол сел Исраэл 271 из гюха Отмус. Во дни его некто Бараба 272 – военачальник тачикского войска в Армении был обращен в бегство ишханом Вирка Нерсехом 273 после жестокой сечи.

А Исраэл, пробыв на патриаршем престоле десять лет, скончался. Вслед за ним на патриарший престол вступил Саак, который по отцовской [линии] происходил из царями построенного гюха Дзорапор 274, а по материнской – из гюха Бердкац в гаваре Мазаз 275. Первоначально он был назначен епископом Ротока 276, а потом уже призван на престол св. Григория. На седьмом году его патриаршества обрушились хазары 277 страшной 278 войной на великого ишхана Григора, который был убит и похоронен рядом с предками своими. С той поры поколебался мир и охватили Армению страшные потрясения.

Вслед за ним власть в Армении унаследовал Смбат Багратуни 279, сын Смбата. Тут некий Мрван 280 из рода исмаильского, посланный в Армению остиканом, начал нападать на все крепости Армении и те, что однажды захватывал, – разорял, разрушал, не оставляя камня [94] на камне. А остров Севан 281, что на озере Геламском, хотя первоначально не был захвачен ими, однако спустя каких-нибудь два года был предан в их руки. Всех обитателей крепости, находившихся там, арабы угнали в плен и, все захватив себе в добычу, /54/ полностью разорили, разрушили крепость.

После Махмета (Мрвана) в Армению был отправлен другой остикан по имени Абдллах 282, муж коварный, бесчинный, необузданный и, более всего, злонравный. Тая в себе лицемерие, словно змеиный яд, он заключением и ковами мучил ишханов и азатов земли Армянской и у многих захватил себе в добычу утварь и добро. Затем, заковав в цепи и великого Саака, он повелел угнать его в Дамаск, а с ним и ишхана Армении Смбата, сына Смбата 283. Затем он ограбил все вообще церкви Христовы, лишив их благолепия, и поверг в слезные рыдания, в печаль и скорбь старых и малых. Сей Абдллах, захватив новообращенного Давида, упомянутого нами ранее, принялся мучить его жестокими побоями, ковами и темницей из-за веры в Христа. Он соблазнял его ввергнуться в губительную пропасть, но, когда святой старец не согласился и мужественно противостоял, он пригвоздил его к дереву, и, пораженный в сердце стрелою, святой отдал душу Христу. Епископы и священники отнесли и упокоили тело его около гробницы св. Изтбузита.

(пер. М. О. Дарбинян-Меликян)
Текст воспроизведен по изданию: Иованнес Драсханакертци. История Армении.  Ереван. 1986

© текст- Дарбинян-Меликян М. О. 1986
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн- Войтехович А. 2001