Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Введение

АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ

ГЮЛИСТАН-И ИРАМ

ВВЕДЕНИЕ

ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ШИРВАНА И ДАГЕСТАНА. ПОЛОЖЕНИЕ И НАИМЕНОВАНИЕ СТРАН, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ. ЯЗЫКОВ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ

Область Ширван ограничена на востоке Каспийским морем, на юго-западе рекой Курой, отделяющей ее от Мугана, на северо-западе рекой Канык (Алазань) и неопределенною чертою, простирающейся через нижнюю часть Елисуйского владения; далее хребтом Кавказа и цепью гор, отделяющих Кюринское и Табасаранское владения от Казыкумука и Кайтага; отсюда граница идет по течению реки Дарваг до впадения оной в Каспийское море. Положение Ширвана от устья реки Куры до [устья] Дарвага можно приблизительно определить между 39° и 42° с. ш.; а от Апшеронского мыса до устья реки Канык между 64° и 67° в. д.

Таким образом Ширванская область включает в себя нынешние (к 1818 году — З. Б.) уезды: Ширван с Сальяном, Шеки, Баку, Кубу, Дербенд, Табасаранское и Кюринское владения, Самурский округ и нижняя часть Елису. Ширван есть обширнейшая и лучшая область в этом крае. Большой хребет Кавказских гор, простираясь посреди оной на юго-восток, образует прекрасные пастбища и богатые луга с множеством чистых родников и ручьев, которые, соединяясь здесь, составляют речки и орошают прекрасные долины. Берега реки Куры и моря изобилуют разного рода злаками, лесом, садами и другими богатствами. Эта приморская область, находясь между русским и персидским государствами и многочисленными племенами Кавказа, может сделаться цветущей и в торговом отношении.

Автор книги Таквим ал-булдан говорит, что Ширван, основанный Нушираваном Сасанидским, получил название от сокращенного имени своего основателя 1. Некоторые историки полагают, что имя Ширван произошло из слов Ширванед («жилище львов»); в «Истории» же Моисея Хоренского 2 и в книге Зендавеста 3 он назван Шераванер Амин Ахмед в книге Хафт-иклим 4 говорит, что Ширваном сперва назывался город, а впоследствии имя это. перешло на целую область. М. Чамчиан в «Армянской истории» Ширван называет Агваном5, коего границею с Аланом (Дагестан) сперва была Аланская, а потом Дербентская стена. [12]

В грамоте, данной султаном Якубом, сыном Хасана падишаха туркменского 6 в 892 г. х. (1487 г.) на имя Симеона, армянского архиепископа, Ширван назван Агван-Дагестан. Положение Дагестана от устья реки Дарваг до Терека можно обозначить 42° и 44° с. ш. и 63° и 66° в. д. Дагестан ограничен на востоке Каспийским морем, на севере рекой Терек, на западе — кабардинскими и осетинскими землями, на юго-западе Грузией и на юго-востоке — Ширваном. Северо-восточная часть Дагестана, вмещая в себя богатства природы и выгоды естественного местоположения, орошаемая множеством рек, изобилует различными произведениями и представляет значительные удобства для торговли. Остальная, нагорная часть его, хотя и имеет хорошие летние пастбища и много плодородных ущелий, но вообще она скудна жизненными потребностями.

Страна сия, по показанию Мас'уди 7, с 332 г. (944 г.) заключала в себе три провинции:

1. Кайтаг 8, к северу от Дербенда, коего столица Самандар (Тарки) 9 , основанная Ануширваном. Хаган хазарский имел там свою резиденцию. Когда Салман ибн Раби'а 10 овладел Кайтагом, то хакан перенес свое местопребывание в город Итил 11. Жители Самандара состояли большей частью из хазар, мусульман и евреев.

Ибн Хаукал пишет, что русы в 358 г. (969), взяв Самандар, уничтожили в нем много зданий и садов 12.

2. Сарир (Престол) — на северо-западе в трех переходах от Дербенда, имел 12000 тыс. семейств 13. Царь Сарира именовался Филан-шах и был христианином 14. По показанию некоторых историков, Ездигерд, последний царь Сасанидской династии 15, будучи побежден арабами, удалился в Хорасан, а золотой престол свой со многими сокровищами отправил с одним из своих сановников из рода Бахрам-Чубина 16 в Кавказские горы. Последний, овладев местностью, названной поэтому Сарир, оставил ее в наследство своим потомкам.

Низами, известный поэт середины VI-гo века хиджры, производил это имя от престола и короны Кей-Хосрова, хранившихся там в пещерах 17. Другие же утверждают,что название Сарир страна получила от данного местным властителям права восседать на золотом престоле. Царь Сарира считал своих подданных рабами, так как горские народы всегда имели склонность к войне, то он делал набеги на хазарские области. Близ Сарира находится [13] владение Зирих-Геран (Панциродельцы), так ныне [именуется] деревня Кубачи, жители которой — мусульмане, христиане и евреи 18.

3. Нагорный Кумук— к северу от Сарира и к западу от Кайтага. Жители — христиане, не имея царя, повиновались старшинам 19. Отсюда лежал путь во владение Алан, весьма плодородное и так населено, что если в одной деревне закричит петух, то на его голос откликаются петухи других деревень 20.

Царь Алана называется Керкерендач или Керкендач 21, а жена его Магас 22. Он имел до тридцати тысяч конного войска. Один из его предков в первом столетии правления Аббассидов принял христианскую веру, а до этого он был огнепоклонником 23 он оставил эту веру в 320 г. (932) и прогнал от себя священников, посланных к нему греческим императором.

Между Аланом и Кавказом на горе близ реки, имеющей мост, возвышается крепость, именуемая Баб-Алан (Аланские ворота), через которые идет единственный путь в горы. Это самая неприступная крепость. Древние персидские поэты прославили ее во многих своих сочинениях. Она построена по повелению Исфендийяра 24. Маслама ибн Абд ал-Малик 25, [брат] Омейядского халифа 26, покорил эту крепость в числе многих других и оставил в ней арабский гарнизон, который всегда получал все продовольствие из пограничного города Тифлиса. Баб-Лазика также находится в пределах Грузии, а царь ее мусульманин 27.

К западу от алан живет народ идолопоклонников Кешек, земли которого простираются от Кавказских гор до Понтийского или Черного моря 28. Жители здесь красивой наружности, ведут морскую торговлю с Трапезондом и выделывают ткань, называемую тала, которая лучше египетской.

На берегу моря они имеют крепости для защиты от нападения аланов. Кешеки весьма многочисленны, но племена их не живут между собою в согласии и, если бы они объединились, то превзошли бы силою все народы Кавказа.

За их владениями простирается земля Семиградов 29. Вероятно, что крепость Баб-Алан есть Дарьял. Развалилины этой крепости находятся на горе, а остатки древнего моста на Тереке заметны и поныне. Многие обстоятельства доказывают, что древние персы долго владели этим краем. Дарьял на пехлевийском языке означает Ворота [14] героев. Кейшаур происходит или от Кухшапур (Шапурова гора) или от Кейси-Авер (Начало горы), а Пассанаур от Песин-Авер (Арьергардный). Кроме этого большая часть коренных слов и глаголов осетинского языка чисто древнеперсидская. Осетины сами себя называют ироны, а свою землю Иронистан. Даже нынешние персияне, иранцы в простонародном произношении именуют себя ирони. По всему вероятно народом Кешек должны быть черкесы, которых древние русские историки называют касогами, а нынешние осетины — кассачи.

Мухаммад Рафи ибн Абдул Рахим — ширванский историк [712 (1313)] 30 насчитывает в этой стране, кроме Алана, еще три провинции: 1) Дашт (равнина) 31, 2) Зирихгеран (Панциродельцы), 3) Авар — самая скуднейшая по местоположению. М. Чамчиан в своей «Истории» называет четыре провинции: 1) Алан, 2) Бас лас, 3) Гаптаг и 4) Гун 32.

Автор «Дербент-наме» утверждает, что Исфендияром и Нушираваном страна эта была разделена на четыре провинции: 1) Гулбах, 2) Владение Туман-шаха, 3) Кайтаг, 4) Нагорный Кумук.

Разделения эти соответствуют и теперешнему положению страны, так что первая провинция Алан или Гельбах означает Засулакский Кумук, Мичикич (Чечня) и Малую Кабарду; 2) Область Туман-Шах или Гаптах, или же, по первому разделению, Кайтаг, есть владение Шамхальское и нижняя часть Уцмиева; 3) Нагорный Кумук или Гун, или Авар, состоит из Кази-Кумука и Авара; 4) Баслас, или Зирих-Геран или Сарир, или по четвертому разделению, Кайтаг, включает в себя верхнюю часть нынешнего Кайтага, Акушинский и Сургинский (Сюрго) магалы 33.

Можно полагать, что название нынешнего города Башлы происходит от древнего Басласа; Кумук, по показанию Птолемея, есть остаток народа Кам, или Камак, от имени которого получили название и принадлежащие ему земли 34. По словам автора Раузат ас-сафа (конец IX в. х.) и других источников, народ сей происходит от Камака или Камары, сына Иафета, переселившегося на то место, которое впоследствии получило название от имени его сына Балгар 35. Это вероятно то самое Балкар, которое ныне находится в Малой Кабарде, ибо жители Балкара и окрестных с ним Чегема, Баксана, Бизенги и других говорят на языке тюрки кумукского наречия, что доказывает [15] сходство этих народов. Это подтверждается также словами книги Хабиб ас-сийар и других летописей, которые говорят, что эмир Теймур (Тамерлан), разбив Тохтамыш-хана, раздавал награды своим военачальникам на берегу речки Кумари и зимовал в ущельи Кум 36

Речка Кумари, от которой получило свое название и ущелье, должно быть речкой, которую местные жители называют Куми, а русские — Кума. Можно считать Кайтаг и Гаптаг за слова одного происхождения или же таг (гора) вообще означает Дагестан: владение Шамхала с прибавкою геп (всё) называлось Гептаг, а владение  Уцмия — с добавлением слова Кай, означающее на древнеперсидском языке «большой» и «высокий» или же  в связи с поражением здесь Кай-Хосрова (Кира), о чем будет упомянуто ниже, — называется Кайтаг 37. Название Гунн происходит от народа гуннов, которые, по словам Моисея Хоренского, автора V столетия по р. х., обитали на западном берегу Каспийского моря 38. Варачан был главный их город, но место, где он находился, ныне неизвестно 39. Сей безобразный, свирепый и хищный, но храбрый народ в древности перешел из китайских пределов в степи Кипчакские, занял пространство между морями Черным и Каспийским и оставил надолго воспоминания о своих жестокостях. Их характер лучше выражает общепринятая поговорка, что там, где ступали копыта коней гуннских предводителей, трава больше не росла.

Могущественный и надменный царь их Аттила 40, презиравший негу и богатства, беспрестанными набегами подчинил своей власти народы до самой Венгрии и взял дань с Византии. В 454 г. Аттила умер и вместе с ним окончилось кратковременное могущество гуннов, потому что преемники Аттилы враждовали между собой.

По словам историка IV столетия Аммиана Марцеллина, гунны ножом делали надрезы на своем лице. Этим они достигали того, что у них не росла борода. Внешний вид их был очень безобразный. Они со своими толстыми шеями похожи были на скотину. Питались они листьями, зеленью и сырым мясом, предварительно согревая его под седлом. Они не имели крова. Жили под открытым небом, в горах и в лесах. Покрывали свое тело льном и звериной шкурой. Они приучили себя к холоду и голоду. Только во время народного собрания они слезали с лошадей. Вместе с безнравственностью они обладали [16] кровожадными инстинктами. У них не было законов, и они не верили в бога 41. Римский посол при Аттиле Приск 42 рассказывает о своем пребывании в орде Аттилы. По его словам, Аттила очень гордо принял подарки, посланные ему императором. Он пригласил их в свою стоянку, куда обычно приходил в мирное время. Там их встретили девицы, одетые в белые платья, они пели скифские стихи. Дворец его был построен из дерева (ветвей) и находился на возвышенном месте. Вокруг дворца был забор, тоже сплетенный из ветвей. Каждый день утром он у своих дверей принимал народ и чинил суд.Днем же принимал послов и обедал вместе с послами. Гости его ели в золотых и серебрянных чашах, а сам он обедал в деревянной посуде. После обеда гуннские поэты воспевали его победы. В то время как воины торжествовали, старики, лишенные возможности участвовать в походах, плакали и горевали!

Аттила всегда имел грозный вид, мало говорил и бывал задумчив. Он гладил по голове своего младшего сына, которому придворные оракулы предвещали великую будущность и сходство с своим отцом.

Начальники украшены были золотом, и оружие их было осыпано драгоценными камнями. Сам Аттила был одет очень просто. Он был очень благороден и очень справедлив, а потому был любим гуннами и вообще всеми своими подданными. На службе у него находилось много греков. Он сам внешне не был красив и славился своей храбростью и щедростью. Узнав о заговоре против него, подготовленном греческим послом, его не казнили, ибо посол был оскорблен.

Неизвестно, река ли Атил (так называется Волга у восточных народов) дала свое имя этому царю или царь Аттила реке.

Свое название горский народ лазги, кажется, получили от смешения своего с лазами. Последние к концу III в. н. э. жили в Колхиде. Сарматский царь пришел в эту страну из Кипчакской степи и победил ее жителей; в V же столетии лазы вместе с албанцами и иверцами вмешались в продолжительные войны римлян с персами; в VI и VII столетиях они все еще были сильны. Известнейшие их цари были Гобаз и Хорьян 43 Потомки этого народа и поныне обитают на юго-восточном берегу Черного моря. Письменно они именуют себя лазыги.

Многие писатели смешивают Армению, Иверию, Колхиду и Албанию, и от этого происходит неопределенность в обозначении некоторых, мест. Сопоставив разные обстоятельства и показания историков, можно предполагать, что правый берег реки Куры составлял [17] границу Армении. Плиний и Птолемей пишут, что северная граница Армении доходила до Куры, на правом берегу которой находятся Тифлис, Туманис (Дманис), Бунис и др.44 Эта часть нынешней Грузии называется Сомхетией, что на грузинском языке означает Армению и действительно в Сомхетии армяне многочисленнее грузин.

По Хабиб ас-сийар, Тифлис входил в состав Армении 45. Во время халифа Усмана 46 Тифлис был занят [арабами] и все время находился под властью халифата, на что указывают монеты, чеканенные в Тифлисе. Иверия, простираясь на запад от Дагестана, заключает в себе страны гористые и восточные части Имеретии. Армянские историки называют древних грузин иврац, что значит «горец». По словам Йакута, жившего в начале VII ст. хиджры [XIII в.], грузины, пользуясь беспорядками, бывшими в Персии, опустошили правый берег Куры, а раздоры селджукских султанов Махмуда и Мас'уда позволили им овладеть Тифлисом 47. Равнинные места Имеретии, Менгрелии-и Гурии можно считать за Колхиду, а Ширван и Дагестан — за Албанию.

Аланы, имея собственных царей, жили в Кавказском крае, а по сходству названия Алан с Албан (Албания) можно полагать, что одно произошло от другого. Может статься, что Албания получила свое название от римлян — слово Альбус, Алби (белый) употреблено здесь, может быть, в смысле «свободный». Так, по предположению М. Т. Каченовского, Белая Россия (Белоруссия) получила свое название от того, что не была покорена татарами во время нашествия Батыя 48. Константин Порфирородный упоминает в одном месте о народе белые сербы и объясняет, что слово белый значит «свободный не покоренный» 49.

Аммиан Марцелин производит алан от племени древних массагетов, которые, придя из великой Татарии на восточные берега Каспийского моря, вытеснили оттуда скифов. Последние же, состоя из различных полудиких кочующих племен, переправились через Волгу и заняли земли между Доном и Дунаем 50 Южные историки называли всех древних жителей этой страны скифами. Геродот говорит, что от смешения скифских юношей с амазонками произошел народ сарматский 51; но Гаттерер доказывает 52, что сарматы за 80 лет до р. х. пришли из Азии на берега Дона и смешались со скифами и в самом деле имя скифов с того времени совершенно исчезает (и появляются сарматы). [18]

Когда аланы пришли в эту страну, то разбили сарматов и овладели их землями. Аланы поклонялись мечу и во многих обычаях сходствовали с гуннами. Прокопий производит их от племени массагетов, а массагетов от народа гет или гетов с прибавлением слова массес, которое означает «большой» 53.

В книге пророка Иезекииля (гл. 38) сказано, что массогиане, происходящие от Масога, сына Иафета 54 есть известное племя на северо-востоке. Из этого можно заключить, что массагеты произошли от соединения двух народов масог и гет. Дегинь 55 полагает, что слово алан происходит от слова алин и что это название получило одно племя массагетов, жившее на горах Алтайских. Моисей Хоренский помещает аланов близ Кавказских гор 56. Со времен Птолемея, или от второго столетия и до XIV в. аланы занимали северную часть Кавказа и хотя по Мас'уди название Баб-Алан (Аланские ворота) относится к Дарьялу, но автор Дербенд-наме говорит, что эти ворота находятся в Алгонской стене, которую построил Исфандийяр, а восстановил Нушираван 57.

В Шабранском магале Кубинского уезда и поныне видны остатки стены и ворот древнего города на левом берегу р. Гилгильчай и крепости на горе — на правом берегу этой реки 58.

Стена эта идет от моря, Позади села Алханлу (может быть Алгонлу) к крепости Чираг, а оттуда к развалинам города на горе Ата; далее, выше деревни Конахкенд, до самой горы Бабадаг.

Чтобы объединить данные обоих авторов можно допустить, что Аланские ворота были и в Грузии, и в Ширване, ибо аланы, занимая северные отроги Кавказа, имели доступ в южные области с обеих сторон. Имя могущественного народа аланского впоследствии армянскими историками было распространено на все окрестные племена, населявшие восточные окраины Кавказа. Даже северная часть Муганской степи, принадлежавшая всегда Ширвану, в древних летописях именуется Аланской.

Город Албан, лежавший, по сказаниям древних историков, между реками Албанус и Кассы, можно принять за Дербенд; реки Албанус — за Самур, а Кассы — за Манас, протекающие между Буйнаком и Тарками 59.

Не только столетия, но даже тысячелетия не могли уничтожить первоначальных названий многих мест [19] племен этой страны: Шемаха должно быть Камахи или Ксамахи, а Кабала та же самая Хабала, о которых упоминает Птолемей 60. В Кубинском уезде есть село Алпан, чье имя вероятно осталось от Албана, и развалины древнейшей крепости Эликебус близ горы Гялла, от Эшкебуса, который по Шах-наме Фирдоуси был тюркским героем, убитым Рустамом в сражении против хакана 61. Село Зарегубат по приметам, описанным Хамдаллахом [Казвини] в Маджма ал-булдан, можно принять за древний город Фейруз-Кубад; село Саидан получило, кажется, наименование от Саадана, бакинского героя;

Хазракан то же самое, что Хазранкух, упоминаемые в Искендер-наме (древний исторический роман на персидском языке) 62; название села Джунгутай 63 в Дагестане чисто монгольское, а название села Баян 64 в Чечне произошло от имени Баяна, знаменитого аварского хана. Город Нуху 65 по-местности можно считать за город Нахия или Нагия, который в древних историях считается в числе городов ширванских. В древности на Правом берегу Куры, близ моря, жил народ каспиев, от которого море получило от римлян название Каспийского, так же как восточные народы называют его по имени прибрежных областей: Хазарским, Гилянским и Ширванским. Название же Кавказ или Кафкас произошло вероятно от соединенного названия народа касвиев и горы Каф. Последняя упоминается и в ал-Коранe, а в баснословных преданиях гора эта считается жилищем дивов и пери 66. Царь последних назывался Шахбал, а автор Дербенд-наме называет тем же именем Шахбал или Шакбаал 67 эмира, назначенного арабами в Дагестан. В Шамхальском владении и сейчас есть еще четыре села, которые во всем Дагестане славятся красавицами: одно. называется Пер-Аул (аул Пери-Парaул) 68. Гюлистан-Ирамом Араид, прославленным на Востоке за его роскошное местоположение, луга, рощи, сады и проч. и расположенный поблизости горы Каф, Можно считать Шабранскую долину Кубинского уезда, тем более, что это мнение согласуется с поверьем местных жителей.

Некоторые, впрочем, думают, что Гюлистан-Ирам это тот самый Гюлистан в Карабахском уезде, где В 1813 году был заключен Гюлистанский трактат с Персией 69. Даже в наше время выше этого места, в горах, есть летнее пастбище, называемое Гюлистан-Ирам. [20]

Многие восточные историки называют Кавказ Альбурсом. Катиб Челеби в Джахан-нума говорит, что Альбурс лежит к западу от Баб ал-Абваба, или Дербенда, и соединяется с цепью гор, тянущейся от Туркестана до Хиджаза более чем на 1000 арабских миль и что некоторые считают его горою Каф 70. Близ Дербенда есть в горах две впадины, именующиеся Большим и Малым Кафами. Древние арабские географы называют Кавказ Джибал ал-Фатх в том значении, что на хребтах и в долинах его ими одержано много побед. Есть и другие обстоятельства, доказывающие, что нынешний Кавказ и древний Каф суть одно и то же. Что же касается чудес, приписываемых древними этой горе, то их можно считать или за иносказания, или же за вымыслы и воображения отдаленных народов, которые не имели верных сведений ни о самом Кавказе, ни о северных отрогах этих прекрасных гор. Многие из них, даже самые образованные, считали Кавказ за конечный предел человеческого бытия и поэтому неудивительно, что диких, сильных и ловких обитателей этих гор называли дивами, а женщин, славящихся красотой, — пери.

В настоящее время путешественники неоднократно обозревали весь земной шар, открыли Америку и Океанию, применили почти все указания древних географов к нынешнему населению, но нигде не встречали другой горы, кроме Кавказа, которая больше всего подходила бы к фантастическим и баснословным описаниям древних.

С незапамятных веков самой глубокой древности различные племена переходили с юга на север и обратно, селились на Кавказе, а племена гонимые и побежденные находили убежища [на] неприступных вершинах и в ущельях этих гор. Цари персидские, в особенности Ездигерд сын Бахрама Гура и Ануширван сын Кавада, переселили сюда многие племена из разных областей, основали здесь города и селения, развалины которых видны и поныне. Греки, римляне, персы, армяне, гунны, авары, тюрки, русы, хазары, арабы, монголы и татары захватывали многие местности и особенно Ширван, который более всех подвергался нападениям. Во время [правления] шахов Сефевидской династии персидские и турецкие войска попеременно вытесняли отсюда друг друга. И поэтому неудивительно, как разноплеменны жители этого края! В подтверждение сказанного можно сослаться на предания, памятники, имена, [21] различные языки, обычаи, нравы, строение тела, умственные способности и веру. Изложить с отчетливой верностью и подробностью все невозможно, но можно сказать, что жители части Табасарана, западной части Кубинского уезда, Самурского округа и Кюринского владения по большей части состоят из древних народов, смешавшихся с позднейшими пришельцами. Обитатели окрестностей Дербенда, большей части Табасарана, восточной части Кубинского, Шекинского, Бакинского и Ширванского уездов и Сальяна являются потомками персов, арабов, тюрок, монголов и татар. Таты — армяне и евреи, бывшие в этом краю, в течение времени смешались большей частью с мусульманами; в Табасаране, Дербенде, Баку, Кубе и Кюре их весьма мало, а в Ширване же и Шеки их больше, чем где-либо. Они сохранили свою религию и отчасти язык 71.

Разноплеменность жителей этого края доказывается еще тем, что многие племена и деревни сохраняют поныне свое название и языки. Среди таких деревень — Зых в Бакинском уезде, Миатлу — в Дагестане, их жители являются потомками племен зыхов и миатов, о которых как о древних обитателях края упоминают Плиний и Страбон 72. Племя удилу в Шеки, Ширване и Кубе можно считать за потомков жителей города Уди 73, квартал Эндреевой деревни, называемой Туманлар 74, близ Башлы в Кайтаге и деревню Туманлар можно считать за остатки народа туманшахов, поселенного Ануширваном. Зона их обитания простирается от правого берега Койсу до Темир-кую. Они обитают здесь изначально.

Жители Кубачи, по словам их предков, были греческими и генуэзскими торговцами, основавшими здесь свои фабрики, они впоследствии составляли особенное мастеровое общество. Так как большая часть жителей Табасарана переселена сюда Ануширваном из Табаристана и Исфахана, то название Табасаран могло произойти от Табаристана.

В Кубинском уезде две, в Дербендском — одна и в Шекинском — две деревни, а в Ширванском обитает большое племя, которое носит название Араб, что может говорить об их происхождении. Одна часть ширванских арабов и поныне говорит между собой на испорченном арабском языке. В деревне Дарваг в Табасаране [22] арабский язык 75 вышел из употребления недавно, но некоторые старики и теперь еще знают его. Более того в Кюринском и Табасаранском владениях, в Самурском округе и во всем Дагестане в переписке употребляется арабский язык.

Бермекский магал в Кубинском уезде можно считать за остаток племени Бармак (бармекиды), которые после казни халифом Харун ар-Рашидом 76 [вазира] Джафара Бармаки, спасаясь от гонений, переселились сюда. Племена зенгене, халиллу и кенгерлу в Кубинском и Ширванском уездах, караманлу, текелу, чакирлу и шамлу — в Ширванском, осаллу, аршалу, устаджлу и каджар — в Кубинском, племя баят в Кубинском, Дербендском и Ширванском, каракоюнлу и халач — в Шекинском, Кубинском и Ширванском уездах и многие другие происходят от тюрок, и иных народов, живших в Персии и Турции. Жители деревни Мискинджа (в Самурском округе) 77 переселены сюда шахом Тахмаспом из Астрабада. Они одни в этом округе принадлежали к секте шиитов. Жители же села Хазра (прежнего Хазрата «священный») Тахмаспом переселены из Персии и размещены близ гробницы его прадеда шейха Джунейда 78. Хотя они принадлежат теперь к секте суннитов, один квартал села поныне именуется шиитским. Жители деревни Микрах в Самурском округе, подобно многим жителям Казикумука, являются потомками племен русов или славян, переселившихся сюда во время владычества хазаров. Кроме облика и обычаев, подтверждающих это, казикумыкцы и поныне, приветствуя, снимают шапку и говорят: изров, что сходствует с русским здоров 79. Теперь в Казикумуке и в некоторых его окрестностях население делится на три ветви: качи, медче и кумук. Можно полагать, что качи являются остатками славян, гуннов, аваров и хазаров; медче, происшедшие от слова мекке, должно быть арабского происхождения, а куму к остаток прежнего Камак 80.

Таким образом, большая часть жителей этого ханства Акушинского и Кайтагского магалов и Шамхальского владения, вдоль по правому берегу Сулака, состоит из древних племен, смешанных с армянами, персами, арабами и тюрками, однако кумукцы, обитающие по левобережью Судака мичекич, чеченцы, авары и другие многочисленные племена горцев смешаны с северными народами 81. Каждое племя на Кавказе, говорящее на [23] языке, отличном от другого, является быть может потомком прежних народов, имена которых сохранились в истории, а остатки уцелели только здесь. По словам Карамзина 82 и других историков, авары, населявшие степи Татарии, были народом могущественным. Китайские историки считают их потомками племени гуннов, древних своих соседей, во втором столетии по р. х. авары, разбитые тюрками, пришли в южные страны и, смешавшись с другими племенами, образовали новое сильное государство. Дизаул-хан аварский, подобно Аттиле был могуществен, среди Алтайских гор, в шатре, украшенном шелковыми тканями, коврами и золотыми сосудами, принимал он послов и подарки римского императора Юстиниана, заключил с ним мир и воевал с персами. В 568 году византийцы с ужасом смотрели на его посланников, которые напоминали им о временах Аттилы. Послы во всем походили на гуннов. Головы их были небриты, а длинные волосы были перевязаны лентами. Они говорили императору Юстиниану 83, что «мужественный и непобедимый народ аварский ищет твоей дружбы и просит у тебя подарков, жалованья и удобных мест для жилищ». Император ни в чем не смел им отказать. Хан аварский Баян разбил болгаров, разорил их земли и овладел Моравией и Богемией, где жили чехи и другие славяне. Победив Сигберта, короля франков, он перешел на Дунай, где, соединившись с Лангобардами, уничтожил царство Гебедов 84, завоевал Венгрию и пронес оружие свое в Италию.

В 568 г. владения аваров простирались от Эльбруса до Атели (Волга). В 580 г. Баян-хан отнял северо-восточные берега Черного моря у тюрок, а в следующем году, имея 60 [тысяч] конных войск, он покорил Дунайских славян, сохранявших до этого свою независимость. По словам Нестора, хан Аварский в 619 г. разбил императора Ираклия и едва не пленил его 85. В 626 г. он осадил Константинополь, но возвратился без успеха. Впоследствии авары, ведя войны с разными народами, начали слабеть и, потеряв свое величие, смешались с другими народами.

Судя по предметам, найденным в аварских могилах близ Алтая, можно заключить, что народ этот был совсем не диким и имел торговые сношения с Персией, Китаем и Римом. Одно племя этого народа обитает [24] и поныне на Кавказских горах, имея собственный язык, обычаи и владетеля. Хан кавказских аваров называется аварским уцмием 86. В 1727 г. он приезжал в русский лагерь, желая, как сам он говорил, видеться с народом, столь знаменитым, царь которого некогда возвратил его предку утраченное владение и на что у него имеется грамота, данная по этому случаю русским царем. Однако при рассмотрении грамоты начальником отряда оказалось, что она была дана от имени Батыя, владевшего Россиею.

Жители деревни Гуниб с добавлением буквы б 87, которая иногда отбрасывается, являются потомками безобразного и свирепого народов гуннов. Деревня эта в Андалальском округе расположена была на неприступной горе, имеющей пахотные места и пастбища, быстрые ручьи и немного лесу. В ней насчитывается около ста семейств, которые отличаются от всех окрестных жителей грубостью нравов, безобразною наружностью и малым ростом.

Обитатели восьми деревень в Табасаране — Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка 88. Это дает возможность полагать, что они были жителями данного города, но по разорении его они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня может быть от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади.

Все население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба) 89, как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара 90, нижняя часть Будуха 91 в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на то же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении. Западная часть Кубинского уезда, кроме деревни Хыналык 92, имеющей отличный от всех закавказских племен язык, округ Самурский, владение Кюринское, два магала Табасаранские 93: Дере и Ахмирлу имеют особый язык с разными наречиями и называют людей, говорящих на языке тюрки,[25] монголами. По свидетельству автора Дербенд-наме и по другим обстоятельствам, их можно принять за потомков массагетских аланов. Жители деревни Машката в Бакинском уезде, кажется, происходят от этого же народа. Кроме имени, в котором буква с сменилась на букву м, они совершенно отличаются от всех своих соседей.

Остальные магалы Табасарана имеют другой язык, а четыре деревни табасаранские — Магарты 94, Маграга, Хучни и Чирах 95, все магалы Улуч и Терекеме, по обеим сторонам Дербента, равно как сам город, магалы Тип, Мюскюр, Шабран, город Кудиал (Куба) и остальные магалы Ширванские с Сальяном, шесть деревень бакинских терекеме и весь уезд [Пекинский говорят на языке тюрки 96, что свидетельствует об их происхождении от тюрок, монголов и татар. На этом тюркском наречии говорят поныне в Армении, части Грузии, Азербайджане и во многих персидских областях. Это наречие среднее между наречиями турецким и джагатайским, кумыкским и ногайским 97, и наречие это до сих пор не имеет грамматики. Дагестанские же амараты (княжества) и джамааты (общества или братства) имеют бесчисленное множество языков и наречий; из числа их наиболее употребительны следующие пять: 1. Язык тюркский кумукского наречия, употребляемый на равнинах нижней части Кайтага, в Шамхальском владении, Кумуке и пр., его понимают также многие из горских народов.

2. Язык аварский 98, на котором говорят во всей Аварии и во многих обществах; употребляем и многими другими племенами горскими.

3. Акушинский, на котором говорят во всех магалах этого общества, а также в магале Сургинском, в верхней части Кайтака. Он имеет много наречий, а деревня Кубачи говорит на совершенно отдельном языке 99.

4. Казыкумыкский, употребляемый в одноименном ханстве 100.

5. Мичекичский (чеченский), на котором говорят чеченцы и нагорные их соседи, как то: Шубут, Джарми (Джарак) и проч.; Общества Зунтал, Бактулал, Джамалал (Уамалал), Андиб, Капучай, Анцух, Джиник, Захур, Аквах, Кабалал, деревня Арчуб и многие другие имеют свои особенные языки и наречия, различные друг от друга, которые еще требуют критического исследования 101 [26]

Весь Ширван, исключая татов — армян и евреев, исповедует магометанскую веру суннитского и шиитского толка. Бакинский уезд, большая часть Дербендского, половина   Ширванского, весь Сальян, часть Шекинского и Кубинского уездов являются шиитами; половина же Ширвана, большая часть , Шеки и Кубы, большая часть Дербенда и весь Табасаран, Кюринское владение и Самурский округ, кроме деревни Мискиндже, и вообще весь Дагестан являются суннитами. Самурский округ. Кюринские и Табасаранские владения, дербендские сунниты и весь Дагестан являются шафиитами и кубинские, шекинские и ширванские сунниты — ханефиты.

Если бы была возможность внимательнее осмотреть древности, исследовать всю письменность и предания края, языки, названия мест, то можно было бы с большею подробностью и в более занимательной картине изложить происхождение жителей восточной части Кавказа.

Текст воспроизведен по изданию: Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. Элм. 1991

© текст - Буниятов З. М. 1991
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Элм. 2001