Библиотека сайта XIII век
ХОЖЕНИЕ НА ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР НЕИЗВЕСТНОГО СУЗДАЛЬЦА
Путешествие русской делегации на Ферраро-Флорентийский собор, на котором обсуждался вопрос относительно объединения (унии) двух основных христианских церквей — православной и католической, и пребывание ее в Италии продолжалось около трех лет — с 1437 по 1440 г. Русскую делегацию возглавлял московский и всея Руси митрополит Исидор (1437—1441 гг.), грек по происхождению, ставленник византийских церковных и светских правителей, сторонник унии, столь желательной для ослабевшей Византии, но не приемлемой для Московского государства. Уния Исидором была подписана без согласования с великим московским князем. По возвращении митрополита в Москву его тотчас же сместили с митрополичьей кафедры, также без согласования с константинопольским патриархом, взяли под стражу, но дали возможность бежать из-под ареста, чтобы не осложнять и без того довольно натянутых отношений с Византией и католическим Западом.
В состав делегации входили десять членов и многочисленная свита (поезд ее состоял из двухсот коней). Среди делегатов были известные на Руси писатели — суздальский епископ Авраамий, тверской боярин и княжеский посол Фома, поп Симеон Суздальский. Автором настоящих путевых записок было какое-то неизвестное лицо из свиты суздальского епископа Авраамия.
Хожение дошло до нас в двух редакциях: первоначальной, напечатанной в XVIII в. Н. И. Новиковым (Древняя Российская Вивлиофика, т. VI, 2-е изд., М., 1778, с. 27—48), и поздней, напечатанной И. П. Сахаровым в “Сказаниях русского народа” (т. II, кн. 8, Спб., 1849, с. 77—79). В первоначальной редакции содержится описание самого путешествия из Москвы и Твери в Новгород и Псков, Ригу, по городам Германии, Италии до Флоренции, перечисляются многочисленные заседания собора, рассказывается об обратном пути через Хорватию, Сербию, Венгрию и Литву до Москвы, а в некоторых списках — до Суздаля. Вторая редакция представляет собою позднюю переработку записок Неизвестного Суздальца (в сторону их сокращения), в ней более подробно рассказывается о ходе самого собора. Этот текст был составлен попом Симеоном Суздальским, ярым противником унии.
Хожение Неизвестного Суздальца — это первые древнерусские путевые очерки о Западной Европе. Внимание автора привлекали четыре основные темы: 1) экономическая жизнь европейских городов, занятия населения, технические новинки и диковины, цены на сельскохозяйственные продукты; 2) природные условия, агиографические и исторические сведения; 3) культурные ценности европейских городов и 4) униатские дела, выраженные главным образом в перечне заседаний и состава делегаций различных стран.
В основу настоящего издания положен текст хожения, подготовленный Н. А. Казаковой в кн.: Труды Отдела древнерусской литературы, т. XXV. Л., 1970, с. 62—72; и в кн.: Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981, с. 458-492.
В лето 6945 (1437) поехал митрополит Исидор из Москвы на рождество святой Богородицы 1. Приехал в Тверь в день Воздвижения 2 честного креста. А с ним поехал владыка Авраамий Суздальский 3. И встретил его тверской князь Борис 4 со своими тверскими боярами с великою честью и владыка Илья 5 с крестами и со всеми священниками и все люди города того. А пробыл в Твери девять дней, выехал в воскресенье и ночевал в Саввиной пустыни. А от Москвы до Твери двести верст без двадцати. А от Твери до Торжка шестьдесят верст, а от Торжка до Волочка семьдесят верст. А от Волочка поплыл рекою Мстою 6 в ладье к Великому Новгороду, а кони пошли берегом. А от Волочка рекою плыть до Новгорода триста верст.
И встретили его далеко владыка новгородский Евфимий 7 и посадники новгородские с великой честью. И ночевал митрополит в Юрьеве монастыре 8. Утром же выехал в город месяца октября в седьмой день. И встретил его владыка с крестами, с попами и дьяконами и весь народ города, и теснота великая была от народа. И дойдя до ворот города этого,— а на вратах была церковь,— митрополит здесь облачился в ризы, а с ним и владыка Авраамий облачился. Здесь освящали воду и кропили ею народ. И придя к собору святой Софии 9, митрополит снял облачение и в тот день пировал у архиепископа Евфимия, который оказал ему честь великую. Был же в Новгороде семь дней. [317]
А из Новгорода пошел к Пскову. И псковичи встретили его на рубеже и весьма почитали его. И приехал в Псков месяца декабря в шестой день на память святою отца Николы. И за городом встретили его священники с крестами и много народа. И в тот же день служил обедню в соборе святой Троицы 10, а с ним служил и владыка Авраамий, и благословил народ. И дали ему псковичи двадцать рублей. А от Новгорода до Пскова сто восемьдесят верст. И тут были пиры многие и подносили дары великие. А отпуская его, дали псковичи ему сто рублей. И поехал из Пскова в Немцы месяца января в двадцать второй день, на память святого апостола Тимофея. А был в Пскове семь недель.
Первый город немецкий был Коспир 11, юрьевского епископа. Здесь встретил его епископ юрьевский с великою честью, по своему немецкому правилу, со своими магистрами немецкими, с трубами и свирелями и оказал ему великую честь, и преподнес дары многие. А от Пскова до Юрьева города 12 сто верст.
И приехал митрополит к Юрьеву, и тут встретили его бургомистры, и ратманы 13, и священники с крестами, и множество народа города того, и воздали ему честь великую. Город же Юрьев каменный, большой, палаты же в нем весьма чудны, и мы не видели таких — удивлялись. Церкви же многие и монастыри большие. И есть монастырь женский, один по их уставу, весьма чудный; монахини никогда не выходят за пределы монастыря, а постригаются в этом монастыре только девицы и поэтому называются святыми девами. Одеяние же черниц белое, как снег,— рясы и мантии,— а на головах их венец черный, а поперек головы крест, а на нем покрывала белые, как снег. А от мирян никто к ним не приходит, но только мы были с митрополитом, видели их жизнь и удивлялись. Река же огибает город с той стороны, откуда мы приехали. Горы же у них, поля и сады красивые. Церкви же православные у них в городе две: святого Николая и святого Георгия; православных же мало.
А от Юрьева до Риги города двести пятьдесят верст. А от Юрьева ехали к Риге, то видели много городов. И ехали на Вольмар 14 город. И встретили митрополита господа знатные за день пути до Риги. Когда же были близ города Риги, встретили нас с великими почестями архиепископ Тимофей и архимандрит Захарий, и бургомистры и ратманы, и все жители города с трубами, и свирелями, и с гудницами. [318]
А приехали в Ригу до обеда, месяца февраля в 4 день, на память святого Исидора. В городе митрополита встретили попы с крестами и все люди, и очень рады были его приезду. И обедал митрополит у архиепископа; и владыка Авраамий и Фома, посол тверской 15, сидели за одним столом с митрополитом и архиепископом, а нас посадили за другой стол. И тут оказаны были почести большие, и вина различные были. Здесь митрополит задержался на восемь недель.
Затем плыли кораблем по морю, проводили нас с великою честью. И поехали из Риги месяца мая в 5 день, на память мученицы Ирины, рекою Двиною к морю. И на берегу у моря находились день. Поплыли в корабле по морю в среду, четыре недели после Пасхи, в праздник Преполовение 16. И один день ветер веял добрый.
И после немногих дней внезапно в полночь начался шторм, хотя ветра и не было, корабль волнами захлестывался, и верхняя его постройка заливалась волнами. Мы все впали в отчаяние и восклицали: “Увы, погибаем”. Но недолго это длилось. После такой бури наступила на море тьма густая, а ветер не веял.
И роптание было у немцев: “Не из-за нас это произошло, а из-за православных”,— говорили они. Затем пришли немцы к митрополиту и заявили: “Видишь ли такую беду нашу — тьма наступила и ветер не веет, а тут остров Готланд скалистый, здесь пираты грабят и разбойничают. Ради этого мы пришли к тебе с просьбой помолиться своему богу, а мы помолимся своему”. Митрополит призвал Авраамия, и посла тверского Фому, и архимандрита Вассиана 17, и всех своих бояр и сказал: “Епископ, помолись богу”. И начал молебен святой Богородице Одигитрии по-гречески со своими греками, а владыка Авраамий по-своему, по-русски. И начала тьма расходиться,— и уже было к вечеру,— и ветер повеял добрый, и далее мы не знали никакого зла. И спустя много дней берег увидели и дошли до гавани благополучно.
А с корабля митрополит сошел в понедельник, месяца мая в 19 день, на память святого мученика Патрикея. Когда же сошел к пристани, то его встретили бургомистры и ратманы. От славного города Любека 18 морем тысяча верст, а берегом полторы тысячи. И прибыли для нашей встречи двадцать возов, и сели мы на повозки и поехали к городу. Вблизи города встретило нас много народа. И видели мы город чудный, и равнины, и горы [319] небольшие, и сады красивые, и палаты весьма чудные, с позолоченными верхами, и монастыри в городе чудные и мощные. И товара в нем всякого полно. А воды проведены в город по трубам, текут по всем улицам. А ныне воды из фонтанов текут, студеные и вкусные. Когда митрополит ходил по храмам в праздник Вознесения 19, мы видели сосуды священные, золотые и серебряные, и множество мощей святых.
И пришли к нам монахи и стали приглашать митрополита посмотреть их монастырь. Он пошел, и показали ему сосудов священных бесчисленное множество, и риз дорогих, золотых множество, с камнями драгоценными и с жемчугом.
И видели здесь мудрость недоуменную 20 и несказанную. Просто, как живая, стоит Пречистая и Спаса держит на руках в младенческом облике. Когда же зазвенит колокольчик, тогда слетает ангел сверху, принесет венец в руках и возложит его на Пречистую. И пойдет звезда, как по небу; и, смотря на звезду, идут три волхва, а перед ними человек с мечом, а за ними человек с топором. И принесут дары Христу: и золото, и ладан, и миро; и, подойдя к Христу и Богородице, поклонятся. Христос же, обернувшись, благословляет их и хочет руками взять дары, как дитя, играя у Богородицы на руках. Они же, поклонившись, отходят, и ангел взлетает вверх, взяв венец.
И водили нас туда, где хранятся их книги, и видели более тысячи книг, и всякого неизреченного, и всякие хитрости, и палаты чудесные. И ввели нас в трапезную свою, и принесли вина различные, сладостей много разных, и оказали митрополиту почесть великую. И здесь видели на реке установленное колесо, около сотни сажен от монастыря, воду забирает из реки и отводит во все дома. На том же валу, на котором установлено большое колесо, закреплено и колесо малое, которое мелет и сукна изготавливает красивые. Здесь же видели, в палате, двух зверей лютых, около окна прикованных цепями железными.
А коней митрополита гнали берегом от Риги до Любека: по Курляндской земле, и через Жмудские земли 21 в течение трех дней, и оттуда в Прусскую землю, и оттуда в Поморскую 22, и оттуда в Штральзундскую землю, и оттуда в Висмарскую, и оттуда к Любеку. И в Любек приехал митрополит морем за один день до прибытия обоза, [320] берегом же на конях выехали из Риги за шесть недель до отъезда оттуда митрополита.
И поехали из Любека в пятницу троицыной недели и ночевали в городе Мильне, в четырех милях от Любека. И около города этого озеро, а с другой стороны проведен канал более двадцати верст, из великой реки Эльбы. А от Мельна города четыре мили до реки Эльбы, от нее до реки Меч, перевоз поперек ее три версты. А от той реки до Люнебурга города две мили.
От Любека до Люнебурга восемь миль. Этот город величиной подобен Любеку. Среди города этого фонтаны устроены, колонны их из меди, позолоченные, весьма чудесные, трех саженей и выше. И у каждого из фонтанов статуи людей пристроены, тоже из меди. И вытекают изо всех этих медных людей воды вкусные и холодные: у одного изо рта, у иного из уха, а у другого из глаза, а у иного из локтя, а у иного из ноздрей, вытекают очень прытко, как из бочек. Статуи эти выглядят просто как живые люди. И эти фонтаны обеспечивают водой весь город тот и скот. И воды проведены эти очень хитро, и течение их несказанно.
А от Люнебурга до Брауншвейга города шестнадцать миль. И этот город величиной больше трех городов прежних. Палаты в нем чудные видом, верхи и кровли их подобны удивлению. Покрыты плитами синими каменными хитро и хорошо, как лемехами, и укреплены гвоздями, что не дает разрушаться на многие годы. И еще каналы большие проведены по всему городу этому, берега их и дно вымощены камнями; а иные воды подведены в фонтаны, как и в ранее описанных городах. И все здания города этого прочные и удивление вызывают.
А от Брауншвейга до Магдебурга города одиннадцать миль. Этот город величиной Любеку подобен. И во всем городе улицы вымощены камнем и палаты каменные, а воды к нему проведены из Аламанской земли 23.
И от того города находится город по названию Лейпциг, очень большой. А от этого города есть город по названию Эрфурт, большой и чудесный, отличается богатством и искусным ремеслом. Такого товара и искусного рукоделия в одном из ранее описанных городов не видели. А от того города находится город Бамберг, большой и чудесный. Здесь праздновали день святых апостолов Петра и Павла и тут видели, как ходили с крестами триста попов. [321]
И того же дня митрополит выехал из города и проехал милю. Мы остановились в городе по названию Понт, и река около него называется Тиск, и поэтому называется этот город Понтийском 24. И это город окаянного Пилата. В этом городе он родился и была вотчина его, и по имени этого города Пилат называется Понтийским.
И от того города находится город Нюрнберг, очень большой и укрепленный. Людей в нем много и товара много, и палаты в нем построены из белого камня, очень чудные и хитрые. Также и каналы проведены к этому городу с большим трудом, умело. А некоторые воды в фонтан проведены более умело, чем в ранее описанных городах, и рассказать об этом нельзя, недоступно. От Любека до Нюрнберга сто миль.
И этот город Нюрнберг стоит среди Аламанской земли. В Аламанской земле не иная вера и не иной язык, но вера латинская и язык немецкий, но отличается только так, как, например, русский и сербский; так и аламанский от немецкого 25.
От этого города в семнадцати милях есть город во имя царя Августа, его же начал создавать и создал царь Юстиниан на славной реке Дунае, и ради этого зовется тот город Август, а по-немецки Аугсбург 26. И величиной он превосходит все ранее описанные города. И палаты в нем, и воды, и иные все строения весьма чудесны. И храмы в нем снаружи расписаны очень искусно, так же и внутри расписаны. Здесь царь Юстиниан, первый основатель города этого, и иные цари римские изображены, а также и венгерские и аламанские короли.
От этого города до Альпийских гор десять миль. А от Альпийских гор до князя, называемого Дука, пятнадцать миль, и городком небольшим Инсбруком владеет этот князь. А от этого города к Альпийским горам до города Пиренто двадцать четыре мили. И оттуда во Фряжскую землю 27 до города Падуи пятнадцать миль. И проехать по Альпийским горам надо шестьдесят миль. Горы же эти начинаются не здесь, а идут даже от Черного моря и до Белого моря 28, и называется это поясом земным, каменным. Так высоки эти горы, что облака вдоль них по ущельям ходят и берутся облака от них же. Снега лежат на них от сотворения этих гор. Летом же в них жара и зной большой, по снег не тает. Падуя же — город очень большой и укрепленный. Оттуда до Феррары 29 города десять миль. И сюда мы приехали после праздника Госпожина дня 30 на третий день. [322]
И тут мы встретили папу римского Евгения 31, от Рима за пятьдесят миль. Здесь же встретили святого царя греческого Иоанна 32, святого патриарха вселенского Иосифа 33 и святой вселенский собор.
А в соборе принимали участие с патриархом двадцать два митрополита: 1) ираклейский Антоний, 2) ефесский Марк, 3) русский Исидор, 4) монемвасийский Досифей, 5) трапезундский Дорофей, 6) кизикский Митрофан, 7) никейский Виссарион, 8) никомедийский Марк, 9) локедомонский Мефодий, 10) тырновский Игнатий, 11) амасийский Иоасаф, 12) молдавский, или волошский Демиан, 13) ставропольский Исайя, 14) родосский Нафанаил, 15) митиленский Дорофей, 16) дамасский Дорофей, 17) миленикский Матфей, 18) дристрасский Каллист, 19) ганский Геннадий, 20) анхиальский Геннадий, 21) грузинский Иоанн, 22) сардский Дионисий, этот на соборе богу душу отдал.
Первое заседание собора было месяца октября в 8 день, в городе Ферраре, во Фряжской земле. На соборе заседал римский папа Евгений и с ним двенадцать кардиналов, и архиепископов, и епископов, и капелланы, и монахи. Православной же веры на соборе заседали греческий царь Иоанн и брат его деспот Дмитрий, и вселенский патриарх Иосиф, а с ним митрополитов двадцать два и епископ русский Авраамий Суздальский, и архимандриты, и попы, и диаконы, и монахи, и послов четверо, трапезундский, грузинский, тверской Фома и волошский Микула. Задавали вопросы трем митрополитам и отвечали на них ефесский Марк, русский Исидор, никейский Виссарион.
Второе заседание собора было месяца того же в 13 день. Третье заседание месяца того же 16 дня. Четвертое заседание месяца того же в 20 день. Пятое заседание месяца того же в 25 день. Шестое заседание месяца ноября в 1 день. Седьмое заседание месяца того же в 4 день. Восьмое заседание месяца того же в 8 день. Девятое заседание месяца того же в 11 день. Десятое заседание месяца того же в 18 день. Одиннадцатое заседание месяца того же в 26 день. Двенадцатое заседание месяца декабря в 4 день. Тринадцатое заседание месяца того же в 8 день. Четырнадцатое заседание месяца того же в 13 день.
В том же городе Ферраре на папском дворе возведена башня каменная великая над торговой площадью. И на этой башне устроены часы и колокол большой. И когда ударят в колокол, то на весь город слышно. И у этой [323] башни приделано крыльцо с двумя дверями. И когда придет время и ударит колокол, то выйдет из башни на крыльцо ангел, смотреть — просто как живой. И затрубит в трубу и уходит другими дверями в башню. И люди все видят ангела и трубу, и услышат звук трубы его.
И потом к тому большому колоколу приходит каждый час ангел и ударяет в него.
В том же городе накупили еды: яловица двадцать золотых, боров пять золотых, а золотой на наши деньги стоит тридцать грошей; баран два золотых, гусь три гроша, курица три гроша, хлеб девять проскур на грош, сыр по золотому.
Пятнадцатое заседание собора проходило месяца января в 10 день в соборной церкви во имя святого Георгия. Папа, облаченный в святительский сан, в рогатом клобуке, сидел на высоком месте, и с ним кардиналов и епископов сорок четыре, также облаченных в святительские саны и в рогатые клобуки 34. А патриарх и митрополиты сидели в мантиях. Тогда им были прочитаны грамоты по-латински и по-гречески о том, что им предстоит идти из Феррары в город Флоренцию 35.
И поехал папа месяца января в 16 день. И поехал патриарх из Феррары месяца того же в 26 день рекою По, в судах на низ реки. А митрополит русский отплыл месяца того же в 27 день тою же рекою на судах.
От Феррары до города Ардженты двадцать пять миль. От Ардженты до города Обатши семь миль. А от Абатши до города Конселиче семь миль. И тут митрополит слез с судна и поехал на конях. А от города Конселиче до города Луго (Лугано) семь миль. А от Лугано до города Фаенцы десять миль. От Фаенцы до города Борго ди Бижано двадцать восемь миль. От Борго ди Битано до города Берены тринадцать миль, а река около этого города Ирнец, быстрая очень, через нее проложен мост каменный, и садов здесь множество масличных, и место красивое между гор. А от Берены до города славного и прекрасного Флоренции пятьдесят миль.
А все горы каменные высокие, а путь тесен и очень тяжел, потому что повозками не пройдешь и надо везти на вьюках. И виноград родится в этих горах очень добрый и сладкий и красивый.
И приехал митрополит в славный город Флоренцию месяца февраля в 4 день. А патриарх приехал месяца того же в 17 день. [324]
Славный город Флоренция очень большой, такого не находили мы на своем пути. Соборы в нем очень красивые и величественные, и палаты в нем построены из белого камня, очень высокие и хитры. По середине города этого течет река большая и очень быстрая, именуется Арно 36. И устроен на реке этой мост, широкий очень, и с обеих сторон моста устроены палаты.
Есть же в городе этом божница великая, и в ней более тысячи кроватей, и на самой последней кровати перины чудные и одеяла дорогие. Это устроено на подаяния для немощных пришельцев и странников из иных земель. Их здесь кормят и одевают, и обувают и содержат честно. А кто окрепнет, тот бьет челом городу и уходит благодаря бога. И среди постелей устроено место для молебствия, и поют службу каждый день.
Здесь есть иной монастырь, сооружен из белого камня хитро и очень прочно, ворота железные, церковь чудная и в ней сорок служб. И мощей святых много, и риз дорогих множество с драгоценными камнями, с золотом и жемчугом. Старцев в нем сорок, и живут они никогда не выходя из монастыря, и миряне к ним не ходят никогда. Занимаются они рукоделием: расшивают золотом и шелком на святых плащаницах. Этот монастырь посетил митрополит, и мы тут были и все это видели. А погребение умерших старцев в монастыре такое: новоумершего старца кладут в гроб, а ветхие кости ранее захороненного предварительно вынимают, и кладут их в костер, и на них смотрят, поминая час смертный.
В том же городе изготавливают дорогие ткани — камки и аксамиты с золотом. Много товара всякого и садов масличных, и из маслин деревянное масло изготавливают. И есть в городе том икона чудотворная, образ Пречистой божьей матери. И перед этой иконой в божнице стоят фигуры исцелившихся людей, более шести тысяч сделанные из воска: кто разбит параличом, или хромой, или слепой, или безрукий, или знатный человек на коне,— так все устроено, что будто живые стоят,— или старик, или юноша, или жена, или девица, или отрок, или какая одежда на нем была, или недуг какой в нем был и как его исцелило, или какая рана у него,— так все изображено и здесь стоит.
Здесь же сукна скарлатные делают. Тут же видели деревья кедры и кипарисы; кедр как русская сосна, во многом схожи, а кипарис корою как липа, а хвоей как ель, [326] но хвоя немного кудрявая и мягкая, а шишки походят на сосновые.
И есть в городе том церковь великая 37, сделана из белого и черного мрамора. У церкви той устроена колокольня, также из белого мрамора, а хитрости ее недоумевает ум наш. И поднимались в колокольню по лестнице и насчитали ступеней четыреста пятьдесят. В этом же городе видели диких зверей двадцать два. А около города того стена длиною шесть миль.
Шестнадцатое заседание собора было в городе Флоренции месяца февраля в 26 день. Семнадцатое заседание было месяца марта во 2 день. Восемнадцатое заседание было месяца того же в 5 день. Девятнадцатое заседание было месяца того же в 10 день. Двадцатое заседание было месяца того же в 13 день. Двадцать первое заседание было месяца того же в 14 день. Двадцать второе заседание было месяца того же в 17 день. Двадцать третье заседание было месяца того же в 21 день. Двадцать четвертое заседание было месяца того же в 24 день. Двадцать пятое заседание было месяца мая во 2 день.
Деспот, царев брат, ушел с собора в Царьград из Флоренции месяца июня в 25 день.
Месяца июля в 5 день было великое заседание, тогда были написаны грамоты собора о том, как верить в святую троицу, и подписали их папа Евгений, царь греческий Иоанн, и все кардиналы, и митрополиты подписали грамоты каждый своею рукою.
В том же городе видели червей шелковых и видели то, как шелк снимают с них.
Месяца того же в 6 день служил обедню папа Евгений с опресноками в соборной церкви в имя пречистой Богоматери, а с ним кардиналов двенадцать и епископов девяносто три, кроме капелланов и диаконов. Царь же Иоанн, сидящий на уготовленном ему месте, смотрел их службу и все бояре его с ним. И митрополиты тут же сидели на уготованных местах во всем святительском облачении, также и архимандриты и книгохранители 38, и попы, и диаконы, одетые в соответствии со своим саном, монахи тут же сидели на уготованных им местах и смотрели службу. Также греческие и русские миряне сидели. Места были высоко, и все было видно.
Народу столько желало присутствовать, что если бы их впустить, то было бы много подавленных людей. Но стражи (подвойские) паны ходили в панцирях [327] серебряных и палицы в руках держали и не дозволяли входить на службу; некоторые из них свечи витые держали в руках зажженные и размахивали ими перед народом, чтобы не наступали.
И после службы папа начал петь молебен со своим духовенством и затем сидел на средине собора на уготованном ему высоком престоле позолоченном, и близ его поставили амвон. И взошел на него от латинян кардинал именем Юлиан и митрополит никейский Виссарион, и принесли грамоты соборные. Юлиан начал читать латинскую грамоту, и потом начал читать митрополит грамоту греческую. После чтения грамот папа благословил народ. Затем начали папины диаконы петь хвалу папе, и потом начали царевы диаконы петь хвалу царю. И потом начали петь весь собор латинский и весь народ и начали радоваться, так как приняли прощение от греков.
И поехал царь с собора из Флоренции месяца августа в 26 день. И проводили его с почестями кардиналы и все епископы и весь народ города того, с трубами и свирелями. И несли над ним двенадцать человек небо наряженное, а коня под ним вели пешие два знатных ратмана города того.
Месяца сентября в 24 день папа служил в церкви святого Иоанна Предтечи. И после службы кардиналы, и архиепископы, и епископы облачились в ризы,— множество было их. И тут сидел русский Исидор и двенадцать греческих митрополитов в мантиях, а папа сидел на престоле золотом в святительском сане. И взошел на высокое место епископ именем Андрей и начал читать грамоту о неблагословении и проклял Базельский собор Аламанской земли, так как не прибыли на собор к папе, а учинили у себя собор и не хотели повиноваться папе, и поэтому их прокляли.
И того же дня Исидор и Авраамий, владыка суздальский, получили благословение у папы на обратный путь на Русь и выехали из Флоренции на Русь месяца сентября в 6 день.
От Флоренции до города Скарперия тринадцать миль. От Скарперия до города Фиренцуолы двенадцать миль. От Фиренцуолы до города Капренно семнадцать миль. А от Капренно до города Болоньи двадцать три мили; этот город большой. От того города митрополит поплыл рекою Фарою, а кони пошли берегом. К Фаре от Болоньи сорок миль. От Фары пошли рекою По и коней провезли [328] на судах этой рекою. От Фары до города Киоджи восемьдесят миль. Этот город на берегу Белого моря, тут добывают соль крупную.
От Киоджи до города Венеции двадцать пять миль, а шли морем. А этот город стоит на море, а сухого пути к нему нет, а от берега город стоит в тринадцати милях. Среди города ходят корабли и галеры, а по всем улицам воды, ездят в барках. Но город очень большой, и палаты в нем чудесные, а иные позолочены. Товару в нем всякого полно, сюда корабли приходят со всех земель: от Иерусалима, и от Царьграда, и от Азова, и из Турецкой земли, и из земли Сарацинской, и из Немецкой земли.
Есть в городе том церковь каменная святого Марка евангелиста 39. И колонны в ней сложены из мрамора различных цветов. А иконы в ней чудные, греки писали мозаикой, и до самого верха видна чудесная красота. А внутри вырезаны статуи святых из мрамора очень хитро. А сама церковь великая. А над главным входом поставлены фигуры четырех коней медных, позолоченных, великих, видом как будто живые, и там повешены два великих змея убитых. Тут сам святой Марк покоится и мощей святых много, взяты из Царьграда 40. И монастырей много около этого города и в море на ближних островах, и иных церквей много в городе.
Въехал митрополит в город этот месяца сентября в 15 день. Видели в том же городе, в монастыре святого пророка Захария, за престолом в раке каменной отца Иоанна Предтечи и святых Григория и Федора в одной раке, и чернецов здесь шестьдесят три. В том же городе, в монастыре святой Варвары, мощи ее лежат и тело без головы.
И выехал митрополит из Венеции месяца декабря в 22 день. И пристал корабль к острову. Здесь монастырь святого Николы, и тут сам святой Никола лежит. И видели гроб его в церкви на четырех столпах, пристроена к нему лестница в шесть ступеней, и, перекрестясь, поклонились у гроба святого, но его самого не видели, так как замурован лежит; с ним дядя его Федор в одном гробе лежит. И спросили игумена монастыря этого, откуда мощи святого Николы взяты, и он поведал, что от Бара города прислали венецианцы сто галер и три корабля с зерном и за это взяли мощи. И стоял здесь корабль наш два дня, так как ветер был встречный. И пошли в море на корабле в Рождество Христово. [330]
И прошли от Венеции до города Поречи сто десять миль. От Поречи до города Полы тридцать миль, здесь добывается соль из моря в месяце июле и августе. И тут стоял наш корабль десять дней, так как ветер был встречный. Из этого города поехал митрополит на конях с двумя провожатыми и пятнадцать человек пеших с ним, а владыка Авраамий кораблем и митрополичьи бояре с ним. А от Полы до города Осора восемь миль. И тут стоял корабль десять дней, так как ветер дул встречный. Здесь также добывается соль. До города Сени шестьдесят миль, этот город стоит у Белого моря между горами. Здесь вышли из корабля месяца января в 17 день.
От Сени до города Брыни пятнадцать миль, путь идет лесом на горы, и в тех городах живут хорваты, язык их близок к русскому, а вера латинская 41.
От Мадруши до города Возоля двадцать миль, тот город деревянный, река около него Колен. А от Возоля до города Ястребольска пятнадцать миль. От Ястребольска до города Окичи пять миль. От Окичи до города Загреба двадцать миль, город этот большой и красивый, принадлежит венгерскому королю. В этом городе видели сербского деспота 42 с царем и его детьми, попленено его царство Сербское турецким султаном Муратом 43. В этом городе видели в церкви, на престоле, в раке младенец нетленный лежит, из тех, кого Ирод избивал во время рождения Христа, видели это месяца февраля в 7 день.
От Загреба до Раковица четыре мили. А от Раковица до Крижицы три мили. От Крижицы до Копрыницы три мили. От Копрыницы до реки Дравы миля. Эта река на границе между Славянской землей и Венгерской землею.
От реки Дравы до города Закопа миля. А от Закопа до города Чирга две мили. От города Чирга до города Сегистя (Сегеда?) три мили. Эти три мили до Сегистя нужно ехать все лесом. Здесь разбои очень большие, без провожающих и вооруженных людей едва ли можно проехать, и то с божьей помощью. Тут и шубу разбили в Федорову субботу. А выезжают на разбой из Чирга и Сегистя и из других мест.
А от Сегистя до Иляши миля. А от Иляши до Дюд пять миль больших, и на этих милях разбои большие. А от Дюд до Корешеди и до Вепшина четыре мили. А от Вепшина до Белграда три мили. А от Белграда до Мартомвашеря четыре мили. А от Мартомвашеря до Будина четыре мили. И этот город столичный Венгерского королевства, и [331] стоит на славной реке Дунае. А из Будина перевезлись за Дунай и поехали далее месяца марта в 14 день.
От Будина до Орсесика три мили. А от Орсесика до Хатвана четыре мили. А от Хатвана до Начежюта пять миль, а от Начежюта до Кувездя четыре мили. А от Кувездя до Моги пять миль. А от Моги до Форы шесть миль. А от Форы до Кошицы шесть миль. Кошица город большой и укрепленный, создавали его немцы и правят им в Венгерском королевстве. А от Кошицы до Априяша города четыре мили. А от Априяша города до Люблева (Люблин?) триста тридцать шесть миль. И этот Люблев пограничный городок венгерский, стоит на польской границе. И в нем чеканят деньги, новцами зовутся, по три новца за золотой.
А от Люблева в Польскую землю до Судеча шесть миль, город этот весьма хорош. И тут были в пресветлый и превеликий праздник Христова воскресения. А от Судеча до Липницы четыре мили. А от Липницы до Бохни две мили. А в той Бохни соляные копи и город есть. А от Бохни до Кракова пять миль. Здесь видели короля Владислава 44 и брата его Казимира.
Под Краковом река Висла протекает, эта река впадает в море. От Кракова до Бохни двадцать пять верст. От Бохни до местечка Войнича четыре мили. А от Войнича до реки Дуная (Дунайца?) миля. А от Дуная до города Тернова миля. А от Тернова до Пильзена три мили. А от Пильзена до Торопчицы четыре мили. А от Торопчицы до Решева четыре мили. А от Решева до Ланцута три мили. От Ланцута до Пригорска три мили. От Пригорска до Ярослава две мили. От Ярослава до Родемны две мили. От Родемны до Перемышля города две мили.
А около города Перемышля река Сан, а другая река Ярев, третья — Ярют. От Перемышля до Мостища четыре мили. От Мостища до Вишни две мили. От Вишни до Городка три мили. А от Городка до Львова четыре мили, верст сто тридцать четыре. А от Флоренции до Львова пятьсот девяносто семь миль, а верст две тысячи двести.
А от Львова до Галича четырнадцать миль. И пришли в Галич месяца мая в 21 день. Оттуда опять пошли во Львов на другой день после Петрова дня. И поехали из Львова июня 10 дня. А от Львова до Батячина шесть миль. А от реки до города Белза три мили. От Белза до Видкова, где растут вишни, три мили. От Видкова до Грубешева четыре мили. А от Грубешева до Лещан пять [332] миль. А от Лещан до Холма три мили. А приехали в Холм в Ильин день.
В Пантелеймонов же день, в среду месяца июля в 26 день, была буря великая, с дождем, храмы потрясались. Утром же в четверг в 27 день того же месяца выехали из Холма и ночевали у пана Ондрюшки в Угровске, на реке Буге, в четырех милях от Холма. А от Угровска до Ганоя пять миль. От Ганоя до Володавы шесть миль. От Володавы до Берестня три мили. Пошли же из Берестня месяца августа в 4 день и пришли в Каменец. От Берестня до Каменца пять миль, владеет городом князь Сендушено, а река здесь Ильцена. От Каменца до Нового двора десять миль. А оттуда до Порозова две мили. А от Порозова до Волховыска четыре мили. От Волховыска до Немана пять миль. От Немана до Василийска пять миль. От Василийска до Радуни пять миль. От Радуни до Рудников семь миль. От Рудников до Троков пять миль. А от Львова до Троков сто миль великих, а верст пятьсот.
И приехали мы в Троки в 11 день августа, в четверг. Из Троков поехали в субботу в 13 день. От Троков до Вильны четыре мили. И поехали из Вильны в Торнок августа в 16 день. А от Вильны до Медников четыре мили. А от Медников до Шмены три мили. От Шмены до Крева пять миль. От Крева до Маркова три мили. А от Малодешня до Каменца Красного, до села Дока, три мили. От Каменца до Танны пять миль. От Танны до Логожска две мили. От Логожска до Борисова, до реки Березина, восемь миль. От Борисова до Друцка восемнадцать миль. От Друцка до Орши восемь миль. От Орши до Дубравны четыре мили. От Дубравны до Клементия святого восемь миль. От Катаны до Смоленска четыре мили. От Смоленска до Дорогобужа восемнадцать миль. От Дорогобужа до Мстиславца шестнадцать миль. От Мстиславца до Кореи четыре мили. От Кореи до Вязьмы восемь миль. От Вязьмы до Можайска двадцать шесть миль. А приехали в Можайск сентября в 14 день, в среду, а на Сторожи в 18 день сентября, в воскресенье.
А приехали в Москву в 19 день того же месяца. А поехали из Москвы в Суздаль месяца того же в 24 день, в субботу. А в Суздаль прибыли месяца того же в 29 день, в четверг.
(пер. А. И. Прокофьева)
Текст приводится по изданию:
Книга хожений. Записки русских путешественников
XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984
© текст
- Прокофьев Н. И. 1984
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Мурдасов А. 2004
© дизайн
- Войтехович А. 2001
© Советская
Россия. 1984