Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Дополнения.

Библиотека сайта  XIII век

ПЕТР ИЗ ДУСБУРГА

ХРОНИКА ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

CHRONICON TERRAE PRUSSIAE

ДОПОЛНЕНИЯ

1. ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ: ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО 1

В том же году брат Вернер, великий магистр, на всеобщем капитуле учредил, чтобы в почитание и восславление воплощения Господа нашего Иисуса Христа каждый день по окончании главной мессы клирики читали Евангелие: «Вначале было слово» со стихом: «Яви нам, Господи, милость Твою» 2, а все вместе: «Вечный и всемогущий Бог, направь деяния наши во благо Твое» и при словах: «И слово стало плотью» 3 братья опустились бы на колени до самого конца молитвы.

2. О СООРУЖЕНИИ ЗАМКА МОРУНГЕН 4

В год от Рождества Христова 1327 брат Герман, комтур Эльбинга и госпиталярий 5 главного храма, воздвиг город, называемый Морунген, близ города Зальфельд 6, названный от озера, на берегу которого он стоит.

3. О РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА ХРИСТМЕМЕЛЬ

В 1328 году замок Мемельбург, который братья из Ливонии построили в год от Рождества Христова 1252 и который до настоящего времени был подвластен им, передан был братьям из Пруссии 7. Посему замок Христмемель, который построил магистр брат Карл, был оставлен в день святого Петра с веригами 8.

4. О ПРЕДЗНАМЕНОВАНИИ ЭТОГО РАЗРУШЕНИЯ

Разрушению этого замка предшествовало одно предзнаменование. В год от Рождества Христова 1327, в то же время года, что и на другой год, когда было произведено разрушение, три брата стояли наверху упомянутого замка в наступающих сумерках, когда немного еще звезд появилось на небе, и они увидели одну звезду в северной стороне, которая, нарушив естественный ход, [213] быстро прошла более 100 шагов в обратном направлении и там остановилась и не вернулась, хотя упомянутые братья долго ждали ее возвращения.

5. СНОВА ОБ ЭТОМ ЖЕ

В год от Рождества Христова 1328 было землетрясение не где-нибудь, а в упомянутом замке, и земля так страшно дрожала, что старые дома грозили рухнуть, так что находившиеся в домах готовы были выскочить наружу, чтобы избежать смерти.

6. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ВОЛОСТИ ЗАМКА ГАРТЫ

В то же время 60 братьев и дружина из Пруссии выступили на замок Гарту, и когда они узнали, что их предупредили, то послали 400 человек, которые вошли в волость упомянутого замка и разорили ее и вернулись в войско братьев. На другой день, когда литвины, поверив, что братья вернулись в свою землю, пошли на свои поля, то братья со всем войском своим мощным натиском вторглись в упомянутую землю и на шесть лье опустошили ее огнем и мечом. А многие знатные люди из упомянутого замка со всеми чадами и домочадцами, до 94 душ, присоединились к братьям и, придя в Пруссию, приняли благодать крещения.

7. О РАЗРУШЕНИИ ПРЕДМЕСТЬЯ

Тем временем братья из Раганиты с 80 людьми вошли в предместье и пошли войной на жителей замка Путеникка, в который накануне пришли 200 местных мужчин, а братья не знали. И, войдя утром, на рассвете, когда они еще покоились на ложе своем, они внезапно напали на них и убили мужчин, и женщин, и младенцев, которые не могли убежать, а потом сожгли предместье.

8. О СОЖЖЕНИИ ПРЕДМЕСТЬЯ ЗАМКА ОУКАЙМ

Вскоре после этого братья из Раганиты со своими подданными вошли в предместье замка Оукайм, когда жители замка спали, и сожгли его дотла, и за исключением четырех человек, бывших в замке, и за исключением немногих бежавших, все остальные с женами, детьми, скотом и домашними животными погибли от огня или меча.

9. О ЖИТЕЛЯХ ЗАМКА МЕДЕВАГИ

В год от Рождества Христова 1329 Иоанн Люксембургский 9, король Богемии, со знатными людьми своего королевства и князем Силезии Фалькенбергом 10 и графами из Лейнингена, Оттингена, Нейенара, Вейльнау, Вюрттемберга, Шауенберга и Фалькенштейна [214] и с господами из Керпена, Геры, Берга, Ротенштейна, Даме, Коттбуса, Мейссена и бургграфом из Доны и со многими знатными людьми королевства Алемании и Англии 11 вошел в землю Прусскую. Со всеми ними брат Вернер и 200 братьев и 18 тысяч ратников, кроме пехотинцев, пошли на Литву и в канун Сретения Господня осадили замок Медевагу и после многих штурмов они подчинились христианской вере, и б тысяч человек упомянутого замка были крещены во имя Господа, но вскоре после от веры отступились.

10. О РАЗОРЕНИИ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ

В то время, как это происходило, и в тот же день Локетек, король Польши, совершил злодеяние, которое долго замышлял, и с 6 тысячами ратников, хитростью, не смутившись перемирием, которое он заключил с королем Богемии и магистром, вошел в Кульмскую землю и пять дней и пять ночей опустошал ее огнем и мечом. Вот удивительное и нечестивое дело! Этот король прежде был князем, и только что был поставлен апостольским престолом в короли, чтобы стать еще более ревностным и верным и еще более доблестным защитником святой церкви, веры и христиан. Ныне же он не только не защищает сообщество христиан, но жестоко нападает на защищающих его. И хуже того, он совершил злодеяние, о котором мы сказали выше, когда король Богемии и магистр и их войско нападали на язычников и мстили за поругание распятого Господа.

11. О ПРЕДЗНАМЕНОВАНИИ ВОИНЫ

В год от Рождества Христова 1329, в последний день января, в ту ночь, что предшествует кануну Введения во храм Пресвятой Девы Марии, один прусс, бдительно стоявший на страже в замке Гирдав, услышал раскаты грома и вспышки молний, а после этого увидел в воздухе, что великое множество людей потрясают обнаженными мечами; потом он увидел ярчайший свет в четырех сторонах земли, а в центре его блестящий крест, верхняя часть которого, простиравшаяся на восток, первой начала подниматься, потом понемногу соседняя часть — на запад, после нее правая часть — на юг и левая часть — на север. Наконец явилась великая толпа, которая, увлекши все это за собой, пошла на восток, в Литву. И тогда все исчезло и т. д.

12. О РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА ВЫШЕГРОД

Хотя Господь во Второзаконии говорит «У меня отмщение и воздаяние» 12, однако снова, когда приблизились дни смерти Маттафии, он сказал сыновьям своим: 13 «Вспомните о делах отцов наших, которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую [216] славу и вечное имя» 14. И несколько далее добавил: «Отмщайте за обиды народа вашего и воздайте воздаяние язычникам» 15. И в другом месте, когда были убиты те, которые, не сопротивляясь язычникам, погибли в простоте своей, сказал муж ближнему своему: «Если все мы будем поступать так, как поступали эти братья наши, и не будем сражаться с язычниками за жизнь нашу и постановления наши, то они скоро истребят нас с земли» 16. К счастью, знающие это и прочие увещания Священного Писания магистр и братья решили защищать землю Прусскую, в бесчисленных потерях и тяготах отнятую из рук язычников, и веру, насажденную там кровью многих благородных людей, от посягательств упомянутого короля, не покладая при этом рук и не щадя живота своего. Итак, магистр, собрав большое войско, послал его в Польшу летом вышеуказанного года и осадил замок Вышегрод короля Польши, где жили люди преступные, известные своими злодеяниями, которые, построив корабль на Висле, грабили проходящих мимо людей и брали их в плен и убивали, и никто не мог уйти от них невредимым, и это продолжалось многие годы, нанося тяжелый урон братьям и их людям, и после многих нападений они наконец мощно вторглись и поразили в гневе своем нечестивых 17, и, всех взяв в плен и убив, они в ярости до основания сожгли замок.

13. О РАЗРУШЕНИИ ЗАМКОВ НАКЛО И ДРУГИХ

В тот же год и лето пришло другое войско братьев и землю, прилежащую к городу Бресту, они опустошили огнем и мечом. И после этого войско пошло дальше и осадило один замок 18, где осажденные сдали его на тех условиях, чтобы они ушли, не причинив материального ущерба. Затем вышеупомянутое войско прошло к двум другим замкам и к замку Накло; оно один за другим захватило три замка и, всех взяв в плен и убив, обратило замки в прах. В этом замке был один вождь по имени Генрих, рыцарь, который равно грабил клириков и мирян, монастырских и мирских и всех, проходящих мимо, и жестоко обращался с ними. Он был взят в плен братьями, и когда у него спросили, почему он совершил все эти злодеяния, то он ответил: «Ведь мне никто не запрещал и не препятствовал». Вот как безнаказанность преступления потворствует стремлению совершать проступки.

14. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ВОЛОСТИ ВАЙКЕН

В год от Рождества Христова 1330 графы из Марки и из Манды и брат графа из Юлиха со многими рыцарями и знатными людьми Алемании пришли в Прусскую землю, а зимой в землю пришел магистр и послал с ними 100 братьев и три тысячи всадников, [216] которые, войдя в землю Литвы, волость, называемую Вайкен, разорили огнем, а поскольку люди были задолго предупреждены, они возымели небольшую добычу.

15. О СОЖЖЕНИИ ЗАМКА ГЕДИМИНА И ПРЕДМЕСТЬЯ

В то же время братья из Раганиты со своими подданными незаметно, на рассвете, когда литвины спали, вошли в предместье замка Гедимина и всё его с мужчинами, женщинами и младенцами и со всем скарбом до основания сожгли, за исключением 12 человек, которые, убежав в замок, спаслись от неминуемой гибели.

16. О РАЗРУШЕНИИ РИЖСКОГО

В указанном году, а именно в год 1330, во время Пасхи 19, когда град Рижский был в осаде уже почти год, неуемное (как уже указывалось 20) разногласие между рижскими горожанами, с одной стороны, и братьями дома Тевтонского из Ливонии, с другой, на некоторое время затихло, так как обессиленные голодом и осадой, что пугало как правителей города, так и простой люд, горожане вынуждены были сдаться и отдать своих близких, и город, и свободы, и все права и привилегии в руки брата Эберхарда фон Мангейма 21, магистра земли Ливонии, и братьев, чтобы они распоряжались всем этим и располагали по своему благоволению. И магистр не вошел в город, пока рвы не были засыпаны землей валов на пространстве в 30 локтей. И сказала одна женщина: «Видно, этот магистр очень тучен телом, коли требует такого пространства, а не входит в прочие ворота, как остальные христиане».

17. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ

В тот же год, осенью, Локетек, король Польши, со всеми всадниками своего королевства и многими данниками и 8 тысячами воинов, которых ему послал на помощь король Венгрии 22 из народа своего, мощно вторгся в землю Кульмскую и осадил город и замок Шёнензе, а после этого пришел к замку Липе, однако не несколько часов штурмовал, но 10 дней наносил урон вышеупомянутой земле огнем и мечом. Наконец, когда у него кончились припасы и были заключены некоторые договоры, он ушел.

18. ОБ ОДНОМ ЧУДЕ

В этом войске был один граф, магистр Вильгельм, вождь венгерский, которому в видении ночью, когда он возлежал на ложе своем, явилась Пресвятая Дева и, сурово порицая его, сказала: «Почему ты разоряешь землю мою, орошенную кровью многих христиан? Если ты не уйдешь, то знай, что умрешь скоро лютою смертью».[217]

19. О МЩЕНИИ ГОСПОДНЕМ

Между тем как венгры разоряли землю Кульмскую, король Венгрии с огромным войском выступил против одного короля, подданного своего 23. Когда он напал на его королевство, то крестьяне этой волости пилами подпилили посредине деревья в лесу, по которому венгры должны были пройти на обратном пути, чтобы когда одно упадет, то, коснувшись другого, повалило бы его и так далее. Вот почему случилось, что когда при отступлении венгры вошли в упомянутый лес и вышеупомянутые крестьяне толкнули деревья, то они упали друг на друга, и так все, падая со всех сторон, они придавили великое множество венгров. Вот, хотя Бог по природе благ, добр и милосерд, долготерпелив и многомилостив 24, однако, как говорит пророк Наум, также мститель Господь и страшен во гневе, мстит Господь врагам Своим и не щадит противников Своих 25. Как же мог Господь долготерпеливо и многомилостиво сносить, что этот король Венгрии послал людей своих, чтобы разорить землю Христа и Богоматери и живущих там братьев, которые каждый день готовы не покладать рук и не щадить живота, чтобы отомстить за поругание распятого Господа. Конечно, Господь не мог оставить это без отмщения.

20. О СМЕРТИ ВЕЛИКОГО МАГИСТРА

В вышеозначенном году, а именно в год 1330, в октавы святого Мартина зимнего 26, брат Иоганн фон Эндорф, из народа саксов, из ордена дома Тевтонского, подстрекаемый диаволом и собственной неправедностью, убил брата Вернера, великого магистра, когда тот выходил из церкви после вечерни, ибо он порицал его за его проступки. О Иоганн, братоубийца, что ты натворил? Вот голос крови брата твоего вопиет к Богу от земли 27. Слыхал ли кто подобное сему? 28 Ведь ты содеял зло, какого не совершалось с самого основания ордена. Ты не соответствуешь толкованию имени твоего; говорится, что Иоанн — тот, в ком благодать. Но увы! Не было в тебе благодати, ибо, раз магистр покарал тебя за прегрешения твои, ты, если бы был умен, должен был почитать его, словно отца твоего. Ныне же, как глупец, ты возненавидел его. Почему же ты не был привычен к доброте? Почему с безумием Иуды ты в тот же день вкусил пищи его и питья, а потом, пронзив его тело кинжалом, пролил его кровь? Он, наказывая тебя, радел о том, чтобы воззвать душу от смерти к жизни. Ты же, поразив его, унеся жизнь, жестоко принес смерть. Кто бы дал голове моей воду и глазам моим источник слез! И я день и ночь плакал бы 29 о главе народа моего, так прискорбно убиенном.

(пер. В. И. Матузовой)
Текст воспроизведен по изданиям: Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М. Ладомир. 1997

© текст - Матузова В. И. 1997
© сетевая версия - Тhietmar. 2003

© OCR - Halgar Fenrirsson. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Ладомир. 1997