Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Заключение

Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь
(открываются в новом окне)

АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ

ГЮЛИСТАН-И ИРАМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ УРОЖЕНЦАХ ШИРВАНА И СОСЕДНИХ С НИМ ПРОВИНЦИЙ, ОТЛИЧИВШИХСЯ УЧЕНОСТЬЮ И ДРУГИМИ ДОСТОИНСТВАМИ

Дух времени и образованность каждого народа всегда отражаются в литературе и других памятниках. Бесчисленные развалины городов и селений, разбросанные по всему пространству восточной части Кавказского края, святые гробницы апостола Симеона 1 в городе Арране в Карабаге, трех потомков имамов в городах Шемахе, Гандже и Барде и четвертого их потомка в деревне Бюльбюля, святой Биби-Хеибата (Хукейма) — сестры восьмого шиитского имама Ризы в Баку, могила Суфи-Хамида в ширванском Кобыстане и многих других сейидов, шейхов и ученых людей показывают, что этот край был всегда местопребыванием важных как в духовном, к и в ученом отношении людей. Жители, населяющие этот край, являются потомками различных племен, представляющих почти весь род человеческий. Каждое из этих племен оставило здесь следы своих обычаев и нравов и следовательно и в характере здешнего народа соединились все способности, отличающие племена друг от друга. Главным племенем рода человеческого, стоящим выше, как в физическом, так и в нравственном отношении, чем эфиопское и монгольское племена, ученой Европой считается кавказское племя. Если бы политическое спокойствие и надлежащее воспитание позволили бы жителям Кавказа развить свои природные способности, то они достигли бы высокой степени просвещения. Несмотря на беспрерывные войны и опустошения, причиняемые этому краю постоянными столкновениями северных племен с южными, здесь появлялись люди, которые своею ученостью и способностью далеко распространили свою славу. Почти все представители этой страны, перебравшиеся в разные страны, достигли там известности и почестей, а многие из них занимали высокие посты. Очень жаль, что далее 6-го (ХII) века мы не нашли никаких литературных памятников. 400-летнее царствование Минучихра и его потомков было лучшим временем в Ширване в отношении [197] гражданского устройства и спокойствия, С начала правления династии Сефевидов по причине войн между турками и персами здесь происходили большие смятения» Ставший шахом Аббас Великий ввел новый образ управления и порядок, которые держались более ста лет — до конца правления шаха Султан-Гусейна. После него по причине возмущения, вторжений различных войск и походов Надир-шаха против Дагестана все постепенно расстраивалось и приходило к упадку. Независимые ханы, овладевшие разными областями, вели междоусобные и внешние войны и не имели ни времени, ни способов восстановить благоденствие народа.

Пользуясь дошедшими до нас материалами, мы вкратце изложим сведения о жизни и творчестве знаменитых людей этого края с указанием времени, когда они жили.

1. Шейх Абу Абдаллах Али ибн Мухаммад Бакинский (Бакуви) 2. По свидетельству многих историков, отличался в светских и духовных науках. С самых юных лет он учился у знаменитых современников: Шейха Абдаллаха ибн Хафифа 3, Шейха Абу-л Касима Кушайры и других, имел ученые диспуты с известным шейхом Абу Саидом ибн Абу-л-Хайром 4 и многолетнюю связь с, шейхом Абу-л Аббасом Нихавендским, который воздавал должное его познаниям. В конце жизни он уединился от света и жил в пещере близ города Шираза, где его посещали ученнейшие люди Востока. Он умер в 442 (1051) г. Его сочинения до нас не дошли.

2. Девица, известная под именем Мехсети Ганджинская 5. Она родилась в знаменитом доме и была в большом почете при дворе султана Санджара Сельджукского 6. Она отличалась тонкостью вкуса в поэзии и многие из ее стихотворений помещены, в книге Аташ-када 7.

3. Хаким ал-Манави (философ таинств) Шейх Низами Ганджеви, которого звали Абу Мухаммад Илйас ибн Йусуф ибн Заки Муаййад 8 — один из известнейших персоязычных поэтов, вдохновенная поэзия которого выше всякой похвалы и удивления. По общему мнению всех писателей, он не имел равного себе в эротической поэзии. Поэму Вис и Рамин он сочинил для султана Махмуда Сельджукского 9. Хотя некоторые по сходству имен приписывают это творение Низами Арузи 10, но год, в котором была сочинена эта книга, опровергает это мнение. Шейх Низами сначала принадлежал к числу [199] мюридов Ахи Фараджа Зенджанского, но впоследствии, достигнув таинства просвещения души, уединился от света и сам стал учить. Давлат-шах Самарканди в Тазкират aш-шу'ара говорит, что атабек во время посещения его в пустыни застал его сидящим на изорванном войлоке, перед ним лежала книга, а возле чернильницы перо и посох. Государь с благоговением поцеловал его руку и просил благословения 11. После того и Низами изредка посещал Кызыл Арслана, как и сам он говорит об этом в Искендер-наме 12. За сочинение поэмы Хосров и Ширин Кызыл Арслан подарил ему четыре деревни в потомственное владение 13. Он умер в правление Тогрула II ибн Арслана в 576 (1181) г. 14 Его разрушенная ныне великолепная гробница близ города Ганджи существует и поныне. Мирза Адигезал Карабагский, капитан русской службы, ныне восстанавливает ее 15. Близ этой гробницы в 1826 г. происходила знаменитая елизаветпольская битва.

Пять его поэм, известных под именем Хамса, т; е. Пятерица, были собраны после смерти его и изданы в одном томе. Кроме этого произведения, мы имеем еще около 20 тысяч стихов, оставшихся после него 16.

4. Устад аш-шу'ара (Учитель поэтов) Абу-л-Ула Ганджинский 17. О нем мы только знаем то, что он пользовался большими почестями при дворе ширваншаха Минучихра III и был главою тогдашних поэтов. У него учились известные Хакани и Фелеки. Хамдаллах Казвини говорит, что Абу-л-Ула выдал свою дочь за Хакани и что Фелеки, который хотел жениться на ней, обиделся на него. Тогда Абу-л-Ула подарил ему 20 тысяч дерхемов и прибавил, что на эту сумму можно купить 50 тюркских невольниц, из которых каждая будет красивее его дочери. Впоследствии Хакани добился почета и влияния при дворе и славы в народе, гордился этим и стал презирать бывшего учителя. Тогда Абу-л-Ула написал на него известную сатиру.

5. Хиссан ал-Аджам Хакани Ширвани Афдал ад-Дин Бадил ибн Али 18. Отец его был плотником в деревне Малхан, выше города Шемахи. Он сделался известным под именем Хакакки. Потом хакан, т. е. ширваншах Минучихр III назвал его Хакани и это имя перешло в потомство. Ученостью и особым направлением в оной он сделался одним из известнейших и любимейших поэтов. Его творения ставятся в один ряд с самыми лучшими. В конце [200] жизни он стал пренебрегать почестями света и хотел удалиться от двора, но хакан Минучихр, привыкший к его беседам, не согласился на это. Хакани тайно бежал в Байлакан, где был пойман по приказанию Минучихра и был заключен в течение семи месяцев в крепость Шабран, где написал великолепную поэму, в которой видно много жизни и искусства. Выпущенный на волю, он оставил навсегда Ширван и отправился вместе с Джамал ад-Дином Мосуллу в Мекку. В пути он сочинил известную поэму Тухфат ал-Иракайи, т. е. подарок двум Иракам. Смерть его случилась около 590 (1191) г. в Тавризе. Он похоронен на кладбище поэтов в Сурхабе 19.

6. Фелеки (Небесный) Ширвани, один из ученейших людей Персии 20. Собственное его имя Мухаммад. Он был, как мы выше сказали, товарищем Хакани. В юности, подружившись с сыном одного астронома, он пристрастился к астрономии и сделал в этой науке важные успехи, при этом он занимался поэзией и оставил после себя стихотворение в честь ширваншаха Минучихра III.

7. Изз ад-Дин Ширвани, один из видных поэтов своего времени, отличался ученостью, покровительствовал наукам и занимался иногда поэзией, что видно из отрывков, оставшихся после него. Он был современником Хакани 21.

8. Муджир ад-Дин Байлакани в юные годы отправился в Ширван, учился у Хакани и занимался перепискою его творений 22. Влюбившись в одну из его родственниц и получив отказ, он оставил своего учителя и отправился в Азербайджан к атабеку Ильдегизу 23, который управлял делами Сельджукского дома со времени правлений султанов от Мас'уда 24 до Тогрула III 25. Сделавшись приближенным атабека, он через него вошел в доверие к Кызыл Арслану 26 и Тогрулу III и сочинил в их честь много стихотворений.

9. Сейид Зулфугар Ширвани Гусейн ибн Али 27, известен своею ученостью и стихотворениями. Ширванский везир Садр Сайд за одно его стихотворение подарил ему семь харваров шелку (Каждый харвар заключает в себе 50 батманов (харвар — (150 кг)). Впоследствии Сеид Зулфугар отправился в Хорасан к султану Мухаммаду 28 и описал в стихах его историю. Впоследствии атабек Гусейн, [201] везир Абака-хана 29, сына Хулагу-хана Монгольского, принял его под особое свое покровительство. Сейид Зулфугар умер в царствование Абака-хана и похоронен в Тавризе на кладбище поэтов.

10. Абу-Саид Абдал Бакинский, дервиш 30, известный благотворительством и гостеприимством. Он жил возле города Баку. При малых средствах он никогда не отказывал в гостеприимстве и пособии бедным. Из грамот многих государей видно, что доходы с нефтяного колодца и хлебопахотных мест Шубаны и после его смерти тратились на гостеприимство и на содержание служителей при его гробнице. С течением времени по разным смутным обстоятельствам в Ширване мечеть и приемные кельи были разрушены, а могила и его келья засыпаны землей. В 1213 (1817) г. Хаджи Касим-бек, сын Мансур-хана, бакинского бека, открыл его могилу и келью и восстановил мечеть. Принимая в соображение нефтяной колодец, гостеприимство и другие обстоятельства, этот Абу-Саид был тем самым дервишом, о котором пишет Мухаммад ибн Махмуд в книге Нафаис ал-фунун 31, что Улджайту Мухаммад Худабенде, внук Хулагу-хана, правящий с 1304 по 1314 г. во всей Персии, встретил близ Баку дервиша, который отрыл себе нефтяной колодец, доходы от которого употреблял на содержание себя и на угощения. По обыкновению своему, он имел честь угощать и этого государя, который предложил ему большие подарки, но тот не принял их, сказав: «Зачем иметь больше, чем столько, сколько для меня потребно».

Султан подал ему руку и заключил с ним братскую дружбу. Дервиш в разное время посылал султану небольшие подарки, которые тот поручал продавать и завещал по смерти своей на эти деньги купить холста себе на саван.

11. Сейид Яхйа Бакувu — в VIII веке хиджры был главным духовным учителем этого края. Имя его известно во многих таинственных науках. Келья, где он молился, училище и могила, находившиеся при мечети, названы его именем, существуют и поныне 32.

12. Шейх Молла Юсуф Мускурский происходил из аравийской фамилии, переселившейся в VII веке хиджры (XIII в.) из Медины в Карабаг, а оттуда в Маскур (Кубинской провинции). В VIII веке хиджры здесь родился шейх Молла Юсуф. Получив начальное образование, он отправился к сейиду Яхйе Бакинскому и, усовершенствовав себя в науках, получил от него благословение [202] на учительское звание. Возвратившись на родину, он распространил свое учение и передал главенство шейху Мухаммаду Кубинскому. Потомки шейха моллы Юсуфа всегда пользовались в народе особенной почестью и уважением. Деревня, где похоронен сам шейх и где живут его потомки, называется Шеихлар. Из его сочинений до нас дошла написанная им на арабском языке Байан ал-асрар (Изъяснение тайн). Книга эта, состоящая из введения и 24 глав, объясняет некоторые тайны души человеческой и ее нравственные законы. Он умер в конце VIII (XIV) века.

13. Абу-Taxup Ширванский, один из поэтов этой страны, занимавший видное место среди современников. От него ничего не сохранилось, кроме мелких стихов.

14. Ceйuд. Гасан Ширванский, был хорошим оратором и каллиграфом.

15. Бадр Ширванский 33. Он имел тонкий вкус в поэзии и долгое время жил в Ширване в почестях и изобилии. Из сочинений до нас дошла очень малая часть. Катиби Туршизи — один из известнейших поэтов Персии 34, прибыл в Ширван для свидания с Бадром и имел с ним длинные литературные споры. Давлат-шах говорит, что эмир Ибрагим 35, валий Ширванский, за одно стихотворение подарил Катиби 10 тысяч золотых динаров, а он истратил все эти деньги в Шемахинском караван-сарае в течение одного месяца, раздав часть бедным поэтам и нищим, а остальные у него украли. Так что в конце месяца Катиби уже нуждался в одном батмане муки и тогда-то послал эмиру Ибрагиму , стихи следующего содержания: «Вчера велел моему повару сварить багру, чтобы утолить голод мой и оказавшегося у меня гостя. Повар мне отвечал: «Положим, что у нас найдется еще мясо и масло, но кто же даст нам муки?». Я сказал: «Тот, кто привел в движение мельницы неба».

16. Абд ар-Рашид ибн Салих Бакинский (Бакуви), родился в 805 (1403) г. Оставил после себя географию на арабском языке под заглавием Талхис ал-асар, в которой довольно много говорит о русах, славянах, варягах и печенегах 36 Академик Френ, известный европейский ученый приводит из него отрывки в своем сочинении Ибн Фадлан 37.

17. Камал ад-Дин Масуд Ширванский — один из известнейших ученых, долгое время обучал разным наукам в Герате в медресе Гавхар Шахбегим, в правление султана [203] Гусейна Байкара 36, где и умер в 905 (1500) г. Все хорасанские ученые признавали его авторитет.

18. Myсахиб Ганджинский по имени Кяльбали-хан Зияд оглы, беглярбек Ганджинский и Карабагский. Пользуясь особой милостью шаха Аббаса II 39, он получил прозвище мусахиб, то есть «собеседник». Сверх особенного искусства в управлении он имел охоту к поэзии и оставил после себя много стихотворений.

19. Абди Ширвани — добродушный и веселый человек, каллиграф и шахматист 40.

20. Молла Мирза Ширванский. Он обладал глубокими познаниями в философии и в других науках и со многими учеными он имел споры. Его имя славится во всей Персии и поныне. Он жил некоторое время в Исфахане и Карабаге, где и умер в царствование шаха Султана Гусейна Сефеви 41.

21. Молла Мухаммад ибн Молла Наджаф-Али Бакинский. Известный в свое время, как человек сведущий в разных науках и в искусстве. Пользовался общим уважением и был учителем Мирза Мухаммад-хана II 42 и оставил после себя некоторые довольно дельные сочинения. Между прочим, по желанию Фатхали-хана, он лично перевел с арабского на персидский язык книгу Кашкул, написанную знаменитым шейхом Баха ад-Дином Амули 43. Молла Мухаммад имел беседы с Мухаммад Челеби Алиджским и пытался привести к согласию шиитов и суннитов. По этому случаю Челеби Алиджский написал на арабском языке удовлетворительную книгу, переведенную мною на персидский язык по поручению покойного моего родителя.

22. Хаджи Мухаммад Челеби Алиджский (из Кубинской провинции). Он был из числа известнейших современников, Отличавшихся глубокими познаниями в разных науках и особенно в духовном законовладении. После него осталось сочинение под заглавием Тадвин ал-алиджи, которое уже сделалось руководством по части богословия. Он семь раз предпринимал путешествие в Мекку и умер в 1223 (1808) г. Когда Мустафа-хан находился при русском отряде в Кубе, а Шейх Али-хан воевал против них, в то самое время на городское кладбище было привезено тело Хаджи Мухаммада Челеби. Тогда оба войска положили оружие и, смешавшись между собою, почтили временным перемирием память ученого.

23. Мастали Ширванский по имени Хаджи Зейн ал-Абидин [204] ибн Ахунд Искандер, родился в 1194 (1779) г. в Шемахе. Спустя шесть месяцев после его рождения его отец со всем семейством переселился в город Кербела, близ Багдада. До семнадцати лет он учился разным наукам у своего отца и других и был учеником сначала дервиша Ма'сум Али-шаха * Индийского, а потом, отправившись в Багдад, усовершенствовался под руководством Нур-Али-шаха (*-Эти-шахи суть дервишские учителя, а не владетельные лица) Исфаганского. Оттуда он начал путешествие по Ираку Персидскому, Гиляну, Ширвану и Азербайджану, потом по Табаристану, Хорасану, Кухестану, Забулистану и Кабулу 44. Везде он беседовал с почетными шейхами и улемами. Долгое время находился он при Гасан-Али-шахе, а после его смерти, случившейся в городе Пешаваре, в Индии, в 1216 (1802) г., Мастали отправился в области Пенджаб, Дели, Уд, Аллахабад, Бенгал, Гуджарат и Деккан. Оттуда он направился на индийские и китайские острова и через Мултан в Кашмир.Музаффар-Абад, Кабул, Тохаристан, Бадахшан, Хорасан, Ирак и возвратился в Фарс. Отдохнув после первого путешествия, он отправился в Аравию, через Дараб и Хурмуз в Оман; оттуда, через Хазармад и южные города счастливой Аравии пошел в Абиссинию. Осмотрев ее, через Мекку, Медину и Каир отправился в Иерусалим, откуда морем через Архипелаг, посетил Константинополь, Румели, Караман, Анатолию, Диар-Бакр, а оттуда через Малую Армению и Азербайджан прибыл в Тегеран. Во время этих двух путешествий, он познакомился с 60 вероисповеданиями и сектами и в своем сочинении под названием Рийаз ас-сийаха оставил нам подробные о них сведения, обращая внимание на этнографию и историю этих стран. После этого некоторое время он находился при дервише Меджзуб Али-шахе Хамаданском и получил от него благословение на звание учителя секты Ни'матуллахийа 45. Светские улемы восстали против него и, приписывая ему мнения, противные исламу, вооружили против его Фатх Али-шаха. Избегая последствий, он отправился через Шираз в Керман, где, претерпев гонения от тамошнего правителя Ибрагим-хана, возвратился опять в Шираз и женился там в 1236 (1821) г. На следующий год, во время свирепствовавшей холеры, он удалился с семейством через Исфахан в город Кумисе, где поселился [205] и описал свое путешествие. В настоящее же время он находится в Ширазе и пользуется большим уважением народа и самого правительства 46.

Кроме этих ученых, пользующихся всеобщей известностью, жили в разные времена и другие, оставившие после себя память в ученом мире. Не желая более распространяться, выпишем только их имена. Из шейхов: Абу-Али Рудбари в Сальяне, Шейх Йа'куб Чархи в, Шабране, Шейх Абдулкерим Кубинский и Баба Рукн ад-Дин Ширванский; из улемов: Саадулла Бардаи Ханафи Карабагский, Ибрагим Арешский, Бурхан ад-Дин Агдашский, Абдурагим Шекинский, Мухаммад Эмин Айуб Эфенди, Баба Эфенди и Ахунд-Шериф Ширванские, Ахунд Неджеф Али Бакинский и Молла-ага Дербендский; из поэтов: Нишат-Масих, Мирза-Асрек и Зул-Али Ширванский, Йусуф Кёсе-Асеф, Молла Панах Вагиф; Мирза-Мухаррам Мериз Карабагские и Фатх Али-бек Гали Зияд оглы Ганджинский. В Дагестане же, где преимущественно господствует арабский язык, отличались своею ученостью Магомед Кадаги, Ибрагим Урави, Фазыл-Эймеки, Юсуф Зарир Кумуки, Давуд-Усуши, Сайд и Шинази.

Заканчивая долгий свой труд, я считаю своей обязанностью, не из честолюбия, а по обычаю нашему, но еще больше потому, что горжусь тем, что происхожу из этого края, присовокупить сюда и мою краткую биографию, повторяя стихи:

«Хотя другие суть розы и жасмины,
а я шиповник,
но все мы принадлежим к одному цветнику».

[АВТОБИОГРАФИЯ]

Я родился 10 июня 1208 (1794). г. в деревне Амир-Хаджан Бакинского ханства. Хотя с семилетнего моего возраста я стал учиться, но в продолжении десяти лет, по причине беспрестанных тревог и войн я ничего не приобрел, кроме знания персидского языка. Когда прекратились политические смуты и семейство наше удалилось в Кубу, я в продолжении десяти лет посвятил себя изучению арабского языка и разных наук,

Несмотря на недостатки средств и некоторые другие препятствия, я успел завоевать некоторую известность в науках. Тогда главный начальник войск и областей [206]

Кавказских генерал Ермолов в 1235 (1820) г. потребовал меня к себе для определения на службу. Находясь в Тифлисе, я занялся изучением русского языка и через него познакомился с европейским просвещением. Состоя всегда при главных начальниках, я осмотрел Ширван, Армению, Дагестан, Черкесию, Грузию, Анатолию и Азербайджан. Везде я знакомился с местноспъю и учеными людьми.

Во время турецкой и персидской войны, равно как и при заключении мира, я имел честь быть при святейшем князе Паскевиче.

В 1248 (1833) г. я путешествовал 47 по Кавказской линии. Донской земле, Малороссии, Великороссии, Лифляндии, Литве и Польше. Знакомился с государственными лицами и людьми, известными ученостью или искусствами. Я видел много вещей любопытных для сердца и ума и старался извлечь из них пользу. Присматриваясь к делам человеческим, я убедился, что нет ничего прочного в мире, что богатство и власть подвержены потере, что высокое происхождение без личных достоинств в чужой земле останется неизвестным, а в своей причиняет стыд и что одна только наука, проявляясь в умственных произведениях, может доставить нам счастье на земле и продлить наше существование после смерти. Одушевленный этой мыслью, я издал следующие главные сочинения:

1. Рийаз ал-Кудс на тюркском языке в XIV главах, в которых я описал вкратце жизнь четырнадцати главных святых ислама и подробно имама Хусейна ибн Али и процессию, отправляемую ежегодно в продолжение десяти дней (мухаррам), по случаю его смерти 48.

2. Канун Кудси. Персидская грамматика в трех главах, которая показывает правила правописания, производство слов, как персидских, так и арабских, употребляемых в персидском языке и словосочинении. Эту грамматику я перевел на русский язык и напечатал в Тифлисе по высочайшей воле Государя императора 49.

3. Кашф ал-гараиб на персидском языке в двух частях, описывает открытие и положение Америки 50.

4. Тахзиб ал-ахлак а персидском языке. Объясняет во введении, 2 главах и заключении нравственную философию, основанную на изучении священных книг, равно как греческих, арабских и европейских философов 51. [207]

5. Айн ал-Мизан на арабском языке; состоит из введения, двух глав и заключения, объясняет логику и схоластику 52.

6. Асрар ал-Малакут на персидском и арабском языках. В этой книге сравниваются системы древних астрономов, а в особенности Птолемея и Коперника. Справедливость последней сверх математических доказательств и астрономических наблюдений подтверждается еще словами Корана и преданиями пророка Мухаммада 53.

7. Всеобщая география на персидском языке, еще не окончена по случаю моих занятий настоящей историей восточной части Кавказа 54.

8. Мишкат ал-Анвар — нравоучительная поэма на персидском языке 55.

9. Мелкие стихотворения на арабском, персидском, турецком и татарском языках 56.

Конец

Текст воспроизведен по изданию: Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. Элм. 1991

© текст - Буниятов З. М. 1991
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Элм. 2001