САЙФ АД-ДИН АХСИКЕНДИ
СОБРАНИЕ ИСТОРИЙ
МАДЖМУ АТ-ТАВАРИХ
I
/стр. 36/ Этот раздел о приходе Гурхана Хитая и взятии Касана
Гурхан Кара-хитай, выступив из Мачина, прибыл к Артышу 10, с калмаком 11 на Иссык-Куль послал человека, другого [посланца] отправил в Камул. Из Камула пришел Чинга Хитай с 200-тысячным войском, от Озера 12 — Ильман Калмак с 40 тысячами калмаков. У Гурхана набралось 400 тысяч войска.
Выступив из Артыша, [Гурхан] направился на Узгенд. Через сколько-то дней [он] достиг Узгенда. Камар-бек, который был в Узгенде правителем 13, вышел, построил боевые ряды и вступил в битву. [Но] сил не хватило; ушел Камар-бек в Минг-Джубу. Гурхан, учинив в Узгенде поголовное избиение и разрушив [его], двинулся на Минг-Джубу и захватил ее, оттуда пошел на Андуган, овладев им, направился на Касан. /стр. 37/ В Касане правителем был Дува-хан из чагатайских ханов 14. Гурхан достиг Касана; Дува-хан один день сражался, [больше] не хватило сил, бежал в Ташкент. Гурхан вступил в Касан и овладел им.
Дува-хан прибыл в Ташкент. Правителем в Ташкенте был Бартан-хан по прозванию Тули-хан. Предстал Дува-хан перед Тули-ханом и рассказал о происшедших событиях. Услышав об этих событиях, Тули-хан послал человека в Ходженд, где правителем был Бахрам Джалаир, который собрал свое войско, [а] в йасы послал человека, чтобы тот привел Ноуруз-тюрю.
Гурхан, выступив из Касана, двинулся в Джидгиль 15. Правителем Джидгиля был Алвас-хан, [происходивший] из чагатайских ханов. В Джидгиле было три больших города: Мургаб, Фургаб и Дунгал. Алвас-хан поехал к Тули-хану и рассказал ему о событиях в Джидгиле.
Гурхан захватил Мургаб, Фургаб и Дунгал. Послом в Ташкент Гурхан назначил 16 Асбус Калмака. Достигнув Ташкента, Асбус Калмак отдал [Тули-хану] письмо Гурхана. Тули-хан призвал Ноуруз-тюрю и [204] Бахрам Джалаира и, устроив совещание, отправил к Гурхану посольство, /стр. 38/ запросив перемирия на четыре года. Выступившие из Ташкента послы прибыли к Гурхану и изложили условия Тули-хана. Приехав в Касан, Гурхан дал Тули-хану перемирие на четыре года» [после чего] послы Тули-хана отправились в обратный путь.
Гурхан направил в Минг-Джубу Чинга Хитая со 100 тысячами хитаев, Мургаб отдал Ильман Калмаку. Касан уже до того хитаи брали шесть раз, теперь Гурхан взял [его] в седьмой раз.
Этот раздел о снаряжении Тули-ханом посольства Дува-хана к султану Мухаммаду 17 хорезмшаху
Тули-хан, собрав всех [своих приближенных], устроил совещание, назначил Дува-хана послом к султану Мухаммаду хорезмшаху, написал грамоту и отправил [посольство] в путь. Содержание ее было таково: «Мы все к Вам обращаемся с предложением. Если Вы одобрительно к нему отнесетесь, отправьте человека к багдадскому халифу, попросите (для нас имама] из потомства пророка — посланника божьего. Если он 18 не поспособствует, помощь к нам не придет, [тогда, поскольку] все люди страны стали беспокоиться только о себе, /стр. 39/ священной войны не хотят, пропадет религия! Пусть же султан Мухаммад хорезмшах прикажет [своему] человеку поехать с Дува-ханом в Багдад».
Дува-хан с 50 людьми поехал в Багдад. Быстрыми переходами достиг Хорезма, предстал перед султаном Мухаммадом, отдал подарки и послание Тули-хана. Султан Мухаммад хорезмшах прочитал грамоту и, уразумев, что дело, оказывается, гибнет, закручинился.
Отправил султан Мухаммад хорезмшах человека вместе с Дува-ханом в Багдад. Пустился Дува-хан [с посланцем хорезмшаха] в путь на Багдад; быстрыми переходами достигли [они] Багдада, повидали халифа, отдали письмо султана Мухаммада хорезмшаха.
Прочтя письмо, послал халиф человека к имаму Наки, которого привели. Имам Наки был зятем халифа. Имам Мухаммад Наки прочитал письмо султана Мухаммада хорезмшаха и приказал [позвать] имама Ибрахима Малик Заранджиша, письмо написал и печать приложил. /стр. 40/ Затем халиф приложил печать, [назначил] тысячу человек сопровождения и дал разрешение на отъезд. Святой имам Мухаммад Наки был десятым имамом.
Имам Ибрахим, уповая на бога и славословя его, выступил из Багдада и пустился в путь. [Двигаясь] быстрыми переходами и сворачивая стоянки, имам Ибрахим [и его спутники] добрались до Хорезма. Выехав для встречи, султан Мухаммад хорезмшах повидался с имамом Ибрахимом и совершил ему поклонение; вступили они в Хорезм. Усадив затем имама Ибрахима на трон и выдав за него свою дочь, [хорезмшах] в течение года радел о нем. У имама Ибрахима появился .сыя, имя ему дали — имам Али.
Затем имам [Ибрахим] стал подготавливаться к поездке в Касан, Султан Мухаммад хорезмшах приказал [отправиться] вместе с ним 3 тысячам воинов, дал разрешение на отъезд. Выступив из Хорезма, имам Ибрахим поехал в Касан.
Сардаром войска имама был Туркан-хан Атабек Караджа, сын [205] Салгура, сына Фа Сельджука, сына Атабека Нуштегина 19. [Он] был из предков [племени] юз. Все юзы /стр. 41/ произошли от Атабека Караджа.
Имам Ибрахим быстрыми переходами подошел к Самарканду. Правитель Самарканда выступил для встречи и оказал гостеприимство, а затем дал 10 тысяч человек. Имам Ибрахим, выехав из Самарканда, пустился в путь и быстрыми переходами достиг Ташкента. Тули-хан и Аргун-хан вышли для встречи, вместе въехали они в Ташкент.
Из Шахрукии 20 прибыл михтар Караман. Тули-хан отправил человека к 10 тысячам Иасы21; прибыл 10-тысячный кошун Иасы. Во всем мусульманском войске стало 100 тысяч. Выступив из Ташкента, оно направилось на Ходженд и подошло к Ходженду.
Бахрам Джалаир выступил [из Ходженда], пригласил [имама]. Имам вошел [в город]. Потомки 40 гызов из Ходжендских гор 22 повидались с имамом. Лур-хан и Лур-бузург, [которые] были сыновьями Ана-л-хакка 23, выказав благоговение перед имамом, показали печать с датами [жизни] имама Джа'фар Садика 24. Имам Ибрахим, благоговейно почтив 25 печать имама, сделал Лур-хана сардаром правого крыла 26, а Лур-бузурга — сардаром левого крыла.
Тули-хан, Ноуруз-тюря, Бахрам Джалаир — все /стр. 42/ единодушно с имамом Ибрахимом, выказав благоговение, отправились в Сохт. Правителем Сохта был Илйас Кисек. Выйдя с тысячей человек для встречи, [он] выразил преданность.
После этого [воины мусульман] двинулись на Ахси, пришли в Ахси и овладели им. Выйдя оттуда, отправились в Касан, правителем которого был Гурхан, имевший золотого идола в 50 тысяч мискалей; когда имам Ибрахим достиг Касана, Гурхан вышел с войском и изготовился к бою. Имам расположил боевые ряды: на правом крыле поставили Лур-хана, а на левом крыле — Лур-бузурга.
Воины вступили в бой; сражались в течение суток, ожесточенной стала битва, окружили Гурхана. Калмаки, подхватив Гурхана, обратились в бегство.
Имам взял Касан и сделал [его] городом ислама. После этого послал человека [с войском] в Джидгиль: захватили Мургаб, Фургаб и Дунгал. Гурхан, уйдя в Минг-Джубу, присоединился к Чинга [Хитаю], взял войско хитаев и отправился в Хитай. [205]
Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал [эту область] мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган /стр. 43/ — Лур-бузургу; правому крылу дал название онг, левому — сол. Создание у кыркгызов правого ,[и] левого крыла 27 было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. [Это] было в 521 (1127) г., когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завоевал Касан. Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума 28.
Ахмад-беку Моголу у бунчука приказали быть, дочь Ноуруз-тюри выдали за Ахмад-бека, дочь Дува-хана выдали за Лур-бузурга, дочь Бахрам Джалаира — за Лур-хана. После этого всех молодцев отпустили, [только]12 тысяч[войска] оставили.
В то время в Касане было 8 тысяч домов, тесно в Касане стало. Разослал имам людей в окрестные стороны: готовились [новый] город сделать, все места осматривали. Прибыли люди имама в местность Ширкент и увидели: место хорошее, родников много, один поток большой, вода белая. Пришли и рассказали [об этом] имаму. Пойдя [туда], увидел Ибрахим — место, оказывается, хорошее. Один день поохотился — воздух, оказывается, очень приятный.
После этого стали готовить город, из всех мест /стр. 44/ людей привели — из Мургаба, из Минг-Джубы, из Илатан-Уйгур, из Чагатаи — в каждом махалла 500 человек поселили, 14 махалла сделали: Мургаб, Кишлак-Абад, Гузан 29, Чар-Так, Пашмин, Йамчи, Уйгур-Куль, Букагыр (?) 30, Бал, Лаб, Чартур-Куль 31, Джубан (?) 32, Татар, Гузи-нан (?) 33.
Имя [городу] положили — Ширкент, Мургаб сделали базаром. В Ширкенте оставили имама Али, сам имам [Ибрахим], продолжая проживать в Касане, склонял народ на путь ишкийа 34 и еще девять лет, творя благочестивые дела, восседал на молитвенном коврике.
А когда минуло 96 лет его благословенного земного бытия, он сказал: «Поезжайте, приведите имама Али из Ширкента!» Привели [его, а также] сыновей Ана-л-хакка — Лур-хана [и] Лур-бузурга, привели Могола Ахмад-бека, привели сына Тули-хана — Сугай-хана (по прозвищу 'Тугдар-хан), сына Бахрама Джалаира — Султан-бека, сына Атабека — Кули-бека, сына Каркар(а)-бека — Тюря-бека, сына Туркан-бека — Али-бека, всех сардаров привели. Имаму Али [все] изъявили покорность, все сардары сделались его последователями.
[У имама Ибрахима] был один бунчук из белого рога. Повязав [его] белым знаменем 35, отдал [он его] Ахмад-беку Моголу. Имама Али назначил на свое место 36. /Рук. В 667, л. 35а/ От имама Муса Ризы осталась чалма, [имам Ибрахим] возложил [ее] на голову имама Али.
Прочтя молитву о мюридах и преданных слугах, [имам Ибрахим] умер ночью 27-го [числа] месяца рамазана 530 (29 июня 1136) г. х. Похоронили его в Касане... [207]
II
[Перечисление лиц, принявших духовное покровительство сейида Мир Джалила] 37
/стр. 112/ Сперва из Кулана прибыл с семью сыновьями Ак-Тимур Кипчак и вступил на путь духовного совершенствования. Имена сыновей [его]: Даулати-Йар, Худа-Йар, Берды, Али-Йар, Муса-Йар, Иса-Йар, Туле-Йар. Признали (они] Маулану А'зама своим наставником. Семь братьев выезжали на семи серых лошадях с белыми пятнами на лбу 38. В сражениях семь братьев выступали вместе. По этой причине [их] назвали Йети кашка 39. Йети кашка и Кар (а) кара были одного и того же происхождения.
После этого прибыл Ак Огул с двумя сыновьями — Отуз Огулом [и] Салус-беком Бул(а)гачи, вступил на путь духовного совершенствования, проявил преданность. Затем приехали, признав [Мир Джалила] своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи: Бостон, Теит, Джоо Кисек, Деелес, Хьгдыр-шах 40, Кангды. Потом приехали, признав [Мир Джалила] своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине 41, Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. /стр. 113/ Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с ним шесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай Ваш Мундуз, Чонг Багыш, Сару (у), Сунджек Хытай.
III
Этот раздел о происхождении 42 Ак Огула и Ку Огула
Ак Огул ибн Боз-оглан ибн Коктемиш ибн Долон ибн Дамбур 43 ибн Гази-бий ибн Сара-бий ибн Сангин-бий ибн Кафланг-бий ибн Шукур-бий ибн Мары-бий ибн Темин-бий ибн Арслан-бий ибн Темиш-бий ибн Шахфур-бий ибн Кули-бий ибн Арсланг-бий ибн Гуз-хан ибн Лур-хан ибн Ана-л-хакк.
Происхождение Ку Огула Сол 44: Ку Огул ибн Сар(ы) Буга-бий ибн Лаклак-бий ибн Атан-бий ибн Абул-бий ибн Кувай-бий ибн Кункайды-бий ибн На'аш (?) ибн Кендже Мурад ибн Бай-Мухаммад ибн [208] Сары-Мухаммад ибн Суйундук-бий ибн Назар-бий Джарам-бай ибн Михран ибн Нури ибн Кемин-бий ибн Дарвиш-бий ибн Му'нин-бий ибн ...-бий 45 ибн Доуле-бий ибн Гузз ад-Дин Клыч ибн Лур-бузург ибн Ана-л-хакк.
После этого Кутлуг-бузург прибыл, [на путь духовного совершенствования] вступил. Прошло затем некоторое время, и эмир Дивана, захватив муллу Са'дата и выступив из Узгенда, отправился в Ширкент...
IV
[Рассказ о поездке Мир Джалила в гости к киргизским родоначальникам] 46
/Рук. В 667, л. 133а/ Сейид [Мир Джалил] приехал в Ширкент, пришел в ханаку своего великого отца — сейида Джалал ад-Дина. В ханаке сейида Джалал ад-Дина угощение устроил, весь Коран прочитал, духу отца сделал подношение.
Через несколько дней из Кок-Кия приехал Тагай, пригласил [Мир Джалила] в гости,, сильно упрашивал и умолял. [Получив согласие], выступил (с ним] из Ширкента, и отправились они в путь.
Когда достигли местности Йети-Кашка, Ак-Тимур-бахадур [и] Даулати-йар выехали для встречи, до конца дня такой прием гостю оказывали, что все, что только надобно было, предоставлялось в [его] распоряжение.
/л. 133б/ После этого, сев на коней, в путь отправились, прибыли в местность Салус-бека Бул(а)гачи. Прислуживая с шестью сыновьями гостю, Бул(а)гачи попросил его помолиться. Святой Мир Джалил Маулана А'зам, милостиво взирая на сыновей Бул(а)гачи, помолился: шесть племен стало — бостон, теит, джоо кисек, деелес, хыдыршах, кангды.
Выступив затем из дома Бул(а)гачи, прибыли в местность Отуз Огула, остановились в доме Тагай-бахадура. Сыновья Отуз Огула — Адине, Мунгкуш, Кара Батыш [и] Тагай-бахадур несметные яства выставили 47.
У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы А'зама, попросил [его] помолиться. Сейид оказал им милость — помолился; за сыновей Тагай-бахадура — Кулана 48, Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка [и] Доолоса — /л. 134а/ помолился — шесть племен стало: от Кулана [племя] йадгар 49 произошло, от Гылджыра [племя] буги 50 произошло, от Богостона [племя] солто 51 произошло, от Кара Чоро... 52 саяк произошло.
Выступив из жилища Тагая, достигли местности Ку Огула и вступили [в нее]. Ку Огул с шестью сыновьями прибыл, испросил у него молитву. [209] Сыновья Ку Огула — Басыз, Кушчи, Мундуз, Чонг Багыш, Сару (у) [и] Сунджек Хытай-бахадур — остановились в жилище Лалым Кушчи. Все [они] вышли для встречи, [затем с гостем] вошли в жилище Лалым Кушчи. Буркутчи, Кепекчи [и] Кушчи — все прислуживали. Помолился .[Мир Джалил] за шестерых сыновей Ку Огула — стало шесть племен.
Выступив из жилища Лалым Кушчи, [Мир Джалил] отправился в Узгенд. В Узгенде прожил десять дней, через десять дней выехал, направился в Андуган, по приезде в Андуган остановился в доме Бура-хана. В Андугане пребывал один месяц; со всех сторон пришло множество людей...
V
[Перечисление имен родоначальников, приехавших к Мир Джалилу] 53
/л. 140а/ Приехали сыновья Тагай-бахадура: Койлон 54, Гылджыр, Богостон, Деелес, Кара Чоро. Приехали Йети Кашка, Даулати-Йар, Салус-бек Бул(а)гачи, Ку Огул с сыновьями, Сунджек Хытай-бахадур. Из Кочкора прибыл Шир-Бахрам Чагатаи (сын Бахрама Тигзана), из Кариза прибыли: Марал-бахадур, Дане-бахадур, Шумур-бий, Кара пахлаван. После них из Пянджа приехал Кули Сурам, из Чунсиза (?) 55 Алаб-бахадур приехал, из Ахсикета шахзаде Ша(х)руха привезли...
VI
[Генеалогия «моголов» — предков Ахмада Могола] 56
/л. 154б/ Предки моголов: от Ана-л-хакка Лур-хан произошел, от него (Лур-хана) Гуз-хан произошел, от него (Гуз-хана) — Арсланг-бий, от него — Ахмад-бек, от него — Кули-бий, от него — Турды-бий, от него Ак-Туг (по прозванию Онг-хан), от него — Мары-бий, от него — Доуле-бий, от него — Атан бий, от него — Кул-Джугач-тюря произошел, от него — Инга-тюря Бай-Мурад Черик произошел.
У Инга-тюри были [два сына]: Ахмад-бек и Мухаммад-бек (по прозванию Кок-Буга), от него (Ахмад-бека) Лаклак-бий произошел, от Кок-Буги Мирак произошел, от него (Мирака) — Ходжа Мурад-Ата, от него — Атам-Тай, от него — Кувай, от него — Кункаш, от него — Накаш(?), [210] от него — Тува-бий, от него — Коп-Суйак(?), от него (Коп-Суйака) Сейид Гази произошел. /л. 155а/ У него (Сейида Гази) был один сын Кувай Буваке Даваттбай. Предки Бай Могола: произошлиот одного сына Атан-бия — [от] Чолак Тукиме(?) Кире.
От одного сына Атан-бия [произошел] Сокы. От Лаклак-бия произошел: Абаджат. От Буга-бия-Кельгей Суйри Ваш. От одного сына Буга-бия произошел Ульджа Кабу-Джан (?).
Все моголы преклонили свой головы к стопам эмира Хасана; весьма ему услуживая, устроили проводы. Святой эмир Хасан, сын эмира Сейида Мухаммада Маулана Кази, выйдя из Могольских гор, отправился в Касан...
VII
[Перечень 92 племен илатийа, или «узбекских»}
I. По Маджму ат-таварах (рук. л. 17а-18а; изд. Т., стр. 22-23) | II. По 'Тухфат ат-ат варих-и хана (список ЛО ИВАН, С 468, л. 266б) | III. По рукописи 4330.3 из собрания Института востоковедения УзССР,. л. 132б : |
1. минг | минг | минг |
2. юз | кыргыз | юз |
3. кырк | юз | кырк |
4. джалаир | кырк | онг |
5. сарай | онг | онгачит |
6. конгурат . | онгачит | джалаир |
7. алчин | джалаир | сарай |
8. аргун | конгурат | хытай |
9. найман | алчин | кипчак |
10. кыпчак | аргын | найман |
11. калмак | сарай | чакмак |
12. чакмак | найман | урмак |
13. кыргыз | кипчак | тувадак (?) |
14. кырлык | чакмак | бустан, бостон |
15. тюрк | бурлат | сымырчык (?) |
I | II | III |
16. туркмен | сымырчык | калмак |
17. байаут | булат. х. б | карлук |
18. бурлан | каттаган | каттагай. |
19. шымырчык | килечи | арлар |
20. кабаша (?) | кинегес | apгyн |
21. нуджин (?) | буйурук | барлас |
22. килечи | уйрасут | буйтай. |
23. килекеш | кыят | кинегес |
24. бурат, бурят (борот) | хытай | киладжи, килечи |
25. убрат, убрят | кангльг : | буйурак |
26. кыят | ур или авар | ойрат, ойрот |
27. хытай | джубаладжи(?) | кыят |
28. канглы | туйджй, туйчи | кунграт |
29. урйуз | буйут (?) . | канглы |
30. джуналахи (?) | джыйыт | уз |
31. куджи, кучи | джилджут | джуладжи |
32. утарчи | буйат . | джусуладжт |
33. фуладчи (?) | уймаут | куджи, кучи (?). |
34. джыйыт | арлай . | утарчи |
35. джуйут | кераит | фуладчи |
36. джулджут | онгут | джуйут |
37. турмаут | тангут | джыйыт |
38. уймаут | мангыт | джалджут |
39. арлат | джалджаут | буйазут (?) |
40. кереит | масит | уймаут |
41. онгут | меркит (?) | кераит |
I | II | III |
42. тангут | буркут | баган |
43. мангут | кият | онгут |
44. джалаут | куралас | тангут |
45. мамасит (?) | оглен | мангыт |
46. меркит | кары | меркит |
47. буркут | араб | буркут |
48. кият | иладжи, илачи | масид |
49. куралаш | джубурган | кият |
50. оглен (?) | кышлык | оглен (?) |
51. кары | гирай, гирей | алчин |
52. араб | туркмен | кары |
53. иладжи, илачи | дурман | гариб |
54. джубурган | табын | шубурган |
55. кышлык | тама | кышлык |
56. гирай, гирей | рамадан | туркмен |
57. дурмен | митан (?) | дурмен |
58. табын | уйшун | табын |
59. тама | бурия | там |
60. рамадан | хафиз , | рамадан |
61. уйшун | уйурджи, авирджи | митан |
62. бадай | джуйрасут | уйшун |
63. хафиз | будай | бусе |
64. уйурджи, авирджи | банаш | хафиз |
65. джурат | татар | кыргыз |
66. татар | б.дж.к. р | татар |
I | II | III |
67. юрга | сулдуз | йадж.к.р |
68. баташ | азак | сулдуз |
69. каучин | калмак | калывай (?) |
70. тубай | каракалфак | дуджир (?) |
71. тилау, тлеу | санвадан (?) | джурат |
72. кардари | тубай | будай |
73. санхиян | тилау | оглан |
74. кыргын | киради | курлаут |
75. ширин | сактиян | чинбай, чимбай |
76. оглан | кыркын | махди |
77. чимбай | ширин | чилкас |
78. чехель кас, чаркас | оглан | у гур |
79. уйгур | курлат | агар (?) |
80. анмар (?) | баглан | кур |
81. ябу | чимбай | никуз |
82. таргыл | чилкас | кара |
83. тургак,тургай | уйгур | тушлуб |
84. теит (?) | арнамар (?) | ябу |
85. кохат | ябу (?) | таргыл |
86. фахыр | таргыл | кохат |
87. куджалык | турган | шуран |
88. шуран | кохат | ширин |
89. дераджат | маджар | тама |
90. кимат | куджалык | бзхрин |
91. шуджа'ат | суран | гирей, кирей |
92. ауган, авган | бахрин | сахтиян (?) |
Дополнение к перечню 92 племен (по записи С. М. Абрамзона)
Закир Чормошев (по происхождению из племени адигине, подразделение бору) рассказал, что в 582 г. х. (1186-1187) г. 57 была война, закончившаяся победой пророка Мухаммада. Ему помогли одержать ее прибывшие к нему люди, которых он назвал узбеками, а до того они не знали своего имени, у них не было руководителя, и каждый из них был самостоятелен. Их было 92 человека. Все они называли себя потомками Абубакыр Садыка, а их чонг-ата-кыпчак.
Потомки Абубакыр Садыка [по нисходящей линии]: Мухаммад Суля Уалят — Сумбан Кайнар — Абдыкайыр — Султан Сапаа — Султан Джалал ад-Дин — Султан Махмуд—Талаш Бува—Салиакпа.
У Салиакпа было 13 жен, а от них 92 сына, которые всегда жили вместе и занимались скотоводством, причем скот у них был общий. Однажды они устроили совет и решили разделить скот и наложить каждому свою, тамгу. По приказу пророка Мухаммада они взяли себе имена, [которые Закир Чормошев прочитал С. М. Абрамзону по хранившимся у Закира Чормошева старинным родословным спискам]: катакан; джуз; мйнг; кырк; онгкой; чит; джалайыр; сарай; конгурат; алчын; аргын; айман; кыпчак; чакмак; адак (азак); калдык; тоодак; буллак; шымырчык; катаган; калтабий; кунакаш; бойрок; ойрот; кыят; кытай; кангелды; чоплачи; кошчу (кушчу); буланчы; чувут; чит; джыйыл; буят; уят; арлай (адылай); кыйрат; онгкот; тангут; мангыт; чарчут (чалчут); мит; меркит; буркут; кият; курлас; окулат; кыдый; арап; ылаачы; чубурган; кыштык; кийрат (килят); туркмен; дурман; табан; там; рамлам (рамнан); мойтон; ойшон; бирия; апыз (апыл); казак; кыргыз; мундуз; кутчу; ойчу; джуурат; бадай; татар; табаш; чыкыр; сулдуз; тубай; кылдый; кирдираи (кылдырай); сактан; кыргын (кырчын); ширин; углам (оглан); куллат (курлат); джыглак; чынаёай; чилкас; уйгур; ачар (агар); таргыл; турукай; кычыт; маджар; коджолук; сооран.
(пер. В. А. Ромодина)
Текст воспроизведен по
изданию: Материалы по истории киргизов и
Киргизии, Вып. 1. М. Наука. 1973
© текст -
Ромодина В. А. 1973
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Наука. 1973