АХМАД АЛ-БАЛАЗУРИ
КНИГА ЗАВОЕВАНИЯ СТРАН
КИТАБ ФУТУХ АЛ-БУЛДАН
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ "КИТАБ ФУТУХ АЛ-БУЛ ДАН" АЛ-БЕЛАЗУРИ,
по изданию De Goeje (Liter Expugnationis Regionum auctore imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori, Lugd. Batavorum, 1866).
Убийство Йездегерда, сына Шахрияра, сына Кисры Абарвиза, сына Хурмуза, сына Ануширвана 1
|315| [После поражения при Нихавенде в 642 г. и пребывания в Кермане] Йездегерд направился в Хорасан. Когда же прибыл на границу (округа) Мерва 2, его встретил марзбан 3 его, Махуйе, со знаками уважения и почтения. К нему (Йездегерду) прибьгл Низак-тархан 4, и он (Йездегерд) принял его, подарил ему почетное платье и почтил его. Низак пробыл у него месяц, потом уехал и написал ему (письмо), сватаясь за дочь его (Йездегерда). Это рассердило Йездегерда, и он сказал: “Напишите ему: ты только раб из рабов моих, что дало тебе смелость свататься ко мне?”. И он велел свести |316| счеты с Махуйе, марзбаном Мерва, и потребовал у него денег. Махуйе написал Низаку, возбуждая его против него (Йездегерда) и говоря: “Это тот, кто прибыл разбитым изгнанником и ты облагодетельствовал его, (желая) чтобы вернулось к нему его царство, (и вот) он написал тебе то, что написал”. И они сговорились убить его.
Низак с тюрками 5 приблизился и остановился в ал-Джунабиде 6; они (люди Йездегерда) сражались с ними. Тюрки оказались в равной силе (с ними), затем судьба повернулась против него (Йездегерда), его люди были убиты, и был разграблен его лагерь. Он (Йездегерд) приехал к г. Мерву и ему не открыли (ворот); он слез с лошади и шел пешком, пока не дошел до дома [63] мельника на Мургабе 7. Говорят, что Махуйе, когда узнал, что с ним случилось, послал к нему людей, и они убили его в доме мельника. И говорят, что он тайно послал к мельнику и велел ему убить его (Йездегерда), он убил его, а потом он (Махуйе) сказал: “Убийца царя не должен жить”, и приказал убить мельника. И говорят, что мельник дал ему (Йездегерду) пищу, и он съел ее, и дал ему выпить вина, и он опьянел; когда же настал вечер, он вынул корону и надел ее на голову; мельник увидел ее и захотел взять ее; он направился к жернову и сбросил его на него (Йездегерда); когда же он убил его, то взял его корону и одежду и бросил его самого в воду. Потом Махуйе узнал об этом, убил мельника и его семью и забрал корону и одежду. И говорят, что Йездегерд был предупрежден о людях, посланных Махуйе, бежал и спустился к воде; его требовали у мельника, но он сказал: “Он уже ушел из моего дома”. Они нашли его у воды и он (Йездегерд) сказал: “Отпустите меня, я вам дам мой пояс, перстень и корону”, и они отошли от него. И он просил у них что-нибудь, на что он мог бы поесть хлеба, один из них дал ему четыре диргема 8, он засмеялся и сказал: “Ведь было предсказано мне: ты будешь нуждаться в четырех диргемах”. Потом, после этого, на него набросились люди, посланные Махуйе, чтобы разыскать его. Он сказал (им): “Не убивайте меня, а пошлите к царю арабов, я заключу с ним мир для себя и вас, и вы будете в безопасности”. Но они отказались сделать это, задушили его тетивой лука, взяли его одежду и положили ее в дорожную сумку, а тело его бросили в воду. А Фируз, сын Йездегерда, попал, как утверждают, к тюркам, они женили его, и он остался у них 9.
Завоевание арабами Джурджана 10
Рассказал мне Аббас ибн Хишам ал-Кельби со слов своего отца, со слов |335| Абу-Михнафа и других, что они говорили. Когда стал править Сулейман ибн Абд-ал-мелик ибн Мерван 11, он назначил правителем Ирака Йезида ибн ал-Мухаллаба ибн Абу-Суфру 12, и тот отправился в Хорасан из-за уклонения (от правильного пути) Кутейбы ибн Муслима 13, сопротивления его Сулейману и убиения его Ваки ибн Абу-Судом ат-Темими. В то время, как он направлялся в Хорасан, ему преградил дорогу Сул-тюрк и он (Йезид), написал Сулейману, прося у него разрешения сделать на него (Сула) набег. Ему было разрешено, и он сделал набег на Джилян и Сарию 14, затем подошел [64] к Дихистану 15, а в нем (находился) Сул. Он (Йезид) осадил его (Дихистан), а с ним было большое войско из людей обоих городов 16, людей Сирии и |336| Хорасана. Люди Дихистана выходили и сражались с ними, Йезид усилил (осаду) и отрезал от них провиант. Потом Сул послал к Йезиду и просил у него мира с тем, что тот пощадит его самого, его имущество и семью, а тот сдаст ему город, его население и все, что в нем. Йезид принял это, заключил с ним мир на этих условиях и выполнил их по отношению к нему. Йезид убил 14000 человек из тюрок и оставил там наместника. А Абу-Убейда Ма'мар ибн ал-Мусанна говорит, что Сул был убит, но первое известие более достоверно.
Говорит Хишам ибн ал-Кельби: Йезид прибыл в Джурджан и население его (Джурджана) встретило его с данью, о которой с ними согласился Са'ид ибн ал-Ас 17 и он (Йезид) принял ее. Потом население Джурджана восстало и нарушило обязательство; он (Йезид) послал туда Джахма ибн Захра ал-Джу'фи, и он завоевал его (Джурджан). Он (Хишам) говорит: и говорят, что он (Йезид) прибыл в Мерв и остался там на зиму, потом сделал набег на Джурджан с (войском в) 120000 человек из людей Сирии, Джезиры 18, обоих городов и Хорасана.
Рассказал мне Али ибн Мухаммед ал-Мадаини, он сказал: Йезид ибн ал-Мухаллаб пробыл в Хорасане зиму, потом сделал набег на Джурджан, а в нем (Джурджане) была стена из жженого кирпича 19, которой они защищались от тюрок, один из концов ее уходил (в море); потом тюрки овладели ею (стеной) и назвали своего царя Сул. И Йезид сказал: “Да посрамит аллах Кутейбу, он оставил этих, а они в яйце арабов 20, и хотел сделать набег на Китай” или, сказал он (Йезид): “сделал набег на Китай”. В Хорасане Йезид оставил Махлада ибн Йезида. Он (ал-Мадаини) сказал: “Когда он (Йезид) прибыл в Джурджан, то нашел, что Сул уже остановился в ал-Бухейре 21, и он (Йезид) осаждал ее 6 месяцев и сражался с ними несколько раз. И он (Сул) стал просить мира с тем, что пощадят его самого, его имущество и 300 человек его домочадцев и что он отдаст ал-Бухейру со всем, что в ней, и он (Йезид) заключил с ними мир. Потом он (Йезид) прибыл в Табаристан, а в Дихистане и Баясане оставил правителем Абдаллаха ибн Ма'мара ал-Яшкури с 4000 (воинов). Он (Йезид) послал сына своего Халида ибн Йезида и своего брата Абу-Уяйну ибн ал-Мухаллаба против испехбеда 22, но тот разбил их обоих и гнал их до лагеря Йезида. Испехбед написал марзбану 23, |337| или, как говорят, марузбану. “Мы убили спутников Йезида, убей же ты тех, кто в твоей стороне из арабов”. И он (марзбан) убил Абдаллаха ибн Ма'ара ал-Яшкури и тех, кто был с ним, в то время как они беспечно (находились) в своих жилищах. Весть об этом дошла до Йезида, и он послал Хайяна, [65]клиента (маула) 24 Маскалы, а он был из дейлемитских пленников, и тот сказал испехбеду: “Я человек твой и (склонен) к тебе, хотя нас и разделяет религия. Я не уверен, что против тебя не придет от эмира правоверных и из войск Хорасана такое (войско), что ты не сможешь ему противостоять. Я посетил для тебя Йезида и нашел его склонным к миру”. И он заключил с ним мир и обманывал его до тех пор, пока Йезид не согласился на 700 000 диргемов и 400 вьюков шафрана. И сказал ему испехбед: “Десять (вьюков) по весу за шесть”. Он же (Йезид) сказал: “Нет, за семь”. Тот не согласился. И сказал Хайян: “Я возьму на себя разницу между этими весами”, и принял ее на себя. А Хайян был одним из благороднейших и великодушнейших клиентов: кунья 25 его была Абу-Ма'мар.
Говорит ал-Мадаини: Йезид узнал, что население Джурджана нарушило договор и не выполнило обязательства, и он отправился туда снова; когда марзбан узнал о его приближении, он отправился в Ваджах и укрепился в нем, а вокруг него большие заросли. Он (Йезид) простоял около него 7 месяцев, не будучи в состоянии что-нибудь сделать, и они (джурджанцы) сражались с ним (Йезидом) несколько раз, и он установил против него (Ваджаха) осадные машины. Потом один человек указал им (арабам) дорогу в их крепость и сказал: “Необходимы кожаные лестницы”. Йезид назначил (для этого) Джахма ибн Захра ал-Джу'фи и сказал (ему): “Если ты будешь побежден живым, то не будь побежден мертвым” 26. Йезид приказал поджечь дрова 27; это испугало их, и некоторые из них вышли, но потом вернулись (обратно), а (в это время) Джахм достиг крепости и с ним сражались люди, находившиеся у ворот ее; он оттеснил их от них (ворот), и вскоре, после заката, враги услышали такбир 28 позади себя. Крепость была взята, и они сдались на милость Йезида; Джахм отвел их к реке Джурджана и стал убивать их, пока кровь не наполнила реку и не стала течь в ней; и он построил город Джурджан. Йезид отправился в Хорасан и получил дары, потом назначил правителем Хорасана своего сына Махлада, отправился к Сулейману и написал, что с ним 25 000 000 диргемов; это письмо попало в руки Омара ибн Абд-ал-азиза, 29 и он арестовал из-за этого Йезида и посадил его в тюрьму...
(Йезид) 30 отправился к Джурджану, а население его нарушило договор |338| и убило его наместника. Он послал впереди себя Джахма ибн Захра ибн Кайса ал-Джу'фи, и тот вошел в город, в то время как население его было [66] беспечно и не ожидало опасности; к нему присоединился Ибн ал-Мухаллаб 31 и убил (много) народа из населения его, взял в плен их семьи, распял тех, кого убил по правой и левой стороне дороги и оставил правителем его (Джурджана) Джахма. Он (Джахм) наложил на жителей его джизью 32 и харадж 33, и владычество его стало тяжелым для них.
Завоевание арабами Хорасана
И Ибн Амир 34 послал Йезида ал-Джураши — Абу-Салима ибн Йезида — на. волость (рустак) Зам 35 из округа (Нишапура), и он взял его силой и взял также Бахарз, а это волость Нишапура, и Джувейн, и взял (много) пленных. И Ибн Амир послал ал-Асвада ибн Кульсума ал-Адави из (племени) Ади ар-Рибаб, а он был благочестивым человеком, на Бейхак, а это волость Нишапура; он вошел в один из садов жителей его (Бейхака) через брешь, которая была в нем и с ним вошел отряд мусульман, а враги заняли за ним эту брешь. Ал-Асвад сражался, и был убит он и те, кто был с ним. И взял на себя командование людьми после него Адхамибн Кульсум; он победил (врага) и взял Бейхак. Ал-Асвад (перед смертью) просил господа, чтобы он воскресил его из желудка диких зверей и птиц. И не похоронил его брат его, и были похоронены только погибшие его спутники. Ибн Амир взял Бушт 36 из (округа) Нишапура, Ашбанд, Рухх, Зава, Хаф, Исфараин и Аргиан из округа Нишапура, потом подошел к Абрашахру, а это сам город Нишапур, и осаждал его несколько месяцев. А каждой четвертью (руб') 37 его (Нишапура) управлял человек, уполномоченный на это. Управлявший одной из этих четвертей стал просить пощады с тем, что он впустит мусульман в город (медина), и сдаст его им. Он впустил их туда однажды ночью, и они открыли ворота, а марзбан его (Нишапура) заперся в цитадели и стал просить пощады с тем, что он заключит мир для всего Нишапура с обязательством уплаты какой-либо суммы. (Ибн Амир) заключил с ним мир (с условием уплаты). 1 000 000 диргемов или, как говорят, 700000. И он (Ибн Амир) назначил правителем Нишапура, когда взял его, Кайса ибн ал-Хейсама ас-Сулами. Ибн Амир послал Абдаллаха ибн Хазима ас-Сулами в Хумрандиз 38, из (округа) Несы 39, а это сельская местность (рустак) 40, он взял его, и к нему [67] явился владетель Несы и заключил с ним мир (с условием уплаты) 300 000 диргемов, или, как говорят (с условием) обложения земли хараджем с тем, что они (арабы) не будут никого убивать и брать в плен. И явился к Ибн Амиру Бахмана, глава (азим) 41 Абиверда, 42 и заключил с ним мир с условием уплаты 400 000, и говорят, что Ибн Амир отправил туда в (Абиверд) Абдал лаха ибн Хазима и он заключил мир с жителями его с условием уплаты 400 000 диргемов. Абдаллах ибн Амир послал. Абдаллаха ибн Хазима |405| к Серахсу, и он сражался с ними (жителями его). Потом Задуйе, марзбан его, стал просить мира с условием пощады 100 человек и с тем, что он отдаст женщин. Дочь его досталась по жребию Ибн Хазиму, он взял ее себе (в жены) и назвал Маиса, и Ибн Хазим завладел Серахской землей. И говорят, что он заключил с ним (Задуйей) мир (с условием) пощадить 100 человек, и тот перечислил ему 100 (человек) и не назвал самого себя; он (Ибн Хазим) убил его и вошел в Серахс силой. Ибн Хазим послал из Серахса Йезида ибн Салима, клиента Шерика ибн ал-А'вара, в Кейф и Бабна 43, и он взял их 44...
Марзбан Мерва Шахиджана послал (посла) с просьбой о мире, и Ибн Амир послал в Мерв Хатима ибн aн-Ну'мана ал-Бахили, а он заключил с ним мир (с условием уплаты) 2 200 000 диргемов, а некоторые говорят — 1000000 диргемов и 200 000 джерибов 45 пшеницы и ячменя. И говорят некоторые, что (с условием уплаты) 1000000 и 200000 укийе 46 и было в договоре, что они предоставляют мусульманам места в своих жилищах 47 и что они берут на себя распределение дани между собой, а мусульмане должны |406| будут только получать ее. Весь округ Мерва (был завоеван) без боя, кроме селения в нем, называемого Синдж 48, а оно взято силой.
А Абу-Убейда говорит, что он заключил с ними мир с (условием) доставки мальчиков, девочек, лошадей и имущества; у этого народа не было тогда денег, и весь харадж был таков до правления Йезида ибн Му'авии, 49 а он перевел его в деньги.
Абдаллах ибн Амир послал ал-Ахнафа ибн Кайса по направлению в Тохаристану, и он прибыл в место, которое называется замок ал-Ахнафа 50, а это [68] крепость (округа) Мерверуда 51, к ней принадлежит большая волость, известная под именем волость ал-Ахнафа и называющаяся Шакк-ал-Джураз. Он осадил его жителей, и они заключили с ним мир (с условием уплаты) 300 000 диргемов. И ал-Ахнаф сказал: “Я заключаю с вами мир с тем, что человек из нас войдет в замок, произнесет азан 52 и будет наблюдать за вашей молитвой, пока не уйдет. Они согласились, и этот мир был (миром) для всей волости. Ал-Ахнаф направился к Мерверуду, осадил его жителей, и они сильно сражались с ним; мусульмане разбили их и заставили их войти в крепость. Марзбан же был одним из сыновей Базама 53, правителя Йемена, или родственников его, и он написал ал-Ахнафу, что его призывает к миру принятие Базамом ислама” и он (ал-Ахнаф) заключил с ним мир (с условием уплаты) 60000. А ал-Мадаини говорит: Некоторые говорят — 600000. У ал-Ахнафа была конница, которая отправилась в набег, она взяла волость, называющуюся Баг 54, и угнала оттуда скот, а мир был после этого.
Говорит Абу-Убейда: ал-Ахнаф сражался с жителями Мерверуда несколько раз, потом он (однажды) прошел мимо человека, варившего (что-то) в котле или месившего тесто для своих товарищей, и услышал, как он говорил: “Эмиру надо напасть на них с одной стороны — со (стороны) входа в ущелье”. Он (ал-Ахнаф) сказал самому себе: “То что говорит этот человек — верно”. И он напал на них, оставив Мургаб справа от себя, а горы слева. А Мургаб — река, протекающая через Мерверуд, потом пропадающая в песках и выходящая к Мерву Шахиджану. Он разбил их и тех, кто был с ними из тюрок; они стали просить пощады, и он заключил с ними мир.
И говорит другой (передатчик), а не Абу-Убейда: Собрали люди Тохаристана (войско) против мусульман и соединились люди Джузджана 55, |407| Талькана 56, Фарьяба 57 и те, кто вокруг них, их число достигло до 30000 и к ним пришли люди Саганиана 58, а они (живут) на восточной стороне реки. Ал-Ахнаф же вернулся в свой замок 59, и население его оказалось верным ему. Он вышел однажды ночью и услышал, что люди в одной из палаток разговаривают и что один человек сказал: “Правильный план для эмира, это чтобы он направился к ним (врагам) и сразился с ними там, где встретится с ними”, но человек, разжигавший огонь под своим хазиром 60 или месивший тесто, сказал: “Это не есть верный план, верный же план — это чтобы он занял (местность) между Мургабом и горами, так чтобы Мургаб был справа. от него, а горы слева; как бы ни были многочисленны враги, он встретит только столько же врагов, сколько воинов у него (самого)”. Он (ал-Ахнаф) [69] нашел это верным и поступил так, а с ним было 5000 (человек) мусульман — 4000 арабов и 1000 иранцев-мусульман 61. Они сошлись, и oн потряс своим знаменем, он напал, и они напали. Царь Саганиана устремился к ал-Ахнафу и замахнулся на него копьем, ал-Ахнаф выхватил копье из его руки и сражался сильным сражением. Он убил трех из тех, при которых были барабаны — он выбирал тех, у кого были барабаны и убивал их. Потом аллах поразил неверующих, и мусульмане убивали их мучительной смертью и ударяли оружием куда хотели. Ал-Ахнаф вернулся в Мерверуд. Часть врагов бежала в Джузджан, и ал-Ахнаф послал против них ал-Акра ибн Хабиса ат-Темими с конницей. . . Неверные были разбиты, и они взяли Джузджан силой... И взял ал-Ахнаф Талькан миром и взял Фарьяб, (а другие) напротив, говорят: Взял его Умейр ибн Ахмар. Потом ал-Ахнаф направился |408| к Балху, а это город тохаров 62. Жители его заключили с ними (арабами) мир с условием уплаты 400000 и говорят (другие) — 700 000; последнее вернее. Он назначил правителем Валха Асада ибн ал-Муташаммиса, а затем пошел к Хорезму, который целиком орошается рекой (Джейхуном) и главный город которого на восточной (стороне). Он не смог взять его, вернулся в Балх, а Асад уже собрал (установленное по) миру...
(Говорят), что потом Ибн Хазим подделал грамоту от имени Ибн Амира и стал править Хорасаном, в нем собрались скопища тюрок 63, и он их рассеял, потом он прибыл в Басру перед убийством Османа 64.
Говорят (передатчики): Махуйе, марзбан Мерва, прибыл к Али ибн Абу-Талибу 65, во время его халифата, когда он был в Куфе, и он (Али) написал для него (грамоту) дехканам 66, всадникам (асавира) 67 и старостам деревень, (дехсаларап), чтобы они платили ему джизью. Хорасан вышел из повиновения им (арабам), и он (Али) послал Джа'ду ибн Хубейру ал-Махзуми, а мать его была Умм Хани, дочь Абу-Талиба, но тот не (смог) завоевать |409| его (Хорасан). И Хорасан оставался в состоянии смуты до убийства Али. Говорит Абу-Убейда: Первым правителем, назначенным Али в Хорасан, был Абд-ар-рахман ибн Абза, клиент (племени) хуза'а, потом Джа'да ибн Хубейра ибн Абу-Вахб ибн Амр ибн Аиз ибн Имран ибн Махзум.
Говорят (передатчики): Му'авия ибн Абу-Суфьян 68 назначил правителем Хорасана Кайса ибн ал-Хейсама ибн Кайса ибн ас-Салта ас-Сулами 69, но он не противодействовал людям, нарушавшим договор, и брал поборы с соблюдавших мир. Он правил им (Хорасаном) год или около того, потом (Муавия) отозвал его и назначил Халида ибн ал-Му'аммара, но он умер [70] в замке Мукатил или Айн ат-Тамре. Говорят, что Му'авия раскаялся в том, что назначил его и подослал ему отравленную одежду; и, говорят, нет, ему в ногу попал кусок стекла и у него текла кровь, пока он не умер. Потом Му'авия отдал Хорасан вместе с Басрой Абдаллаху ибн Амиру, а Ибн Амир назначил в Хорасан Кайса ибн ал-Хейсама ас-Cулами, а в это время жители Вадгиса, Герата, Вушенджа 70 и Балха 71 нарушили договор. Он отправился в Валх и разрушил Наубехар 72; он поручил это (дело) Ата ибн ас-Саибу, клиенту племени лейс, а он был слабосильным (хашал), его звали Ата ал-Хашал. Он (Ата) построил мосты на трех каналах в фарсахе от Балха и (о них) говорят: мосты Ата. Потом жители Валха стали просить мира и возвращения к покорности, и Кайс заключил с ними мир; потом он прибыл к Ибн Амиру, а тот велел дать ему сто ударов и посадил в тюрьму. Правителем был назначен Абдаллах ибн Хазим; а жители Герата, Бушенджа и Вадгиса послали к нему просить о пощаде и мире, и он заключил с ними мир и послал Ибн Амиру деньги. В 45 (= 665) г. Зияд ибн Абу-Суфьян 73 стал правителем Басры и назначил Умейра ибн Ахмара правителем Мерва, Хулейда ибн Абдаллаха ал-Ханафи правителем Абрашахра, Кайса ибн ал-Хейсама правителем Мерверуда, Талькана и Фарьяба и Нафи ибн Халида ат-Тахи из племени азд 74 правителем Герата, Вадгиса, Бушенджа |410| и Кадиса из (округа) Анваран 75. Умейр был первым, кто поселил арабов в Мерве. Потом Зияд назначил правителем Хорасана ал-Хакама ибн Амра ал-Гифари 76, а он был (человеком) воздержным и сподвижником (пророка). (А произошло это) только потому, что Зияд сказал своему хаджибу 77 по имени Фил: “Приведи мне ал-Хакама”, подразумевая ал-Хакама ибн Абу-л-Аси ас-Сакафи, а Умм Абдаллах, дочь Османа ибн Абу-л-Аси, была (замужем) за ним (Зиядом). А он (хаджиб) привел к нему ал-Хакама ибн Амра; когда он (Зияд) увидел его, возблагодарил аллаха и сказал: “Это человек праведный, из сподвижников посланника аллаха, да благословит его аллах и да приветствует”, и назначил его в Хорасан. Он (ал-Хакам) умер там в 50 (= 670) г.; ал-Хакам был первым, кто сотворил молитву в Маверанпахре. Рассказал мне Абу-Абд-ар-рахман ал-Джу'фи: “Я слышал, как Абдаллах [71]ибн ал-Мубарак 78 говорил одному человеку из жителей Саганиана, который вместе с нами собирал хадисы: “Знаешь ли ты, кто завоевал твою страну?” Тот сказал: “Нет”. Он сказал: “Ее завоевал ал-Хакам ибн Амр ал-Гифари”.
Потом, в 51 (= 671) г., Зияд ибн Абу-Суфьян назначил в Хорасан ар-Раби ибн Зияда ал-Хариси 79 и отправил вместе с ним 50 000 (человек) с семьями, из жителей обоих городов (Басры и Куфы). Среди них был Абу-Абдаллах Бурейда ибн ал-Хусейб ал-Аслами, он умер в Мерве во времена Йезида ибн Му'авии. И среди них был также Абу-Варза Абдаллах ибн Надла ал-Аслами, и он умер там. Он поселил их по эту сторону реки (Джейхуна) 80. Ар-Раби первый приказал войску помогать друг другу. Когда он узнал об убийстве Худжра ибн Ади ал-Кинди 81, его огорчило это, он стал призывать смерть, начал хиреть с того дня и умер; это было в 63 (= 672) г. Он оставил вместо себя его сына, Абдаллаха; он (Абдаллах) сражался с жителями Амуля, а это Амуйе 82, и Земма 83, потом заключил с ними мир и вернулся в Мерв. Он пробыл там два месяца, а потом умер. Зияд умер, а Му'авия назначил Убейдаллаха ибн Зияда 84 правителем Хорасана; ему было 25 лет...
Потом Му'вия назначил в Хорасан Са'ида ибн Османа ибн Аффана 85. |411| А Кусам ибн ал-Аббас ибн Абд-ал-мутталиб 86 был при Са'иде ибн Османе |412| и скончался в Самарканде, или, как говорят, был убит там. Са'ид пытался взять деньги у того, кто заведывал при нем хараджем |413| Хорасана, а Му'авия послал человека, который встретил его у Хулвана 87 В взял у него деньги; заведовал им (хараджем) при нем Аслам ибн Зур'а, или, как говорят: Исхак ибн Тальха ибн Убейдаллах. Му'авия опасался, что Са'ид отложится и поэтому поспешил его отозвать. Потом Му'авия назначил в Хорасан Абд-ар-рахмана ибн Зияда 88, а он был благородным. И умер Му'авия, а он управлял им (Хорасаном), потом Йезид ибн Му'авия назначил Салма ибн Зияда, с ним заключили мир жители Хорезма с (условием уплаты) 400000, и они доставили ему их...
Когда же умер Йезид ибн Му'авия, люди стали возмущаться Салмом и говорить: “Плохо задумал сын Сумейи 89, когда решил, что будет эмиром над нами и в единении и в раздоре”, подобно тому, что говорили брату его Убейдаллаху ибн Зияду в Басре. Он уехал из Хорасана к Абдаллаху ибн аз-Зубейру 90, а тот заставил его уплатить 4000000 диргемов и посадил его [72]в тюрьму. И говорил Салм: “О если бы я поехал в Сирию и не погнушался |414|служить брату моему Убейдаллаху ибн Зияду; лучше б я обмывал ему ноги и не пошел к Ибн аз-Зубейру. Он оставался в Мекке до тех пор, пока ал-Хаджжадж ибн Юсуф 91 не окружил Ибн аз-Зубейра; (тогда) он сделал дыру в стене тюрьмы и бежал к ал-Хаджжаджу, а потом к Абд-ал-мелику 92. Абд-ал-мелик сказал ему: “Клянусь аллахом, если бы ты оставался в Мекке, не было бы там правителя, кроме тебя, и не было бы там над тобой эмира”. И он назначил его правителем. Хорасана; он прибыл в Басру и умер там.
Говорят (передатчики): Абдаллах ибн Хазим ас-Сулами встретил Салма ибн Зияда в Нишапуре при отъезде его из Хорасана; Салм написал ему грамоту на Хорасан и дал ему в пособие 100000 диргемов. И собралась большая толпа из (племен) бекр ибн ваил и других и стали говорить: “Почему эти пожирают Хорасан без нас”. Они напали на обоз Ибн Хазима, но те сражались с ними и отбили их. Сулейман ибн Марсад, из потомков Са'да ибн Малика ибн Дубей'а ибн Кайса ибн Са'лабы ибн Укабы ибн ар-Марасида ибн Раби'и послал (сказать) Ибн Хазиму: “Если бы тот, кто дал тебе грамоту, которая у тебя, мог оставаться (правителем) Хорасана, то не ушел бы из него и не послал бы тебя”. Сулейман приблизился (к Мерву) и остановился у водопоя Сулеймана, а Ибн Хазим оставался в Мерве, и они сошлись. на том, что напишут Ибн аз-Зубейру и тот, кого он назначит, будет эмиром. Они сделали (так), и через шесть месяцев Ибн аз-Зубейр назначил правителем Хорасана Абдаллаха ибн Хазима, и к нему прибыл с грамотой Урва ибн Кутба. Сулейман отказался признать это и сказал: “Ибн аз-Зубейр не халиф, а, только человек, ищущий убежища в доме (аллаха)”. Ибн Хазим вступил в бой с ним, у него было 6000 человек, а у Сулеймана 15000. Сулейман был убит — его убил Кайс ибн Асим ас-Сулами и отрезал ему голову, и было ранено несколько человек из сторонников Ибн Хазима. Клич (лозунг) Ибн Хазима — “красные не будут побеждены”; клич Сулеймана — “приблизься, о помощь аллаха”. Разбитые (сторонники) Сулеймана собрались к Омару ибн Марсаду в Талькан; Ибн Хазим пошел на него, сразился с ним и убил его. А (племя) раби'а собралось к Аусу ибн Са'лабе в Герат; Ибн Хазим оставил вместо себя своего сына Мусу, и отправился против него (Ауса). И между их сторонниками были стычки, а тюрки воспользовались этим и грабили, доходя до (мест), близких от Нишапура. Ибн Хазим |415| подослал к Аусу кого-то, кто отравил его, и он (Аус) заболел. Они сошлись для боя, и Ибн Хазим возбуждал своих сторонников, говоря: “Сделайте этот день — вашим днем, колите коней копьями в ноздри, а лошадь, которую ранят в ноздри, (обязательно) обратится в бегство”. Они сошлись в сильном бою, и Аус был ранен, a он был (уже до того) болен, и он умер от этой раны через несколько дней. Ибн Хазим назначил своего сына Мухаммеда правителем Герата, а Букейра ибн Вишаха — командующим своей охраной, и Хорасан покорился ему. Потом темимиты напали на Герат и убили Мухаммеда; отец его захватил Османа ибн Бишра ибн ал-Мухтафиза и убил его связанного и убил (еще одного) человека из племени темим. Темимиты собрались, спорили друг с другом и говорили: “Этот (Ибн Хазим) не оставит нас в покое. Так пусть отряд из нас отправится в Тус 93, когда же он выйдет (из Мерва) против них, то те из нас, которые находятся в Мерве, свергнут его”. Бахир ибн Вака ас-Сурейми, из племени темим, отправился в Тус с отрядом, они вошли в крепость, потом перешли в Абрашахр и объявили [73] Ибн Хазима свергнутым. Ибн Хазим отправил свой обоз со своим сыном Мусой в Термез 94, не доверяя его тем, кто был в Мерве из племени темим. К Ибн Хазиму прибыла грамота от Абд-ал-мелика ибн Мервана на правление Хорасаном, а он заставил посла его (Абд-ал-мелика) съесть грамоту и сказал: “Я не встречу аллаха, нарушив присягу сыну апостола после аллаха, и присягнув сыну прогнанного им” 95. Абд-ал-мелик написал Букейру ибн Вишаху и назначил его правителем Хорасана, и Ибн Хазим боялся, что он (Букейр) нападет на него с людьми Мерва. А Букейр сверг Ибн Хазима, забрал оружие и казначейство, призвал жителей Мерва к присяге Абд-ал-мелику, и они присягнули ему. Ибн Хазим направился к своему сыну Мусе, находившемуся в Термезе с его семьей и обозом. Вахир 96 погнался за ним и вступил с ним в сражение вблизи Мерва. Ваки ибн ад-Дауракийя ал-Курей'и, имя его отца было Умейра, а мать была из пленных, взятых при Даураке, и он был прозван по ней, — потребовал свою кольчугу и оружие, надел их, вышел и напал на Ибн Хазима и с ним Бахир ибн Вака. |416| Они ударили его копьями, Ваки сел ему на грудь и сказал: “Мщение за Давилу!” А Давила — брат Ваки по матери, он был клиентом племени курей', и его убил Ибн Хазим. Ибн Хазим плюнул ему в лицо и сказал:
“Да проклянет тебя аллах, разве ты убьешь вождя мударитов за твоего брата — мужика, который не стоит пригоршни финиковых косточек”. И сказал Ваки (стихи):
Отведай, о сын Аджла; того, чего
ты заставил меня отведать.
И не думай, что я был безразличен к
этому.
Аджла — мать Ибн Хазима, кунья его была Абу-Салих, а кунья Ваки ибн ад-Дауракийи — Абу-Раб'а. Он (Ваки) убил вместе с Абдаллахом ибн Хазимом двух его сыновей, Анбасу и Яхью, и ранил Тахмана, клиента Ибн-Хазима, а он — дед Я'куба ибн Дауда, секретаря эмира правоверных ал-Махди 97 после Абу-Убейдаллаха. Букейру ибн Вишаху принесли голову Ибн Хазима и он послал ее Абд-ал-мелику ибн Мервану, а тот выставил ее в Дамаске. И они отрезали его правую руку и послали ее сыновьям Османа ибн Бишра ибн ал-Мухтафиза ал-Музани. Ваки был (человеком) грубым, с большим телом, однажды он молился, а перед ним находилась трава, и он стал есть ее. Ему сказали: “Как ты ешь во время молитвы?” Он ответил: “Аллах не запрещал травы, которую он вырастил водой небес на сырой земле”. Он пил вино, его упрекнули в этом, и он сказал: “Вы упрекаете меня из-за вина, а оно очищает мою мочу и делает ее подобной серебру”.
Говорят (передатчики): разгневались некоторые люди за Ибн Хазима и началась смута. (Одна) партия пошла за Букейром ибн Вишахом, а (другая) партия — за Бахиром. Вожди людей Хорасана и лучшие из них написали Абд-ал-мелику ибн Мервану, сообщая ему, что Хорасан (может) избавить от смуты только человек из корейшитов. Он (Абд-ал-мелик) назначил правителем Хорасана Умейю ибн Абдаллаха ибн Халида ибн Асида ибн Абу-л-Иса ибн Умейю 98, тот назначил Букейра ибн Вишаха правителем Тохаристана, а потом послал его в поход на Мавераннахр. Потом Умейя [74] решил сделать набег на Бухару, а потом пойти на Мусу ибн Абдаллаха. ибн Хазима, (находившегося) в Термезе. Букейр же отправился в Мерв, арестовал сына Умейи, посадил его в тюрьму и призвал людей к свержению Умейи. Они поддержали его; Умейя узнал об этом, заключил мир с населением |417| Бухары (с условием уплаты) небольшой дани, изготовил суда, (так как) Букейр перед этим сжег их 99, вернулся и оставил Мусу ибн Абдаллаха. Он прибыл (в Мерв), и Букейр сражался с ним, потом заключил с ним мир, с тем что тот (Умейя) назначит его правителем того округа, который он пожелает. Потом, после этого, Умейя узнал, что он (Букейр) пытается его свергнуть, и велел арестовать его, когда он войдет в свой дом; он вошел туда и был арестован. (Умейя) велел посадить его в тюрьму; на него набросился Бахир ибн Вака и убил его. Умейя сделал набег на Хутталь 100, а они (жители Хутталя) нарушили договор после того, как с ними заключил мир Са'ид ибн Осман и завоевал его. Потом ал-Хаджжадж ибн Юсуф стал правителем Хорасана вместе с обоими Ираками 101 и назначил в 79 (= 698) г. в Хорасан ал-Мухаллаба ибн Абу-Суфру 102, а имя его (Абу-Суфры) — Залим ибн Саррак ибн Субх ибн ал-Атик из (племени) азд; кунья его была Абу-Са'ид. Он сделал много набегов, завоевал Хутталь, который перед этим отложился, взял Ходженд 103, и Согд 104 заплатил ему дань, сделал набег на Кеш 105 и Несеф 106, вернулся и умер в Загуле в (округе) Мерверуда, от плеврита; причиной его болезни было горе по сыну его ал-Мугире ибн ал-Мухаллабе. Ал-Мухаллаб оставил вместо себя своего сына Йезида ибн ал-Мухаллаба; тот сделал много набегов и завоевал Вуттам 107 руками Махлада ибн Йезида ибн ал-Мухаллаба. Ал-Хаджжадж назначил Йезида ибн ал-Мухаллаба правителем...
Йезид сделал набег на Хорезм и взял пленных, он одел войско в одежды пленных, а те умерли от холода. Потом ал-Хаджжадж назначил правителем (Хорасана) ал-Муфаддала ибн ал-Мухаллаба ибн Абу-Суфру, и он завоевал Бадгис, который перед тем отложился, Шуман и Ахарун 108, захватил добычу и разделил ее между людьми.
|419| Говорят (передатчики): Потом ал-Хаджжадж назначил правителем Хорасана Кутейбу ибн Муслима ал-Бахили...
|420| Потом, в 87 (=706) г., Кутейба сделал набег на Бейкенд 109, а при нем был Низак. переправился из Земма в Бейкенд, а это ближайшее место Бухары от реки 110... [75] Голову Кутейбы принесли Ваки 111, а он послал ее Сулейману с Салитом |424| ибн Атией ал-Ханафи. Люди хотели разграбить (племя) бахила 112, но он (Ваки) удержал. Ваки написал Абу-Миджлазу Лахику ибн Хумейду, назначая его правителем Мерва; он принял это, и люди были им довольны. Кутейбе в день смерти было 65 лет. Когда он был убит, разошлись те, кто были в Хорасане, и им (Хорасаном) стал управлять Ваки ибн Абу-Суд. Сулейман хотел назначить его правителем, но ему сказали: “Ваки возвышается благодаря смуте и падает благодаря согласию, он груб и у него |425| свойства бедуина”. А Ваки приказывал подать себе таз и мочился на глазах у людей. Он оставался 9 месяцев до прибытия Йезида ибн ал-Мухаллаба, а он (Йезид) был в Ираке, и Сулейман написал ему, чтобы он отправился в Хорасан и послал ему грамоту на него. Йезид назначил своего сына Махлада, а тот потребовал отчета у Ваки, посадил его в тюрьму и сказал ему:
“Отдай деньги аллаха”, тот ответил: “Разве ты стал казначеем аллаха? . .”
Говорит Абу-Убейда Ма'мар ибн ал-Мусанна: Передают, что Абу-Хакан Абдаллах ибн Абдаллах ибн ал-Ахтам написал ал-Хаджжаджу донос на Кутейбу и сообщил ему о деньгах, которые попали к нему. А он (Абдаллах) был в то время заместителем Кутейбы в Мерве — Кутейба, когда уходил в поход, оставлял его вместо себя в Мерве. Во время похода на Бухару и близкие к ней (места), а он (Кутейба) оставил его вместо себя, к нему (Кутейбе) пришел Башир, один из потомков ал-Ахтама и сказал ему: “Ты доверился Абдаллаху, а он завистник, и мы не уверены, что он (не попытается) отставить тебя и не навредит нам”. Он (Кутейба) ответил: “Ты говоришь это из зависти к своему двоюродному брату”. Он (Башир) сказал:
“Так пусть это будет мне извинением, а если это (окажется) так (как я сказал), ты простишь меня”. Он (Кутейба) ушел в поход, и он (Абдаллах) написал то, что написал ал-Хаджжаджу, а ал-Хаджжадж вложил его письмо в свое письмо Кутейбе. Посол доехал до почтовой станции Мерва и проехал через него, не зайдя к Абдаллаху. Он (Абдаллах) почувствовал недоброе и бежал. Он прибыл в Сирию и некоторое время ходил с тюком на шее и продавал вино и полотняные ткани 113. Потом он наложил тряпку и кусок ваты на один глаз и завязал его, получил кунью Абу-Тина и продавал оливковое масло. Он оставался в таком положении до смерти ал-Валида ибн Абд-ал-мелика. (Когда) Сулейман стал (халифом), он (Абдаллах) бросил эту грязь и тряпку и сказал речь, поздравляя Сулеймана и нападая на |426| ал- Хаджжаджа и Кутейбу, а они оба присягали Абд-ал-азизу ибн ал-Валиду 114 и отказывались подчиниться Сулейману. И люди говорили, расходясь:
"Абу-Тина, продавец масла — красноречивейший из людей". Когда Кутейба получил письмо Ибн Ахтама ал-Хаджжаджу, а он уже ускользнул от него, он (Кутейба) набросился на племянников и сыновей его (Абдаллаха), одним из них был Шейба Абу-Шабиб, и убил 9 человек из них, среди них Башира. Башир сказал: “Вспомни мое извинение перед тобой”. Он (Кутейба) ответил:
“Ты поставил одну ногу вперед, а другую оставил позади, о враг аллаха!” и убил их всех. А Ваки ибн Абу-Суд перед этим был предводителем племени темим в Хорасане, Кутейба отставил его и назначил человека из племени дирар-ад-дабб. И он (Ваки) сказал, когда он (Кутейба) убил их: “Да убьет меня аллах, если я не убью его”. Они не нашли его, и он не совершил молитвы в полдень и перед вечером. Ему сказали: “(Почему) ты не молишься?” Он ответил: “Как я буду молиться богу. Он (Кутейба) убил (людей) из нас, [76] большинство их — дети, и он (бог) не разгневался за них”. Говорит Абу-Убейда: Кутейба совершил набег на г. Фил 115 и взял его. Его (перед тем) взял Умейя ибн Абдаллах ибн Халид ибн Асид, потом они (жители города) отложились, против них ходил Йезид ибн ал-Мухаллаб и не смог (взять его)...
Говорят (передатчики): И когда стал халифом Омар ибн Абд-ал-азиз, он написал царям Мавераннахра 116, призывая их принять ислам, и некоторые из них приняли его. Правителем Хорасана при Омаре был ал-Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками 117. Он арестовал Махлада ибн Йезида и должностных лиц (назначенных) Йезидом и посадил их в тюрьму. Ал-Джаррах послал Абдаллаха ибн Ма'мара ал-Йашкури в Мавераннахр, он углубился во вражескую страну и думал вступить в Китай; его окружили тюрки, он заплатил им выкуп, спасся и прибыл в Шаш 118. Омар снял харадж с тех, кто принял ислам в Хорасане, назначил жалованье принявшим ислам и строил ханы 119. Потом Омар узнал о склонности ал-Джарраха к одной из партии, а он писал ему: “Людей Хорасана исправит только меч”. Он (Омар) не согласился с этим. |427| и отозвал его, а за ним (ал-Джаррахом) был долг, и он заплатил его. (Омар) назначил Абд-ар-рахмана ибн Ну'айма ал-Гамиди управлять военными силами Хорасана, а Абд-ар-рахмана ибн Абдаллаха ал-Кушейри управлять его хараджем. Говорит (передатчик): А ал-Джаррах ибн Абдаллах приготовлял серебряные и золотые слитки разного веса и клал их под ковер, там где он заседал, и когда входил к нему кто-нибудь из его братьев или уважаемых им (людей), он кидал каждому из них столько, сколько тот заслуживал. Потом вступил на престол Йезид ибн Абд-ал-мелик 120 и назначил Масламу ибн Абд-ал-мелика 121 правителем Ирака и Хорасана, а Маслама назначил в Хорасан Са'ида ибн Абд-ал-азиза ибн ал-Хариса ибн ал-Хакама ибн Абу-л-Аси ибн Умейю 122. Этот Са'ид был прозван Хузейна 123, потому что один из дехкан Мавераннахра пришел к нему, а на нем (Са'иде) были желтые одежды, и он распустил волосы. Тот (дехкан) сказал: “Это Хузейна”, подразумевая — дехканка. Са'ид был зятем Масламы но его дочери...
Группа вождей людей Хорасана отправились к Масламе с жалобой на Са'ида, и он (Маслама) отозвал его и назначил в Хорасан Са'ида ибн Амра ал-Хараши 124. Когда он (Са'ид ибн Амр) прибыл туда, он велел своему секретарю прочесть грамоту его (Са'ида), а сам он говорил неправильно. Са'ид же (ибн Абд-ал-азиз) сказал: “О люди! Эмир не причастен к этим ошибкам, которые вы здесь слышали”. Он (Са'ид ибн Амр) послал (посла) в Согд, призывая их (согдийцев) к покорности и возвращению (к исламу), и воздер жался [77] от войны с ними, пока не прибыли их послы с (заявлением о том), что они против него. Он медленно пошел против них, а от главаря их ушли 10000 человек и отделились от них, (выказав) склонность к повиновению. Ал-Хараши взял все крепости Согда и получил у врагов то, что его удовлетворило. Йезид ибн Абд-ал-мелик сделал своим наследником Хишама |428| ибн Абд-ал-мелика 125 и ал-Валида ибн Йезида 126 после него. Когда же умер Йезид ибн Абд-ал-мелик и Хишам стал (халифом), он назначил правителем Ирака Омара ибн Хубейру ал-Фазари 127, а тот отозвал ал-Хараши и назначил правителем Хорасана Муслима ибн Са'ида. Он (Муслим) ходил в поход против афшина 128 и заключил с ним мир (с условием присылки) 6000 человек и сдачи его крепости, потом вернулся в Мерв. И он назначил правителем Тохаристана Насра ибн Сейяра 129; ему (Насру) сопротивлялась группа арабов, и он сражался с ними. Потом их помирили посредники, и они подчинились. (Потом) Хишам назначил правителем Ирака Халида ибн Абдаллаха ал-Касри 130, а он назначил в Хорасан своего брата Асада ибн Абдаллаха...
Потом Асад уехал из Хорасана и оставил управлять им ал-Хакама ибн Авану ал-Келби. Хишам же назначил правителем Хорасана Ашраса ибн Абдаллаха ас-Сулами 131, а при нем был секретарь из набатейцев 132, имя его было Умейра и кунья Абу-Умейя. Он прикрашивал для него плохое 133. Ашрас |429| увеличил налоги (вазаиф) Хорасана, легкомысленно поступал с дехканами, призвал людей Мавераннахра к исламу и велел освободить от джизьи тех, кто принял ислам. Они поспешили принять ислам, и харадж пришел в расстройство. Когда Ашрас увидел это, он стал брать сумму, условленную по мирному договору. Они возмутились этим и испугались его, и за них рассердился Сабит Кутна ал-Азди. Его прозвали Кутна (вата), потому что глаз его был выбит, и он клал на него вату. Ашрас послал против них кого-то, кто рассеял их толпища и взял Сабита. Он (Ашрас) посадил его в тюрьму, потом освободил его на поруки и послал в какой-то поход; против него выступили тюрки и убили его. В 112 (= 730) г. Хишам назначил лравителем Хорасана ал-Джунейда ибн Абд-ар-рахмана ал-Мурри 134. Он встретил тюрок и сразился с ними. Он послал своих разведчиков, и они захватила сына хакана, в то время как он охотился пьяный, взяли его и привели к ал-Джунейду ибн Абд-ар-рахману, а тот послал его к Хишаму. Он (ал-Джунейд) сражался с тюрками 135, пока не прогнал их, и написал Хишаму, прося у него подмоги, а тот послал ему Амра ибн Муслима с 10000 [78] человек из людей Басры и Абд-ар-рахмана ибн Ну'айма с 10000 человек из людей Куфы и послал ему 30000 копий и 30000 щитов. Он (Хишам) предоставил ему свободу в распределении жалованья, и он назначил жалованье 15000 человек. Джунейд сделал несколько набегов, и в его правление распространились агитаторы потомков Хашима, и укрепилось их дело. Умер ал-Джунейд в Мерве. Хишам же назначил в Хорасан Асима ибн Абдаллаха ибн Йезида ал-Хилали 136.
|431| Абдаллах ибн Тахир 137 послал своего сына Тахира ибн Абдаллаха в набег на страну гузов 138, и он завоевал места, до которых не доходил никто до него.
(пер. С. Волина)
Текст воспроизведен по
изданию: Материалы по истории туркмен и
Туркмении, Том I. VII-XV вв. Арабские и персидские
источники. М.-Л. АН СССР. 1939
© текст -
Волин С. 1939
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Закиров Р.
2012
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1939