Библиотека сайта XIII век
ХРОНИКА ТУГУЛДАР ТОБОЕВА
1863 г.
О ТОМ, КАК В ПРОШЛОМ ОБРАЗОВАЛИСЬ ХОРИНСКИЕ И АГИНСКИЕ БУРЯТЫ
/5/ Они отделились от монгольского народа, находящегося в ведении богдо хана 1 великой и высочайшей дайцинской династии, 2 и подчинились власти его величества государя императора, самодержца российского.
Выясняем нижеследующее: младшим из трех сыновей Баргу батур дайчин нойон'а монгольских двух тумэтов был Хоридай мэргэн, 3 а рожденная от его первой жены Баргужин гоа была единственной дочерью Алун гоа. 4 От второй жены, по имени Шаралдай, было пять сыновей: Галзут, Хуацай, Хубдут, Гучит, Шарайт. От третьей жены, по имени Нагатай, было шесть сыновей: Харагана, Худай, Бодонгут, Халъбин, Цаган и Батунай, с каковыми родились [всего] одиннадцать сыновей. Продолжая размножаться, они стали родовичами одиннадцати родов, и вследствие того, что имя их отца было как раз Хоридай, общее имя им, сообразно с этим, было наречено Хори. 5 От этой последней жены Нагатай родилось восемь сыновей, однако двое из них умерли в малом возрасте, вследствие чего имена их неизвестны.
После этого, по прошествии многих поколений, монгольский Алтан хан 6 пригласил в двенадцатый год земли-зайца десятого рабджуна из западной снежной Тибетской страны всеведующего далай ламу Соднам Джамцо в Монголию /6/. Далай лама указал своим перстом на реку Улан Мурен, заставил эту реку течь вверх и явил чудесные знамения: собрание и укрощение находившихся в Монголии тэнгриев, драконов, шимнусов и онгонов в виде существ о верблюжьих, конских, овечьих, бычачьих, кошачьих, ястребиных и волчьих головах; явление святейшества далай ламы некоторым людям в образе Хоншим бодисатвы; появление на камне, на который ступил служивший ему для езды конь, шести слогов, и прочее 7. И приблизительно после того времени, когда он устроил в благоверии монгольского хана, нойонов и всех прочих людей и распространил веру будды, определил и установил десять добродетельных законов учения, в то время, когда в Баргу-Монгольской стране за Дай хон тайжи, сына солонгутского Бубэй батур бэйлэ хана, была выдана замуж Бальжин хатун, люди этих одиннадцати родов хоринских были отданы в качестве "инжи". 8 После этого они стали "албату" Дай хон тайжи.
Этот Бубэй батур не был ханом, но бэйлэ, нойоном. Между тем он нашел в расщелине родника медный амулет с изображением слога ппу". И имеются даже такие предания, что когда он доложил об этом ламе Хугэн хутухту, 9 тот поведал ему: "Это является знаком того, что ты станешь ханом". После этого он прославился как Бубэй батур бэйлэ хан.
Между тем, когда Бубэй батур бэйлэ хан состарился, его жена, мать Дай хон тайжи, скончалась. Когда он взял молодую жену, та оказалась не в ладах с невесткой, с Бальжин хатун. При каком-то случае взаимного несогласия невестка ее Бальжин хатун, приложив все [16] старания, угодить ей все же не смогла. Тогда Дай хон тайжи взял Бальжин хатун и свой народ одиннадцати родов хоринских и перекочевал побегом около 1594 года по русскому летосчислению в направлении между севером и западом.
/7/ Он переправился черев реку Ургунэ, достиг реки Улирэнгэ 10 и расположился, приведя в порядок пришедший в ветхое состояние город, воздвигнутый на впадавшей в нее речке в прежнее неведомое время из камня и кирпича. Та местность называлась Хуандай 11. Впоследствии, однажды, явились русские, расположились там и выстроили из кирпичей развалин того, что прежде было воздвигнуто как город, – церковь. Она продолжает существовать доныне. Если выяснить, то окажется, что Хон имени Дай хон было поставлено вперед, а Дай – назад, вследствие какового наименования местность прозвалась Хуандай 12.
Когда явилась погоня, т. е. посланцы отца бэйлэ хана 13, он обратился в бегство. Он откочевал и стал жить в отдалении от реки Аги 14, по южному и северному склонам хребта Хухульби, на южной и северной сторонах реки Онона. Он находился там с три года. Вследствие донесений молодой жены Бубэй батур бэйлэ хану, последний разгневался и послал войско, и то войско достигло их. В соответствии с приказом хана, оно умертвило невестку его Бальжин хатун. Они бросили труп ее на холм, находящийся на юге от одного озера, вследствие чего озеро тем самым стало называться Бальжина 15, и находится оно теперь в истоках реки Тура. А та местность, где на горе Адун Чулун бросили ее седло, ныне называется Алтан эмэл 16. Так поступили те воины, а некоторые из одиннадцати родов хоринских бежали вместе с Дай хон тайжи лесами и горами. Что же касается того, что некоторая большая часть народа была уведена в Баргу-Монгольскую страну, то они и там подверглись притеснениям и тому подобному. По причине взаимного несогласия некоторые из них /8/ около 1607 года по русскому летосчислению откочевали побегом и соединились с людьми, отколовшимися от прежде явившегося народа, кочевавшего и жившего по южному и северному склонам прежнего хребта Хухульби. Пока они находились там, они жили в страхе перед убийствами, кражами, грабежом и тому подобным со стороны находившихся издревле в той местности людей тунгусского улятского рода 17. Оттуда часть их вернулась кочевкой обратно, некоторые переправились через реку Онон, некоторые же, большая часть их, стала кочевать по рекам Хилку, Уде, Ане, Тугную и вблизи озера Еравны 18. Часть их перекочевала на восток. Пока они обитали по правую и левую сторону реки Нерчи 19, на север от реки Шилки и в местности под названием Арида, они соединились с тунгусами, прежде находившимися там поблизости, и стали заниматься охотой на зверей. Тот народ хоринский оказался в раздорах промеж себя, и одни клеветали на других. Вследствие того, что они говорили тунгусам всякую ложь, клеветали и хулили их, тунгусы однажды, когда они устраивали облаву, позавидовали тому, что в облаву попалось много зверей и что народ хоринский и прежде стрелял больше зверей, чем тунгусы. Они были недовольны также по многим другим причинам и воспылали ненавистью к ним. Отправившись в поход, они убили стрелами Умяхэй батура и прочих лучших людей одиннадцати родов хоринских. Так как их трупы бросили в две ложбины, трупы стали разлагаться. Когда стало нести смрадом, те две ложбины были названы Умэхэй. 20 /9/ Находятся они теперь на левой стороне Нерчи.
По этой причине поселившийся там народ одиннадцати родов хоринских бежал в сильном страхе перед тунгусами. После этого, [17] продолжая кочевать, они соединились с теми, которые прежде откочевали на реки Хилок, Уду, Ану, Тугнуй Верхнеудинского округа, в ближайшие окрестности озера Еравны. Пока они кочевали, они услыхали, что из Монголии пришло в качестве погони войско, испугались и бежали. Они откочевали на реки Итанцу и Кудару 21, а оттуда перекочевали и расселились по берегам Байкала и по острову Ольхону 22. Вследствие того, что поблизости существует издревле находящийся на северной и южной стороне Байкала народ, по имени буряты, они стали, в подражание им, называться русским наименованием – бурятами одиннадцати родов хоринских. Жили они по тем местам некоторое количество лет. Когда маленький сын одного богача пошел из дому поиграть в степь и был схвачен, унесен и съеден беркутом 23, все пошли на охоту, и из двух беркутов они одного застрелили. Другого они ранили и дали ему улететь. Вследствие этого они стали бояться, что впоследствии он поест их детей, и откочевали оттуда обратно и расселились по реке Итанце, а оттуда половина, небольшое количество их, – по рекам Уде, Курбе, Ане, Худуну, Тугную, Хилку 24 и поблизости от них.
Вышеизложенное написано на основании услышанного, со слов, переданных устно людьми прежних, давних поколений.
Тем временем, полагаясь на милость его величества белого царя, государя Алексея Михайловича, они причислились к Нерчинскому округу и стали подданными. Начиная с 1648 года 25 по русскому летосчислению, они произвели подсчет зажиточным людям своим /10/ и стали вносить по 20 копеек подушной подати, как сто шестьдесят "колчанов", и стали жить спокойно. Тем временем жившие поблизости русские стали отнимать находившиеся в их владении земли. Они оставляли свои поля и покосы неогражденными и захватывали проникавший на них бурятский скот и запирали его, вследствие чего он томился от жажды и тощал. Они уводили и захватывали даже жен и детей одних, а других бросали в воду и забирали в качестве аманата 26 сыновей их в Итанцинский острог 27 на срок, пока не уплатят подати за будущий год. По этим причинам и вследствие других беззаконий они сильно страдали. Вследствие того, что они стали терпеть нужду в скоте и имуществе, они отправили во главе с хоринским зайсаном [галзутского рода] (По рукописи С. В остальных отсутствует) Бадан Туракиным 28 по одному родичу от одиннадцати родов в Москву. Когда они обратились с прошением к его величеству государю императору Петру первому, он оказал великую милость и дал 22 марта 1703 года грамоту-указ, Он строго запретил вышеуказанные дурные насильственные действия русских и приказал, чтобы хоринские буряты владели не находившимися ни в чьем владении землями по рекам Селенге, Уде, Ане, Худуну, Тугную, Курбе и Хилку и, кроме того, до границ Монголии и чтобы находившиеся в ведении Итанцинского острога причислились к Еравнинскому острогу и были в Нерчинском ведомстве 28.
/11/ После того хоринские буряты стали жить в мире и радости охотой на дичь, разведением скота и т. д. Они разбогатели скотом и стали богаты потомством. После этого, до того как были поставлены пограничные вехи, из Монголии прибывали в течение ряда поколений ламы и простолюдины. Благодаря тому, что они присоединились к хоринским бурятам, количество их увеличилось и их стало еще больше. В это время прибыл вместе с ними из Монголии некто, по имени Хабанши Хундуев, и соединился с хоринскими родами. Тем временем, как он проживал вблизи Байкала, в 1705 году пожаловал для обозрения местности и исследования кочевий стольник и полковник Петр [18] Саввич Скрипицын. Тот Хабанши служил ему проводником, разъезжая при нем. В благодарность за то, что он оказал ему в пути следования различные услуги, он получил, по представлению воеводы Головина, высочайше пожалованной грамотой льготы по податям, а также и по другим повинностям 30.
Сыновей этого Хабанши и потомства от них было много, но мы выясним лишь немногое: сын Хабанши – Хидан, и он был зайсаном восточно-хуацайского рода. Сын Хидана – Дахи зайсан. Его сын – Хадун зайсан. Его сын – Мунхэ. Его сын – Тоба. Сын Тоба – Тугулдур 31. Этот был сперва в 1814 году писарем главного агинского вайсана, с 1816 года он был писарем при Агинской мирской избе, а с 1819 года он стал зайсаном восточно-хуацайского рода. В 1823 году он стал главным зайсаном. В 1880 году он стал выборным Агинской инородческой управы. В 1839 году он был головой, и тем временем, когда была утверждена Агинская степная дума, он стал председателем. В 1842 году он был утвержден в должности второго тайши. Начиная с 1848 года, он стал корреспондентом Императорского Вольнаго Экономического Общества. /12/ Так как он был усерден в службе, ему в 1849 году была высочайше пожалована награда в виде серебряного кортика. Вследствие того, что он исполнял свою службу с усердием и приложил старание в земледелии, ему в 1864 году была высочайше пожалована награда – серебряная медаль на анненской ленте. В 1857 году ему был высочайше пожалован чин первого класса – коллежского регистратора. За то, что он доставил каменный уголь, 29 декабря 1868 года ему была через начальника штаба объявлена благодарность светлейшего князя генерал-губернатора Восточной Сибири. Генваря 10 дня 1869 года он был утвержден главным тайшей агинских родов. Грамотой от 22 ноября 1868 года он был высочайше произведен в кавалеры ордена Станислава третьей степени за то, что исполнял хорошо службу, и был милостиво удостоен орденского знака. За то, что он составил проект сооружения сенохранилищ, он 21 марта 1869 года получил благодарность от совета императорского Вольного Экономического Общества. В 1860 году он высочайшим указом удостоился двухсот рублей серебром за то, что постоянно исполнял дела с усердием. Кроме того, он получает ежегодно благодарности от высшего начальства за неукоснительность в податях, повинностях, а также различных прочих казенных делах.
Между тем во времена, манчжурского императора Кан-си и его величества государя императора российского Петра второго, в 1727 году, господин тайный советник и кавалер разных орденов граф Иллирийский, Савва Владиславич, 32 вместе с /13/ китайскими сановниками произвел размежевание российских и китайских земель от Кяхты до истоков Аргуни и оттуда до земель хон тайжи и поставил пограничные вехи. Тогда хоринским зайсаном Шодо Болториковым, вместе с прочими верноподданными, было приложено усердие и оказано содействие подводами, а также в других делах. Вследствие этого патентом, утвержденным императором Петром вторым 4 июня 1729 года, тот зайсан Шодо был произведен в тайши. Братья того тайши Шодо и дети его были освобождены от уплаты в казну податей, и тот тайша Шодо и наследники его были удостоены ежегодным жалованьем в двадцать рублей от доходов Кяхты. Начиная отсюда, среди хоринских бурят стали править нойоны под названием тайшей 33.
Если выяснить этих тайшей, то первым главным тайшею был Шодо Болториков, галзутского рода. Его сын – Ринце. Его сын – Дамбадугар. Его приемный сын – Жигжит. Его сын – Тарба. Когда этот был отстранен от своей должности, главным тайшею стал шуленга [19] хуацайского рода Бадма Очиров, который и теперь является таковым 34. Вторые тайши, а также старшие (ахалакчи) тайши, которые преемственно были при них в каждое данное время, суть: Галсан Мардаев также галзутского рода, его сын Дэмбил и его сын Николай. Этот последний, за присвоение казенных денег хоринской степной думы и за поджог думы, был сослан в Россию 35. Вторыми тайшами были хараганатского рода Олбори Дашиев, его сын Доржижан, его сын Павел, его сын Бадма и его сын Вату, который был от должности отстранен. Второй тайша хараганатского рода – Юмсурун Ванчиков; его сын – Цэбэк, а его сын Цэдэн скончался бездетным.
Вследствие того, что во время вышеупомянутого главного тайши Ринцеева было проявлено усердие, главный тайша Ринцеев был пожалован в надворные советники, а вторые тайши – Галсан Мардаев, Павел Доржижапов и Цэбэк Юмсурунов – в коллежские ассесоры. Зайсаны галзутского рода Арслан Мардаев и Данжин Бумалаев, (Рукопись В дает Помилай) зайсан хуацайского рода Зандан Васильев, зайсан хубдутского рода Дэлгэр Шоноханов, зайсан гучитского рода Цэдэн Манзуев, зайсан шарайтского рода Юмжан Иванов, зайсан хараганатского рода Бадма Цэрэн Гомбоев, шуленга худайского рода Галзут Мункуев, зайсан бодонгутского рода Данжин Доржиев, зайсан хальбинского рода Эргудэк Убугунов, зайсан цаганского рода Моху Унаганов и шуленга батанайского рода Галши Омоктуев были пожалованы каждый чином титулярного советника.
Каждый род управлялся, кроме того, внутри зайсаном, одним шуленгой на каждый род и сайтами, под названием засулов. В 1727 году бурятам одиннадцати родов хоринских были еще пожалованы, по высочайшему утверждению, одиннадцать знамен. Еще после этого в 1837 году, его величеством императором Николаем были пожалованы четырнадцать знамен при грамоте, и в грамоте хоринские буряты были названы нерегулярным войском.
Во времена ее величества государыни императрицы Екатерины второй Алексеевны, в 1763 году, хоринские буряты стали /15/ платить подать с каждого работника по 3 рубля с души.
Еще около 1790 года произошел голод, и скот хоринских бурят вышел в расход. Они обнищали, и некоторые своим оставшимся в живых скотинам делали кровопускание и питались кровью. Во время великих страданий в 1792 году ее величество государыня императрица Екатерина вторая удостоила их милости и отпустила бесплатно из казны семена, сохи и серпы и, выделив способных людей, заставила их сеять хлеб. Вследствие того, что он уродился, буряты стали сыты, и после этого способные люди стали заниматься земледелием, развели скот, еще более разбогатели скотом и размножились. К тому же к Хори присоединились из других ведомств и их стало много. Когда в 1796 году произвели всеобщую ревизию-перепись, их оказалось семнадцать тысяч триста сорок пять душ мужеского пола 36.
Некоторое количество людей из хоринских бурят, добровольно окрестившихся и принявших христианскую веру, собрали вместе и создали в местности Тотхото на Хилке селение. Среди 160 душ утвердили одного старшину и в 1795 году их выделили и оставили: в 1826 году они, по своему собственному желанию, отделились от Хоринского ведомства и были причислены к Куналейскому волостному правлению 37.
После того хоринские буряты размножились, их стало еще больше и часть их, продолжая все кочевать, кочевала по рекам Нерчинского округа – Ингоде, Чите, Улунге, Туре и Аге и по другим близлежащим местностям 38. Пока они там жили, по высочайшему указу пожаловал [20] около 1796 года господин действительный статский советник Лаба. Вновь переселенным из России в Забайкалье поселенцам понадобилась земля, а поэтому от земель по рекам Ингоде, Улунге и Туре /16/ были отрезаны 16000 десятин земли 39. После этого на те земли явились переселенцы. Когда возникли селения, большинство в тех местностях кочевавших хоринских бурят перекочевало на берега рек Аги и Онона н в другие близлежащие там местности, и они стали селиться вкупе с прежде находившимся там народом. Вследствие этого хоринские буряты разделились на две части. Хотя они кочевали в двух округах – в Верхнеудинском и Нерчинском, они все же числились только в одном ведомстве – в Хоринском.
От времени до времени возникали поветрия оспы, и большинство народа страдало тою болезнью, и от болезни молодые чахли и умирали. Около 1808 года его величество государь император Александр первый всемилостивейше распорядился ввести обучение оспопрививанию. Среди хоринских бурят было утверждено девятнадцать учеников оспопрививания, а впоследствии тем ученикам было положено от народа жалованье, и они были освобождены от повинностей. С тех пор, как появился обычай оспопрививания, упомянутые выше поветрия оспы приостановились и прекратились. Распространялась также вера, и ламы, прошедшие науку врачевания, стали лечить болезни и исполнять религиозные обряды. Люди были избавлены от заболеваний различными недугами и от опасности безвременной смерти. Живя доныне в спокойствии, они еще больше размножились, и вследствие этого их стало ко времени переписи-ревизии 1811 года двадцать тысяч восемьсот одна душа мужеского пола. 40
Среди хоринских бурят религия будды не была широко распространена. Вследствие этого до того имелось лишь незначительное количество людей, знавших грамоту. Большинство их все же ее не знало и исповедывало исключительно шаманскую веру /17/. (Приписка в рукописи А гласит следующее: "Нижеследующие разъяснения в 10 пунктах, касающиеся обрядов подготовки шаманского ритуала я необходимых орудий, здесь не написаны. Желающие прочесть об этом: да узнают путем чтения других книг!" Вынеся эту приписку в примечание, мы в дальнейшем даем перевод описания шаманских обрядов, заключающегося в рукописях В и С. Описание это, как отсутствующее в основной рукописи А, заключено в квадратные скобки (Пер.))
[Выясняем шаманскую веру. 41 Во-первых, относительно учения о том, как стать шаманом. Шаманят совместно с прежним шаманом и устраивают обряд "шанар", 42 который заключается в следующем: колют овцу, насаживают ее задней частью на длинный шест, обращают ее вверх и водружают на землю. Водружают и шаманят, а рядом втыкают множество деревьев. К ветвям их привязывают в большом количестве шкурки колонка, беляка и другие, а также различные лоскутки бумажной ткани и шелка. Водружают большое дерево вместе с ветвями, называемое "мать-деревом", и шаманы и шаманки шаманят и карабкаются на него, а вокруг тех в землю воткнутых деревьев для обряда "шанар" все время попеременно ходят девять юношей и девять девушек, а также менее этого количества юноши с девушками. Самый последний шаманит трое суток, средний – от пяти до семи суток, а наивысший – девять суток.
Тем временем ежедневно разъезжают верхом в степи по юртам и шаманят. В это время в каждой юрте приготовляют змей, сделанных из ткани, а также шкурки колонка, хорька и горностая, и преподносят их. Это является как бы учебой шамана. Мужчина называется шаманом, а если это – женщина /18/, то –шаманкой. [21]
Во-вторых, относительно доспехов, которые употребляются при исполнении шаманства. На две палки с изображениями конских голов навешивают колокольчики, всякие железки, лук и стрелы, стремена и изображения змей и черепах. Это держат в руках и на них опираются. Называются они "сорби". 43 Делают из гнутого дерева, покрытого овечьей или козлиной кожей, нечто подобное полубарабанам: самый последний делает их три, средний – от пяти до семи, наивысший – девять. Шаманы, шаманки и их спутники держат их, ударяют в них деревяшками и извлекают звуки. Это называется "хэсэ". 44
В-третьих, одежда, которую они надевают. Надевают на голову рогатый железный головной убор на подкладке из кожи антилопы, к которому привязывают изображения змей и тому подобное. Это называется "майхабчи". 45 К одеянию из кожи антилопы привешивают из железа сделанные копья, крючки, стремена и разные вещи, а также из ткани сшитые изображения черепах и змей, шкурки колонка, горностая и белки и многое другое и надевают это на себя. Это называется "ами-тай" и "оргой". 46
В-четвертых, доспехи, которые они нацепляют. Сделанные из меди и железа в виде птиц и прочего, круглые, плоские, шарообразные и продолговатые предметы, к которым привязаны лоскутки разных бумажных тканей и шелка. Надевая их на тесьму, их вешают на шею. Это называется "сахюсун". 47
Пятое – это гадание. Больному и даже здоровому они говорят: "Такой-то по имени онгон 48 пытается тебе причинить болезнь и смерть. Для того чтобы его уважить и упросить, ты должен сделать то-то! Такой-то чорт вредит /19/. Чтобы изгнать его, распорядись сделать то-то! Такая-то вещь приносит беду. Распорядись ее убрать!"
При гадании они иногда говорят, что познают разумом, а иногда они сжигают в огне овечью лопатку и говорят, что познают, исследуя ее трещины. Иногда они говорят, что призывают онгонов, и призвав их, они вселяют их в себя. Они говорят, что гадают и шаманят именем того онгона.
Шестое – это производимые ими действия. Когда они так погадают и скажут, некоторые люди верят и пугаются и приглашают к себе шамана или шаманку. Когда те шаманят, они иногда колют овцу, козу, а то и крупное животное, насаживают его задней частью на длинный шест, обращают кверху, втыкают в землю и шаманят. Иногда колют овцу, козу, крупное животное, варят их мясо, рисуют на куске бумажной ткани или шелка изображение онгона и выковывают его из белой или красной меди или делают его из войлока, из овечьей шерсти или даже из дерева и приносят ему жертву, заставляют ему поклоняться и шаманят. Иногда втыкают в землю множество деревьев, привязывают к ним шкурки колонка, белки, беляка, антилопы и куски бумажной ткани и шаманят. А иногда, чтобы изгнать чорта, они заставляют еще живьем преподнести черного быка и, сделав изображение чорта и пошаманив, закапывают его в яму. Вещи, приносящие несчастье, они заставляют вытащить в степь и забирают. Хотя большинство действий, производимых таким образом шаманами каждой местности, одинаковы, некоторые из них все же стоят особняком.
В-седьмых, об онгонах. Они гадают и говорят, что души прежде умерших шаманов, шаманок, а также других покойников становятся онгонами и причиняют людям болезни и смерть. Души некоторых покойников становятся чертями и причиняют человеку вред.
В-восьмых, о верованиях. Большинство шаманов и шаманок верят, что поклонение будде и совершение добрых деяний бесполезно и что нет в том беды, если будет совершен грех. Если кто-либо захворает [22] и умрет, то болезнь и смерть насылают онгоны и черти. Что касается их нрава, то они завистливы, злобны и привержены к водке и табаку. Некоторые шаманы и шаманки слушают учение, веруют в будду, даже совершают в незначительной степени добрые деяния и избегают в известных пределах, по мере возможности, грехов.
В-девятых, о происхождении шаманов и шаманок. Шаманская вера книг и догм, подобно другим религиям, не имеет, и по той причине, что она передается исключительно устным путем, неизвестно, в какое время и каким образом она возникла. Согласно представлениям некоторых шаманов и некоторых людей, исповедывающих шаманскую веру, в прежнее время, во времена, когда буряты не имели религии будды, тэнгри 49 сжалился и дал закон, по которому, по мере сил человеческих, появляются шаманы и шаманки. Некоторые же говорят, что это есть закон, созданный в прежние времена, когда бурятский народ не имел религии будды, обманщиками как средство снискания уважения к себе со стороны других, держания других в страхе и стяжания прибыли.
В-десятых, о пользе или бесполезности их. Верования шаманов и шаманок таковы: что касается болезней и страданий людских, то болезни и смерть насылают онгоны и черти. Тем, кто должен умереть, смерть приносят онгоны и черти. Утверждая это, они иного полезного для будущей жизни, кроме шаманения, не знают и не совершают. Они даже не думают о благе живых существ, шаманят исключительно ради этой жизни, и кроме того, они завистливы и полны ненависти /21/. Если сопоставить это с религией будды, то закон учения гласит, что людские болезни и страдания происходят вследствие прежних греховных деяний. 50 Смерть происходит так же. Следствием рождения является неизбежная смерть. Не заботься о благе этой жизни и твори пользу для будущего перерождения! Не заботься о личной пользе, но занимайся благом других существ! Что же касается веры шаманов и шаманок, то в соответствии с этим, ее как-то трудно признать религией]. (За переводом этого, восстановленного на основании рукописей В и С, места следует перевод текста, во всех наших рукописях совпадающего)
Выясняем распространение религии будды, в которой наставляли некоторое количество лам, явившихся из Монголии и присоединившихся до размежевания российских и китайских земель и водружения в 1727 году пограничных вех, а также и ламы селенгинских родов.
В 1721 году отправился в Монголию, в Хуре 51 богдо Джибдзун Дамба хутухты 52 и поступил в учение Жамба Ахалдаев 53 из селенгинских родов.
В 1734 году отправился в Тибет Дамба Даржа, 54 тоже селенгинского цонгольского рода, и стал совершенствоваться в учении религии при богдо далай ламе в Лхасе, в монастыре Джу, стал ламой, вернулся обратно, прибыл в 1741 году и стал распространять веру. Незадолго перед тем из Монголии прибыли сто пятьдесят тибетских и монгольских лам и присоединились к селенгинским и хоринским родам.
Вследствие того, что именные списки тех лам были представлены на рассмотрение его величеству, все те ламы были в 1741 года сделаны комплектными и освобождены от податей. 55 Из них цоржи Агван Пунцук, тангутского рода, был произведен в главные ламы селенгинских и хоринских лам /22/. Эти ламы распространяли учение религии по очереди в селенгинских и хоринских родах, ввели религию будды, и отсюда постепенно и лам стало много и дацаны распространились среди селенгинских родов. 56 Даржа был в 1762 году утвержден ширету ламой. 57 После этого, когда главный цоржи лама Пунцук скончался, он в 1767 году [23] был утвержден главным ширету, а в 1764 году (По рукописи B – в 1754 году) был утвержден главным ламой пандита хамбо. 58 После этого, когда высочайшим указом был создан совет по выработке нового положения, он был послан в Москву депутатом. 59 Он представился ее величеству государыне императрице Екатерине, был утвержден в звании депутата, удостоился милости в 60 рублей и возвратился. Впоследствии, когда он скончался, в депутатах был утвержден, в 1777 году, его племянник цоржи Содномпил Хэтурхэев, и в 1778 году он был утвержден в звании главного ламы пандита хамбо. Также вышеупомянутый лама Жамба Ахалдаев был в 1755 году утвержден в звании сотника да ламы. 60 После этого, после утверждения его в 1776 году в звании "эрдэни пандита широту сотник да лама" пяти левобережных селенгинских дацанов, он был, в 1783 году, утвержден в звании пандита хамбо тех же дацанов. После кончины того Ахалдаева в звании пандита хамбо тех же пяти дацанов был утвержден, в 1797 году, его племянник цоржи Данзан Дэмчик Ишижамцоев /23/. После этого должность пандита хамбо тех же пяти дацанов исполнял, начиная с 1801 года, его младший брат цоржи Гаван Ишижамцоев, а после кончины главного ламы пандита хамбо Хэтурхэева – его младший брат цоржи Данзан Чойван Доржи Ишижамцоев был в 1838 году утвержден главным пандита хамбо ламой ламаитов всей Восточной Сибири и был снова утвержден его величеством государем императором Николаем в 1866 году и удостоился диплома. Начиная со времени кончины этого хамбо Ишижамцоева в 1869 году, должность пандита хамбо исполняет доныне ширету Гусиноозерского дацана гелун Чойжи Жалцан Чойроп Ванчиков. В отношении исполнения этой должности имеется даже указ, изданный его величеством государем 22 декабря 1860 года. 61
[После этого народ, кочующий по рекам Ане, Уде, Худуну, Тугную и поблизости их, впервые принял веру будды, обзавелся ламами и стал заниматься изучением писания. На притоке Тугнуя – Зангина, построили два деревянных дацана и исполняли религиозные служения порознь, но позже, в 1750-х годах, те два дацана соединили, перенесли на приток Тугнуя – Сулхару, 62 и поставили дацан, под названием Даши Чойнхорлинг. 63 Впоследствии, в 1786 году, этот дацан перенесли и поставили на притоке реки Тугнуя – Галтай /24/. 64 Что касается сооружения в 1773 году деревянного дацана Даши Лхунболинг на южном склоне горы Чилцана, на Кижинге, 65 то он погиб от пожара. Вследствие этого его отстроили в 1776 году в низовьях Мунгут, притока Худуна. Когда он пришел в ветхость, его перенесли в 1855 году на речку Кижингу. На реке Ане в 1796 году был выстроен деревянный дацан Гандан Шаддублинг, но впоследствии, после гибели его от пожара в 1808 году, был выстроен каменный дацан.
Выясняем, кто были сызначала главные ламы среди хоринского народа. Дархан Нансо Лубсан Намжил был утвержден хоринским ламой в 1775 году. После этого тоже главным ламой был утвержден, в 1764 году, Юмсун Гэлун Лубсан Дагбу. После этого тоже главным ламой, в 1783 году, был утвержден Лубсан Ширап. После этого, в 1818 году, был утвержден помощником главного над всеми ламы пандиты хамбо и главным над хоринскими ламами Лубсан Тойндол.] (Заключенное в скобки в рукописи В отсутствует. Вместо этого, там сказано: "После этого, в 1786 году, на реке Тугнуе был выстроен дацан Даши Чойнхорлинг, в 1768 году на реке Худуне – дацан Даши Лхундублинг, в 1795 году на реке Ане был из дерева выстроен дацан Гандан Шаддублинг. В них держали лам, стали читать и устраивать молебствия. Впоследствии, около 1806 года, Анинский дацан был возобновлен и выстроен из камня) [24] Среди селенгинских бурят имелось 160 комплектных лам, относительно которых прежде состоялось высочайшее утверждение, чтобы среди забайкальских бурят таковые имелись. Кроме того, были впоследствии, около 1806 года, учреждены, с разрешения главного ламы пандита хамбо буддистов Забайкалья, 14 комплектных лам в Хори /25/.
До этого и даже в настоящее время хоринские буряты постоянно занимались стрельбой из лука. Они заставляли полностью все мужское население в возрасте свыше 13 – 14 лет изготовлять [луки] и устраивали, начиная с малого возраста, упражнения в стрельбе в цель и в стрельбе с коня. В зимнее и осеннее время они всегда собирались во множестве и устраивали облавы на антилоп и волков. Что касается этого, то около того времени, когда впервые были поставлены пограничные вехи между Китаем и Россией, люди обеих сторон во множестве соединялись и устраивали взаимные грабежи и занимались угоном скота. По такой причине, в опасении этого, они впервые сочли необходимым не предавать забвению упражнений в стрельбе и обучать тех, кто этому не обучен, что и вошло в правило. Это изготовление луков и стрел, устройство облав на антилоп и волков и обычай изучения стрельбы пошли после 1816 года на убыль, и все более приостанавливаясь, они теперь в некоторых местах существуют лишь в незначительной степени. 67
После этого, по приказу господина иркутского гражданского губернатора, хоринские буряты – каждая душа – стали заниматься земледелием и сдавать в магазин хлеб, и начиная с 1813 года, они стали сдавать в магазин гарнцевый хлеб. 68 После этого население по рекам Онону и Хилку и поблизости от озер Еравны и Сакса 69 оказалось не в состоянии выращивать хлеб, и покупая гарнцевый хлеб для ежегодной сдачи в магазин, оно несло убытки. С объявлением этого они подали прошение, по которому Комитет господ министров вынес положительное решение, и начиная с 1817 года, сдача хлеба в магазин была прекращена.
/26/ После этого, когда в 1826 году произошла всеобщая ревизия хоринский народ, по сравнению с прежним, увеличился и составлял двадцать одну тысячу четыреста тридцать восемь душ мужеского пола. 70 По предписанию верхнеудинского земского исправника, начиная с 1816 года повсеместно были утверждены 12 мирских изб, но по предписанию господина генерал-губернатора Восточной Сибири от 1820 года 7 из них были упразднены, и стало 5 мирских изб. 71
Хоринский главный тайша Галсан Мардаев в 1814 году скончался; а сын его Дэмбил Галсанов был, за усердие с самого того времени, когда он в 1816 году стал главным тайшей, удостоен в 1817 году в качестве милости серебряной сабли и чина титулярного советника. После этого он оказался грубого и жестокого нрава. Гнев и злоба его были велики, часто случалось, что он подвергал побоям безвинных родовых сайтов и албату. 72 Он обнаружил склонность к захвату, путем угроз, чужого хорошего имущества и стал пользоваться произвольным взиманием со многих податей. Не будучи в состоянии терпеть это и тому подобное, большинство хоринского народа начало жаловаться. Начиная с 1818 года, они подали прошение господину верхенеудинскому земскому исправнику и господину иркутскому гражданскому губернатору и заставили выплатить обратно имущество и деньги, присвоенные тайшей Галсановым, и получили их.
Этот тайша Галсанов был по решению иркутского гражданского губернатора /27/ с 1818 года от должности тайши отстранен, но по высочайшему указу он с 1819 года снова стал тайшей. Из-за этого [25] впоследствии в хоринском народе начались раздоры, и он раскололся на два лагеря. Начались взаимные распри и, наконец, даже отец с сыном и брат с братом оказались двух различных мнений. По такой причине появились взаимные жалобы, стали подавать начальству прошения и так далее, и сильно распространились разговоры, пересуды и тяжбы. В это время страданий, с высочайшего государева соизволения, пожаловал в конце 1819 года в город Верхнеудинск господин сибирский генерал-губернатор, тайный советник Сперанский, утвердил в том городе комиссию, разобрал и выяснил иски и жалобы хоринского народа. Он отстранил от должности руководивших толками, пересудами и взаимными тяжбами подстрекателей зайсанов Намжил Мохуева и Далай Догбоева и депутата конторы Вампила Арсланова, заковал податных Мантаряна Мангнаева (В рукописи А он назван Мантарин Мангачиевым) и Сампила Даржаева, наказал их, присудив их к тюремному заключению. Он внес успокоение, дав в 1820 году инструкцию в отношении действий хоринских тайшей и сайтов на будущее. 73
Исправник Верхнеудинского земского суда Геденштром и заседатели Решетников и Сахаров тоже чинили среди хоринского народа притеснения и получали большую прибыль, что выяснилось в это время путем следствия /28/. Они сами были отстранены от должностей и отправлены в Россию, а их имущество было распродано, и присвоенные ими деньги были впоследствии выплачены народу.
После этого хоринский главный тайша Дэмбил Галсанов в 1822 году скончался, и четвертый тайша Жигжит Дамбадугаров стал в 1824 году главным тайшей.
После этого, когда в 1823 году произошла ревизия-перепись инородцев Восточной Сибири, оказалось, что хоринские буряты, по сравнению с прежним, численно увеличились и их стало двадцать три тысячи девятьсот пятьдесят четыре души мужеского пола. 74
Что касается земель, находившихся во владении хоринских бурят, то они не были размежеваны и разделены между каждым родом. По этой причине люди родов харагана, хуацай и хубдут, прежде кочевавшие и расселявшиеся по своему усмотрению, расселились двумя группами. По причине взаимной удаленности их появились трудности для устройства их дел. Вследствие этого по ревизии они были разделены и записаны: расселившиеся на запад от Аны – как западные харагана, хуацай и хубдут, а расселившиеся на восток от Аны – как восточные харагана, хуацай и хубдут. Отсюда начиная, вышеупомянутые три рода, разделившись на восточные и западные, стали шестью родами. Вследствие того, что к прежним одиннадцати родам прибавилось еще три рода, возникли родовичи четырнадцати родов хоринских.
Его величество государь император Александр первый заново утвердил 22 июля 1822 года положение об управлении инородцами, населяющими Сибирь. Согласно этому положению /29/, начиная с 1827 года, прежде существовавшая Хоринская контора и пять мирских изб были упразднены, и появились Хоринская степная дума, 14 инородных управ, по одной на каждый из 14 родов, и 108 родовых управлений. Что касается того, что ими прежде внутри родов управляли [лица] в звании зайсанов, шуленг и засулов, то, согласно этому же положению, они были от управления инородцами отстранены и стали среди инородцев только почетными наименованиями. В думе появились главный родоначальник тайша и заседатели, в инородных управах – голова и выборные, а в родовых управлениях – староста и помощники. 75 [26]
Хоринские буряты также все более и более принимали веру, все больше становилось народа, изучающего тибетскую и монгольскую письменность, занимающегося чтением, совершающего молебствия, избегающего грехов и творящего добродетель. После утверждения 16 мая 1832 года со стороны господина иркутского гражданского губернатора были выстроены пять деревянных дацанов: на речке Эгэту, притоке Верхней Уды, под названием Дамчой Рабджилинг; 76 на речке Чицане – Гандан Чойнгпиллинг; 77 на речке Хохюртай, притоке Хилка, – Даши Лхунболинг; на речке Долго – Сунграб Чарбаблинг; 78 на речке Чулутай – Гандан Дарджилинг. 79 Стали служить службу, читать и совершать молебствия и завели школы.
После этого его величество государь Николай Павлович утвердил 21 июня 1827 года положение о податной реформе восточно-сибирских инородцев /30/, согласно которому в 1831 году явилась комиссия по раскладке податей. Когда была заново произведена ревизия, оказалось, что хоринский народ, по сравнению с прежним, увеличился и составлял 26067 душ мужеского пола, в числе которых рабочих душ свыше 18 лет и ниже 60 лет было 12070, коим было назначено подати-ясака по 6 рублей ассигнациями с каждой, которую они выплачивают, в соответствии с этим, до настоящего времени.
После этого хоринский главный тайша Жигжит Дамбадугаров в 1835 году скончался. Сына прежнего тайши Галсанова – Ринчиндоржи Дэмбилова – часть народа избрала главным тайшею, но часть народа его не захотела. Вследствие этого хоринские сайты и народ оказались двух разных мнений и были друг с другом несогласны. Между тем вышеупомянутый Ринчиндоржи Дэмбилов был в 1838 году утвержден в звании главного тайши. Этот Дэмбилов был нравом груб, был корыстолюбив и собирал подати без разрешения начальства. По этой причине возникли нелады, и часть хоринского народа стала жаловаться и подала прошение начальству. Среди хоринского народа распространились тяжбы, но, несмотря на его страдания, никакого удовлетворения не последовало. Тогда этот же тайша Дэмбилов отправился в Санктпетербург, представился его величеству государю императору Николаю Павловичу, удостоился в 1842 году святого крещения, окрестился, принял имя Николай и, удостоившись чина есаула, вернулся. Тогда, ночью 26 декабря 1849 года /31/, Хоринская степная дума сгорела, в связи с этим упомянутый выше тайша Дэмбилов с товарищами был взят под подозрение. Когда по предписанию господина иркутского гражданского губернатора, господином смотрителем поселений Иркутского округа Зайчиковым было учинено следствие, обнаружилось, что тайша Дэмбилов и крещеные Петр Мелентьев, Николай Ольхоин и Степан Соболев украли и поделили 11636 рублей 43 копейки и 1 полушку серебром собранных в Хоринской степной думе податей и 233 рубля 61 копейку 1 полушку различных сборов и подожгли думу. Впоследствии, по решению генерала-аудитора, тайша Дэмбилов был сослан на работы в Россию, а товарищи его, по решению Забайкальского окружного суда, были сосланы на работы в Нерчинский завод. 80
Сын прежнего тайши покойного Жигжита Дамбадугарова заседатель Тарба Жигжитов в 1851 году стал главным тайшей. Вследствие того, что этот тайша Жигжитов был усерден, он прежде, в бытность заседателем, в 1860 году, удостоился серебряной медали, а после того как стал тайшей, в 1862 году, он был милостиво пожалован почетным кафтаном. В 1857 году он удостоился чина коллежского регистратора. Этот тайша Жигжитов знал русскую и монгольскую грамоту, был учен и имел хороший нрав. Между тем, как подведомственный ему народ [27] жил в благоденствии, некоторые люди все же возымели жалобы на тайшу Жигжитова. Доказывая различные обстоятельства, они подали прошение господину военному губернатору Забайкальской области, в связи с чем было произведено расследование. Будучи замечен в неблаговидных поступках, он, по предписанию господина сибирского генерал-губернатора, был в 1867 году от исполнения дел отстранен.
Тогда заседатель Хоринской степной думы /32/, шуленг хуацайского рода Бадма Очиров, стал, по выбору хоринского народа и с утверждения генерал-губернатора Восточной Сибири, в 1867 году главным тайшей, и хоринский народ зажил в благополучии и пребывает в нем поныне. Тайша Очиров имел от природы доброе сердце, вследствие чего он в 1858 году удостоился серебряной медали, в 1869 году – золотой медали и кортика, в 1861 году – золотой медали, а в 1863 году он удостоился чина коллежского регистратора.
Хоринский народ количественно все более увеличивался, и по ревизии 1860 года он составлял, отдельно от агинских бурят, восемнадцать тысяч восемьсот десять душ мужеского пола, а по ревизии 1868 года – девятнадцать тысяч восемьсот тридцать душ мужеского пола. 81
Посла этого касательно возникновения агинских бурят.
Агинские буряты первоначально оторвались от хоринских бурят. Выясняем: с тех пор как они откочевали в конце водружения пограничных вех при размежевании китайско-монгольских и российских земель в 1727 году, о чем было разъяснено выше, они стали кочевать по рекам Ингоде и Чите в Нерчинском округе. Оттуда некоторые продолжали все кочевать и кочевали по речкам Улунге, Туре 82 и другим, а также вблизи их, и продолжали все более переходить с места на место. Некоторые из них, согласно вышеупомянутой грамоте от 22 марта 1703 года, расположились кочевкой по ненаходящимся ни в чьем владении берегам рек Аги и Онона и по рекам и ручьям вблизи их. В это время они стали известны как семь родов агинских – харагана, хуацай, галзут, цаган, шарайт, хубдут и бодонгут. Хотя они управлялись в каждом роду сайтами, именовавшимися зайсанами, а в некоторых родах шуленгами и засулами, они, вместе с хоринскими бурятами /33/, находились в ведении хоринских тайшей. Их стало еще больше, когда они после этого численно увеличились, и они кочевали далеко от хоринских тайшей. По этой причине ими стали, примерно с 1780 года, управлять и возглавлять их, с утверждения хоринских тайшей, так называемые агинские главные зайсаны. Первыми главными зайсанами были зайсан хуацайского рода Хошигуй Буянтуев и зайсан шарайтского рода Барамит Мункуев. Когда они состарились, таковыми стали, около 1788 года, засул галзутского рода Заган Ринцеев, зайсан хубдутского рода Начин Оанжино, зайсан рода харагана Дон Аманцаев и зайсан хуацайского рода Насуту Риткеев, каковых всего было пятеро.
До того и даже в то время среди агинских бурят не было людей, которые знали бы тибетскую письменность. Хотя у них имелось некоторое незначительное количество знавших монгольскую письменность, все же не было людей, которые знали бы, кроме как читать и немного писать, смысл учения и которые умели бы исполнять религиозные служения, избегать грехов и творить добродетель. Все они исповедывали шаманскую веру.
В это время упомянутый главный засул Ринцеев услышал смысл учения, преподававшегося ламами 15 хамниганских родов, уверовал, принял религию, бросил своих онгонов, в которых он веровал раньше, и захотел построить в Аге дацан. Он не мог побудить [28] к этому своих друзей, а между тем хоринскому главному тайше Дамбадугару /34/ Ринцееву 83 был сделан поклеп со стороны других, будто главный засул Ринцеев постройкой в Аге дацана изыскивает способы самому стать тайшей. Тайша Ринцеев поверил этому и разгневался, и когда он послал к засулу Ринцееву нарочного и призвал его, главный засул Ринцеев бежал, и его не могли найти. Тем временем он захворал и около 1798 года скончался.
После этого, по приказу главного хоринского тайши Ринцеева, прикочевал в 1803 году с реки Тугнуя и прибыл к реке Аге, со многими товарищами, зайсан цаганского рода титулярный советник Моху Унаганов, для того чтобы быть среди агинских и ононских бурят главным и обучать их земледелию. Он главенствовал и возглавлял их вместе с прежде существовавшими главными.
Около 1802 года по высочайшему указу приехал господин статский советник Лаба, и земли по рекам Ингоде, Чите, Улунге и Туре были отданы поселенцам, населявшим Забайкалье. После этого большинство бывших в тех местностях хоринских бурят соединилось и стали кочевать по рекам Аге, Онону и по разным окрестными речкам. Вместе с ними прибыло незначительное количество людей родов хальбин и худай, и вместе с прежними 7 родами их стало 9 родов. Хоринский народ разделился на две части и расположился кочевьями в Верхнеудинском и Нерчинском округах. В это время агинских бурят стало свыше 6000 душ мужеского пола.
/35/ После этого, в 1811 году, приехал в Агу хоринский главный тайша Галсан Мардаев с товарищами. По этому случаю, побуждая к усердию в деле основания в Аге каменного дацана, он, вместе с зайсаном титулярным советником Унагановым и прочими сайтами, устроил совещание. Привязал к древку хадак и, сказав, что это должно стать местом построения дацана, он воткнул его в землю и указал. Вследствие этого на том месте в том же году начали класть фундамент дацана. 84
В это время, согласно прошению главного зайсана и титулярного советника Унаганова, его любимый сын Намжил Мохуев стал главным зайсаном. В то время среди агинских бурят вообще не было никаких других лам и духовных лиц, кроме одного хуварака из мужчин, по имени Чойдор Пунцуков, и одной шабаганцы из женщин, по имени Доржима Албияханова. Все прочие исповедывали шаманизм. После этого пригласили из Тугнуйского дацана Верхнеудинского округа гелуна Жамцо Бахаева и гецула Вандана Зодбоева с товарищами. В 1811 году собрали по одному юноше от каждого, кто имел много сыновей, сделали их хувараками и впервые начали обучать их науке. В это время главный хоринский тайша Мардаев прислал за свой счет тибетский Юм, 85 написав при этом, чтобы до самого окончания постройки дацана читали и устраивали молебствия и чтобы по окончании постройки поместили его в дацане. И еще поднес он для надобностей дацана сто пудов железа.
Верующие собирали после этого обходом с чашей пожертвования и усердием богатых и зажиточных, общими усилиями, воздвигали свой дацан. Между тем его в 1816 году закончили и, пригласив ламу, по имени Ринчина, чистого ширетуя Селенгинского дацана, устроили освящение дацана, назвав его Даши Лхундублинг. 86
/36/ Во время того освящения агинские богачи расположились слишком 60 юртами, 130 лам совершали молебствие, и прибыл главный хоринский тайша Дэмбил Галсанов, второй тайша Бадма Павлов, четвертый тайша Жигжит Дамбадугаров и многочисленные сайты с товарищами. Кроме того, собралось свыше 3000 человек. Два дня [29] происходило радостное торжество. В первую ночь торжества главный тайша Галсанов отправился с товарищами верхом на конях шляться по всем юртам и избивал всех, кого он видел, плетью. В страхе перед ним, находившиеся на торжестве бежали и провели ночь под открытым небом в горах, падях и лесах.
Главный хоринский тайша Мардаев скончался в 1814 году, и сын его Дэмбил Галсанов стал главным тайшей в 1816 году. 87
После этого, по ревизии 1816 года, агинских бурят стало семь тысяч восемьсот душ мужеского пола. Еще в 1816 году, по приказу верхнеудинского земского исправника, в Аге стало три мирских избы – Харгуйтуйская, Саритаевская и Табтанайская. Впоследствии, в 1820 году, по приказу господина сибирского генерал-губернатора, Саритаевская и Табтанайская мирские избы были упразднены, и осталась лишь одна Харгуйтуйская мирская изба.
В 1816 году главный хоринский тайша Галсанов отправился на реку Агу. В бытность свою там он прослышал, что у Цэцэкту Нэлбэнова, хубдутского рода, имеется хороший иноходец. Когда он отправил человека и приказал, чтобы он отдал ему того коня, Нэлбэнов с этим не согласился и, сев на того коня, бежал. Учинив поиски его, расположившегося в отдалении, по ту сторону реки Килы, 88 он нашел его /37/ и, заковав ноги Нэлбэнова в колоду, продержал его одну неделю, сильно бил его лозою, наказал его и взял того иноходца.
В то время, когда заседатель Верхнеудинского земского суда Решетников пожаловал с целью обозрения 21 агинского магазина, главный тайша Галсанов дал ему выбрать из табуна упомянутого Нэлбэнова коня и отдал 4 коней. Он отпустил его, дав ему сверх того взятку от агинского народа в 4000 рублей. Тот же заседатель Решетников отправился зимою того же года в Агу по тем же делам обозрения магазинов. Обратно он поехал, получив прибыль в 2000 рублей и одну овчинную шубу. В том же году главный тайша Галсанов поехал в Агу и прослышал, что у зайсана Морхо Яндакова имеются серебряные и золотые деньги, отправил Арслана Мункуева, цаганского рода, дав ему большой кнут, и твердо приказал ему, чтобы он принес от зайсана Яндакова серебряные и золотые деньги. На случай, если бы тот не дал, он приказал побить его тем кнутом и представить его самого. Тогда зайсан Яндаков испугался и отдал серебром семьдесят рублей, а золотом двадцать рублей. Таким же образом он послал к Бордина Монцокиеву, хубдутского рода, зайсана Далай Догбоева и получил серебром 160 рублей. К упомянутому Цэцэкту Нэлбэнову он послал зайсана Семена Дунунова и получил серебром 160 рублей. К Гада Дабанову, хараганатского рода, он сам поехал и получил серебром 200 рублей. Это – монеты. Впоследствии, в 1818 году, хоринский народ /38/ возымел жалобы на тайшу Галсанова и подал прошение начальству. Тогда было учинено следствие, и была произведена опись, а затем и оценка имущества тайши Галсанова, и заставили вернуть плохими вещами.
После того агинские буряты оказались не в состоянии растить хлеб, и когда они, покупая ежегодно гарнцевый хлеб, подлежащий сдаче в магазин, несли убытки, они заявили об этом и через верхнеудинского земского исправника подали господину иркутскому гражданскому губернатору прошение об убытках в 6600 рублей. Это было рассмотрено Комитетом господ министров, и начиная с 1817 года сдача хлеба в магазин была отменена. 89
В том же 1817 году, когда агинский главный зайсан Намжил Мохуев был удостоен милости – золотой медали, прибыл в Агу, с целью [30] пожаловать ту медаль и обозреть магазины, верхнеудинский земский исправник Геденштром. В то время он его отправил назад, подарив ему 4000 рублей деньгами и 6000 пудов хлеба. В конце того же 1817 года хоринский главный тайша Галсанов отправился в Агу и произвел выборы агинского главного зайсана Намжил Мохуева в агинские (По рукописи B – в агинские главные тайши) тайши без объявления местным сайтам и народу и без согласия их. Он получил обманом подписи сайтов и народа и отправился в Иркутск. В результате представления господину иркутскому гражданскому губернатору зайсан Мохуев был произведен в агинские тайши и утвержден 1818 году /39/. После этого раздались на главного тайшу Галсанова различные жалобы. В том же 1818 году было подано прошение верхнеудинскому земскому исправнику и господину иркутскому гражданскому губернатору, вследствие донесения со стороны некоторых агинских сайтов и народа об обстоятельствах утверждения агинского тайши Мохуева по обманным, выборам и взимания и раньше тайшей Мохуевым податей с народа. Тогда, по приказу Иркутского губернского правительства, он был от должности агинского тайши отстранен, и в Агу прибыли депутаты Хоринской конторы Дэлэк Ганбулов и Буянту Дайтхаев.(По рукописи B – Дайбагаев) Когда они заставили произвести расчеты с зайсаном Мохуевым, он должен был выплатить народу 16600 рублей (По рукописи A – 1660 рублей) и дал подписку в этом. Часть этой суммы он впоследствии выплатил народу, часть же народ не получил и так и оставил.
Начиная с этого времени, среди хоринского народа стали распространяться тяжбы и пересуды. После страданий наступило в 1820 году успокоение, что выяснено в вышеприведенной истории хоринского народа.
Начиная с 1818 года, упомянутый зайсан Мохуев был отстранен от должности главного, и главными зайсанами стали зайсан хубдутского рода Семен Начинов и зайсан хуацайского рода Тотхолай Жирантаев. Начиная отсюда, агинские буряты насладились покоем.
После того, вследствие прошения упомянутых главных зайсанов Начинова и Жирантаева, главным зайсаном стал, начиная с 1823 года, зайсан хуацайского рода Тугулдур Тобоев.
По ревизии того же 1823 года /40/ агинских бурят оказалось, по сравнению с прежним, больше. Их стало семь тысяч восемьсот тридцать душ мужеского пола.
Его величество государь император Александр Павлович заново утвердил положение об управлении инородцами Сибири июля 22-го дня года. Когда, согласно ему, было заново вынесено постановление о степных управлениях инородцев, решение Иркутского губернского совета от апреля 28-го дня 1824 года было утверждено господином восточно-сибирским генерал-губернатором. Вследствие этого, начиная с 1824 года, возникла Агинская главная инородная управа и 37 родовых управлений, а главный зайсан Тугулдур Тобоев исполнял должность головы в инородной управе. На основании 68-го параграфа положения об управлении инородцами Восточной Сибири, в Иркутске возник Губернский комитет. Когда составлялось степное уложение, в конце года и в начале 1824 года тот же главный зайсан Тобоев и зайсан шарайтского рода Хобиту Барамитов стали депутатами и участвовали в том комитете.
Хотя по причине различных жалоб, вследствие отдаленности агинских бурят от Хоринской степной думы, некоторое количество [31] людей с этого времени пожелало отделиться от Верхнеудинского округа и ведомства Хоринской степной думы и присоединиться к Нерчинскому округу, это не состоялось по причине нежелания большинства агинских сайтов, народа и хоринских тайшей. Вследствие утверждения господином восточно-сибирским генерал-губернатором журнала постановлений Иркутского губернского комитета от апреля 28-го дня 1824 года, дела полицейские, следственные и судебные /41/ перешли в ведение нерчинских властей. Что же касается хозяйственных дел, то они продолжали находиться в ведении Хоринской думы.
После этого голова-вайсан Тобоев подал прошение об отставке по болезни, и, начиная с 1826 года, головою стал зайсан бодонгутского рода Зангия Данжинов.
После этого прибыла комиссия по реформе податей сибирских инородцев. Когда произошла ревизия 1831 года, оказалось, что количество агинских инородцев, по сравнению с прежним, увеличилось и что их стало восемь тысяч семьсот девяносто семь душ мужеского пола, среди которых оседлых 64 души и рабочих, в возрасте от 18 до 60 лет, 4054 души, каковым была назначена подать в 6 рублей с каждой.
После этого большинство народа Агинского ведомства понемногу стало все более принимать веру будды. Зайсаны ближайших окрестностей Онона, Цугола и Аги – Хуяк Лубаев и Тугулдур Тобоев устроили совещание с другими родовыми сайтами и с народом, и когда они попросили главного ламу пандита хамбо забайкальских буддистов о присылке ламы, который мог бы распространить в этой местности религию будды, по приказу пандита хамбо пожаловал шанзодба Худунского дацана Лубсан Дондоб Дандаров. Он распространил еще больше духовное учение и религию будды, и в устье речки Цугол, на берегу Онона, он воздвиг, начиная с 1831 года, дацан, закончил его в 1834 году и назвал дацан Даши Чойнпиллинг. В отношении основания этого дацана господин иркутский гражданский губернатор дал утверждение мая 16-го дня 1831 года. 90
/42/ Во время освящения этого дацана устраивали молебствие свыше двухсот лам и собралось и молилось около 3000 человек. Происходило в течение многих суток радостное торжество.
Ширетуй этого дацана Даши Чойнпиллинг – Лубсан Дондоб – был просвещен в духовных науках, имел святые обеты и был усерден на пользу религии и живых существ. Вследствие того, что этот лама был усерден на пользу религии и живых существ, он был в 1832 году высочайше пожалован золотой нашейной медалью, а в 1842 году – золотыми карманными часами, и избран в члены Императорского Вольного Экономического Общества. Этот лама происходил в пятом поколении от вышеупомянутого в хоринской истории зайсана галзутского рода Бадан Туракина. Заслугами этого ламы духовная наука этого дацана значительно распространилась, и тем самым постепенно значительно распространилась религия. В этом же дацане началось с 1845 года отсутствовавшее в этой местности изучение цанита. Там собрались и учились в большом количестве лучшие ламы из дацанов Селенги, Хори, Баргузина, Аги и хамниганских. Польза религии и живых существ продолжала возвеличиваться еще выше.
Это согласуется с предсказанием, сделанным его святейшеством богдо банченом Чоглай Намжилом ученому чойжи гелун Цультиму. Предсказание гласит: "Бурятский народ впоследствии, в некое время, воздвигнет обитель в местности Цугол. Название обители будет Даши Чойнпиллинг, а покровителем его будет Чойжел. Этот монастырь будет основой веры будды, и живым существам будет принесена большая польза". 91 [32]
/43/ После этого агинские буряты находились, кроме Агинской главной инородной управы, в ведении Хоринской инородной управы Верхнеудинского окружного ведомства. Что касается подачи ими, по причине дальности, прошения господину иркутскому гражданскому губернатору с заявлением об обстоятельствах жалобы, то, согласно утверждению господином иркутским гражданским губернатором журнала постановлений Верхнеудинского окружного совета от августа 15-го дня 1836 года за № 139, они, начиная с 1832 года, 92 вышли из ведения инородных управ Хоринского ведомства Верхнеудинского округа и стали принадлежать только к ведомству Агинской инородной управы. Вследствие того, что после этого агинские инородцы стали кочевать в Нерчинском округе вдали от Хоринской степной думы и прочего хоринского народа, они в 1835 году подали прошение господину генерал-губернатору Восточной Сибири с жалобой на значительные неудобства. Оно было поддержано Иркутским губернским советом, и вследствие утверждения господином восточно-сибирским генерал-губернатором журнала постановлений от 16 сентября 1836 года и 27 июля (В рукописи B — июня) 1837 года за № 45, восемь тысяч восемьсот две души мужеского пола, вместе с женами и семьями, отделились от Верхнеудинского округа и от ведомства Хоринской степной думы и присоединились к Нерчинскому округу и к ведомству Агинской главной инородной управы.
/44/ После того, согласно прошению головы-зайсана Данжинова, зайсан Тобоев был утвержден господином иркутским гражданским губернатором и стал головой по отпечатанному указу Иркутского губернского правления за № 83, от 21 генваря 1839 года.
После этого буряты Агинского ведомства стали многочисленны, и когда стало им очень трудно быть в ведении только одной инородной управы, они о том обстоятельстве заявили. Вследствие того, что в 1838 году они при посредстве господина нерчинского окружного начальника представили господину иркутскому гражданскому губернатору народный приговор о том, чтобы заново утвердить одну степную думу и шесть инородных управ, в Иркутском губернском совете было дано согласие, и журнал постановлений за № 21, от 2 марта 1839 года, был утвержден господином восточно-сибирским генерал-губернатором. Согласно этому возникли Агинская степная дума и 6 инородных управ, которые перечисляются: во-первых, Цугольская; во-вторых, Бэрхэцугольская; в-третьих, Усть-Могойтуйская; в-четвертых, Чулутуйская; в-пятых, Килинская и в шестых, Тотхолтуйская. И еще, после того как журнал постановлений Иркутского губернского совета за № 56, от 7 ноября 1846 года был утвержден присутствующим в совете главного управления господина сибирского [губернатора], (В подлиннике отсутствует) возникла Тургинская инородная управа. Когда возникла эта степная дума, голова зайсан Тобоев стал, согласно приказу господина начальника Нерчинского округа за № 120, от 16 июля 1839 года, председателем, стало 6 заседателей, и в каждой инородной управе — по одному голове и по два выборных.
После этого, по выбору агинского народа /45/, согласно объявлению по приказу за № 3817, от 9 сентября, иркутского гражданского губернатора, об утверждении со стороны господина восточно-сибирского генерал-губернатора, зайсан Зангия Данжинов стал в 1842 году главным тайшей, а зайсан Тобоев, бывший председателем, стал вторым тайшей. Он стал в то время, когда главному тайше был недосуг, совместно с ним исполнять ту должность. [33]
После этого его величество государь император Николай Павлович пожаловал 21 ноября 1842 года девять знамен при грамоте за собственноручной подписью.
По приказу господина нерчинского окружного начальника за № 2132, от 9 сентября 1849 года, главному тайше Данжинову, второму тайше Тобоеву и заседателю Буянову было пожаловано по одному серебряному кортику, с приложением высочайше утвержденной награды.
По произведенным подсчетам, по всеобщей ревизии 1868 года, агинские буряты, по сравнению с прежним, еще больше увеличились, и их стало двенадцать тысяч триста восемьдесят четыре (По рукописи В — 12324. Выше данная цифра правильнее. Летописи хоринских бурят, вып. V) души мужеского пола.
Прошение главного тайши агинских родов Зангия Данжинова о том, что он хвор и стар, было принято, и он получил отставку от исполнявшейся им должности. Вследствие этого, по утверждению восточно-сибирского генерал-губернатора от 4 декабря 1858 года, второй тайша — коллежский регистратор кавалер Тугулдур Тобоев стал главным тайшей. Поэтому, согласно утверждению со стороны господина военного губернатора Забайкальской области за № 378, от 3 февраля 1869 года /46/, заседатель Агинской степной думы Бороншу Бординов стал вторым тайшей. За усердие в исполняемых должностях, второму тайше Бороншу Бординову и тайше кандидату Доржи Убашееву, в силу высочайшего утверждения от 22 декабря 1860 года, были пожалованы нашейные серебряные медали, а заседателю Агинской степной думы Бадма Шинтугину, голове Цугольской инородной управы Баяру Хулукову, голове Чулутуйской инородной управы Юмсуну Семенову, голове Килинской инородной управы Хилэб Тэмдэгину и голове Тургинской инородной управы Зодбо Морчигинову — серебряные нагрудные медали.
Эта краткая история о том, в силу каких обстоятельств и каким образом произошли первоначально хоринские и агинские буряты, где они в промежутке проживали, как существовали, как возникла и распространялась религия победившего, 93 о том, что произошло в конце концов и т. д., принесет пользу познанию нынешних людей и сохранению в памяти людей будущих времен. Полагая это, главный тайша агинских бурят, коллежский регистратор и кавалер Тугулдур Тобоев, под другим именем Гомбожап /47/, взял за основу записки, предпринятые в 1843 году главным над хоринскими обет принявшими ламою цоржи Тойндол Цэбэновым, и записки, начатые в 1845 году хоринским эмчи Ванчик Сахиевым, проверил и сличил с мелкими набросками сделанными некоторыми людьми прошлого, выбрал то, чего нехватало, из дел Хоринской и Агинской степных дум и сличил с тем, что сам слышал и видел после 1816 года по русскому летосчислению. Хотя он предпринял это, начиная с года железа-обезьяны, 94 именуемого "свирепым", четырнадцатого рабджуна, однако, заключение ее закончил писанием и проверкой в десятый день мужчины-земли-лошади месяца дерева-тигра циклического года воды-свиньи-женщины, 2823 года со времени рождения нашего учителя будды в саду Лумбини, а по русскому летосчислению 16 числа февраля месяца 1863 года.
Прошу всех знающих и мудрых проверить и исправить то, чего недостает, а также лишнее и ошибочное.
(пер. Н. Поппе)
© текст
- Поппе Н. 1940
© сетевая версия -Тhietmar. 2004
© OCR -
Александр. 2004
© дизайн
- Войтехович А. 2001
© АН
СССР. 1940