Худадад-хан. Сущность истории Синда.

Библиотека сайта  XIII век

ХУДАДАД-ХАН

СУЩНОСТЬ ИСТОРИИ СИНДА

ЛУББ-И ТАРИХ-И СИНД

ПРАВЛЕНИЕ ДИНАСТИИ ТАЛПУР

(с 1199 г. хиджры, что соответствует 1784/85 г. христианской эры)

Племя талпур — одна из больших ветвей белуджского народа. По утверждению белуджей, талпуры — потомки Амира Хамза, да помилует его Бог, который был дядей всемилостивого пророка, да благословит его Аллах и приветствует! И насколько известно, они во время правления Мухаммада Акбара, падишаха Хиндустана 1, приблизительно в 995 г. хиджры (1587г. христианской эры) из Халеба, который находится в стране арабов, переселились в Белуджистан, избрав его местом своего обитания. В этой области, известной как Белуджистан и посей день, талпуры живут во множестве. Оттуда некоторые из них переселились в Синд и другие близлежащие к Белуджистану места, избрав их своим местом жительства. Они занимаются здесь земледелием или разного рода службой, добывая себе хлеб насущный.

Имя одного из предводителей их было Тала. А на языке персидском «пур» значит «сын». Сначала их называли «талапуран» (т. е. сыны Тала). Слово это от частого употребления сократилось, и его стали произносить как «талпуран» (т. е. талпуры).

Талпуры тоже делятся на несколько ветвей, описывать которые мы не будем. Обратимся к тем талпурам, которые в стране Синд были правителями на троне Хайдерабада, Хайрпура 2 и Мирпурхаса 3. Великим прадедом этих трех семейств был Кака, или Како-хан, которого называли Сулейман-хан. Хотя он имел восемь сьгновей, но автор намерен рассказать только о двух старших, а о других и событиях их жизни упоминать не будет. Одного из старших называли Хотак-хан, другого — Манак-хан. Скажем подробнее о первом сыне.

Потомками Хотак-хана были династии эмиров Хайдерабада и Хайрпура. У Хотак-хана был сын, известный по имени Шахдад-хан. Им был построен город Шахдадпур 4. Он (Шахдад-хан) в 1147 г. хиджры (1734/35 г. христианской эры) из этого тленного мира ушел в мир вечный и был в том городе похоронен. Из сыновей Шахдад-хана расскажем о двух: Мир Чакар-хане [44] и Мир Бахрам-хане. Интересующимся историей пусть станет известно, что семейство талпуров Хайрпура сначала было известно под именем «Шахдадани», а позже их стали называть «Чакарани».

Чакар-хан был известнейшим землевладельцем. По сей день в талуке Шахдадпур существует прорытый им канал, носящий его имя — «Чакар-вах». О Мир Бахрам-хане мы уже упоминали, рассказывая о правлении династии Аббаси, носившей прозвище Калхора: он был убит в 1189 г. хиджры (1775/76 г. христианской эры) по приказу Миана Мухаммада Сарфараз-хана, как это было описано выше.

Мир Бахрам-хан тоже имел несколько сыновей. Династия эмиров Хайдерабада начинается со второго его сына Мир Субадар-хана. Полагаем необходимым сказать о нем подробнее. Мир Субадар-хан после мученической смерти своего отца сам был убит. Они оба были похоронены в Худаабад-и Hay. Мир Субадар-хан имел четырех сыновей. Прежде всего назовем его старшего сына, который был покорителем страны Синд, а именно Мир Фатх Али-хана. Имена других упомянем при удобном случае.

Мир Чакар-хан, сын Мир Шахдад-хана. имел нескольких сыновей; самым знаменитым из них был Мир Сухраб-хан, сподвижник покорителя страны Синд.

Теперь расскажем о Манак-хане, другом сыне Кака-хана. Хотя у Манак-хана было несколько сыновей (от которых ведут свое происхождение «владетели Мирпурхаса, известные под именем Манакани), но мы скажем только о его старшем сыне —

Генеалогия династии Талпур

Кака (Како)-хан, он же Сулейман-хан Талпур

Хотак-хан (первый сын)

Манак-хан (третий сын)

Мир Шахдад-хан

Мир Аллахъяр-хан
Мир Чакар-хан Мир Бахрам-хан Мир Масу-хан
Мир Сухраб-хан Мир Субадар-хан Мир Фатх-хан
Мир Фатх Али-хан Мир Тахара (Тхаро)-хан

[45] Мир Аллахъяр-хане, а остальных касаться не будем. Аллахъяр-хан тоже имел нескольких сыновей, но из них автор упоминает его. первого сына, Мир Масу-хана. Из многих сыновей Мир. Масу-хана упомянем тоже только его первого сына — Мир Фатх-хана. Он (Мир Фатх-хан) тоже имел много сыновей, но из них только его второй сын, Мир Тахара (Тхаро)-хан, участвовал в покорении страны Синд. Надеюсь, что интересующимся историей имена всех трех покорителей Синда, а именно Мир Фатх Али-хана, Мир Сухраб-хана и Мир Тахара (Тхаро)-хана, хорошо известны. Для ясности нами дается генеалогическое древо династии Талпур, правителей Синда.

Интересующиеся историей могут из этого родословного древа, которое нами подробно разъяснено, выяснить, насколько близкими родственниками и соплеменниками были правители страны Синд.

Все три названных нами сардара объединились. Некоторые из них жили в Дераджате — талуке Шахдадпура, некоторые в Худаабад-и Hay. Они были разгневаны убийством своих родителей и близких и поэтому, присоединив к себе большинство белуджей и других людей, силой оружия захватили страну Синд. Миан Абд ан-Наби Аббаси в 1198 г. хиджры (1783/84 г. христианской эры) бежал в Джодхпур и там умер. Его потомки и по сей день живут там (в Джодхпуре), где известны под именем «сахаб-задаган-и Синд», т. е. «сыновья владык Синда». Некоторые из потомков Аббаси живут в Панджабе; они джагирдары 5 и землевладельцы.

После того как вышеназванные сардары захватили трон в стране Синд, они получили инвеституру на управление провинциями Синда от Тимур-шаха, падишаха Кабула, с условием выплаты дани шаху (малийат-и шахи), как в прошлые времена. И в 1199 г. хиджры (что соответствует 1784/85 г. христианской эры) они разделили страну Синд на семь частей. Из этих семи частей получили: четыре части Мир Фатх Али-хан вместе со своими родными братьями и другими белуджами; две части получил Мир Сухраб-хан и одну часть захватил себе Мир Тахара (Тхаро)-хан. Они стали обладателями тронов Хайдерабада, Мирпурхаса и Хайрпура, где и правили. Дань шаху. Кабула правители Хайдерабада и Мирпурхаса выплачивали совместно, а правитель Хайрпура выплачивал сам. Но посылка дани по причине несогласия шаха Хорасана с эмирами Хорасана со временем была прекращена. И их (правителей Синда) потомки стали полностью самостоятельными,

Когда падишах Тимур-шах после двадцати трех лет царствования в столице Кабул в 1207 г. хиджры (1792/93 г. христианской эры) отправился из этого тленного мира в мир вечный, его третий сын — Шах Заман — в том же году стал обладателем трона державы 6. Он к правителям страны Синд относился согласно наставлениям своего великого отца. Его монеты были украшены надписью: [46]

Украсились по повелению Бога обоих миров
Монеты государства именем Шах Замана.

А его печать имела такую надпись:

Решил по своей милости Всевышний
Приказы вселенной именем Шах Замана отдавать.

Возможно, что интересующимся историей будет небезынтересно узнать такую стихотворную строчку, посвященную матери Шах Замана:

Судьба завидует моему высокому положению.
Я слуга Фатимы и мать Шах Замана.

По-видимому, высокородная госпожа носила имя Фатима Бегум. А все знает Бог!

Все три сардара — правителя из рода талпуров правили наилучшим образом. Но хотя в душе они друг к другу не испытывали неприязни, все же иногда между ними происходили междоусобные столкновения. По мнению автора, интерес представит краткий диалог Мир Сухраб-хана и Мир Фатх Али-хана.

Вопрос Мир Сухраб-хана:

Разве мы не северный ветер, который все уносит?
Разве мы не свирепый волк, который всех раздирает?

Ответ Мир Фатх Али-хана:

Что такое муха в сравнении со слоном? Даже под
нявшись в воздух, она не станет архангелом Гаврии
лом.  А если муха воображает, что у нее сильные лап
ки, все равно не отнять ей добычу у птицы Симурга.

Все же эти сардары между собой ладили. Каждый раз, когда им представлялся случай захватить какую-нибудь добычу, они совершали совместное нападение как союзники, и если им удавалось захватить часть какой-то страны, то они делили ее между собой описанным выше образом. И те области, которые во времена Миана Гулам-шаха были присоединены к Синду, а потом потеряны, были полностью возвращены. Они отняли и подчинили себе: Сабзал-кот у наваба Бахавалпура; Карачи и его окрестности у хана Калата; Шикарпур 7 и его округу у афганцев; Лакхпат 8 и Буст у раджи Бхуджа; Умар-кот и Регистан у раджи Джодхпура. Таким образом, эти эмиры сумели за время своего правления многие территории Синда, которые во времена правления Аббаси были потеряны, силой оружия вновь включить в пределы Синда и всеми ими править наилучшим образом.

Ниже следует краткий рассказ о первых властителях Синда из династии эмиров Шахдадани, трон которых был в Хайдерабаде.

Мир Фатх Али-хан почти восемнадцать лет правил в спокойствии и в довольстве. А о дате его смерти говорят стихи: [47]

Дал Бог победу Фатху Али
С помощью Наби и Али
9.
И удостоился рая Фатх Али.

Умер он в 1217 г. хиджры, что соответствует 1802/03 г. христианской эры. Его прах увезли в Худаабад-и Hay и похоронили рядом с его предками, могилы которых находятся там. Он оставил сына по имени Мир Субадар-хан, который был наследником трона, но его постигла участь отца.

И потому в том же году обладателем трона стал Мир Гулам Али-хан, второй сын Мир Субадар-хана. Его девизом были слова:

Да помогут мне Наби и Али.
Я душой и сердцем раб Али.

Во времена правления этого мира 10 чеканилась рупия, вес которой былменьше, чем рупии Тимур-шаха. В правление этого же эмира между Ираном, Синдом и британскими властями в 1224 г. хиджры, что соответствует 1809/10 г. христианской эры, было заключено соглашение 11. Оставив после себя своего сына — Мир Мухаммад-хана — он ушел из этого тленного мира в 1227г. хиджры, что соответствует 1812 г. христианской эры. Его похоронили в Худаабад-и Hay. Очень жаль, что нет стихов, в которых содержалась бы дата смерти этого мира.

После него наследовал трон Хайдерабада Мир Карам Али-хан, третий сын Мир Субадар-хана. Его девизом были слова:

«Оказал мне милость великую Али». И он принял титул «Саркар-я азамат мадар» (т. е. «великий правитель»).

Во время правления этого мира раджа Ранджит Сингх 12 поднял восстание. Но по милости британского правительства оно было подавлено. Шах Шуджа ул-Мулк, падишах Афганистана 13, в то время вступил в Хайдерабад, но все-таки его уговорили уйти. Сабит Али-шах — индийский поэт, был плакальщиком жителей Севистана во времена этого мира. Когда по велению Всевышнего он отправился из мира недолговечного в мир вечный, то его прах был похоронен на холме вблизи города Хайдерабада. Год его смерти виден из слов: «Пусть рай будет его дворцом», которые значат, что он умер в 1244 г. хиджры (в 1828/29 г. христианской эры).

Мир Мурад Али-хан был четвертым сыном Мир Субадар-хана. В том же, 1244 г. хиджры он наследовал трон своего брата. Его девизом были слова: «По милости святых Наби и Али, всего удостоился от Всевышнего Мурад Али». А также такие слова: «Раб Мустафы (т. е. пророка Мухаммада) Мурад Али».

Сначала он присвоил себе титул «Саркар-и баланд иктидар», т. е. «могущественный правитель», а потом — «Саркар-и джахан мадар», т. е. «правитель мира (или вселенной)».

Во время его правления были заключены в 1248—1249 гг. хиджры, что соответствует 1832/34 г. христианской эры, различные соглашения с британскими властями о развитии торговли [48] и о свободном плавании кораблей, а также по другим вопросам 14. В последний год своей жизни Шах Шуджа ул-Мулк подошел к городу Шикарлуру и захватил этот город со всей его округой. По этой причине вспыхнула кровопролитная война между ним и эмирами Синда. В той войне некоторые знаменитые сардары из Хайдерабада и Хайрпура пали смертью мучеников. Война эта шла вне пределов Сакхар-и кохна (Старого Сакхара) и известна как «джанг-и Кахрари» (Кахрарская война). А Кахрари — это название местности около города Сакхара, недалеко от берега реки Инд. Победу в той войне одержал падишах (Шуджа ул-Мулк).

В 1249 г. хиджры (1833/34 г. христианской эры) вышеупомянутый мир (Мурад Али-хан), оставив четырех сыновей,—их имена будут упомянуты — из этого непостоянного мира отправился в мир вечный и был похоронен рядом с гробницей своего брата Мир Карам Али-хана. Жаль, что не найдены стихи, содержащие дату его смерти.

Четверо братьев, которые один за другим правили в Хайдерабаде в стране Синд, известны как «чахар-яр», т. е. «четверо друзей». А вечность только у Всевышнего!

Упомянув город Сакхар, автор, который сам является жителем этого же города, считает уместным описать некоторые события и чудесные случаи из жизни пресветлого Шаха Хайруддина, да помилует его Бог, знать которые не без пользы.

(Ниже следует) краткое описание откровений и чудес пресветлого Шаха Хайруддина, да помилует его Бог, святая гробница которого находится в центре города Сакхар-и кохна (т. е. Старого Сакхара).

Достоверно известно, что пресветлый Шах Хайруддин, да помилует его Бог, сын светлейшего Ахмад-шаха, да помилует его Бог, который происходит в пятом поколении от пресветлого мауланы 15, муршида 16, пира пиров 17, почтенного, уважаемого, славного Шейха Шаха Абдул Кадира Джелани из Багдада, да помилует его Бог! Он родился в столичном городе Багдаде в 911 г. хиджры, что соответствует 1505/06 г. христианской эры. Когда ему было сорок лет, он из величественного города Багдада отправился в святую Мекку. Он двенадцать раз совершал хадж 18.

Потом он отправился в сияющую Медину и четырнадцать лет изучал там науки. После этого он совершил путешествия по странам арабским, по Ирану и по Хиндустану. После тридцатитрехлетних странствований он по указанию своего муршида отправился в город Сакхар и на горе, которая до сих пор известна как Джебел-и Шах (Гора Шаха), в одной из пещер совершал богослужения. Жители этого города услышали от него несколько откровений, и поэтому люди становились его муридами 19. Приведу некоторые из его откровений, чтобы для тех, кто интересуется историей, когда они подумают над ними, стали ясными происходившие события. [49]

Из воспоминаний, записанных покойным Hyp Мухаммад-ханом Джалбани, джагирдаром из талуки Наушахра-Фироз, старший сын которого — Миан Дин Мухаммад-хан Джалбани, джагирдар, здравствует по сей день.

От Халифа Махмуда, жителя местности Корие в талуке Тандо Мухаммад-хан, в зила Хайдерабада слышали: Пир-сахиб Рауза-и Дахни, именуемый «Пир Мухаммад Рашид», да помилует его Бог, на престоле которого восседает почитаемый внук его — Пир Шах Мардан-шах, живший в селе Ход, в талуке Лохари (Рохари), сообщал о том, что светлейший Шах Хайруддин, да помилует его Бог, совершенство учености и обладатель сокровенного знания, жил в городе Сакхаре. Однажды один мурид из его муридов, который был из людей Синда, молился за пределами города в уединенном месте. Неожиданно это место было затоплено водами реки Инд. Спустя год река изменила русло, а там, где она текла раньше, остались груды песка. И вот однажды пресветлый Шах Хайруддин спросил у муридов: «Что же это уже столько времени этот мурид не показывается? Куда он ушел?» И бывшие с ним ответили, что (тот мурид) в уединенном месте за городом молился, и то место затопила река; и вот теперь, когда река ушла, там только груды песка. И тогда (Шах Хайруддин) приказал оседлать и привести кобылицу. Сел на нее и добрался до тех куч песка, и там кобылица остановилась и стала бить копытами. (И Шах Хайруддин) приказал раскопать ту груду песка. И под ней оказалась закрытая дверь в стене. А когда открыли ту запертую дверь, то увидели, что мурид лежит головой в сторону севера, а ногами в сторону юга. Так как языком того мурида был язык синдхи, то поэтому пресветлый Шах Хайруддин на языке синдхи заговорил с ним и сказал: «Нет у тебя ни Каабы, ни Киблы 20, когда распростерся ты на земле, потому что покрыли тебя воды реки». И на это тот мурид также на языке синдхи ответил: «Для нас, которые признали повелителем (Шаха Хайруддина), зачем нам Кибла, и нам, им любимым, кому нам поклоняться». (Как видно) из комментария к откровениям того пресветлого (Шаха Хайруддина), он был муршидом для тысяч муридов. А то место, где молился тот мурид, и по сей день существует, и по сей день известно под названием «Шах Бела».

(Когда Шаху Хайруддину) исполнилось 116 лет, то он получил от тарханов 21 Великих Моголов немного земли в том месте, где теперь находится его святая гробница. И на этом месте, которое находится на горе, называемой Джебел-и Шах, выбрал себе место для жительства. И при нем были два мурида — Миан Садхо и Миан Джамалуддин. По велению Всевышнего 27-го числа святого месяца рамадана 1027 г. хиджры (он умер). Какой-то поэт сложил стихотворные строки, которые написаны на его святой гробнице. Из них видно, что (он умер) в 1027 г. хиджры, что соответствует 1618 г. христианской эры.

Из потомков вышеупомянутого Миана Джамалуддина один, [50] по имени Миан Гулам Мухаммад, был смотрителем того святого места. Он гробницу, которая была построена сначала, разрушил, так как она была очень маленькой, и построил более высокую. Год строительства этой гробницы виден из стихотворения (написанного по этому поводу): 1174 г. хиджры (1760/61 г. христианской эры). Каждый год 27-го числа месяца рамадана собирается у гробницы много муридов и других почитателей (Шаха Хайруддина). Жаль только, что после смерти последнего смотрителя этого святого места — Миана Сайида Мухаммада, который полностью соответствовал своему имени,— не было у него своего смотрителя. Но все же по воле Бога должно это завершиться наилучшим образом!

А теперь продолжим (рассказ о мирах из династии Талпур).

После смерти Мир Мурад Али-хана его старший сын Hyp Мухаммад-хан в 1249 г. хиджры (1833/34 г. христианской эры) стал обладателем трона Хайдерабада. Другие миры также правили в своих владениях: его брат Мир Насир-хан; Мир Мухаммад-хан, сын вышеупомянутого Мир Гулам Али-хана, и Мир Субадар-хан, сын Мира Фатх Али-хана, первого властителя (из династии Талпур). Их девизы говорят о том, как их почитали: «От Hyp Мухаммада свет миру»; «Али, Хусейн и Хасан покровительствуют, и Бог помогает Мухаммаду Насиру»; «Мир Мухаммад — луна щедрости»; «Покровительство Мухаммада — венец субадара» 22, а также: «Правление миром — от Фатх Али». И у каждого из них были почетные титулы: у Мир Hyp Мухаммад-хана — «Саркар-и али-мадар», у Мир Насир-хана — «Саркар-и файз асар», у Мир Мухаммад-хана — «Саркар-и али мадар», а у Мир Субадар-хана — «Саркар-и хашамат-мадар».

Хотя у каждого из них была своя территория, которой он владел и управлял, но верховным правителем страны был правитель Хайдерабада — Мир Hyp Мухаммад-хан. Он правил самым наилучшим образом и оставил как память о себе двух сыновей — Мир Шахдад-хана и Мир Мухаммад Хусейн Али-хана. В 1255 г. хиджры (1839/40 г. христианской эры) он отправился в мир вечный. Был похоронен в Хайдерабаде на кладбище рядом со своими предками. К сожалению, стихотворных строк с датой его смерти не найдено.

Каждый из его сыновей получил от отца в управление свою территорию. Девизами их были слова: «Шахдад-хан—прах под ногами Муртазы» и (у другого) «Сделал вечный Бог по милости своей солнцем мира Хусейна Али». Этот второй принц был очень добронравным человеком и весьма учтиво относился к автору.

(Ниже следует рассказ) о других покорителях страны Синд, правителях Хайрпура.

Мир Сухраб-хан, второй покоритель, благодаря своей отваге и сообразительности расширил пределы унаследованных им владений. Подробности описаны в книге «Хайрпур-нама» и о них уже говорил автор; поэтому о них говорить не будем. [51]

Мир Сухраб-хан после сорока семи лет царствования унаследованную им страну разделил между тремя своими сыновьями. Две части он отдал Мир Рустам-хану, одну часть — Мир Мубарак-хану и одну часть отдал Мир Али Мурад-хану. После этого он несколько дней провел в уединении и вручил свою душу Всевышнему. Какой-то поэт дате его смерти посвятил несколько стихотворных строчек в стиле кытъа 23, из которых видно, что он умер в 1246 г. хиджры, что соответствует 1830/31 г. христианской эры. Он был похоронен вблизи города Хайрпур. Мир Рустам-хан, старший сын, стал наследником отца. Мир Мубарак-хан и Мир Али Мурад-хан в то время были еще малолетними и правили в своих владениях, которые были им завещаны отцом. Так как Мир Али Мурад-хан был малолетним, его старшие братья многократно нападали на него. Подробности этих событий описаны в «Хайрпур-нама». Мир Мубарак-хан, второй сын Мир Сухраб-хана, умер в 1255 г. хиджры (1839/40 г. христианской эры). Его старший сын наследовал ему и правил во владениях своего отца. Но он не был таким сильным правителем, как его отец, и ничем не прославился.

(Ниже приводится рассказ) о следующих (третьих) покорителях страны Синд, которые правили в Мирпурхасе.

Мир Тахара(Тхаро)-хан, третий покоритель страны Синд, на полученной им территории местом своего трона избрал Мирпурхас. Он присоединил также к своим владениям некоторые земли Регистана. Умер он в 1245 г. хиджры (что соответствует 1829/30 г. христианской эры).

Мир Али Мурад-хан, его старший сын, в том же году стал обладателем трона Мирпурхаса. Известно, что он был набожным человеком и другом странствующих дервишей. Он оставил трех сыновей: Мир Шер Мухаммад-хана, Мир Шах Мухаммад-хана и Мир Хан Мухаммад-хана. В 1252 г. хиджры, что соответствует 1836/37 г. христианской эры, он из этого печального мира отправился в мир вечный.

Мир Шер Мухаммад-хан, которого в народе называли Шер-и Синд, т. е. Лев Синда, и в историю вошел как Лев Синда. Он с отвагой и великодушием правил на унаследованном им престоле Мирпурхаса.

Автор надеется, что всем интересующимся историей из того, что было им выше изложено, стало совершенно ясно, что в 1258 г. хиджры (1842/43 г. христианской эры) в стране Хайдерабада были правителями разных земель: Мир Насир-хан, сын покойного Мир Мурад Али-хана, а также Мир Мухаммад-хан, сын покойного Мир Гулам Али-хана, и Мир Субадар-хан, сын Мир Фатх Али-хана, а также (правили) Мир Шахдад-хан и Мир Хусейн Али-хан, сыновья покойного Мир Hyp Мухаммад-хана.

В стране Хайрпур хотя и были правителями своих земель, но между ними не было сердечных отношений: Мир Рустам-хан, сын покойного Мир Сухраб-хана, а также Мир Али Мурад-хан, [52] сын покойного Мир Сухраб-хана, а также Мир Насир-хан, сын покойного Мир Мубарак-хана, сына Мир Сухраб-хана.

В стране Мирпурхас правителем был Мир Шер Мухаммад-хан, сын покойного Мир Али Мурад-хана.

Всякая власть земных правителей когда-нибудь да кончается. И некоторые признаки того, что кончится власть и этих правителей, были уже видны (в то время). Из этих признаков автор ниже назовет следующие:

во-первых, ненависть и междоусобные войны между правителями Хайдерабада и Хайрпура, которые лишь на время затухали;

во-вторых, напряженные отношения, которые существовали между эмирами (с одобрения их неопытных сановников) и британскими властями, чем британские власти были весьма недовольны;

в-третьих, несоблюдение (мирами Синда) обязательств по соглашениям, подписанным с британскими властями, которые представляли (в своем лице) могущественную державу;

в-четвертых, неоднократные нападения на британских солдат и грабеж британских товаров;

в-пятых, совершение (мирами Синда) некоторых деяний, которые нарушали подписанные ими соглашения.

И в результате по воле Всевышнего между названными выше мирами (кроме Мир Али Мурад-хана из, Хайрпура, который не поддержал своих братьев и родичей, а поддержал солдат и офицеров Британии) и британскими властями произошло два сражения. Одно в месяце ал-мухаррам 1259 г. хиджры (февраль 1843 г. христианской эры), а другое в месяце сафар 1259 г. хиджры (март 1843 г. христианской эры). Сражения эти произошли около Миани и Даба 24. И в обоих сражениях миры Синда потерпели поражение. Сильная армия сэра Чарльза Нэпира одержала победу. Миры Хайдерабада и Хайрпура сложили оружие и подчинились британским властям. Лишь Мир Шер Мухаммад-хан, после того как война была проиграна, ушел сначала в Регистан, а потом в Хорасан. Впоследствии он обосновался в Панджабе, признав власть губернатора Панджаба.

В соответствии с правилами, которых придерживались британские власти, они (отстраненных от управления Синдом) миров сначала держали под надзором в Бомбее, потом в Пуне, Сурате, Калькутте, Хазар-и Баг и в других местах. Высланные под надзор британских властей миры (Синда) в этих областях и провинциях находились до тех пор, пока они не ушли из этого тленного мира в вечный мир. Лишь некоторые из них при жизни возвратились в свои родные места. Ниже автор приводит сведения о правителях Хайдерабада — годы их смерти и названия мест, где они умерли.

Мир Насир-хан умер в 1261 г. хиджры, что соответствует 1845 г. христианской эры, в Калькутте. [53]

Мир Субадар-хан умер в 1262 г. хиджры (1845/46 г. христианской эры) в Калькутте.

Мир Мухаммад-хан умер в 1271 г. хиджры (1854/55 г. христианской эры) в Калькутте.

Мир Шахдад-хан умер в 1274 г. хиджры (1857/58 г. христианской эры) в Калькутте.

Мир Мухаммад Хусейн Али-хан еще при жизни вернулся (на родину) и умер в 1295 г. хиджры (1878 г. христианской эры) в Хайдерабаде. Он был похоронен на кладбище своих предков в Хайдерабаде.

Из правителей Хайрпура только двое были высланы в чужую страну под надзор, где они и умерли. Мир Рустам-хан в 1262 г. хиджры (1845/46 г. христианской эры) в Пуне и Мир Насир-хан в 1281 г. хиджры (1864/65 г. христианской эры) в Пуне. Тела правителей Хайдерабада и Хайрпура были перевезены из тех мест (где они умерли) и похоронены на кладбище их предков.

Правитель Мирпурхаса Мир Шер Мухаммад-хан, который не был под надзором британских властей, а поселился в Панджабе, еще при жизни возвратился в Мирпурхас, где и умер в 1294 г. хиджры (1877 г. христианской эры).

Выше нами было сказано, что правитель Хайрпура Мир Али Мурад-хан с самого начала не поддержал своих братьев и соплеменников, а отдал себя (в распоряжение) главнокомандующего одержавших победу войск сэра Чарльза Нэпира.

После победы британских властей он стал правителем унаследованной им части владений своего отца. В 1311 г. хиджры, что соответствует 1893/94 г. христианской эры, он умер. Его тело увезли в высокую Кербелу и похоронили рядом с Саидом Ал-Шухада. Его третий сын, сэр Мир Файз Мухаммад-хан, сахиб-бахадур, наследовал своему отцу, и события (его жизни) подробно описаны автором в книге «Хайрпур-нама». Поэтому нет необходимости еще раз повторять все то, что описано в этой книге.

Автору представляется необходимым рассказать (читателям) некоторые подробности о жизни потомков правителей из династии Талпур.

Его высочество Мир Мухаммад Хасан Али-хан, Си-Ай-И 25, сын покойного Мир Насир-хана, правителя Хайдерабада, получает пенсию от британских властей — каждый месяц в размере трех тысяч рупий — и живет в уважении и почете на реке Инд, вблизи Хайдерабада. Он имеет очень хороший особняк и сад.

Его высочество Хаджи Нур-Мухаммад-хан, сын покойного Мир Мухаммад Хусейн Али-хана, последнего по времени правителя Хайдерабада. Он тоже получал от британских властей пенсию в три тысячи рупий (в месяц) и жил в уважении и довольстве. Живет (и-сейчас) вблизи Хайдерабада,на берегу реки Инд.

Его высочество Мир Абдул Хусейн-хан, сын покойного Мир [54] Аббас Али-хана, двоюродный брат его высочества Мир Мухаммад Хасан Али-хана, Си-Ай-И, названного выше, получал (пенсию) от британских властей в размере восемьсот рупий (в месяц) и жил в уважении и удовольствии на берегу реки Инд около Хайдерабада.

Мир Рустам-хан Сани (Второй), внук покойного Мир Рустам-хана (Первого), правителя Хайрпура, получал пенсию от британских властей в размере тысяча двести рупий (в месяц). Он жил в селении Джануджи в талуке Лохри вместе со своими родными братьями и родителями.

Его высочество Мир Али Мадад-хан, сын покойного Мир Насир-хана, правителя (одной) части Хайрпура, получал от британских властей пенсию в размере девятьсот пятьдесят рупий (в месяц). Он живет в полном довольстве в талуке Лохри, в селении Алиабад.

Его высочество Мир Хаджи Фатх-хан, первый сын покойного Мир Хаджи Шер Мухаммад-хана, правителя Мирпурхаса, получал две тысячи рупий пенсии от британских властей. Он живет в полном довольстве в Мирпурхасе.

Все эти шестеро миров — потомки правителей Синда. Кроме них были и другие миры из этого рода, число которых доходит до ста человек. Многие из них получали соответствующие пенсии, некоторые получили в дар джагиры и земли, подробное описание которых будет очень длинным. А такого длинного изложения хотел бы избежать автора Поэтому он не излагает подробностей, полагая, что для тех, кто интересуется историей, и сказанного достаточно.

(пер. М. К. Сафолова)
Текст воспроизведен по изданию: Худадад-хан. Сущность истории Синда.   М. 1989

© текст -Сафолов М. К. 1989
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001