Эвлия Челеби. Книга путешествия. Гл. 5.

Библиотека сайта  XIII век

ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ

КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ

СЕЙАХАТНАМЕ

Окончание [описания] законов Крымской страны

Собственно Крымский остров по окружности составляет 776 миль. На этом острове, образующем круг, есть всего 24 кадылыка. Назначение и снятие всех кадиев - в руках хана. Кроме четырех, тех, которые располагаются в Кефинском эйялете, они в руках рода Османов. Всего в Крыму 40 бейликов.

Первый среди беев - орский бей, который пребывает на самой границе. Он является обладателем знамени и барабана. Иногда этот бейлик отдают казак-султанам.

Затем следует Ширин-бей, по закону являющийся предводителем 20-ти тысяч боеспособных конных татар. Ширин-беи происходят от ханских дочерей и принадлежат к роду Чингизидов. Эти Ширин-беи раньше ханов завладели Крымом. Потому что когда Джучи-хан захватывал Крым, первым в Крым вошли, и, разя мечом, захватили его, Ширин-беи. Джучи Герай-хан 1 отдал этим газиям своих дочерей - чистых звезд, и это стало законом Джучи-хана. Все крымские ханы отдают своих дочерей за Ширин-беев. Поэтому они являются свойственниками ханам. Под рукой этого Ширин-бея 300 мурз, происходящих из этого рода. Действительно, все это племя - род [Ширин-бея], оно живет под Чатыр-дагом, в Нахшуванском иле.

Вторыми по порядку являются Шейхун-беи, третьими - Даир-беи. Все они с 10-ю тысячами джигитов-всадников находятся в распоряжении Ширин-бея, и идут в поход с калгой-султаном.

Слева от хана с нуреддин-султаном ходят в походы беи Мансурлу, очень храбрый и богатырский род. Их источником и предводителем является Гази Кая-бей. Он - предводитель 20 тысяч воинов с саадаками и в полном вооружении, в латах и броневых шлемах, которые никогда не отворачивались от врага. Если случается какое-нибудь сражение или битва, первыми на неверных пускают лошадей вместе с капы-кулу эти беи Мансурлу. Под рукой Кая-бея находится 140 превосходных мурз. В крыле нуреддина в поход идут Манкыт-беи, Сархан-беи, Шуджун-беи и все беи Орского иля. Но выше всех беев - Ширин-беи.

На этом Крымском острове, который по окружности составляет 776 миль, находится 1600 деревень и 6 тысяч отаров, то есть чифтликов. Из всех деревень выходит всего 100 тысяч воинов, а из отаров - 26 тысяч воинов. В походы идет 40 тысяч, а если хан пожелает, в бой идет 80 тысяч татар, за исключением тех, кто остается в Крыму. Потому что в самом Крыму находится 4 раза по 100 тысяч пленных казаков, 4 раза по 100 тысяч казачьих жен и 3 раза по 100 тысяч их сыновей и дочерей, которых они зовут "копна" 2. И еще там есть 20 тысяч греческих, армянских и иудейских неверных. А франкских и мадьярских христиан нет. Из-за того, что в Крыму столько пленных казаков, все военные отряды не ведут в поход. Только хан ходит в поход с 80-ю тысячами воинов, не имеющими другой веры, [кроме истинной]. Он мстит всему Кафиристану 3 и толпами уводит их детей на Крымский остров, откуда их увозят по другим странам.

Кроме этих 80-ти тысяч татарских воинов при хане в Бахчисарае и в окрестностях Бахчисарая, в деревнях и отарах постоянно живут капы-кулу. Они были доставлены от султана Баязида Вели Менгли Герай-хану из рабов Порога Счастья в качестве воинов-стрелков из ружей. В то время капы-кулу было всего 12 тысяч. Со временем эти отряды уничтожались и их осталось не больше 3-х тысяч. Но враги все еще считают, что в Крыму находится 12 тысяч капы-кулу. Теперь они на положении хан-кулу 4. Однако они не татары. Это - целый полк из детей абхазцев, черкесов и грузин. Роду Османов от них никогда не случалось измены.

Если род Османов идет в поход, татарским ханам присылают "сапожные деньги" 5, а также доставляют 12 тысяч алтунов для жалования этим капы-кулу. Деньги делят между капы-кулу. По благословенному хассу 6, падишахскому закону, наравне с бейлербеем Румелии содержание ханов составляет 100 тысяч акче. Их берут от кефинской таможни, счет ведут эмин с дефтердарами и секретарями. Таков падишахский закон.

Ханам было пожаловано 2 знамени, 2 санджака и байрака 7 и военный оркестр в 7 рядов. Он играет перед войсками в оставшиеся от предков афросиябовы трубы 8, джемшидовы зурны и барабаны. Ханы являются предводителями очень боеспособного войска, в котором нет и признака конюшен, складов и кладовых, кухонь, повозок, верблюдов и упряжек, пушек и ружей, палаток и шатров. [Войско составляет] 80 тысяч конных воинов с саадаками и вооружением, с плетьми в руках. 60-70 тысяч коней связываются друг с другом хвостами. Через каждые сто шагов, называемые кошунами, на спины грузовых животных токмакскими ремешками 9 привязывают казаны под названием хушчи. На некоторых лошадей [навьючивают] завернутые в бараньи и козьи шкуры сушеное просо и сухой творог. А больше ничего съедобного нет. Татары, ветроподобные охотники за врагом, привыкли к этому. В день они делают по десять [дневных] переходов, и удивительно, но лошадей не кормят и не ухаживают за ними. Как только они сходят с лошадей, они отпускают их в степь с мальчиками. Кони там валяются, играют в траве и пасутся. В зимнем же походе кони разгребают снег, находят под ним траву, то есть сухую траву, оставшуюся с прошлого года, и едят ее. Коням совсем не дают ячменя. А когда лошадей привязывают и готовят к походу, то 40-50 дней им не дают ни сена, ни соломы, но днем и ночью не отрывают их головы от торб, полных ячменем.

Даже в холодные зимы, что бывают в тех краях, у татар нет шатров. Они связывают токмакскими ремешками концы четырех прутов, нижние концы тех прутов втыкают в землю, накидывают сверху на пруты дождевые накидки, которые носят на спине, и получается подобие шатра. Седельные подушки, или чиркисы, они расстилают на снегу, седло кладут под голову, а под седельный домик привязывают саблю или саадак, называемый теркеш. Сами снимают даже рубаху, укрываются штанами и ложатся спать совершенно голыми. Утром они надевают рубашки из красной и голубой бязи, вскакивают и сразу надевают свою накидку-шатер из войлока, кладут седло на коня, протягивают одну подпругу через передние ноги [коня], а другую через пах, и в мгновение ока садятся верхом, меч и колчан прилаживают уже на коне, стегают два раза коня плетью, погоняют и скачут, разогревая на морозе и себя, и коня.

В общем, они созданы для походов. Этот народ подобен полку. Теперь у хана, калги, нуреддина и Ширин-бея есть войлочные кибитки, а у хана есть 8 шатерчиков для казны. И на этом все.

Крымское войско - редкое диво, подобное войску Чамапура 10. Законы, обычаи и установления крымских ханов - удивительное и странное зрелище. Пышности и великолепия, как у рода Османов, или у персидских шахов, и у других падишахов и королей, здесь нет. Они к этому и не стремятся, говоря: "У наших отцов и дедов мы этого не видели", и новшеств не вводят.

Да здравствует их сикка и хутба, потому что [крымский хан] - обладатель собственной сикки. Акче рода Османов среди татар Крымского острова не ходит. Но в Кефе - ходит. 8 ханских акче составляют один дирхем. Это белое акче - кружок из чистого серебра. В их сикке написано: "Султан Мухаммед Герай-хан, сын Селямет Герай-хана, да увеличится [Божья] помощь. Чекан Бахчисарая". В этой стране нет серебряных рудников. Расплавляют бесчисленную казну, приходящую от королей неверных и режут [монету].

В хутбе сначала идет имя Бога, потом Мухаммеда-Избранника, потом четырех чистых друзей 11 и сына дяди Пророка 12, и шехидов Кербельской степи, затем слуги священных городов 13, владыки царей арабов и неарабов, двух Ираков, султана двух суш и хакана двух морей, султана Мухаммед-хана, сына Ибрахим-хана Ахи Гази Мурад-хана, сына султана Ахмед-хана, потом господина Кыпчака и Солгата, обладателя мощи и силы, султана Гази Мухаммед Герай-хана, сына султана Селямет Герай-хана, сына султана ... Говорят до Сахиб Герая, Хаджи Герая, Менгли Герай-ханов, поминают в хутбе предков ханов. Потом в проповеди произносят аят: "Воистину, Бог повелевает справедливо и милостиво" 14, и заканчивают хутбу. Род Османов поминают первым, потому что он обладает престижем падишахов Мекки и Медины. Назначение всех ханов - в руке рода Османов. [Поэтому] в хутбе первым идет имя рода Османов, и духи шехидов радуются. Все проповеди, которые читаются после хутбы, все аяты и хадисы хатипы направляют на священную войну против зловредных неверных, на поощрение битвы.

Поистине, [татары] - это полк без фуража и припасов, муджахеды и газии на пути Божием, хорошие мусульмане. И государство их надежное, безопасное и справедливое.

Описание похвального нрава Мухаммед Герай-хана Гази, да приветствует его Бог!

Он очень кроткий, набожный, терпеливый, богобоязненный, воздержанный от запретного, набожный, жадный до моления, полный света обладатель познаний, милосердный и великодушный, склонный к благотворительности. Он участвует во всех диспутах и богословских спорах о Слове Божием, склонен к дружбе с обладателями познаний в науках и со спутниками образованности. Он удостоился общения со многими Божьими святыми. Это высокоизящный и мужественный тысячеискусник, полный познаний об этом мире и [знаток] наук о Боге, а также посвященный в тайные науки, аскет и обладатель величия, властитель царей. Он постоянно беседует с путешественниками по суше и по морю, с тщательно исследующими учеными, со знатоками этого мира. В келье, углу уединения, он беседует о науках Шариата и о различных удивительных и странных делах. У него есть собственные сочинения по науке стихосложения на чистом и красноречивом чагатайском языке. Его псевдоним - Хани. Но хотя он постоянно занимается поминовением имени Бога, делом его является джихад на Пути Божием. Отомстив неверным, он получает военную добычу. Я не встречал больше такого разумного и славного характером, храброго героя-венценосца, достославного хана. Пусть же его величие и достоинство еще более возрастают с Божьей помощью! Пусть всю его жизнь горят, как факел, его свита, его рабы и рабыни в городе Бахчисарае! Делая добро и проявляя милость, он склонен к благоустройству города. Пусть Могущественный Господь устроит его в обоих мирах!

(пер. Е. В. Бахревского)
Текст воспроизведен по изданию: Книга путешествий. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.). Симферополь. Дар. 1999

© текст - Бахревский Е. В. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001